Комплексное занятие на тему «Люблю я русскую березку»
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Жесткова Светлана Владимировна

Этот материал рассказывает о некоторых русских обычаях и традициях; прививает интерес к русской культуре; развивает выразительную, образную речь и творческие способности детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Люблю я русскую березку21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное занятие на тему «Люблю я русскую березу»

Цели: рассказать о некоторых русских обычаях и традициях; прививать интерес к русской культуре; развивать выразительную, образную речь и творческие способности детей.

Оборудование: в клубе оформлена выставка рисунков с изображением березы, изделий из бересты; расставлены вазы с веточками березы; плакаты

Для изготовления березки на каждого ребенка: лист белой бумаги; лист двухсторонней зеленой бумаги; клей; черный фломастер или маркер; ножницы; образец березки.

Ход:

Ребята по очереди читают стихи, которые написаны на плакатах

  1. Ты до того, березонька, красива

И в полдень жаркий, и в часы росы,

Что без тебя немыслима Россия.

И я не мыслим без твоей красы.

                                               П. Балацкий

      2. Я навек за туманы и росы.                                                                                                                                                                     Полюбил у березки стан,                                                                                                                                                 И ее золотые косы,                                                                                                                                                          И холщевый ее сарафан.                                                                                                                                                                      С.Есенин

3.В ее красе сурово нежной

Природа русская смогла

Соединить и холод снежный,

И зелень летнего тепла.

И. Груднев

Звучит в записи песня «Светла от берез Россия», (слова И. Шаферана, музыка П. Аедоницкого).

Педагог.  Без березы не мыслю России,-

                Так светла по-славянски она,

               Что, быть может, в столетья иные

                От березы вся Русь рождена.

                Под березами пели, женили,

               Выбирали коней на торгах;

               Дорогих матерей хоронили,

               Так, чтоб были березы в ногах.

               Потому, знать, березы весною

               Человеческой жизнью живут:

              То смеются зеленой листвою

               То сережками слезы прольют.

Так с любовью и нежностью пишет поэт О. Шестинский  об этих славных, милых сердцу и дорогих русских березах. Нет в русском лесу дерева более родного и близкого, чем березка. И, может быть, нет на свете дерева красивее березы.

Тонкая, ажурная, бледно- зеленая листва над молочно – белым стволом удивительно хорошо сочетается с серо – голубым небом, всегда пробуждает в нас нежное и доброе чувство, рождает ощущение необыкновенной радости, легкости, простора и полноты жизни.

Мы поговорим с вами сегодня о красавице русского леса  - стройной белокурой березке.

-Какие вы знаете рассказы, стихи о березе? (ответы детей)

- Белая береза. Почему ее так называют?                                                                                  

-  Наши предки – славяне чтили главную богиню, мать всех духов и богатств на земле. Ее называли Берегиня. Наверное, Берегиню почитали в образе священного белого дерева – русской березы. Недаром русский народ отмечал веселые  летние праздники вокруг любимых берез, украшая их лентами, заплетая ветки косами. Водили вокруг берез хороводы, пели песни. И теперь о березе песни поют, стихи сочиняют, картины рисуют. Любят ее за красоту, за чистоту и светлый добрый русский характер.

- Едва ли найдется человек, равнодушный к красоте березы. Береза  — символ Родины и нежности.  Предлагаю, ребята,  вам сделать березку своими руками.

-Из белой бумаги вам необходимо вырезать круг. Четверть круга вырезать и склеить получившуюся деталь в виде конуса. Это — ствол будущей березки. На него нужно нанести черным маркером характерные для русской красавицы полоски. Из зеленой бумаги нарезать полоски. Накрутить их на карандаш или ручку, и аккуратно снять. Должны получиться забавные спиральки. Приклеиваем получившиеся спирали на верхушку конуса - это листва дерева. В итоге у нас получается вот такая красавица березка, (показываю образец).

Звучит в записи песня «Белая береза» (слова Л. Овсянниковой, музыка В. Шаинского)

Дети самостоятельно работают. Помогаю затрудняющимся.

- Вот какая у нас получилась березовая роща.

 - Сейчас проведем   познавательную викторину  «Что я знаю о березе».

Вопросы викторины:

1. Какое дерево мы называем символом России?
Ответ: берёзу

2.В стихотворении Сергея Есенина «весна прибрела в лаптях берестяных». А кто знает, что такое береста?

Ответ: береста – это поверхностный слой коры

3. Какую роль играет береста в жизни дерева?
Ответ: Береста предохраняет живые ткани ствола от высыхания. Она непроницаема для воды и газа. Белая кора-береста защищает дерево от солнечных ожогов (вследствие того, что белый цвет отражает солнечные лучи).

4.Берёза занимает важное место в культуре славян. К образу берёзы нередко обращались поэты. Каким поэтам принадлежат эти строки?

«Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром».

Ответ: Сергей Есенин

«Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она».

Ответ: Афанасий. Фет

«Тепло и влажный блеск.
Запахли медом ржи,
На солнце бархатом
Пшеницы отливают,
И в зелени ветвей,
В березах у межи,
Беспечно иволги болтают».

Ответ: Иван. Бунин

5. Что можно изготовить из древесины берёзы?
Ответ: мебель, лыжи, фанеру, приклад огнестрельного оружия.

6. Сколько лет может прожить береза?
Ответ: до 150 лет

7. Какие вы знаете загадки про берёзу?

 Ответ:

«Стоит красавица — косы зелёные, платье белое, кора горючая, ветка плакучая, семя летучее»

«Летом цветёт, зимой греет, настанет весна – потечёт слеза»

«Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова».

8. Берёза – единственное дерево с белой корой. А почему кора у березы белая?
Ответ: в коре берёзы присутствует специфическое, окрашивающее ее вещество под названием «бетулин». Вещество так назвали потому, что берёза по латыни – «бетула».

9. В каком месяце начинается сокодвижение у берёз?
Ответ: в апреле (раннее сокодвижение может начаться в марте)

10. Какое самое подходящее время для сбора березового сока?
Ответ: первая половина весны

11. Можно ли детям пить берёзовый сок?
Ответ: да. Потому что березовый сок очень полезен. В нём содержатся минеральные вещества, витамины, дубильные вещества, глюкоза, фруктоза, органические кислоты.

12. Как называется берёзовый гриб?
Ответ: чага

13. Как вы считаете, годен ли применению напиток из листьев берёзы?
Ответ: да, напиток представляет собой кладезь биологически активных веществ, необходимых для оздоровления организма.

14. Как называется рассказ Евгения Пермяка из серии «Уральские были-небыли» о берёзе?
Ответ: рассказ называется «Берёзовая роща»

15. Известно, что берёзовые веники – незаменимый предмет для похода в баню или сауну. В какой период следует заготавливать веники?
Ответ: лучшее время для заготовки — это конец июня – начало июля. Именно в этот период листочки еще молодые, а ветки мягкие и не грубые.

16. В тундре растёт карликовая берёза. Как вы думаете, какова высота этого дерева?
Ответ: в среднем в половину человеческого роста

17. Какое дерево первым заселяет открытые пространства?
Ответ: белоствольная берёза – светолюбивое растение, поэтому именно она является первым деревом, заселяющим открытые пространства.

18. Что такое дёготь? Где он применяется?
Ответ: При сухой перегонке белой коры образуется дёготь. Берёзовый дёготь используется в медицинских целях и в парфюмерной промышленности.

Педагог.

- Где бы ни росла береза, всюду она приносит радость и свет. Береза символ России, нашей родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля Русская!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка занятия по теме элективного курса русского языка «Лексикология»

Наше сегодняшнее занятие посвящается этимологии некоторых топонимов Самары, но не только выяснению происхождения названий отдельных мест на карте города, а также тому как некоторые из этих названий тр...

Комплексное занятие на тему: «Я в Мире, мир во мне.»

Цель:            Формировать бережное отношение к окружающему нас...

Конспект занятия на тему: «Знакомство с русской матрешкой»

Цель: знакомство детей с народной игрушкой — матрешкой.Задачи:Познакомить детей с историей матрешки.Воспитание эстетических, нравственных, патриотических чувств у детей, посредством народного дек...

Комплексное занятие по теме "Фрукты" в младшей группе д/с

Задачи:        Образовательные Активизируем словарь по теме «Фрукты».Уточняем и расширяем представления о фруктах, их названиях, цвете, форме и вкусовых качествах.Уч...

Конспект элективного занятия по теме: «Изобразительные ресурсы русского словообразования. Слова с суффиксами оценки».

quot;Умеет говорить человек тот,  кто может высказать свои мысли с полной ясностью, придать им тот эмоциональный характер, который был бы в данном случае убедителен и уместен”, - эти слова...

Конспект комплексного занятия кружка «Истоки» - «Люблю березку русскую»

Программное содержание:  формировать интерес детей к родной природе; обобщать знания о берёзе; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного иску...