Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Горжусь Москвой»
рабочая программа (7, 8, 9 класс) на тему
Предлагаемый курс поможет обучающимся совершить увлекательное путешествие в своеобразный мир истории и культуры Москвы, познать его и по-своему полюбить; использовать полученные знания при подготовке заданий как по истории, так и по другим гуманитарным предметам; будет способствовать развитию понятийного мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorzhus_moskvoy._programma_do.docx | 38.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
«Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!»
А.С.Пушкин
История и современность столицы нашей Родины дает широкие возможности для организации внеурочной деятельности учащихся как в стенах школы в условиях дополнительного образования, так и вне школы. Неформальная обстановка, интересные формы и приемы внеклассной работы позволяют развивать творческие способности детей.
На протяжении сотен лет Москва выполняет роль центра русской национальной культуры. Здесь сосредоточены ценнейшие памятники истории и архитектуры мирового значения. Процесс сохранения исторического наследия продолжается. Но этот процесс невозможен без поддержания стойкого интереса к этому вопросу у подрастающего поколения. Москва – это современный живой город и жители этого города должны помнить, знать, гордиться своим городом и его историей и сохранять его для будущих поколений.
Программа дополнительного образования основана на курсе москвоведения, задача которого состоит в подведении обучающихся к пониманию того, что их малая родина Москва – столица большого государства, имеющая свою историю, памятники архитектуры и множество достопримечательностей. Между тем, методологической основой внеурочной деятельности является интеграция, т. е. взаимодействие базовых предметов, предметов искусства и системы дополнительного образования. Предлагаемая программа предполагает применение москвоведческих знаний в различных областях учебно-воспитательной системы (межпредметно), в системе дополнительного образования (метапредметно) и в разных жизненных ситуациях (надпредметно).
Направленность
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Горжусь Москвой!» имеет туристско-краеведческую направленность.
Воспитание активной жизненной позиции, которую обучающиеся приобретают в процессе реализации программы, является необходимым элементом их успешной социализации. Такой человек стремится к преобразованию и усовершенствованию окружающего мира, решению жизненно важных проблем.
Актуальность
Предлагаемый курс поможет обучающимся совершить увлекательное путешествие в своеобразный мир истории и культуры Москвы, познать его и по-своему полюбить; использовать полученные знания при подготовке заданий как по истории, так и по другим гуманитарным предметам; будет способствовать развитию понятийного мышления.
Старшеклассники иногда весьма поверхностно ориентируются не только в исторической части города, но даже в собственном районе. При этом у многих из них присутствует большой интерес к истории и современным проблемам мегаполиса. Данная программа носит прикладной характер и нацелена на формирование у обучающихся умения применять свои знания на практике.
Педагогическая целесообразность
В процессе работы по данной программе у обучающихся формируются следующие компетенции:
- высокий уровень знаний по москвоведению, а также по предметам эстетического цикла;
- формирование исследовательского мышления, стремления к творчеству и познанию окружающего мира;
- умение анализировать и оформлять полученные знания;
- социализация личности учащегося в процессе обучения и воспитания;
- развитие интереса к познанию и сохранению культурных ценностей своего родного города.
Перечисленные компетенции определяют достаточный уровень для развития умственных операций (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение), развития универсальных знаний и умений, формирования навыков системного мышления и проектной деятельности, умения воспринимать художественные образы.
С помощью данного курса у обучающихся выстраивается целостная картина мира. Таким образом, через внеурочную деятельность посредством творческого развития происходит воспитание гармонично развитой личности, формирование компетентного человека – гражданина своей страны.
Цель
Формирование у обучающихся систематических знаний об исторических местностях и улицах Москвы через изучение истории города, его архитектуры и городского пространства, развитие исследовательских навыков, формирование гражданской позиции и национального самосознания.
Задачи
Обучающие:
- дать учащимся прочные базовые знания об истории города;
- познакомить обучающихся с основными историческими улицами и местностями Москвы, с основными принципами планировки и застройки Москвы в исторической ретроспективе;
- научить ориентироваться в реальном городском пространстве;
– помочь научиться видеть и понимать Москву, воспитать любовь к своему городу;
- привить навыки исследовательской и практической работы по сбору и систематизации материалов о Москве; участию в чтениях, конкурсах и конференциях; проведению экскурсий по Москве;
- расширить кругозор учащихся, их общеобразовательную компетенцию.
Развивающие:
- развивать способности к аналитическому мышлению, навыки самостоятельной работы учащихся, умения оперировать полученными знаниями;
- развивать творческий потенциал школьников.
Воспитательные:
- формирование любви и уважения к родной стране, к образу жизни народа, его культуре, традициям и обычаям;
-формирование активной жизненной позиции, создание условий для формирования патриотизма и гражданственности.
Отличительные особенности данной программы
Новизна программы заключается в формировании у учащихся единого, ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего человечества. На этой основе у обучающихся происходит становление современной ценностно-ориентированной картины мира, развивается чувство уважения ко всему природному, социальному, культурному и национальному окружению.
Отличительной особенностью программы является интегрированный характер подбора материалов и практическая ориентированность: обучающиеся могут практически «собственными ногами и глазами» освоить свой город, приобрести пространственно-визуальный образ города, связать историю Москвы с её городским ландшафтом, ощутить «душу столицы», воплощённую в её зданиях, площадях и улицах, всей материально-вещественной среде, несущей неповторимый образ «малой Родины». При подготовке материалов программы в максимальной степени задействованы межпредметные связи: история, география, культурология.
Возраст обучающихся по программе:
Программа дополнительного образования «Горжусь Москвой!» ориентирована на учащихся 9 классов (14-15 лет).
Срок реализации программы:
Срок реализации программы – 9 месяцев. Общее количество часов – 36 ч.
Формы и режим занятий:
Форма обучения:
– очная;
– групповая (занятия проводятся в одновозрастной группе, численный состав группы – 28 человек).
Режим занятий:
Один раз в неделю. Длительность занятия 1 час. Каждый час включает 15-минутный перерыв.
Ожидаемые результаты
По окончании срока реализации образовательной программы «Горжусь Москвой!» обучающиеся будут уметь:
- свободно ориентироваться в городе;
- уметь работать с картой (схемой) города и ориентироваться по ней.
Будут знать:
- основные исторические места и улицы столицы, а также краткие исторические сведения о них;
- основные памятники истории и архитектуры Москвы;
- основные принципы планировки Москвы.
По окончании срока реализации программы у обучающихся будут развиты:
- личностные качества: самостоятельность, ответственность, инициативность;
- навыки самостоятельной работы по проведению исследовательской работы по изучению Москвы;
- способности к аналитическому мышлению, умение проводить сравнительный анализ и обобщать;
- умения теоретически и практически обоснованно планировать и распределять свободное время.
Текущий и итоговый контроль
Уровень усвоения учащимися программы «Горжусь Москвой!» определяется соответствующими критериями с учётом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребёнка.
Входной контроль осуществляется в варианте викторины о Москве.
Текущий контроль, выполняющий функции обратной связи, осуществляется в форме докладов, презентаций. Основные критерии оценки (для презентаций, рассказа): актуальность и полнота раскрытия темы, творческая индивидуальность и выразительность.
Итоговый контроль по окончании курса осуществляется в варианте проведения интеллектуальной игры или викторины.
Учебно-тематический план
№ занятия | Тема занятия | Теория | Практика | Формы контроля |
1 | Техника безопасности при проведении занятий . Москва - мой город. | 1 | ||
2 | Городская символика. | 1 | тест | |
3 | Московская мозаика. | 1 | ||
4 | Исторический центр города. | 1 | ||
5 | Главная площадь страны. | 1 | ||
6 | Главная улица столицы. | 1 | ||
7 | Герои Великой отечественной войны в названиях улиц. | 1 | ||
8 | История города в названиях улиц. | 1 | ||
9 | Памятники и мемориалы столицы. | 1 | ||
10 | Московская архитектура. | 1 | ||
11 | Московский транспорт. | 1 | ||
12 | Московская природа. | 1 | ||
13 | Водные артерии Москвы. | 1 | ||
14 | Московские музеи. | 1 | ||
15 | Парки столицы. | 1 | ||
16 | Московские усадьбы. | 1 | ||
17 | Московские усадьбы. | 1 | тест | |
18 | Музей Космонавтики. | 1 | ||
19 | Музей Востоковедения. | 1 | ||
20 | Исторические музеи города. | 1 | ||
21 | Великие имена. Поэты, писатели. | 1 | ||
22 | Великие имена. Художники, музыканты. | 1 | ||
23 | Великие имена. Военачальники, ученые, политики. | 1 | ||
24 | Художественные галереи. | 1 | ||
25 | Театральная жизнь столицы. | 1 | ||
26 | Кинотеатры города. | 1 | ||
27 | Москва спортивная. | 1 | ||
28 | Сокровищница знаний. | 1 | ||
29 | Институты столицы. | 1 | ||
30 | Развитие телевидения в стране. Шуховская и Останкинская башни. | 1 | ||
31 | Вечерняя Москва. Фестиваль «Круг света». | |||
32 | Праздники, обычаи и традиции города. | 1 | ||
33 | Москва-многонациональный город. | 1 | ||
34 | Современная Москва-какая она? | 1 | ||
35 | Проекты столицы: «Активный гражданин», «Мой двор, моя улица». | 1 | ||
36 | Заключительное занятие. Мои любимые места. | 1 | викторина | |
Итого: 36 ч | 26 | 10 |
Содержание
1. Знакомство с обучающимися. Введение в программу «Горжусь Москвой!». Инструктаж по технике безопасности.
Теория. Постановка цели и задач реализации общеразвивающей программы «Горжусь Москвой!».
2.Городская символика.
Теория. Геральдика. Герб города. Как Москва стала столицей. Почему московский герб изображен на государственном флаге России. Тест «Что я знаю о Москве»
3.Московская мозаика.
Теория. Административное деление города. История Восточного округа.
4. Исторический центр города.
Практика. Памятники Кремля, Ивановская площадь, Соборная площадь. Доклады и презентации.
5. Главная площадь страны.
Теория. Красная площадь, Собор Василия Блаженного, Лобное место, башни Кремля, Зарядье.
6. Главная улица столицы.
Практика. Улица Тверская, Триумфальная площадь, Пушкинская площадь.
7. Герои Великой отечественной войны в названиях улиц.
Практика. Места, связанные с Великой Отечественной войной, Площадь Победы, Поклонная гора, улицы, площади. Доклады и презентации .
8. История города в названиях улиц.
Теория. Война 1812 года в названиях улиц.
9. Памятники и мемориалы столицы.
Теория. Известные памятники и скульптурные композиции.
10. Московская архитектура.
Теория. Исторические здания, московские высотки, Дом Пашкова, Палаты бояр Романовых. Современная архитектура.
11. Московский транспорт.
Практика. Доклады и презентации о роли транспорта в жизни города.
12. Московская природа.
Теория. Национальный парк Лосиный остров. Московская Красная книга.
13. Водные артерии Москвы.
Теория. Реки, озера Москвы. Экологическое состояние и будущее водной системы города.
14. Московские музеи.
Теория. Вариативность музеев в городе. Самые любимые.
15. Парки столицы.
Теория. Нескучный сад, Парк Горького, Сокольники , Музеон.
16. Московские усадьбы.
Практика. По Пушкинским местам. Останкино, Кусково, Коломенское. Доклады, презентации. Тест.
17. Музей Космонавтики.
Практика. История космонавтики. Доклады, презентации.
18. Музей Востоковедения.
Теория. Культурное наследие народов Азии и Африки.
19. Исторические музеи города.
Теория. Музей современной истории России, музей Войны 1812г, Бородинская панорама, Археологический музей и др.
20. Великие имена. Поэты, писатели.
Теория. Поэты, писатели, чьи имена неразрывно связаны с Москвой.
21. Великие имена.
Теория. Художники, музыканты.
22. Великие имена.
Теория. Военачальники, ученые, политики.
23. Художественные галереи.
Практика. Третьяковская галерея, Пушкинский музей, Манеж.
24.Театральная жизнь столицы.
Теория. Театры города. Театральные фестивали.
25.Кинотеатры города.
Теория. История кино. Мосфильм. Кинотеатры города. Кинофестивали.
26. Москва спортивная.
Теория. Спортивные сооружения столицы. Олимпиада 1980.
27. Сокровищница знаний.
Теория. Библиотеки города.
28. Институты столицы.
Теория. Профилизация обучающихся. Знакомство с ВУЗами столицы.
29. Развитие телевидения в стране.
Теория. Шуховская и Останкинская башни.
30. Вечерняя Москва. Фестиваль «Круг света».
Теория. История освещения в Москве. Праздничная и вечерняя подсветка в городе.
31. Праздники, обычаи и традиции города.
Практика. Мой любимый праздник в городе. Доклады и презентации.
32. Москва-многонациональный город.
Теория. Религии мира. Москва-многоконфессиональный город.
33. Современная Москва-какая она?
Теория. Развитие инфраструктуры. Город удобный для проживания.
34. Проекты столицы: «Активный гражданин», «Мой двор, моя улица».
Теория. Развитие активной гражданской позиции обучающихся, вовлечение в дискуссию, диспут.
35. Заключительное занятие. Мои любимые места.
Практика. Составление доклада, экскурсии по любимым местам Москвы. Проведение викторины
Методическое обеспечение
Форма занятий - лекция, беседа, игра, конкурс, викторина, экскурсия.
Методы и приёмы обучения.
Представление материала (лекция, беседа): ситуативность, объяснение, слушание и обсуждение.
Тренировка (беседа, игра): чтение материала, проверка понимания с помощью различных упражнений типа: ответить на вопросы, закончить предложение, парная или групповая работа.
Практика (беседа, игра, конкурс): поисковая работа, работа с текстом, проведение викторин.
Технологии обучения - традиционное обучение, игровая технология, технология развития критического мышления, технология проблемного обучения.
Материально-техническое обеспечение программы
CD плеер,
Компьютер,
Школьная доска.
Рекомендуемая литература
1. Алексеев А.И., Ким Э.В. и др. Москвоведение. Наш город. М., АО «Московский учебник», 2008;
2. Елагин Н.С, Тейнике Н.А.. и др. По Москве. Прогулки по Москве с ее художественными и просветительскими учреждениями. М., М. и С.Сабашниковых, 1917. (репринтное издание);
3. Калмыкова Т.В., Микшис И.С. и др. Поэма улиц в именах. Преображенское. М., Гром-4, 2002;
4. Комтарович И.В. Из истории Москвы. Материалы к курсу отечественной истории с древнейших времен до конца XVIII в. М., Мирос, 1997;
5. Кончаловская Н. Наша древняя столица. М., Детская литература, 2006;
6. Рябцев Ю.С. История русской культуры в 2 т. М., гуманитарный центр «Владос», 2007;
6. Колодезный Л. У всех на виду. М., Московский рабочий, 2007;
7. Старая Москва. Сборник. Выпуски 1 и 2. М., Столица, 2003;
8. Чибисов В. Путешествие по Москве и Золотому кольцу. М., Культурные традиции, 2000.
Интернет-сайты:
1. http://en.wikipedia.org
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)
Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны
Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...
Методические рекомендации к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе для педагогов дополнительного образования 2017 год (Грисюк В.В.)
Предложенные рекомендации направленны на коррекцию ДООП педагогов дополнительного образования в соответствии с требованиями 2017 года....
Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»
Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...