Профилактическая работа ( профилактика безнадзорности, правонарушений, других асоциальных явлений)
статья на тему

Лариса Алексеевна Шемякова

Профилактика безнадзорности, правонарушений, других асоциальных явлений должна рассматриваться как необходимая и естественная составляющая воспитательной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_beznadzornosti.docx24.24 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика безнадзорности, правонарушений, других асоциальных явлений должна рассматриваться как необходимая и естественная составляющая воспитательной работы.

        Любая профилактическая работа в образовательной организации  должна представлять собой сочетание трех основных компонентов: 
         1.
Специфический компонент: информация об объекте профилактики и все мероприятия в рамках учебных дисциплин и внеучебной воспитательной деятельности, направленные на предупреждение противоправных действий и злоупотребления алкоголя, табака, наркотиков.
         2.
Неспецифический компонент: любые формы деятельности, способствующие формированию у учащихся позитивных убеждений в необходимости сохранения собственных жизни и здоровья, поиска ресурсного развития личности, а также формирование социально-психологической компетентности.
         3.
Альтернативный компонент: создание в рамках образовательной организации альтернативной среды, способной удовлетворить все личностные потребности учащихся через организацию полезной занятости ребенка.

Система профилактики асоциального поведения учащихся включает в себя шесть основных компонентов.

  1. Выявление учащихся, склонных к асоциальному поведению.
  2. Определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных школьников.
  3. Составление плана педагогической коррекции личности и устранение причин её нравственной деформации, отклонений в поведении.
  4. Изменение характера личных отношений учащегося со сверстниками и взрослыми.
  5. Вовлечение учащихся в различные виды положительной деятельности.
  6. Изменение условий семейного воспитания.

На данном этапе развития образования в процессе реализации профилактической деятельности  необходимо применять современные педагогические технологии. Основополагающей образовательной технологией  ФГОС является технология, основанная на реализации проектной деятельности. В рамках реализации профилактической работы можно использовать социальное проектирование как способ выработки различных стратегий поведения в отношении социальных проблем и явлений. Включаясь в общественную практику, школьники учатся жить в социуме и взаимодействовать с другими людьми — как детьми, так и взрослыми. Социальные проекты подростков не являются отдельными эпизодами образовательного процесса, они должны быть органично включены в широкий поток учебно-познавательной и социальной деятельности школьников.

Конструктивная социальная деятельность школьников — это целенаправленный процесс постижения ими реального мира и взаимодействия с этим миром. Такой процесс преследует двойную цель: он позволяет школьникам на практике находить оптимальные и эффективные средства решения как своих собственных, так и общественных проблем. В этом и состоит суть социализации учащихся, то есть усвоения ими духовных ценностей, образцов поведения, психологических установок, знаний и умений, позволяющих приобретать опыт взаимодействия и общения не с гипотетическим, а реальным социальным окружением.

Социализация детей в образовательной организации обеспечивается средствами учебно-познавательной, проектно-исследовательской и разнообразной коллективной деятельности.

Это предполагает создание условий для того, чтобы добиться следующего эффекта:

  • прочного усвоения каждым учащимся знаний о правилах и нормах поведения в обществе, социальных ролях человека, формирования у него адекватной самооценки, самоуважения, принятия себя «таким, какой есть»;
  •  добровольного и активного участия в детско-юношеских организациях и движениях, деятельности общественных объединений, школьных и внешкольных организаций;
  • безопасного использования позитивных социализирующих возможностей Интернета (участие в социальных опросах, сетевых олимпиадах и конкурсах, создание подростковых интернет-сообществ и т.п.);
  • посильного и добровольного участия подростков в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных и волонтёрских организаций, работе по благоустройству класса, школы, села, города;
  • участия в разнообразных мероприятиях выездного характера: предметных олимпиадах, спортивных соревнованиях, фестивалях художественной самодеятельности и т.д.

Грамотно спланированную, целенаправленную социальную деятельность следует выстраивать с прицелом на то, что основным социальным ожиданием подростков является успешность, признание со стороны родителей и сверстников, состоятельность и самостоятельность в реализации собственных замыслов.

Социальное проектирование — особый вид деятельности подростков, по сути, являющийся ведущей деятельностью детей в возрасте 11–15 лет, в ходе которой и благодаря которой происходит их наиболее интенсивное развитие — физическое, интеллектуальное, психическое, эмоциональное, Социальное проектирование позволяет подростку решать основные задачи возраста: формировать свою Я-концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

Под социальным проектированием принято понимать такую деятельность, которая отвечает следующим характеристикам:

  • это социально значимая деятельность, имеющая общественный резонанс; деятельность задуманная, продуманная и осуществлённая подростком;
  • результатом такой деятельности является создание реального (не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для подростка практическое значение и качественно нового в его личном опыте;
  •  каждый новый проект, предлагаемый ребёнку в школе, должен существенно отличаться от предыдущего и качественно быть более сложным;
  • в ходе проектной деятельности подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, с взрослой культурой, с социумом;
  •  это деятельность, через которую формируются социальные умения и навыки подростка.

Социальное проектирование — это не единственный вид деятельности, но оно пронизывает все другие её виды. В ходе учебной деятельности школьника социальное проектирование можно рассматривать как мотивационный компонент, как методическую форму организации учения, потому что подростки приходят в школу не столько для учёбы, сколько для общения. Часто социальное проектирование выступает для них под видом игры, лицедейства, «примеривания» на себя новых ролей.

Неотъемлемой составляющей проектирования является межличностное общение. В совокупности всё это обеспечивает накопление у подростка социального опыта. Являясь сложным системным образованием, социальное проектирование имеет определённую структуру и, соответственно, может включать в себя социальную пробу, социальную практику и собственно социальный проект.

Под социальной пробой принято понимать особый вид социальной активности, в ходе которой подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, приобретает и осознаёт опыт своего взаимодействия с другими людьми (разумеется, нередко такой опыт может иметь горький привкус).

Цели социальной пробы:

•        восприятие и осознание подростком информации о своём социальном окружении, способах взаимодействия с социумом, уровне своей социальной компетентности и эффективности собственных действий;

•        приобретение и осмысление качественно нового опыта социального взаимодействия;

•        анализ и присвоение информации о своём взаимодействии с социумом.

Задачи социальной пробы:

•        собрать максимум разнообразной информации о социальном явлении, социальном учреждении, социальной среде, социальных отношениях;

•         познакомиться с функционированием социального объекта;

•        проанализировать полученную информацию, провести её верификацию (проверку на истинность);

•         вступить с социальным объектом в прямое взаимодействие оптимальным способом;

•        отрефлексировать полученный опыт.

Возможные виды социальной пробы:

•        сбор информации о социальном объекте из открытых источников (СМИ, информационные стенды, официальный сайт объекта и др.);

•         прямое наблюдение;

•        экскурсия;

•        интервью с компетентным специалистом;

•        анкетирование агентов социального объекта; социологическое исследование.

Социальная проба предусматривает определённые этапы:

1) выбор темы пробы всего класса или тематики социальной пробы в соответствии с разделением учащихся на группы;

2) определение целей работы каждой группы или класса в целом;

3) формулирование перечня индивидуальных заданий;

4) составление плана сбора информации о социальном объекте;

5) формирование групп для осуществления отдельных шагов социальной пробы;

6) выполнение практических действий с целью получения информации о социальном объекте;

7) анализ и структурирование полученной информации в группах;

8) коллективное обсуждение итогов работы групп и класса в целом.

Социальная практика — это процесс освоения, отработки социальных умений и навыков и познание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной.

Продуктом социальной практики могут стать те социальные проблемы, противоречия в существовании социальных объектов, которые осознал подросток. Цель социальной практики раздваивается:

 — уточнение и переосмысление информации о социальном объекте;

 — отработка навыков социального взаимодействия в различных ситуациях.

Основное отличие социальной практики от социальной пробы заключается в степени вовлечённости подростка в социальные отношения. В ходе социальной пробы подросток, как правило, является сторонним наблюдателем, его цель — собрать информацию, которую «излучает» социальный объект. Социальная практика обладает эффектом интерактивности: здесь за счёт вовлечённости в реальный процесс социального взаимодействия подросток тоже получает информацию.

Социальная практика всегда предполагает ситуацию реального взаимодействия учащегося и компетентного взрослого — работника того социального учреждения, которое избрано подростком в качестве объекта своей практики. При этом подросток может осуществлять какие-то шаги, характерные для данного специалиста, а может и не осуществлять их.

Главным содержанием его деятельности является наблюдение за тем, какие профессиональные действия совершает взрослый, собственных самостоятельных шагов подросток в это время не совершает. Наблюдение может рассматриваться, с одной стороны, как проявление фактического присутствия ученика в поле профессиональной деятельности взрослого, с другой — как пассивное участие подростка в самой деятельности, с третьей — как примеривание подростком на себя целей и задач деятельности взрослого, а также принятие позиции специалиста социального объекта во взаимодействии с потребителями социальных услуг.

Объектами социальной практики (как и всего социального проектирования) могут быть:

— социальные институты и учреждения (учреждение по оказанию муниципальных услуг, больница, станция скорой медицинской помощи, отделение Пенсионного фонда);

— социальная среда (детская или спортивная площадка, парк, городской ландшафт);

— социальные отношения (отношение к детям-сиротам, к пожилым людям, к потребителям различных услуг);

— социальные явления (сиротство, детская беспризорность, наркомания).

Социальный проект — наиболее сложный тип социального проектирования, в основе которого лежит преобразующая деятельность. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего (как минимум, в ближайшем социальном окружении подростка) социально значимого продукта. Этот продукт может стать средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно значимая, и потребностью личности, а сама деятельность становится «мостом», связывающим социум и личность.

Все три названные компонента — социальная проба, практика и проект — соотносятся между собой как понятия разного объёма и масштаба, а также различаются по уровню и сложности организации.

Реализация социального проекта обязательно потребует включения в качестве проектных шагов отдельных элементов социальной пробы и практики. Причём, для выполнения подростком социального проекта совсем не обязательно содержательное единство осуществляемых этапов. Таким образом, проба, практика и проект могут соседствовать как взаимодополняющие, опосредующие виды деятельности, но могут существовать и как самостоятельные, конечные, завершённые, в зависимости от целей, содержания и характера деятельности.

Таким образом, социальное проектирование — цельное комплексное явление, элементы которого содержательно, логически и структурно связаны друг с другом, хотя в то же время могут выступать и как самостоятельные «модули». Социальная проба обеспечивает возможность познания социальной действительности, в ходе социальной практики осуществляется углубление понимания и даже проблематизация того, что было познано на этапе пробы, а результатом проектной деятельности становится преобразование социального объекта, явления, ситуации.

Объектами преобразующей деятельности в ходе социального проектирования могут быть:

  • социальные институты (органы власти и управления, молодёжная организация, подростковый клуб, школа, больница, магазин, парикмахерская и др.);
  • социальная среда (городской, сельский ландшафт), социальный ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, игровые и спортивные площадки, стадионы и т.п.);
  • социальные явления («социальные негативы» — девиантное поведение детей и подростков, курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм);
  • социальные отношения (отношение к старикам, к молодежи, к детям; отношение к клиенту, к потребителю, к заказчику; политическое влияние и др.).

Субъектами  социальной пробы, практики и проекта становятся подростки и взрослые, вовлеченные  в  проектирование.  Как и любая другая деятельность, социальное проектирование  не может быть освоено подростком вдруг, одномоментно. Навыки межличностного взаимодействия, приобретенные подростком в других видах деятельности, умение и способность к продуктивной деятельности, общий уровень психического развития  —  те критерии, которые являются показателями степени готовности подростка к социальному проектированию, а в некоторых случаях  —  базой, основой проектирования.

Продуктивное (результативное) социальное проектирование должно отвечать следующим характеристикам:

 — социальное проектирование — это комплексная разноплановая деятельность, объединяющая качественно разные виды работ: сбор информации, анализ, планирование и контроль деятельности проектировщиков, их прямое взаимодействие между собой и с различными людьми (как социальными работниками, так и потребителями социальных услуг);

— такой вид активности обязательно предусматривает практическую деятельность, а не её имитацию или моделирование;

— социально-проектная деятельность предполагает прямую связь идеи проекта с реальной жизнью;

— в социально-проектной деятельности может использоваться игровой компонент, приёмы драматизации;

— социальное проектирование возможно только в ситуации реального интереса, абсолютной добровольности деятельности подростка;

— социально-проектной деятельности присуща структурная целостность, предполагающая взаимосвязь и последовательность всех этапов, обязательным условием её осуществления должно стать логическое завершение и получение продукта проектной деятельности.

Продукт социального проекта должен иметь качественную новизну, причём не только для самого подростка, но и для его ближайшего окружения, то есть по завершении проекта должно быть получено то, что реально отсутствует в обществе.

Методика организации социального проектирования школьников восходит к идеям американского философа Дж. Дьюи, который поначалу изобретённый им метод проектов называл «методом проблем». Старт социально-проектной деятельности обычно связан с обнаружением проблемы, трудности, какого-либо дискомфорта в том, что окружает человека, с чем связана повседневная жизнь, выявлением отсутствия чего-то, что могло бы повысить качество этой жизни.

Возможные цели реализации социального проекта:

— получение и осознание опыта социально значимой деятельности;

 — разрешение конкретной социальной проблемы за счёт собственной активности подростков в совместной деятельности с взрослыми и специалистами социальных служб.

Примерная структура социального проекта, его этапы.

1. Выявление трудностей и социальных проблем, актуальных для класса и для отдельных групп учащихся.

2. Выбор темы проекта. Если единую проблему не удалось установить, тогда можно запустить сразу несколько проектов (системный принцип).

3. Формулирование гипотезы (гипотез).

4. Разработка плана (планов) действий.

5. Определение «точек самостоятельности» и «точек сотрудничества» по каждой проблеме и, соответственно, теме того или иного проекта.

6. Формирование групп проектировщиков.

7. Этап практических действий.

 8. Оформление результатов.

9. Презентация проекта (проектов), обсуждение, выводы.

Социальный проект может выполняться на основе достаточно жёсткого алгоритма действий, но при этом будет отсутствовать определённая последовательность шагов. Инвариантность, универсальные алгоритмы и в то же время наличие различных версий, способов перехода к следующему проектному шагу — всё это характерно для проектной деятельности. «Эффект неопределённости», создаваемый педагогом, необходим для создания ситуации поиска различных путей и реализации самостоятельности для всех участников проекта. Данный приём позволяет обеспечить выбор наиболее оптимальных шагов на различных этапах социально-проектной деятельности школьников.

  1. Янушевский В.Н. Методика и организация проектной деятельности в школе. 5–9 классы. Методическое пособие для учителей и руководителей школ. — М. : Гуманитарный изд. центр ВЛА ДОС,2015. — 127 с.
  2. Комарова И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС.-СПб.:КАРО, 2015. -128 с. – (Петербургский вектор введения ФГОС основного общего образования)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет педагога-психолога МБОУ СОШ№69 по организации работы по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышение эффективности их профилактики. Необхо...

План работы по профилактике безнадзорности, правонарушений с учащимися, их родителями (законными представителями), педагогами в МБОУ "СОШ №5"

Документ содержит план работы по профилактике безнадзорности, правонарушений с учащимися, их родителями (законными представителями), педагогами в МБОУ "СОШ №5"...

Организация деятельности воспитателей интерната по профилактике правонарушений и асоциальных явлений

Автор Сэротэтто Нина Пуптовна, воспитатель Панаевской школы-интерната...