Программа по профориентации "Кем быть"
рабочая программа

Арсланова Вера Николаевна

Программа по профориентации «Кем быть?» направлена на подготовку неслышащих подростков к сознательному выбору профессии и построению перспектив своего профессионального развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_proforientatsii_oso.doc171 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Жизненное самоопределение учащихся с нарушением слуха, их социальная адаптация и интеграция в разных формах трудовой и культурной жизни общества неразрывно связана с получением образования и выбором профессиональной деятельности, что позволяет добиться высокого уровня развития личности слабослышащего или глухого ребенка и включить его в экономическую, общественную и культурную жизнь общества. Жизнь в условиях рыночной экономики предъявляет к выпускникам с нарушением слуха очень жесткие требования. Это касается их общеобразовательной и профессиональной подготовки, умению  адаптироваться к социальным условиям, налаживать производственные отношения.

Практика показывает, что выпускники специальных школ чувствуют себя неуверенно перед будущей самостоятельной жизнью и профессиональной деятельностью. Проведенное с учащимися 10 и 11 классов анкетирование (Н. Ярошевич) выявило, что у 70% выпускников отмечается завышенная личная самооценка, между тем, как профессиональная самооценка занижена. Выпускники школ считают, что они не могут работать там, где хотели бы, вследствие: нарушения слуха, «барьера» в общении со слышащими, отсутствия информации о возможных рабочих местах для инвалидов.

Половина учащихся не имеют представления, какие документы надо оформить при поступлении на работу не владеют информацией о льготах при устройстве инвалидов на работу, о наличии мест по интересующей специальности.

Оценка учащимися с нарушением слуха жизненных перспектив напрямую связана с уровнем образования и трудовой подготовкой. Профессиональная ориентация остается важным направлением в работе педагогов в школе-интернате для детей с нарушением слуха.

Профессиональная ориентация – это не только выбор школьником профессии одной на всю жизнь, но и формирование у него готовности к профессиональному самоопределению, активизация внутренних ресурсов его личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовывать себя в ней, исполнить свой статус человека общества.

Для того, чтобы профессиональное самоопределение учащихся с недостатками слуха было успешным, педагогами КГБОУ Минусинской  школы-интерната была разработана программа по профориентации «Кем быть?» на основе пособия М.Ю. Савченко «Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам» для учащихся 6 - 11 классов. На изучение данной программы отводится  34 часа в год (1 час в неделю).

Профориентация – это специально организованная помощь по оптимизации процессов профессионального самоопределения школьников. Основной целью профориентационной работы с неслышащими учащимися является развитие у них активного отношения к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоопределения  и активного отношения  к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей.

Программа по профориентации «Кем быть?» направлена на подготовку неслышащих подростков к сознательному выбору профессии и построению перспектив своего профессионального развития. Это предполагает:

-сформированность первоначальных профессиональных намерений и интересов;

-информированность о наиболее распространенных видах труда, их значении для общества;

-знакомство с  путями приобретения той или иной профессии и требованиями, которые предъявляются к личности с точки зрения ее физических и психических возможностей;

-формирование умения правильно оценить свои данные для овладения избранной специальностью;

-участие в экскурсиях на промышленные и сельскохозяйственные предприятия для знакомства с различными видами труда и  профессиями;

-знакомство с профессиональной деятельностью и жизненным путём своих родителей;

-приобретение умений и навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в ходе деловых,  ролевых игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий;

-проведение внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т. д.), раскрывающих перед подростками широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности.

В процессе ознакомления  с профессиями и трудовой деятельностью учащихся входят  в мир социально-исторического опыта, у них формируются системные знания о труде и восприятие труда как важнейшей социально значимой деятельности.

Программа воспитательной работы по профориентации «Кем быть?» составлена для учащихся  ООО и ОСО  в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Закон РФ от 29 декабря 2012г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, основного общего и среднего (полного) общего образования.
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
  • Приказ Минобрнауки России от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
  • Закон РФ «Об общественных объединениях»;
  • Концепция модернизации  российского образования на период до 2020 года;
  • Концепция модернизации дополнительного образования детей РФ до 2017 года;
  • Программа развития дополнительного образования Красноярского края «Поколение ХХI, развитие человеческого потенциала»;
  • Стратегическая программа развития воспитания в Красноярском крае.

Программа по профориентации «Кем быть?» носит  образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей и задач.

Цель программы: формирование у неслышащих подростков готовности к осознанному выбору профессии и построению перспектив своего профессионального, жизненного и личностного развития.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с миром профессий и требованиями, предъявляемыми профессией к человеку, создавать мотивацию к осознанному выбору профессии.
  2. Формировать у учащихся адекватное понимание своих собственных психологических особенностей, способностей и возможностей.
  3. Учить соотносить собственные индивидуальные способности с ситуацией выбора профессии и требованиями выбираемой профессии;  сопоставлять выбор с ситуацией на рынке труда.
  4. Учить оценивать возможности получения профессии и дальнейшего образования, анализировать перспективы, моделировать план профессионального развития (ближайший и перспективный).
  5. Формировать чувства ответственности за свои действия и решения.

Контингент

 Программа предназначена  для  обучения глухих, слабослышащих и позднооглохших учащихся 5х – 11х классов.

 

Разделы  программы

Программа рассчитана на 8 лет (с 5 по 11 класс)  и включает в себя   2 раздела. В 5 классе учащиеся изучают только 1 раздел  - «Человек и профессия», с 6 – 11класс: «Человек и профессия», «Трудоустройство».

 В разделе «Человек и профессия» определяется отношение человека, как члена общества к профессии, которая обеспечит его жизнедеятельность и сосуществование в обществе. Из всего многообразия существующих профессий выделены те, которыми могут овладеть люди с недостатками слуха в связи с ограниченными возможностями. Рассматриваются квалификационные характеристики профессий, возможные варианты овладения теми или иными профессиональными знаниями, умениями и навыками. Даются определения личностным качествам человека, которые помогут ученику достичь высокого профессионального мастерства, предугадать карьерный рост.

В разделе «Трудоустройство» Обучающиеся и воспитанники изучают виды документов для поступления на работу, перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию, практикуются в написании заявления о приеме на работу, автобиографии, резюме, анкеты;  посещают отделы или учреждения по трудоустройству.

Предполагаемые результаты  реализации программы

По окончании обучения и воспитания  по программе учащиеся должны

знать:

-типы профессий;

-адреса профессиональных учебных учреждений, принимающих учащихся с  проблемами слуха;

-правила и условия поступления в профессиональные учебные заведения;

-профессии, рекомендуемые для лиц с ограниченными возможностями здоровья (глухих, слабослышащих и позднооглохших учащихся) и требования, предъявляемые профессией к человеку;

-учреждения и отделы по трудоустройству;

-варианты поиска работы;

-трудовые права несовершеннолетних;

-порядок оформления на работу, увольнения;

-о социальных гарантиях работающим инвалидам;

-профессиональные, квалификационные требования рынка труда;

-свои  личностные качества, склонности, интересы и способности.

уметь:

-ориентироваться на рынке труда, в мире профессий, в системе профессионального образования;

-соотносить свои интересы и возможности с профессиональной перспективой, получать дополнительные знания и умения, необходимые для профессионального образования;

-классифицировать профессии по признакам;

-составлять заявление, автобиографию, анкету, резюме, презентовать свои личностные качества;

-подавать документы в  профессиональные учебные заведения;

-составлять план своего профессионального развития (ближайший и перспективный);

-проявлять ответственность, коммуникабельность, креативность, самостоятельность, активность, исполнительность;

В программе определены знания, умения, навыки учащихся каждой параллели классов. Распределение часов на работу по основным разделам программы является примерным. Воспитатель имеет право изменять соотношение часов  в зависимости от возможностей учащихся.

Формы текущего и итогового контроля:

-анкетирование;

-тестирование с целью определения соответствия намеченной профессии со способностями и возможностями школьника;

-сочинения, рефераты о выбранных профессиях;

-кроссворды, викторины, праздники;

-круглый стол  «Путевка в жизнь»;

-наличие у выпускника плана профессионального развития  на ближайшее время.

В программе определены знания, умения, навыки учащихся каждой параллели классов. Распределение часов на работу по основным разделам программы является примерным. Воспитатель имеет право изменять соотношение часов  в зависимости от возможностей учащихся.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первый год обучения (5класс)

Название темы

Количество часов

Раздел I Человек  и профессия

Профессии родителей.

3

Анкета по выявлению учебных интересов. Анкета по выявлению учебных интересов (автор - С.С. Гриншпун).

2

Профессии нашего города.

3

Тестирование «Отношение к нравственным нормам поведения» (автор -  Е.Н. Прошицкая).

2

Труд как основа  жизнеобеспечения и благополучия.

2

Востребованные профессии в Красноярском крае.

3

Встречи с представителями профессий.

5

Выбор в жизни человека.

Мир профессий и профессиональный выбор.

3

Профессиональные качества человека.

3

Игра - путешествие «Планеты профессий».

2

Труд и творчество.

2

Профориентационная игра «Угадай профессию»

1

Урок КВН по профориентации: Защита профессий

3

Итого часов:

34

Учащиеся 5  класса должны

Знать:

- профессии родителей, профессиональные качества человека;

-о значении труда в жизни человека.

Уметь:

-пользуется источниками информации о мире профессий и труда.

Второй год обучения (6 класс)

Название темы

Количество часов

Раздел I Человек  и профессия

31ч

Выбор в жизни человека.

Мир профессий и профессиональный выбор.

Типы профессий. (Человек- человек, человек- природа, человек - художественный образ, человек- техника).    Формула профессии.

Психологическая  карта профессий. Анкета «Ориентация». (И. Л. Соломин).

Совершаем выбор (тестирование).

Профориентационная игра «Ассоциации».

Профессии пищевой промышленности (тестовод, пекарь, кондитер, повар, технолог, бармен, изготовитель пищевых полуфабрикатов).    Требования профессии к человеку,  профессиональные личностные качества, училища, обеспечивающие начальное профессиональное образование.

16ч

Встречи с представителями профессий.

Раздел II Трудоустройства

Как подростку устроиться на работу.

Итого часов:

34ч

Учащиеся 6  класса должны

Знать:

-знает  типы  профессий;

-как устроиться на работу;

-профессии пищевой промышленности, требования данных профессий к человеку.

Уметь:

- классифицировать профессии по признакам.

Третий  год обучения (7 класс)

Название темы

Количество часов

Раздел I Человек  и профессия

29ч

Темперамент и выбор профессии. Влияние темперамента на выбор профессии.

Что такое профессия, специальность, должность.

Диагностика профессиональных ориентаций школьника (учащихся, родителей).

Рабочие профессии: штукатур-маляр, слесарь-сантехник, слесарь – ремонтник оборудования, автослесарь.  Требования профессии к человеку,  профессиональные личностные качества, училища, обеспечивающие начальное профессиональное образование.

Профессии: косметолог, парикмахер, мастер наращивания ногтей и маникюра. Требования профессии к человеку,  профессиональные личностные качества, училища, обеспечивающие начальное профессиональное образование.

Встречи с мастерами – профессионалами.

Профориентационная игра «Угадай профессию».

Раздел II. Трудоустройство.

Куда подростку  можно устроиться на работу. Как устроиться на работу (собеседование, самопрезентация). Документы, необходимые для поступления на работу (перечень).

Итого часов:

34ч

Учащиеся 7  класса должны

Знать:

-адреса училищ, обеспечивающих начальное профессиональное образование;

-общие  сведения о профессии косметолога, парикмахера, мастера наращивания ногтей и маникюра, автослесаря, слесаря-сантехника, слесаря-ремонтника, штукатура-маляра; требования к данным профессиям;

- о влиянии личностных качеств на выбор профессии; 

-куда и как подростку устроиться на работу.

Уметь:

- давать квалификационные характеристики изученным профессиям, соизмерять свои способности и требования к специальности,

- презентовать свои личностные качества.

Четвертый  год обучения (8 класс)

Название темы

Количество часов

Раздел I Человек  и профессия

21 ч

Здоровье и выбор профессии.

Интересы, склонности, способности (профдиагностика)

Профессии промышленных предприятий: токарь - фрезеровщик, станочник широкого профиля, заточник, слесарь-ремонтник. Требования профессии к человеку,  профессиональные личностные качества, училища, обеспечивающие начальное профессиональное образование.

Профессии сферы бытовых услуг и обслуживания: швея, обувщик. Требования профессии к человеку,  профессиональные личностные качества, училища, обеспечивающие начальное профессиональное образование.

Встречи с мастерами – профессионалами.

Раздел II. Трудоустройство

13ч

Резюме. Выбор предложенной работы. Трудоустройство в отделе  кадров. Отдел по   трудоустройству молодежи.

Поступление на работу. Обращение,  собеседование и заполнение документов при трудоустройстве (заявление, анкета, резюме).

Написание резюме,  заявления, автобиографии (практикум).

Правила и порядок увольнения и предоставления отпуска.  Практикум по заполнению заявления на увольнение, на предоставление отпуска.

Итого:

34 ч

Учащиеся 8  класса должны

Знать:

-адреса училищ, обеспечивающих начальное профессиональное образование, свои склонности, интересы и увлечения при  выборе профессии;

-общие сведения о профессии токаря - фрезеровщика, станочника широкого профиля, заточника, слесаря-ремонтника,   швеи, обувщика;

условия труда,  требования данных профессий к человеку, учреждения и отделы по трудоустройству;

 трудовые права несовершеннолетних;

 правила оформления на работу;

правила и порядок увольнения и предоставления отпуска.

Уметь:

-составлять заявление, автобиографию, анкету, резюме.

Пятый год обучения (9 класс первый год обучения)

Название темы

Количество часов

Раздел I Человек  и профессия

22 ч.

Цели профессиональной деятельности.

Самообразование, саморазвитие и выбор профессии. Личные профессиональные цели.

Диагностика профессиональных ориентаций школьника (учащихся, родителей). Склонности и профессиональная направленность. Профессиональный тип личности.

Справочно-информационная карта ссузов  для учащихся с проблемами слуха г. Красноярска и Красноярского края, регионов РФ.

Цикл занятий, экскурсии по выбранным профессиям учащихся класса.

Раздел II. Трудоустройство

12 ч.

Закон о занятости населения.

Основы трудовых отношений.

Безработица. Порядок признания безработным (перечень документов, написание заявления).

Варианты поиска работы (кадровое агентство, биржа труда, знакомые, объявления, средства массовой информации)

Кодекс законов о труде. Работа подростков.

Основные виды работ и профессий, запрещенных для подростков.

Итого часов:

34 ч

Учащиеся 9 класса первого  года обучения должны

Знать:

 -общие сведения о  выбранных  профессиях;  требованиях, предъявляемые данными профессиями к человеку;

- основными  качествами,  которыми должен обладать работающий;

-виды работ и профессий, запрещенных для подростков; варианты поиска работы;  адреса ССУЗов  г. Красноярска и Красноярского края, регионов РФ.

Уметь:

 -писать заявление на постановку на учёт по безработице.

Шестой год (9 класс второй год обучения)  

Название темы

Количество часов

Раздел I Человек  и профессия

19 ч.

Комплексная диагностика профессиональных ориентаций школьника (учащихся, родителей): анкетирование, на предмет выбранной специальности (профессии).

Цикл занятий, экскурсии по выбранным профессиям учащихся выпускных классов.

Выбор пути и способа получения профессионального образования. Личные и профессиональные цели. Составление первичного профессионального плана выпускника.

Раздел II. Трудоустройство

      15 ч

Варианты временной работы. Характеристика современного рынка труда.   Уровни профессионального образования. ЦЗН. Ярмарка вакансий.

Поступление   на работу. Документы, необходимые для поступления на работу, их оформление (заявление, анкета, резюме, трудовой договор, контракт).   Правила устройства на работу.

 Социальные гарантии работающим инвалидам.

Итого часов:

34 ч

Учащиеся 9 класса второго  года обучения должны

Знать:

- правила и условия поступления в профессиональные учебные заведения; -правила написания резюме;

- общие сведения о новых профессиях на рынке труда; требования, квалификационные характеристики, предъявляемые к данным профессиям;

- о социальных гарантиях работающим инвалидам;

- о  факторах, влияющих на выбор профессии;

-адреса средних профессиональных учреждений для учащихся с проблемами слуха.

Уметь:

- составлять личный профессиональный план, резюме, анкету;

- писать заявление о приёме на работу;

- оформлять договор (контракт); презентовать свои личностные и деловые качества.

Седьмой  год обучения (10класс)

Название темы

Количество часов

Раздел I. Человек и профессия

   19 ч.

Это мой выбор – диагностика профессиональных ориентаций учащихся. Я и мои профессиональные способности. Здоровье и выбор профессий. Типы профессий по медицинским противопоказаниям.

Суть жизненного и профессионального самоопределения (диспут).

Личный профессиональный план, как элемент профессионального самоопределения. Планирование профессионального пути.

Цикл занятий, экскурсии по выбранным профессиям учащихся выпускных классов.

Раздел II. Трудоустройство

         15 ч.

Источники информации о мире профессий и труда.

Молодежная безработица – что это такое? Спрос на рынке труда. Центр занятости населения. Постановка на учет в ЦЗН.

Технология поиска работы. Необходимые умения при поиске работы. Агентства по трудоустройству. Самопрезентация (как "подать" себя на собеседовании). Что такое испытательный срок и в чем особенности этого периода начала работы.

Деловая игра «Трудоустройство».

3

Итого часов:

34 ч

Учащиеся 10 класса должны

Знать:

-  сферы трудовой деятельности; правила выбора профессии, карьеры;

-проводит  профессиональный анализ профессий и соотносит  требования профессий с его личными достижениями;  

Уметь:

-пользоваться источниками информации о мире профессий и труда;

-самопрезентовать себя при собеседовании;

-писать заявление о приёме на работу;

- пользоваться услугами центра занятости населения.

Восьмой год обучения (11 класс)

Название темы

Количество часов

Раздел I Человек  и профессия

19 ч.

Мое видение будущей профессии. Диагностика «Осведомленность о  рынке труда».

Экзамен как профессиональное достижение выпускника.

Цикл занятий, экскурсии по выбранным профессиям учащихся выпускных классов.

«Как сделать свой выбор в профессии и добиться успеха» (встречи с успешными  выпускниками школы).

Раздел II. Трудоустройство -

          15 ч.

Пути получения профессии.  Рынок образовательных услуг города.  Востребованность в профессиях.

Порядок приема в учебные заведения. Игра – погружение «У меня все получится!» (собеседование  в приемной комиссии).

Состояние рынка труда и место выпускников в условиях рыночной экономики. ЦЗН. Ярмарка вакансий. «Правила поведения на рынке труда».

Как правильно настроиться на поиск работы.

Как правильно подготовить документы для трудоустройства. Подготовка и оформление документов. «Технология эффективного собеседования» (подготовка к собеседованию, встреча с работодателем, основные принципы  ведения деловой беседы).

Итого:

       34 ч

Учащиеся 11 класса должны

Знать:

-пути получения профессии;

-рынок образовательных услуг города; востребованность в профессиях; правила и условия поступления в профессиональные учебные заведения; -общие сведения о новых профессиях на рынке труда;

-требования, медицинские и  квалификационные характеристики, предъявляемые к данным профессиям;

-общие представления о трудовом законодательстве.

Уметь:

-соотносит собственные индивидуальные способности с ситуацией выбора профессии и требованиями выбираемой профессии;

- сопоставляет  выбор с ситуацией на рынке труда, сферы трудовой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...

Рабочая программапо обществознанию для 9 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Учебная программапо предмету «Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия» для 1-4 классов

Данная программа нацелена на развитие и коррекцию у учащихся с ОВЗ основных психических процессов.Разработана по определённым направлениям....

рабочая программапо физической культуре

рабочая программа по физической культуре (ФГОС)...

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...