Доклад «Методика воспитательно – профилактической работы. Профилактика и предупреждение асоциального поведения учащихся»
материал на тему
Доклад на школьный педагогический совет
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОУ «Узуновская средняя общеобразовательная школа»
Доклад
на педагогическом совете по теме:
«Формирование законопослушного поведения несовершеннолетних как профилактика правонарушений среди подростков».
Подготовила Н.В. Т ихонова,
зам. директора по ВР,
учитель начальных классов
2016 год
Вина за преступный характер лежит не на индивиде, а на системе, в которой он воспитался. Уничтожьте обстоятельства, содействующие созданию преступных характеров, и преступлений больше не будет; замените их обстоятельствами, рассчитанными на создание привычек к порядку, регулярности, воздержанности,
труду – и человек будет обладать этими качествами.
Роберт Оуэн.
В условиях экономической нестабильности, обострения межнациональных отношений, утраты духовности - исключительно важной становится стабилизирующая роль школы как гаранта гражданского мира и общественной нравственности. Однако сегодня и сама школа переживает сложные времена. К существовавшим ранее проблемам добавляются новые и одной из самых острых по-прежнему, остается проблема воспитания.
Одним из важнейших направлений воспитательной работы является работа по нравственно-правовому и семейному воспитанию, профилактика девиантного поведения. Воспитание патриота и гражданина невозможно без воспитания законопослушного человека, осознающего необходимость соблюдения законов своей страны и порядка, регламентированного этими законами.
В компетенцию образовательных учреждений входит:
(из «Закона об образовании»):
- 1. оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, либо проблемы в обучении.
- 2. выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении или пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению основного общего образования.
Несовершеннолетний, находящийся в социально-опасном положении, - лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия.
3. Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении.
Семья, находящаяся в социально-опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социально - опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.
4. Обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних.
5. Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения.
При профилактике асоциального поведения образовательное учреждение выполняет следующие задачи:
- Ликвидация пробелов в знаниях учащихся.
Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и родителей. Организация помощи педагогами-предметниками и успевающими учениками.
Если обучающийся не усваивает учебную программу, у него появляется психологический дискомфорт, оттого, что он не усваивает дальнейшего материала, ощущает себя ненужным на уроке, ему скучно, и он ищет понимание у «друзей с улицы».
2. Борьба с прогулами занятий.
У ученика, прогулявшего хотя бы день занятий, если не принять своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое может подтолкнуть на повторные прогулы.
Классные руководители должны установить ежедневный контроль посещаемости уроков. В случае пропуска занятий обучающимся необходимо выяснять у родителей причину отсутствия.
Если прогулы носят систематический характер, подключаем заместителя по УВР, ВР, социального педагога, работников полиции и КДН и ЗП.
3. Организация досуга учащихся
Широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу - способствует развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
Организация предметных и спортивных олимпиад, конкурсов, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск асоциального поведения.
4. Пропаганда здорового образа жизни.
- потребность в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни;
- озабоченность перспективой, как своего здоровья, здоровья своих близких, своих будущих детей, так и здоровья всей России;
- потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья;
- готовность к этим действиям и желание реализовать свои идеи по сохранению здоровья и продлению человеческой жизни.
5. Правовое воспитание.
- Проведение бесед о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей.
- На родительских собраниях следует информировать об административной и уголовной ответственности взрослых лиц за вовлечение несовершеннолетних в противоправные действия, пьянство, наркоманию, материальной ответственности за ущерб, причиненный их детьми.
6. Профилактика наркомании и токсикомании.
7. Предупреждение вовлечения учащихся в экстремистские организации.
8. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении
- классные руководители и социальный педагог знакомятся с жилищными условиями учащихся,
- в домашней обстановке проводят беседы с родителями, взрослыми членами семьи,
- составляют акты обследования жилищных условий,
- выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями.
Обучение родителей способам общения с «трудными детьми»
- установление доверительных отношений между родителями и педагогом;
- разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка, для осознания того, что за каждым случаем активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность;
- формирование у родителей правильного отношения к чувству самоценности ребенка, ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребности в признании;
- формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании.
9. Проведение индивидуальной воспитательной работы.
- Выявление детей с асоциальным поведением.
- Постановка на внутришкольный контроль.
- Разработка индивидуальной воспитательно-образовательной программы .
Процедура постановки на внутришкольный контроль
- заявление (информация о конкретных отклонениях от социальных норм в поведении, например, систематические прогулы, склонность к бродяжничеству, или вымогательству, агрессивные действия и т.д.)
- сбор информации, характеризующей особенности формирования личности ученика.
Информационный блок
- педагогическая диагностика и педагогический анализ проступка;
- заключение школьного психолога, которое должно содержать проблемы формирования и развития психических функций, эмоционально-волевой и мотивационной сфер, особенности общения; сведения о группе ребят, в которую входит подросток, его положение в этой группе, его отношения в классном коллективе.
- заключение медиков, определяющих особенности физического развития, (анамнез);
- акт обследования жилищных условий;
- полная информация о семье (состав, материально-бытовые условия, образовательный уровень родителей, род занятий, характер взаимоотношений родителей с ребенком).
Коррекция асоциального поведения
Индивидуальная воспитательно-педагогическая программа - система управления обучением, воспитанием, развитием обучающегося в целях коррекции отклоняющегося поведения, социализации и развития личности конкретного школьника с асоциальным поведением.
Социально-психологическая служба – как инновационная форма работы с детьми асоциального поведения и их семьями.
Цель социально – психологической службы - создание условий для развития социально адаптированной личности учащегося
Специалисты социально-психологической службы работают с отдельной личностью, с отдельным ребенком, а если с группой, то небольшой, если с семьей, то с каждой в отдельности. Основное назначение службы – это психологическая и социальная защита ребенка, подростка, оказание ему психологической, социальной помощи, умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию в обществе.
Основные направления работы специалистов службы
Социальный педагог
- Проверка посещаемости занятий учащимися.
- Составление социального паспорта школа. Составление картотеки детей асоциального поведения.
- Составление картотеки асоциальных семей.
- Помощь в составление планов классным руководителям по индивидуальной работе с детьми асоциального поведения. Профилактические беседы с «трудными» обучающимися и их родителями.
- Участие в проведение Совета профилактики, административных совещаний, малых педсоветов.
- Тесное контактирование с ПДН, КДН и ЗП, работниками социальной сферы.
- Развитие индивидуальных способностей учащихся.
- Оказание социально-психологической помощи и поддержки учащимся. Посещение детей асоциального поведения и их семей.
Психолог
- Индивидуальное консультирование учащихся, родителей, педагогов по проблемным вопросам.
- Диагностика индивидуальных способностей учащихся.
- Участие в административных совещаниях, в работе Совета профилактики, педсовета, участие в мониторинге учебно-воспитательного процесса.
- Помощь классным руководителям в составлении планов индивидуальной работы с «трудными» учащимися. Помощь педагогам по составлению планов по самообразованию.
- Разработка и составление психодиагностического инструментария. Социально-педагогическая реабилитация
- преодоление школьных и семейных репрессий в отношении запущенных детей и подростков,
- разрешение конкретных ситуаций,
- преодоление обструкции по отношению к ним со стороны сверстников,
- коррекция их отношения и поведения,
- восстановления их в статусе субъекта учебной деятельности, формирующей отношения ученика с окружающими.
Психолого-педагогическая реабилитация
- восстановление ребенка как субъекта ведущей деятельности и общения в условиях обучения и воспитания.
Социальным педагогом и психологом СРЦН «Подросток» в 2015 – 2016 учебном году проведен ряд профилактических мероприятий с обучающимися старших классов «Нет наркотикам!», «Мои эмоции», «Мои цели», «Я и мое окружение», «Моя семья», «Ценности личности», «Умей сказать нет курению», «Алкоголь друг или враг». Специалисты отметили, что после первого занятия подростки раскрывались не сразу, не шли на контакт, но потом ситуация улучшилась. Особое внимание вызывают обучающиеся 9 – х классов, с которыми предстоит еще работать.
Индивидуальное планирование работы с детьми асоциального поведения.
Цель работы:
1. просвещение родителей, педагогов, учащихся (семинары для педагогов, учащихся; родительские собрания, классные часы, помощь в самообразовании педагогов)
2. консультирование (психологическое, правовое, профессиональное)
3. профилактика (правонарушений, безнадзорности и беспризорности; наркомании, табакокурения, алкоголизма)
4. развитие индивидуальных способностей учащихся (коррекционно-развивающие занятия для учащихся начальной школы; психологические игры и тренинги для учащихся среднего и старшего звена; помощь в выборе проведения досуга)
5. проведение школьных социальных акций («дети – детям», «ветеран живет рядом»)
Задачи профилактической работы:
1. оказывать всяческую поддержку детям из семей, находящимся в СОП, «группы риска», продолжить профилактическую работу с обучающимися и их родителями (законными представителями);
2. продолжить сотрудничество с субъектами профилактики с целью профилактики правонарушений, беспризорности, употребления ПАВ среди несовершеннолетних, профилактике экстремистских настроений в молодежной среде, профилактике терроризма;
3. продолжить работу по правовому всеобучу обучающихся и их родителей, работу по защите прав несовершеннолетних;
4. продолжить работу по пропаганде ЗОЖ;
5. проводить работу по включению детей и взрослых в процесс социального сотворчества, соц. инициативы, обеспечить общественное признание и поддержку семьям, хорошо воспитывающих своих детей.
Дети – это наша старость.
Правильное воспитание – это наша счастливая старость,
плохое воспитание – это будущее горе, это наши слезы,
это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
А.С. Макаренко
Решение педсовета:
- продолжить работу по формированию правовой культуры обучающихся, расширяя круг знаний о правах, обязанностях и ответственности за их несоблюдение, развитию у обучающихся гражданской и социальной ответственности;
- продолжить просветительскую работу для родителей на классных и общешкольных родительских собраниях, классных часах;
- с целью совершенствования работы педагогов с обучающимися, в том числе в направлении формирования правовой культуры, приглашать на заседания ШМО классных руководителей специалистов правопорядка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Методика воспитательно -профилактической работы в школе" (доклад+ презентация)
В помощь классному руководителю.Доклад для МО кл. руководителей...
Педсовет "Профилактика и предупреждение асоциального поведения учащихся"
В данной работе сформулированы цели, задачи педсовета.Составлен план проведения педсовета, мониторинг социального паспорта школы за 3 года.Взаимодействие школы со службами и учреждениями профилактики ...
материал для проведения педсовета по теме « Профилактика и предупреждение асоциального поведения учащихся. Методика воспитательно-профилактической работы».
В материале определены основные методы раннего выявления детей группы риска, даны рекомендации классному руководителю по работе с трудновоспитуемыми детьми....
Система воспитательной работы по профилактике и предупреждению асоциального поведения учащихся
Презентация на тему "Система воспитательной работы по профилактике и предупреждению асоциального поведения учащихся"....
Профилактика и предупреждение асоциального поведения подростков.
Асоциальное поведение – это поведение, которое не соответствует нормам и ролям, которые заранее обозначены в обществе....
Профилактика и предупреждение асоциального поведения подростков в образовательных учреждениях
laquo;Профилактика и предупреждение асоциального поведения подростков в образовательном учреждении»....
Выступление на педагогическом совете с темой " Профилактика и предупреждение асоциального поведение у подростков"
ПРОФИЛАКТИКА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ у подростков...