ПЛАН профилактической работы по предупреждению правонарушений, безнадзорности, бродяжничества, наркомании, негативных привычек на 2012-2013 уч.год
материал по психологии по теме
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ п.Солидарность
Елецкого муниципального района
_____________ Т.И.Купавцева
ПЛАН
профилактической работы по предупреждению правонарушений,
безнадзорности, бродяжничества, наркомании, негативных привычек
на 2012-2013 уч.год
Цели и задачи:
- профилактика и предупреждение правонарушений, вредных, пагубных привычек и злоупотребления психоактивных веществ несовершеннолетними подростками школы;
- оказание социально-психолого-педагогической помощи обучающимся и их родителям;
- развитие морально-устойчивой жизненной позиции обучающихся и воспитание их здорового образа жизни;
- изучение трудностей в обучении и воспитании учащихся МБОУ СОШ п.Солидарность с помощью методик психодиагностики;
- выявление психологических причин, вызывающих затруднения обучающихся и педагогов в учебно-воспитательном процессе;
- выявление лиц "группы риска", склонных к злоупотреблению психоактивными веществами, алкоголем, наркотиками;
- выявление обучающихся, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите ;
- обеспечение безопасности детей, снятие их стрессового состояния;
- снижение эмоционального напряжения обучающихся, педагогов, родителей;
- формирование у обучающихся нравственно-моральных качеств;
- корректирование поведения обучающихся с помощью психотерапии;
- изучение трудных семей, оказание им медико-психолого-педагогической и социальной помощи;
- анализ трудностей обучения, воспитания обучающихся и их психоэмоциональных проблем;
- оказание психотерапевтической помощи педагогам, родителям и обучающимся;
- повышение уровня знаний обучающихся об опасности курения, употребления алкоголя, наркотиков, ПАВ;
- формирование навыков компетентного подхода педагогов к оптимальным формам коррекционной работы с дисфункциональными и асоциальными семьями;
- формирование устойчивых нравственных и морально-этических норм поведения обучающихся, соответствующих правилам культурной жизни в обществе;
- формирование у обучающихся, родителей, педагогов школы ответственности за свое здоровье;
- формирование негативного отношения обучающихся к табакокурению, алкоголю, наркотикам, ПАВ;
- формирование устойчивой положительной самооценки школьников и их родителей;
- корректирование невротических нарушений школьников;
- предупреждение развития стрессов обучающихся, родителей, педагогов школы;
- воспитание чувства личной ответственности обучающихся за свои дела и поступки и повышение значимости здорового образа жизни;
- Организационная работа.
№ | Содержание | Сроки | Ответственные |
1. | Сверка списка обучающихся, неблагополучных семей, состоящих на ВШУ. Формирование банка данных на этих учащихся. | Сентябрь | Социальный педагог |
2. | Оформление уголка «Ваши права, дети!» | Сентябрь | Социальный педагог |
3. | Сбор информации о детях и семьях, состоящих на разных формах учета, формирование банка данных. Оформление карточек учащихся, поставленных на учет | В течение года | Социальный педагог, психолог, инспектор ИДН |
4. | Выявление и учет обучающихся, требующих повышенного педагогического внимания (группа риска) | В течение года | Зам. директора по ВР, инспектор ИДН, социальный педагог, психолог |
5. | Сбор информации о занятости в каникулярное время обучающихся, состоящих на разных формах учета | Перед каникулами (в течение года) | Социальный педагог, зам. директора по ВР |
6. | Рейды по неблагополучным семьям, семья учащихся группы риска. Обследование условий жизни опекаемых детей (в соответствии с планом, по необходимости) | В течение года | Зам. директора по ВР, инспектор ИДН, участковый, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители |
7. | Заседания совета по профилактики | 1 раз вчетверть | Социальный педагог, директор, зам. директора по ВР, психолог, классный руководитель |
8. | Обследование семей детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации и имеющих риск социального сиротства в целях защиты их прав | Сентябрь, апрель | Социальный педагог, психолог, классные руководители |
9. | Оперативное информирование и предоставление статистического материала по состоянию преступности среди обучающихся | Ежеквартально | Зам. директора по ВР, психолог, социальный педагог |
11. | Организация работы по правовому просвещению обучающихся (согласно плану) | В течение года | Зам. директора по ВР, социальный педагог |
12. | Контроль за посещением занятий | Ежедневно | Социальный педагог, педагог-психолог |
13. | Организация диагностической и коррекционной работы | В течение года | Социальный педагог, педагог-психолог |
14. | Участие в формировании банка данных детей и семей, находящихся в социально опасном положении | В течение года | Зам. директора по ВР, социальный педагог |
- Профилактическая работа с классами
№ | Содержание | Сроки | Ответственные |
1. | Проведение тематических профилактических классных часов | В течение года | Классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог |
2. | Классные часы по формированию правовой культуры, толерантного поведения | В течение года | Зам. директора по ВР, инспектор ИДН |
3. | Социализация детей и подростков. Работа по программам «Здоровый ребёнок», «Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами», «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту», «Профилактика безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и защита их прав» | В течение года | Зам. директора по ВР, педагог-психолог, классные руководители, психолог, социальный педагог |
4. | Занятия по профориентации с обучающимися 9, 11 классов «Твоя профессиональная карьера» | В течение года | психолог |
5. | Месячники по профилактике: - правонарушений среди учащихся; - употребления ПАВ и формированию ЗОЖ | Октябрь, ноябрь, апрель | Зам. директора по ВР, социальный педагог, педагог- психолог, мед.сестра |
6. | Развитие ученического самоуправления в классах, группах | В течение года | Зам. директора по ВР, классные руководители |
1.3. Индивидуальная профилактическая работа с учащимися, состоящими на разных формах учета.
№ | Содержание | Сроки | Ответственные |
1. | Изучение личности и составление социально-психологи-ческих карт на учащихся, состоящих на ВШК, ИДН | сентябрь | Зам. директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог |
2. | Индивидуальные профилактические беседы с подростками | В течение года | Психолог, социальный педагог, классные руководители |
3. | Организация встреч с инспектором ИДН и специалистами служб и ведомств системы профилактики | В течение года | Зам. директора по ВР, инспектор ИДН, социальный педагог |
4. | Работа по изучению личностных особенностей обучающихся и выявлению причин: - неадекватного поведения, -дезадаптации, конфликтности, слабой успеваемости и неуспеваемости. Изучение семейных взаимоотношений; социального окружения учащихся | В течение года | Социальный педагог, педагог-психолог |
5. | Контроль над посещением и подготовкой к урокам | В течение года | Зам. директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель |
6. | Вовлечение обучающихся, состоящих на разных формах учета, в кружки, факультативы | В течение года | Зам. директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель |
7. | Занятия по адаптации, коррекции поведения с обучающимися, нуждающимися в этом | В течение года (по запросам) | Педагог-психолог, социальный педагог |
8. | Вовлечение обучающихся в социально-значимую деятельность через реализацию программ и программных мероприятий | В течение года | Классные руководители |
9. | Индивидуальные консультации психолога, социального педагога, инспектора ИДН, зам.директора по ВР | В течение года | Педагог-психолог, социальный педагог, инспектор ИДН |
10. | Рассмотрение персональных дел на заседаниях Совета профилактики правонарушений | В течение года | Председатель Совета профилактики правонарушений |
1.4. Профилактическая работа с родителями. Ранняя профилактика семейного неблагополучия.
№ | Содержание | Сроки | Ответственные |
1. | Посещение учащихся на дому целью обследования социально-бытовых условий проживания, контроля за семьей и ребенком, оказания помощи семье | В течение года | Социальный педагог, психолог, зам. директора по ВР, инспектор ИДН |
2. | Проведение цикла профилактических бесед об ответственности родителей за воспитание детей: «Права и обязанности семьи», «Бесконтрольность свободного времени – основная причина совершения правонарушений и преступлений», «Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали», «Взаимоотношения в семье – отражение в ребенке», «Пути решения конфликтных ситуаций» | Во время рейдов, родительских собраний | Педагог-психолог, социальный педагог, зам. директора по ВР |
3. | Выявление семей, находящихся в социально опасном положении. Формирование банка данных по семьям. | В течение года | Cоциальный педагог |
4. | Психолого-педагогическое консультирование для родителей «Адаптация детей к новому коллективу, взаимоотношения в коллективе» | Сентябрь-октябрь | Педагог-психолог |
5. | Диагностика семейного воспитания (анкетирование, тест-опросник) | В течение года (по запросам) | Педагог-психолог |
6. | Дни открытых дверей для родителей | Апрель | Зам. директора по учебной и воспитательной работе, педагог-психолог |
7. | Индивидуальные семейные консультации | В течение года | Педагог-психолог |
8. | Привлечение родителей к проведению общественно-значимых мероприятий, экскурсий, походов и поездок учащихся | В течение года | Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители |
9. | Привлечение родительской общественности к управлению школой через работу родительских комитетов, родительское собрание, деятельность Совета школы | В течение года | Директор школы, зам. директора по ВР |
- Работа с педагогическими кадрами
№ | Содержание | Сроки | Ответственные, привлекаемые к работе |
1. | Индивидуальное консультирование педагогов | В течение учебного года | Зам. директора по ВР, педагог-психолог, социальный педагог |
2. | Учебно-просветительская работа | В течение учебного года | Педагог-психолог, зам. директора по ВР |
3. | Работа психолого-педагогического консилиума | В течение года | Зам. директора по ВР, педагог-психолог, социальный педагог |
4. | Тренинг общения и ролевого поведения (4 занятия для педагогов) | Осенние и зимние каникулы | Педагог-психолог |
- Профилактика наркомании, негативных привычек.
№ | Содержание работы | Сроки | Класс | Ответственные, привлекаемые к работе |
1. | Совещание при заместителе директора по воспитательной работе «Планирование работы по профилактике наркотизма, негативных привычек. Организация взаимодействия служб и ведомств системы профилактики | Сентябрь | Зам. директора по воспитательной работе, социальный педагог | |
2. | Изучение отношения учащихся к проблемам наркомании, заболеваниям. | Ноябрь | 9-10 классы | Социальный педагог, педагог-психолог |
3. | Встречи со специалистами во время проведения месячников, дней профилактики | По мере проведения (по согласованию) | 8–11 классы | Мед. работники, социальный педагог, инспектор ИДН |
4. | Видеолекторий по проблеме профилактики наркомании, негативных привычек | В ходе месячников и дней профилактики | 7-8 классы | Психолог |
5. | Месячник «ХХ1 век – век без наркотиков» | Ноябрь | 7–11 классы | Зам. директора по ВР, инспектор ИДН, социальный педагог, педагог-организатор |
6. | Работа по пропаганде физической культуры и спорта (согласно плану) | В течение года | 5-11 классы | Тренера, зам. директора по ВР |
7. | Работа по вовлечению обучающихся в кружки и факультативы | В течение года | 1–11 классы | Зам. директора по ВР, педагоги дополнительного образования, учителя |
8. | Работа по программе профилактики негативных привычек. Профилактика асоциального поведения учащихся | В течение года | 8–11 классы | Социальный педагог, психолог |
9. | Конкурсы и выставки рисунков, плакатов по пропаганде здорового образа жизни | В течение года | 9–11 классы, 1-2 курс | Учитель по ИЗО деятельности |
10. | Классные часы нравственности (профилактика наркомании) | 1 раз в четверть | 5–11 классы | Социальный педагог |
11. | Акции: «Спорт как альтернатива пагубным привычкам» | декабрь | 9–11 классы | Зам. директора по воспитательной работе, социальный педагог |
- Деятельность социально-психологической службы:
- Диагностика.
№ | Содержание | Сроки | Ответственные |
1. | Организация мониторинга социального состава обучающихся школы и их семей | Сентябрь | Зам. директора по воспитательной работе, классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог |
2. | Выявление детей группы риска при проведении тестов на адаптацию (психодиагностика) | Октябрь - декабрь | Психолог |
3. | Диагностика ценностных ориентаций личности учащегося | Сентябрь | Зам. директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог |
4. | Определение уровня воспитанности учащихся | 1-я половина сентября, 2-я половина апреля | Педагог-психолог |
5. | Диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности | Ноябрь - декабрь | Социальный педагог, педагог-психолог |
6. | Психодиагностика особенностей личности и социальной ситуации развития учащихся, склонных к девиантному поведению | В течение года (по запросам) | Педагог-психолог, социальный педагог, зам. директора по воспитательной работе |
7. | Индивидуальная психодиагностика особенностей познавательной сферы учащихся | В течение года (по запросам) | Педагог-психолог |
8. | Выявление проблематики по вопросам воспитания в системе единого образовательного пространства | В течение года | Зам. директора по воспитательной работе, социальный педагог |
9. | Диагностика склонностей и способностей в рамках профессионального самоопределения учащихся (9, 11 классы) | Март | Педагог-психолог |
10. | Диагностика семейного воспитания (анкетирование) | В течение года (по запросам) | Педагог-психолог, социальный педагог, зам. директора по воспитательной работе |
- Психопрофилактика.
№ | Содержание | Сроки | Ответственные |
1. | Проведение занятий «Твоя профессиональная карьера» (тесты, тренинги, творческие занятия). Содействие социально-психологическому самоопределению девятиклассников, становлению временной и коммуникативной компетентности | В течение года | Педагог-психолог |
2. | Групповые занятия по профилактике зависимостей по программам («Внимание, подросток», «Профилактики ПАВ») | В течение года | Педагог-психолог, социальный педагог |
3. | Развитие навыков общения, адекватного поведения в конфликтных ситуациях у подростков | По запросам в течение года | Педагог-психолог |
4. | «Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у подростков» | февраль | Педагог-психолог |
5. | Участие в конкурсе творческих эссе среди старшеклассников по темам: - «Все люди разные, а права у всех одни»; - «Семья в жизни человека»; - «Мир профессий и мой выбор» | Февраль | Учителя литературы, истории |
6. | Проведение практикума для педагогов «Методы изучения личности учащихся и классного коллектива» | Февраль | Зам. директора по ВР, педагог-психолог, социальный педагог |
7. | Тренинг общения и ролевого поведения с педагогами | 2 занятия на каникулах | Педагог-психолог, педагоги |
8. | Профилактика опасности экстремальных психических и физических нагрузок в период подготовки к экзаменам (9, 11 классы, 2 курс) | Апрель - май | Педагог-психолог |
- Коррекционно-развивающая работа.
№ | Содержание | Сроки | Ответственные, привлекаемые к работе |
1. | Развивающие занятия по результатам диагностики (занятия по адаптации) | Декабрь - январь | Педагог-психолог, социальный педагог, воспитатели |
2. | Коррекционно-развивающие занятия с детьми, имеющими отклонения в поведении и проблемы в обучении | По запросу в течение года | Педагог-психолог, социальный педагог, родители |
3. | Развивающие занятия по коммуникативному общению с детьми, состоящими на ВУК, учете ИДН | В течение года | Педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования |
4. | Коррекционно-развивающая работа с детьми девиантного поведения | В течение года | Социальный педагог, педагог-психолог |
- Консультирование.
№ | Содержание | Сроки | Ответственные |
1. | Психолого-педагогическое консультирование «Особенности межличностного взаимодействия учащихся со сверстниками и взрослыми» | В течение года (по запросам) | Зам. директора по ВР, педагог-психолог, социальный педагог |
2. | Психолого-педагогическое консультирование для родителей и начинающих педагогов и воспитателей «Адаптация детей к классному коллективу, взаимоотношения в коллективе» | В течение года | Зам. директора по ВР, педагог-психолог, социальный педагог |
3. | Индивидуальное консультирование учащихся в решении актуальных проблем | В течение года (по запросам) | Педагог-психолог, социальный педагог, зам. директора по ВР |
4. | Семейное консультирование | В течение года (по запросам) | Педагог-психолог, социальный педагог, зам. директора по ВР |
5. | Консультирование классных руководителей, учителей предметников и родителей по итогам диагностики по адаптации вновь прибывших учащихся к школе | Ноябрь - декабрь | Педагог-психолог, социальный педагог, зам. директора по ВР |
6. | Консультация родителей учащихся, имеющих трудности в развитии и отклонения в поведении | В течение года | Педагог-психолог, социальный педагог, зам. директора по ВР |
7. | Консультирование родителей учащихся, состоящих на разных формах учета | В течение года | Педагог-психолог, социальный педагог, зам. директора по ВР |
8. | Консультирование учащихся 9 классов по результатам профориентационной диагностики | В течение года | Педагог-психолог, администрация школы, воспитатели, социальный педагог |
- Методическая работа.
№ | Содержание | Сроки | Ответственные, привлекаемые к работе |
1. | Участие в работе методического объединения педагогов-психологов, классных руководителей | В течение года | Педагог-психолог, социальный педагог |
2. | Участие в научно-практических конференциях, семинарах, тренингах | В течение года | Педагог-психолог, социальный педагог |
3. | Работа с периодическими изданиями, монографиями, банком диагностических и коррекционных программ, изучение нормативно-правовой базы | В течение года | Педагог-психолог, социальный педагог |
4. | Повышение профессиональной компетентности, освоение новых методов для осуществления профессиональной деятельности | В течение года | Педагог-психолог, социальный педагог |
5. | Оформление отчётной документации | В течение года | Педагог-психолог, социальный педагог |
Заместитель директора
по воспитательной работе Д.М.Саввин
Педагог-психолог О.В.Нехлопочина
Социальный педагог М.П.Волковская
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы школьного МО социально - гуманитарного цикла МБОУ гимназии №3 на 2012 -2013 учебный год
План работы школьного МО социально - гуманитарного цикла...
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по организации профилактической работы по предупреждению употребления несовершеннолетними наркотических веществ, алкогольных напитков и табачных изделий, пропаганду здорового образа жизни.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по организации профилактической работы по предупреждению употребления несовершеннолетними наркотических веществ, алкогольных напитков и табачных изделий, пропаганду здоров...
План работы с учащимися по профилактике наркомании и токсикомании, на 2012 – 2013 учебный год МБОУ лицей.
работа с учащимися по профилактике наркомании и токсикомании...
План работы с одарёнными детьми учителя музыки Гречанова В.А. на 2012-2013 учебный год.
В план внесены такие темы занятий как: корни и истоки популярной музыки, блюз, спиричуэл и другие жанры музыки....
ПЛАН РАБОТЫ МО КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ МКОУ СОШ №4 п. ТАВРИЧАНКА на 2012 – 2013 учебный год
ПЛАН РАБОТЫ МО КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙМКОУ СОШ №4 п. ТАВРИЧАНКА на 2012 – 2013 учебный год...
План профилактических мероприятий по предупреждению, профилактике буллинга, жестокого обращения с учащимися
Методическая разработка "План профилактических мероприятий по предупреждению, профилактике буллинга, жестокого обращения с учащимися" будет полезна для заместителей директора...