Рабочая программа внеурочной деятельности "Школьная газета"
рабочая программа по русскому языку (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Сафонова Елена Владимировна

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneur_deyat_shkolnaya_gazeta_safonova.docx44.1 КБ

Предварительный просмотр:

                             

                                        1.  Пояснительная  записка.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школьная газета» разработана для занятий с обучающимися 5-8  классов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, 2015 г.

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития обучающихся.

           Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно - деятельностного подхода на средней ступени обучения, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Занятия журналистской деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка.

          Актуальность данного курса обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети на занятиях, базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.

                 Цель программы:

знакомство детей с многообразием журналистских жанров, с основами издательского дела, обучение основным принципам и законам написания и редактирования публицистического, художественного и научного текстов, сделать доступным и посильным издательское дело.

                Задачи программы:

  • развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в данном виде деятельности;

  • формировать у ребят практические навыки журналистской работы: умение собирать информацию пользоваться разнообразной справочной и научной литературой;

  • активизировать познавательную мыслительную деятельность;

  • развивать критическое мышление;

  • развивать коммуникативные умения, самостоятельность при создании материала;

  • прививать культуру общения;

  • воспитывать духовные качества личности, активную жизненную позицию;

  • воспитывать у обучащихся потребность в устных и письменных публицистических выступлениях и прививать им необходимые для этого навыки;

  • развивать творческие способности школьников — осуществлять выпуск стенгазет, рукописных журналов, альманахов, оформлять альбомы, стенды.

  • коммуникативные способности обучающихся с использованием технических средств
  • формировать творческие способности детей;

  •  анализировать и отбирать полученную информацию;

  • использовать силу воздействия массовой информации для становления духовного мира учащихся;

  •  применять полученные знания при создании школьной газеты.

Данная программа рассчитана на 1 год. Общее количество часов – 170 часов, 5 часов в неделю.

      Форма проведения занятий: ролевые игры; свободная творческая дискуссия; проблемная ситуация; групповая и парная работа; практическая деятельность; тренировочные упражнения; тренинги;

чтение и обсуждение статей из газет; школьных газет; подготовка статей для публикации в школьной газете.

                     

 

                        2.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Личностные учебные действия:

  • установление обучащиюмися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

  • формирование интереса к выполнению творческих проектов;

  • оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

  • ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

Метапредметные учебные действия:

  • расширение приёмов составления разных типов плана;

  • расширение круга структурирования материала;

  • умение работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами;

  • обогащение ключевых компетенций эстетическим содержанием;

  • умение организовывать самостоятельную творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

  • способность оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

                               3.        Содержание программы.

ТЕМА 1. Вводное занятие. Профессия журналиста (5часов).

Знакомство с программой внеурочной деятельности, решение организационных вопросов. Что такое журналистика? Взгляд изнутри. Каким должен быть журналист? Формирование представлений о профессии журналиста. Правила поведения юного журналиста. Разделы школьной газеты.

 

ТЕМА 2. Функции журналистики (5часов).

Функции журналистики: информационная; коммуникативная; выражение мнений определенных групп; формирование общественного мнения. Журналист как представитель определенного слоя общества.

      Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.

 ТЕМА 3. Требования к журналисту (2 часа).

       Требования к журналисту: компетентность; объективность;

        соблюдение   профессиональных и этических норм;

        глубокие знания в области литературы, философии;

        владение литературным языком.

 ТЕМА 4. История российской журналистики (5 часов).

        Из истории развития газетного дела.

        Журналистика XVIII века.

        Выпуск первой газеты в России «Ведомости» при Петре I в XVIII веке.

        Журналистика XIX века.

       А.С.Пушкин – публицист. Журналы «Современник»,

      «Отечественные   записки».

        Журналистика        XX века.

       Истоки нравственных основ журналистской этики.

      Практическая работа. Написать репортаж « Моя школа».        

       

ТЕМА 5. Жанры журналистики (11 часов).

Жанры журналистики и их особенности.

Интервью  особенности этого жанра, его виды: интервью  монолог, интервью  диалог, интервью  зарисовка, коллективное интервью, анкета.

Статья  роль статьи в газетах и журналах. Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления, яркость литературного изложения.

Заметка  один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра  заметка информационного

характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение.

Отличие заметки от корреспонденции.

Репортаж  наглядное представление о том или ином событии, через непосредственное восприятие журналиста  очевидца или действующего лица.

Жанровое своеобразие  использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.

Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.

Очерк  близость к малым формам художественной литературы  рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого репортажа.

Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.

Фельетон  острая, злободневная критика, особые приемы изложения.

ТЕМА 6. Язык журналистики (9 часов).

Слово и понятие. Многозначность слова.

Сущность слова.Ошибки в употреблении многозначных слов.

Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы,            неологизмы. Стилистические пласты лексики

Профессиональная лексика, диалектизмы, жаргонизмы, современный сленг.

Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.

Практическая работа. Подготовить рассказ « Я хочу рассказать о слове ….».

ТЕМА 7. Стилистические фигуры речи        (8 часов).

Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.

Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза,

 градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.

Практическая работа. Найти в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и стилистических фигур, определить их роль в тексте. Написать зарисовку о любом времени года, используя определенные стилистические фигуры.

ТЕМА 8. Анализ газетных и журнальных публикаций с целью выявления тропов и стилистических фигур, определения  их роли в тексте(3 часа).

ТЕМА 9. Композиция журналистского материала (4 часа).

Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение.

Основные структурные связи в рассуждении.

Практическая работа. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры повествования, описания, рассуждения. Напишите рассказ на тему «Как я провел лето», используя разные типы построения.

ТЕМА 10. Публицистический стиль (3 час).

Выразительные средства языка публицистических произведений.

Заглавие  важный компонент текста.  Знакомство с различными видами заголовков.

Практическая работа.  Рассмотреть заголовки газеты, попробуйте заменить их, что из этого получится?

ТЕМА 11. Информационные жанры  (10часов).

Информационные жанры: отчет, хроника, репортаж, интервью, заметка, информация-объявление.

Основные требования к информативной публицистике: актуальность, правдивость, оперативность, доступность, выразительность, фактологичность (ссылки, свидетельства, цитаты, определение места, времени, обстоятельств). . Цитирование. Назначение цитат, их применение, способы передачи чужого высказывания в письменной речи.

 Практическая работа. Создание текста определенного жанра.

ТЕМА 12. Аналитические жанры (5часов)

Назначение произведений аналитических жанров – сообщить о явлении, выявить, исследовать его корни, показать его сущность.

Специфика аналитической журналистики. Ее виды и жанры (статья, обозрение, отзыв, рецензия).

ТЕМА 13. Художественные жанры (5 часов)

Художественные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон.

Практическая работа. Знакомство с письмами Лихачева. 

Выразительное чтение  писем.

Наблюдения над особенностями очерка,

анализ текстов-образцов;  создание эссе или фельетона.

ТЕМА 14.Практическая работа «Написание статьи» (2 часа).

Написание статьи о проблемах нашего класса. Необходимый критерий – выбор одного из публицистических жанров и соблюдение его стилистических норм и особенностей.

ТЕМА 15.Знакомство с оформительским делом (10часов).

Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер).

Изучение шрифта. Знакомство с видами шрифта по различным изданиям периодической печати.

Роль фотографий в газете. «Портрет», «пейзаж», «композиция». Фотографирование объектов, просмотр работ, их обсуждение, выбор наилучших.

Дизайн газеты. Классический дизайн газеты. Просмотр газет с классическим дизайном, выявление особенностей черт.  Создание газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ.

 Практическая работа. «Фоторепортаж».

ТЕМА 16.Особенности газетного языка (2 часа).

          Особенности газетного языка.

ТЕМА 17.Речевая культура (6часов).

Культура устной и письменной речи. Понятие о культуре письменной речи. Языковая норма как совокупность правил выбора и употребления языковых средств. Изменение норм

         Практическая работа. Юмористический рассказ.

     

ТЕМА 18. Эстетика и дизайн. (7 часов).

Эстетика как философская категория. Дизайн газеты.

Классический дизайн газеты. Современный дизайн газет. Цели дизайна газет. Черты различных дизайнов.

Выбор шрифта для определённого по содержанию текста.

Дизайн школьной газеты.

ТЕМА 19. Школьная газета (4часа).

Печатные издания и их роль. Просмотр материалов школьной газеты. Техническое обеспечение.

ТЕМА 20. Роль школьной газеты (2часа).

Кому и зачем нужна газета в школе? Для кого выходит? Каких целей может достичь? Выбор названия классной газеты. Как планировать номер.

ТЕМА 21. Читатель и его интересы (2 часа).

Кто будет читателем школьной газеты, и что он ждет от нее? Методы выявления читательских запросов и предпочтений.

ТЕМА 22. Как написать статью в школьную газету? (4часа).

Жанровые формы. Заметка. Структура заметки. «Новость одной строкой».

 Практическая работа. Статья в школьную газету «Помни о прошлом».

ТЕМА 23. Темы газетных публикаций (4 часа)

Словарь газетного дела

Правила расположение новостей. Рубрики. Полосы.

Практическая работа. Составить эскиз газеты.

ТЕМА 24. Заметка-благодарность (3 часа)

Правила: честность и достоверность; краткость и ясность.

Способы предупреждения фактические ошибок:

проверять и перепроверять информацию, особенно цифры, даты, имена и фамилии;

ТЕМА 25. Требования к информации (4 часа).

Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Достоверность. Краткость, ясность. Проверка источника и ссылка на него. Авторство. Подпись иллюстраций и фотографий.

Практическая работа. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение.

ТЕМА 26. Источники информации (3 часа).

Очевидцы событий. Литературные источники. Интернет-источники. Собственное мнение журналиста. Правила оформления.

ТЕМА 27. Заголовки и иллюстрации (3часа).

    Объем заголовков, их стилистика. Иллюстрации.

    Практическая работа. Придумать 5 заголовков на тему «Школьная страна».

ТЕМА 28. Интервью (3 часа).

Основные правила ведения интервью.

Практическая работа. Взять интервью у участника Великой Отечественной войны.

ТЕМА 29. Выпуск газеты (6 часов).

Этапы выпуска номера газеты: планирование номера газеты; сбор информации; подготовка материалов, рубрик, полос; подбор иллюстраций;

макетирование и верстка номера; редактирование и вычитка, подписание номера; обсуждение номера.

Время каждого этапа определяется в зависимости от периодичности выхода газеты.

ТЕМА 30. Школьная редакция (2 часа).

Обозреватель. Репортер. Корректор. Верстальщик (дизайнер).

ТЕМА 31. Практическая работа по выпуску школьной газеты(5часов).

Практикум по выпуску газеты (определение темы, сбор фактов, анализ фактов и составление плана, написание черновика и корректирование плана).

ТЕМА 32.        Путевые заметки (4 часа)

Понятие        о путевых        заметках,        их        основных        формах.        

Композиционные        особенности        путевых        заметок.

Субъективный        взгляд        автора. Привлечение наглядного материала. Место путевых заметок в устной и письменной речи.

ТЕМА 33. Интернет-журналистика (2  часа).

ТЕМА 34. «Журналистский опрос» (3 часа).

Понятие о журналистском опросе и правилах его проведения.

Практическая работа. Составление и обсуждение вопросов для предстоящего журналистского опроса «Наша школа».

ТЕМА35. «На охоту за новостями» (2 часа).

Главные и второстепенные факты.

ТЕМА 36. Реклама и ее роль в деятельности информационной службы(5 часов).

Цели и задачи рекламы. Реклама и психология. Основные рекламные термины. Основные виды рекламы.

Практическая работа. Создание рекламы.

ТЕМА 37. Как основать свою газету(2 часа).

Практическая работа. Создание мини-проекта.

ТЕМА38. Итоговое занятие. Презентация «Портфеля творческих достижений» (3 часа).


                         4.Тематическое планирование.

               

№ п/п

Темы, раскрывающие основное содержание программы

Число часов, отводимых на каждую тему

1

Вводное занятие. Профессия журналиста.

5

2

Функции журналистики.

5

3

Требования к журналисту.

       

2

4

История российской журналистики.

5

5

Жанры журналистики.

11

6

Язык журналистики.

9

7

Стилистические фигуры речи.

8

8

Анализ газетных и журнальных публикаций с целью выявления тропов и стилистических фигур, определения  их роли в тексте.

3

9

Композиция журналистского материала.

4

10

Публицистический стиль.

3

11

Информационные жанры.

10

12

Аналитические жанры.

5

13

Художественные жанры.

5

14

Практическая работа «Написание статьи».

2

15

Знакомство с оформительским делом.

10

16

Особенности газетного языка.

2

17

Речевая культура.

6

18

Эстетика и дизайн.

7

19

Школьная газета.

4

20

Роль школьной газеты.

4

21

Читатель и его интересы.

2

22

Как написать статью в школьную газету?

4

23

Темы газетных публикаций.

4

24

Заметка-благодарность. 

3

25

Требования к информации.

4

26

Источники информации.

3

27

Заголовки и иллюстрации.

3

28

Интервью.

3

29

Выпуск газеты.

6

30

Школьная редакция.

2

31

Практическая работа по выпуску школьной газеты.

5

32

Путевые заметки.

4

33

Интернет-журналистика. 

2

34

«Журналистский опрос».

3

35

«На охоту за новостями».

2

36

Реклама и ее роль в деятельности информационной службы.

5

37

Как основать свою газету.

2

38

Итоговое занятие. Презентация «Портфеля творческих достижений».

3

Итого

170 часов



        




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Внутришкольная газета «Переменка»»

Рабочая программа для внеклассной работы по обучению детей компьютерной грамотности....

Рабочая программа элективного курса "Газета - это интересно" для учащихся 11 класса

Элективный курс для учащихся 11 класса "Газета - это интересно" помогает старшеклассникам развить полученные в школе навыки чтения и устной речи. Обсуждение проблем современной жизни помогает активизи...

Рабочая программа кружка «Школьная газета «Мир детства»

Программа кружка «Школьная газета «Мир детства» по содержанию является художественно-эстетической, по функциональному предназначению – общекультурной, по форме организации – кружковой, по времени реал...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа кружка "Школьная газета"

Рабочая программа кружка "Школьная газета"...

Рабочая программа ОДО "Школьная газета"

Рабочая программа ОДО "Школьная газета"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...