Внеурочная деятельность "Фантазия"
рабочая программа (7 класс) на тему
Пояснительная записка,цели и задачи,тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost2019_g.docx | 35.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа
муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан
Рассмотрена на заседании ШМО учителей языкознания протокол № 1 Руководитель ШМО______ И.Р.Козлова 29.08. 2018 | Согласовано Утверждаю Зам. директора по УВР директор школы ______Г.С.Кинзябулатова _______ Ю.А.Насонова Приказ № 93 от 31.08.2018 г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Фантазия»
7 класс
на 2018- 2019г.г.
Составитель учитель I категории
Лемдясова Зульфия Аснавиевна.
2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности общекультурного направления
« Фантазия» составлена в соответствии с нормативными документами:
Нормативно-правовая и документальная основа:
1. Закон Российской Федерации « Об образовании».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
3. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
4. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
5. Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
6. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.2.2821-10. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29 декабря 2010 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
7. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.; под ред.В.А. Горского.
Содержание программы внеурочной деятельности «Природа и фантазия» нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах декоративно-прикладного искусства, знакомит с техниками оформительской деятельности, а также расширяет знания учащихся о природе родного края, биоразнообразии, охране окружающей среды, формирует чувство любви к родной природе, гармонии и эстетического вкуса. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок. Предлагаемые занятия основной упор делают на декоративно-прикладную работу с различными материалами: природным и бросовым, бумагой, соленым тестом, папье-маше.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Воспитание культуры чувств, умения сопереживать, слышать, видеть и понимать, ощущать сопричастность опыту предков через проникновение в мир родного края, формирование любви к месту своего рождения, желание сделать его лучше и уютнее.
Новизна, актуальность, отличительные особенности данной программы определяются одновременно следующими факторами:
- расширяет, углубляет и интегрирует школьные учебные предметы: «Окружающий мир», «Биология», «География», «Ботаника», «Зоология», «Технология», «Изобразительное искусство» и другие предметы;
- носит гуманистический и практико-ориентированный характер;
- формирует у обучающихся экологическую компетентность;
- широко использует такие новые технологии как информационно-сетевые, коммуникативные, проектные и другие.
Обучение ведется с учетом индивидуальных особенностей развития, учета способностей и одаренности, а также специфики физического и психического состояния здоровья детей. Взаимоотношения педагога и обучающихся основаны на взаимопонимании и гуманно-демократических принципах.
Программа «Фантазия» рассчитана на обучающихся 7 классов. Объем часов, отпущенных на занятия внеурочной деятельностью, составляет 34 часа в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение 40 минут.
Цель программы: создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Задачи программы:
Обучающие:
- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, окружающего мира, биологии, способствовать их систематизации;
- содействовать формированию и развитию навыков восприятия природы родного края;
- создать условия для развития у детей базовых мировоззренческих основ в познании и защите окружающего
мира; - знакомить с основами знаний в области проектирования, композиции, декоративно-прикладного искусства;
- учить самостоятельно анализировать изготавливаемое изделие;
- продолжать формировать образное, пространственное мышление;
- обучать приемам работы с различными материалами;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
приобретение навыков проектно-исследовательской деятельности.
Развивающие:
- развивать интеллектуально-творческие способности, инициативу, самостоятельность;
- пробуждать любознательность в области декоративно-прикладного искусства, технической эстетики;
- развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение;
- развивать мелкую моторику рук, глазомер, координацию;
- развивать художественный вкус, творческие способности, фантазию детей;
- формировать и развивать у детей стойкий интерес к миру живой природы.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к родной природе;
- воспитывать интерес к работе с разными материалами;
- расширять коммуникативные способности детей;
- формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Формы занятий:
- по количеству детей, участвующих в занятии – коллективная, групповая, индивидуальная;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия – практикумы, беседы, тренинги;
- по дидактической цели - вводные занятия, практические занятия, занятия по углублению знаний, творческие занятия, игры, викторины.
Методы работы:
- моделирование;
- конструирование;
- исследование;
- практические работы;
- наблюдения;
- выставки;
- экскурсии;
- самоанализ и самооценка.
Основное место на занятиях занимает практическая работа, в результате которой создается изделие определенного функционального назначения.
Учебно - тематический план первого года обучения
№ | Наименование разделов программы | Количество часов | ||
всего | Тео- рия | Прак тика | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | В чудесном лесу | 5 | 2 | 3 |
3 | Флористика – музыка души | 6 | 1 | 5 |
4 | Новогодние композиции | 4 | 1 | 3 |
5 | Лепка из солёного теста | 9 | 2 | 7 |
6 | Работа с бисером | 5 | 1 | 3 |
7 | Поделки из бросового материала | 3 | 1 | 2 |
8 | Отчетная выставка работ учащихся | 1 | - | 1 |
Итого: | 34 | 9 | 25 |
Содержание курса первого года обучения
- Вводное занятие (1ч)
Введение в образовательную программу. Задачи и структура занятий. Организация рабочего места. Правила безопасности труда на рабочем месте. Приемы безопасной работы с инструментами. Размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Планирование деятельности в ходе практической работы. Взаимопомощь в работе.
- В чудесном лесу (5ч)
Природа в жизни человека. Отражение красоты природы в искусстве. Растительный мир водоёмов, полей и лугов. Декоративные растения леса, сада, поля, водоёмов, лугов.
Способы заготовки материала. Место и время сбора. Методы сушки цветов и листьев. Хранение засушенного материала. Объёмное засушивание. Условия устойчивого сохранения цвета и формы растений. Распределение материала по цветовой гамме. Техника составления композиций, панно, орнамента. Формы букетов и композиций. Вспомогательные средства.
Знакомство с разными видами круп (рис, гречка, пшено, ячневая, кукурузная, манная, пшеничная и др.), их происхождением и предназначением. Технология изготовления аппликаций из круп. Использование круп для украшения объёмных изделий. Правила окрашивания, сушки и хранения круп. Дополнительные материалы, используемые в работе. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.
Практические работы:
Изготовление роз из цветных кленовых листьев. Изготовление осенних композиций из листьев, цветов, плодов. Аппликация из природных объектов.
Экскурсия «Рыжая осень» (Заготовка природных материалов, сушка собранного материала).
Изготовление аппликаций из разных видов круп: « Грибы», «Цветы».
Биологическая викторина «Путешествие в мир цветов».
- Флористика – музыка души (6ч)
Мир цветочных аранжировок. Букеты. История, разнообразие форм, назначение букетов. Цветочные композиции: новогодние, весенние, летние, осенние. Икебана. Цветы в легендах и преданиях.
Практические работы:
Изготовление композиций и букетов.
Викторина «Легенды о цветах»
- Новогодние композиции (4ч)
Традиции празднования Нового года. Традиции украшения Новогодней ёлки на Рождество.
Практические работы:
Творческая работа «Сказочная ёлка»
- Лепка из солёного теста (9ч)
Правила ТБ при работе с солёным тестом. Приспособления и инструменты. Специфика раскраски изделий из солёного теста. Создание фактуры поверхности. Скрепление деталей между собой. Сушка, запекание, подрумянивание. Нанесение защитных составов. Проектирование будущего изделия. Изготовление вырезанием по шаблону. Изготовление элементов декора из соленого теста. Отделка готовых шаблонов объемными элементами.
Практические работы:
Декоративные рыбки
Панно «Домик в деревне»
- Работа с бисером (5 ч.)
Плоские фигурки. Цветы для мамы. Фенечки из бисера. Браслеты из бус. Украшения
- Поделки из бросового материала (3ч)
Что можно сделать из ненужных вещей? Знакомство с материалами и их свойствами. Аппликация. Основные приёмы работы.
Практические работы:
Изготовление панно из пуговиц.
- Отчетная выставка работ учащихся (1ч)
Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки поделок школьников. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
Практическая работа: проведение выставки
Формирование универсальных учебных действий в результате освоения курса « Фантазия»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия; - контролировать действия партнера;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Предметные универсальные учебные действия
Обучающиеся смогут:
- иметь представления о художественной деятельности, основам культуры труда;
- знать виды материалов, их свойства, названия и возможности для применения в творческих работах;
- знать названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы с ними;
- знать технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- знать способы разметки и способы соединения деталей;
- под контролем учителя организовывать свое рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы, правильно работать инструментами;
- овладеть первоначальными приемами работы с природными материалами.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- последовательно проектировать и выполнять работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие)
- реализовывать творческий замысел в контексте художественно-творческой и трудовой деятельности с помощью учителя.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Фантазия»
Обучающиеся:
1. Расширят знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
2. Познакомятся с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
3. Познакомятся с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
4. Будут использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
5. Познакомятся с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
6. Смогут создавать полезные и практичные изделия, оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
7. Совершенствуют навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную.
Формы подведения итогов реализации программы
- составление альбома лучших работ;
- оформление портфолио достижений обучающихся;
- проведение выставок работ обучающихся;
- защита проектов;
- участие в ежегодных конкурсах детских творческих работ.
Информационно-методическое обеспечение программы
- Список литературы
- Г. Беда. Живопись и ее изобразительные средства. – М., 1977
- Н.А Горяева. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2000.
- В.П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2001.
- С.В. Кульневич. «Не совсем обычный урок», Издат. Программа «Педагогика нового времени», «Воронеж», 2006 год.
- Т.Н.Проснякова. Цветы: Энциклопедия технологий прикладного творчества – Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2012
- В.В. Ячменева Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2003
2. Цифровые образовательные ресурсы
2. http://masterclassy.ru/podelki/prirodnye-podelki
3. http://www.detskiepodelki.ru/podelki-dlja-malyshej/prirodnye-podelki
4. http://www.millionpodarkov.ru/podelki/prirodnye-podelki
Календарно-тематическое планирование
7 класс (34 часов, 1 час в неделю)
№ | Наименование раздела, темы | Коли чество часов | Дата проведе ния по плану | Дата проведе ния по факту | Примеча- ние |
1. | Введение (1ч) |
| |||
Вводное занятие | 1 | 6.09 | |||
В чудесном лесу (5) | |||||
2. | Природа в жизни человека. | 1 | 13.09 | ||
3. | Экскурсия «Радужная осень» | 1 | 20.09 | ||
4. | Составление композиции из природного материала | 1 | 27.09 | ||
5. | Аппликация из семян растений | 1 | 4.10 | ||
6. | Крупинка к крупинке – получится картинка. | 1 | 18.10 | ||
Флористика – музыка души (6ч) | |||||
7. | Флористика как вид декоративно-прикладного искусства. | 1 | 25.10 | ||
8. | Работа с природными материалами. Объемная композиция. | 1 | 8.11 | ||
9. | Аппликация из цветов и листьев | 1 | 15.11 | ||
10. | Аппликация из семян растений | 1 | 22.11 | ||
11. | Топиарий из сухоцветов | 1 | 29.11 | ||
12. | Топиарий из сухоцветов | 1 | 6.12 | ||
Новогодние и рождественские композиции (4ч) | |||||
13. | История новогодних и рождественских праздников | 1 | 13.12 | ||
14 | Новогодний сувенир | 1 | 20.12 | ||
15. | Творческая работа «Новогоднее панно» | 1 | 27.12 | ||
16. | Творческая работа «Новогоднее панно» | 1 | 17.01 | ||
Лепка из солёного теста (9ч) | |||||
17. | Соленое тесто в народном творчестве. | 1 | 24.01 | ||
18. | Основные этапы изготовления изделий | 1 | 31.01 | ||
19. | Основные этапы изготовления изделий | 1 | 7.02 | ||
20. | Букет в подарок маме | 1 | 14.02 | ||
21. | Букет в подарок маме | 1 | 21.02 | ||
22. | «Панно «Подсолнухи» | 1 | 28.02 | ||
23. | «Панно «Подсолнухи» | 1 | 7.03 | ||
24. | Оформление рамок для поделок. | 1 | 14.03 | ||
25. | Оформление рамок для поделок. | 1 | 21.03 | ||
Работа с бисером (5) | |||||
26. | Плоские фигурки | 1 | 4.04 | ||
27. | Цветы для мамы | 1 | 11.04 | ||
28. | Цветы для мамы | 1 | 18.04 | ||
29. | Фенечки из бисера | 1 | 25.04 | ||
30. | Браслеты из бус. Украшения | 1 | 2.05 | ||
Поделки из бросового материала (3ч) | |||||
31. | Не спешите выбрасывать! | 1 | 16.05 | ||
32. | Ваза из пластиковой бутылки | 1 | 23.05 | ||
33. | Ваза из пластиковой бутылки | 1 | 30.05 | ||
Отчетная выставка работ учащихся (1ч) | |||||
34. | Подведение итогов. | 1 | 30.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»
В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на взаимосвязи внутре...
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.
Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...
"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»
Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.
Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...