Программа по профориентации "Кем быть"
рабочая программа
Программа по профориентации «Кем быть?» направлена на подготовку неслышащих подростков к сознательному выбору профессии и построению перспектив своего профессионального развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_proforientatsii_oso.doc | 171 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Жизненное самоопределение учащихся с нарушением слуха, их социальная адаптация и интеграция в разных формах трудовой и культурной жизни общества неразрывно связана с получением образования и выбором профессиональной деятельности, что позволяет добиться высокого уровня развития личности слабослышащего или глухого ребенка и включить его в экономическую, общественную и культурную жизнь общества. Жизнь в условиях рыночной экономики предъявляет к выпускникам с нарушением слуха очень жесткие требования. Это касается их общеобразовательной и профессиональной подготовки, умению адаптироваться к социальным условиям, налаживать производственные отношения.
Практика показывает, что выпускники специальных школ чувствуют себя неуверенно перед будущей самостоятельной жизнью и профессиональной деятельностью. Проведенное с учащимися 10 и 11 классов анкетирование (Н. Ярошевич) выявило, что у 70% выпускников отмечается завышенная личная самооценка, между тем, как профессиональная самооценка занижена. Выпускники школ считают, что они не могут работать там, где хотели бы, вследствие: нарушения слуха, «барьера» в общении со слышащими, отсутствия информации о возможных рабочих местах для инвалидов.
Половина учащихся не имеют представления, какие документы надо оформить при поступлении на работу не владеют информацией о льготах при устройстве инвалидов на работу, о наличии мест по интересующей специальности.
Оценка учащимися с нарушением слуха жизненных перспектив напрямую связана с уровнем образования и трудовой подготовкой. Профессиональная ориентация остается важным направлением в работе педагогов в школе-интернате для детей с нарушением слуха.
Профессиональная ориентация – это не только выбор школьником профессии одной на всю жизнь, но и формирование у него готовности к профессиональному самоопределению, активизация внутренних ресурсов его личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовывать себя в ней, исполнить свой статус человека общества.
Для того, чтобы профессиональное самоопределение учащихся с недостатками слуха было успешным, педагогами КГБОУ Минусинской школы-интерната была разработана программа по профориентации «Кем быть?» на основе пособия М.Ю. Савченко «Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам» для учащихся 6 - 11 классов. На изучение данной программы отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Профориентация – это специально организованная помощь по оптимизации процессов профессионального самоопределения школьников. Основной целью профориентационной работы с неслышащими учащимися является развитие у них активного отношения к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоопределения и активного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей.
Программа по профориентации «Кем быть?» направлена на подготовку неслышащих подростков к сознательному выбору профессии и построению перспектив своего профессионального развития. Это предполагает:
-сформированность первоначальных профессиональных намерений и интересов;
-информированность о наиболее распространенных видах труда, их значении для общества;
-знакомство с путями приобретения той или иной профессии и требованиями, которые предъявляются к личности с точки зрения ее физических и психических возможностей;
-формирование умения правильно оценить свои данные для овладения избранной специальностью;
-участие в экскурсиях на промышленные и сельскохозяйственные предприятия для знакомства с различными видами труда и профессиями;
-знакомство с профессиональной деятельностью и жизненным путём своих родителей;
-приобретение умений и навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в ходе деловых, ролевых игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий;
-проведение внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т. д.), раскрывающих перед подростками широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности.
В процессе ознакомления с профессиями и трудовой деятельностью учащихся входят в мир социально-исторического опыта, у них формируются системные знания о труде и восприятие труда как важнейшей социально значимой деятельности.
Программа воспитательной работы по профориентации «Кем быть?» составлена для учащихся ООО и ОСО в соответствии со следующими нормативными документами:
- Закон РФ от 29 декабря 2012г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, основного общего и среднего (полного) общего образования.
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
- Приказ Минобрнауки России от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
- Закон РФ «Об общественных объединениях»;
- Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года;
- Концепция модернизации дополнительного образования детей РФ до 2017 года;
- Программа развития дополнительного образования Красноярского края «Поколение ХХI, развитие человеческого потенциала»;
- Стратегическая программа развития воспитания в Красноярском крае.
Программа по профориентации «Кем быть?» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей и задач.
Цель программы: формирование у неслышащих подростков готовности к осознанному выбору профессии и построению перспектив своего профессионального, жизненного и личностного развития.
Задачи:
- Познакомить учащихся с миром профессий и требованиями, предъявляемыми профессией к человеку, создавать мотивацию к осознанному выбору профессии.
- Формировать у учащихся адекватное понимание своих собственных психологических особенностей, способностей и возможностей.
- Учить соотносить собственные индивидуальные способности с ситуацией выбора профессии и требованиями выбираемой профессии; сопоставлять выбор с ситуацией на рынке труда.
- Учить оценивать возможности получения профессии и дальнейшего образования, анализировать перспективы, моделировать план профессионального развития (ближайший и перспективный).
- Формировать чувства ответственности за свои действия и решения.
Контингент
Программа предназначена для обучения глухих, слабослышащих и позднооглохших учащихся 5х – 11х классов.
Разделы программы
Программа рассчитана на 8 лет (с 5 по 11 класс) и включает в себя 2 раздела. В 5 классе учащиеся изучают только 1 раздел - «Человек и профессия», с 6 – 11класс: «Человек и профессия», «Трудоустройство».
В разделе «Человек и профессия» определяется отношение человека, как члена общества к профессии, которая обеспечит его жизнедеятельность и сосуществование в обществе. Из всего многообразия существующих профессий выделены те, которыми могут овладеть люди с недостатками слуха в связи с ограниченными возможностями. Рассматриваются квалификационные характеристики профессий, возможные варианты овладения теми или иными профессиональными знаниями, умениями и навыками. Даются определения личностным качествам человека, которые помогут ученику достичь высокого профессионального мастерства, предугадать карьерный рост.
В разделе «Трудоустройство» Обучающиеся и воспитанники изучают виды документов для поступления на работу, перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию, практикуются в написании заявления о приеме на работу, автобиографии, резюме, анкеты; посещают отделы или учреждения по трудоустройству.
Предполагаемые результаты реализации программы
По окончании обучения и воспитания по программе учащиеся должны
знать:
-типы профессий;
-адреса профессиональных учебных учреждений, принимающих учащихся с проблемами слуха;
-правила и условия поступления в профессиональные учебные заведения;
-профессии, рекомендуемые для лиц с ограниченными возможностями здоровья (глухих, слабослышащих и позднооглохших учащихся) и требования, предъявляемые профессией к человеку;
-учреждения и отделы по трудоустройству;
-варианты поиска работы;
-трудовые права несовершеннолетних;
-порядок оформления на работу, увольнения;
-о социальных гарантиях работающим инвалидам;
-профессиональные, квалификационные требования рынка труда;
-свои личностные качества, склонности, интересы и способности.
уметь:
-ориентироваться на рынке труда, в мире профессий, в системе профессионального образования;
-соотносить свои интересы и возможности с профессиональной перспективой, получать дополнительные знания и умения, необходимые для профессионального образования;
-классифицировать профессии по признакам;
-составлять заявление, автобиографию, анкету, резюме, презентовать свои личностные качества;
-подавать документы в профессиональные учебные заведения;
-составлять план своего профессионального развития (ближайший и перспективный);
-проявлять ответственность, коммуникабельность, креативность, самостоятельность, активность, исполнительность;
В программе определены знания, умения, навыки учащихся каждой параллели классов. Распределение часов на работу по основным разделам программы является примерным. Воспитатель имеет право изменять соотношение часов в зависимости от возможностей учащихся.
Формы текущего и итогового контроля:
-анкетирование;
-тестирование с целью определения соответствия намеченной профессии со способностями и возможностями школьника;
-сочинения, рефераты о выбранных профессиях;
-кроссворды, викторины, праздники;
-круглый стол «Путевка в жизнь»;
-наличие у выпускника плана профессионального развития на ближайшее время.
В программе определены знания, умения, навыки учащихся каждой параллели классов. Распределение часов на работу по основным разделам программы является примерным. Воспитатель имеет право изменять соотношение часов в зависимости от возможностей учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения (5класс)
Название темы | Количество часов |
Раздел I Человек и профессия | |
Профессии родителей. | 3 |
Анкета по выявлению учебных интересов. Анкета по выявлению учебных интересов (автор - С.С. Гриншпун). | 2 |
Профессии нашего города. | 3 |
Тестирование «Отношение к нравственным нормам поведения» (автор - Е.Н. Прошицкая). | 2 |
Труд как основа жизнеобеспечения и благополучия. | 2 |
Востребованные профессии в Красноярском крае. | 3 |
Встречи с представителями профессий. | 5 |
Выбор в жизни человека. Мир профессий и профессиональный выбор. | 3 |
Профессиональные качества человека. | 3 |
Игра - путешествие «Планеты профессий». | 2 |
Труд и творчество. | 2 |
Профориентационная игра «Угадай профессию» | 1 |
Урок КВН по профориентации: Защита профессий | 3 |
Итого часов: | 34 |
Учащиеся 5 класса должны
Знать:
- профессии родителей, профессиональные качества человека;
-о значении труда в жизни человека.
Уметь:
-пользуется источниками информации о мире профессий и труда.
Второй год обучения (6 класс)
Название темы | Количество часов |
Раздел I Человек и профессия | 31ч |
Выбор в жизни человека. Мир профессий и профессиональный выбор. | 2ч |
Типы профессий. (Человек- человек, человек- природа, человек - художественный образ, человек- техника). Формула профессии. | 2ч |
Психологическая карта профессий. Анкета «Ориентация». (И. Л. Соломин). | 3ч |
Совершаем выбор (тестирование). | 2ч |
Профориентационная игра «Ассоциации». | 2ч |
Профессии пищевой промышленности (тестовод, пекарь, кондитер, повар, технолог, бармен, изготовитель пищевых полуфабрикатов). Требования профессии к человеку, профессиональные личностные качества, училища, обеспечивающие начальное профессиональное образование. | 16ч |
Встречи с представителями профессий. | 4ч |
Раздел II Трудоустройства | 3ч |
Как подростку устроиться на работу. | 3ч |
Итого часов: | 34ч |
Учащиеся 6 класса должны
Знать:
-знает типы профессий;
-как устроиться на работу;
-профессии пищевой промышленности, требования данных профессий к человеку.
Уметь:
- классифицировать профессии по признакам.
Третий год обучения (7 класс)
Название темы | Количество часов |
Раздел I Человек и профессия | 29ч |
Темперамент и выбор профессии. Влияние темперамента на выбор профессии. | 4ч |
Что такое профессия, специальность, должность. | 3ч |
Диагностика профессиональных ориентаций школьника (учащихся, родителей). | 3ч |
Рабочие профессии: штукатур-маляр, слесарь-сантехник, слесарь – ремонтник оборудования, автослесарь. Требования профессии к человеку, профессиональные личностные качества, училища, обеспечивающие начальное профессиональное образование. | 7ч |
Профессии: косметолог, парикмахер, мастер наращивания ногтей и маникюра. Требования профессии к человеку, профессиональные личностные качества, училища, обеспечивающие начальное профессиональное образование. | 5ч |
Встречи с мастерами – профессионалами. | 5ч |
Профориентационная игра «Угадай профессию». | 2ч |
Раздел II. Трудоустройство. | 5ч |
Куда подростку можно устроиться на работу. Как устроиться на работу (собеседование, самопрезентация). Документы, необходимые для поступления на работу (перечень). | 5ч |
Итого часов: | 34ч |
Учащиеся 7 класса должны
Знать:
-адреса училищ, обеспечивающих начальное профессиональное образование;
-общие сведения о профессии косметолога, парикмахера, мастера наращивания ногтей и маникюра, автослесаря, слесаря-сантехника, слесаря-ремонтника, штукатура-маляра; требования к данным профессиям;
- о влиянии личностных качеств на выбор профессии;
-куда и как подростку устроиться на работу.
Уметь:
- давать квалификационные характеристики изученным профессиям, соизмерять свои способности и требования к специальности,
- презентовать свои личностные качества.
Четвертый год обучения (8 класс)
Название темы | Количество часов |
Раздел I Человек и профессия | 21 ч |
Здоровье и выбор профессии. | 2ч |
Интересы, склонности, способности (профдиагностика) | 3ч |
Профессии промышленных предприятий: токарь - фрезеровщик, станочник широкого профиля, заточник, слесарь-ремонтник. Требования профессии к человеку, профессиональные личностные качества, училища, обеспечивающие начальное профессиональное образование. | 6ч |
Профессии сферы бытовых услуг и обслуживания: швея, обувщик. Требования профессии к человеку, профессиональные личностные качества, училища, обеспечивающие начальное профессиональное образование. | 6ч |
Встречи с мастерами – профессионалами. | 4ч |
Раздел II. Трудоустройство | 13ч |
Резюме. Выбор предложенной работы. Трудоустройство в отделе кадров. Отдел по трудоустройству молодежи. | 2ч |
Поступление на работу. Обращение, собеседование и заполнение документов при трудоустройстве (заявление, анкета, резюме). | 4ч |
Написание резюме, заявления, автобиографии (практикум). | 4ч |
Правила и порядок увольнения и предоставления отпуска. Практикум по заполнению заявления на увольнение, на предоставление отпуска. | 3ч |
Итого: | 34 ч |
Учащиеся 8 класса должны
Знать:
-адреса училищ, обеспечивающих начальное профессиональное образование, свои склонности, интересы и увлечения при выборе профессии;
-общие сведения о профессии токаря - фрезеровщика, станочника широкого профиля, заточника, слесаря-ремонтника, швеи, обувщика;
условия труда, требования данных профессий к человеку, учреждения и отделы по трудоустройству;
трудовые права несовершеннолетних;
правила оформления на работу;
правила и порядок увольнения и предоставления отпуска.
Уметь:
-составлять заявление, автобиографию, анкету, резюме.
Пятый год обучения (9 класс первый год обучения)
Название темы | Количество часов |
Раздел I Человек и профессия | 22 ч. |
Цели профессиональной деятельности. Самообразование, саморазвитие и выбор профессии. Личные профессиональные цели. | 4ч |
Диагностика профессиональных ориентаций школьника (учащихся, родителей). Склонности и профессиональная направленность. Профессиональный тип личности. | 4ч |
Справочно-информационная карта ссузов для учащихся с проблемами слуха г. Красноярска и Красноярского края, регионов РФ. | 6ч |
Цикл занятий, экскурсии по выбранным профессиям учащихся класса. | 8ч |
Раздел II. Трудоустройство | 12 ч. |
Закон о занятости населения. | 1ч |
Основы трудовых отношений. | 1ч |
Безработица. Порядок признания безработным (перечень документов, написание заявления). | 3ч |
Варианты поиска работы (кадровое агентство, биржа труда, знакомые, объявления, средства массовой информации) | 3ч |
Кодекс законов о труде. Работа подростков. | 2ч |
Основные виды работ и профессий, запрещенных для подростков. | 2ч |
Итого часов: | 34 ч |
Учащиеся 9 класса первого года обучения должны
Знать:
-общие сведения о выбранных профессиях; требованиях, предъявляемые данными профессиями к человеку;
- основными качествами, которыми должен обладать работающий;
-виды работ и профессий, запрещенных для подростков; варианты поиска работы; адреса ССУЗов г. Красноярска и Красноярского края, регионов РФ.
Уметь:
-писать заявление на постановку на учёт по безработице.
Шестой год (9 класс второй год обучения)
Название темы | Количество часов |
Раздел I Человек и профессия | 19 ч. |
Комплексная диагностика профессиональных ориентаций школьника (учащихся, родителей): анкетирование, на предмет выбранной специальности (профессии). | 5ч |
Цикл занятий, экскурсии по выбранным профессиям учащихся выпускных классов. | 9ч |
Выбор пути и способа получения профессионального образования. Личные и профессиональные цели. Составление первичного профессионального плана выпускника. | 5ч |
Раздел II. Трудоустройство | 15 ч |
Варианты временной работы. Характеристика современного рынка труда. Уровни профессионального образования. ЦЗН. Ярмарка вакансий. | 6ч |
Поступление на работу. Документы, необходимые для поступления на работу, их оформление (заявление, анкета, резюме, трудовой договор, контракт). Правила устройства на работу. | 6ч |
Социальные гарантии работающим инвалидам. | 3ч |
Итого часов: | 34 ч |
Учащиеся 9 класса второго года обучения должны
Знать:
- правила и условия поступления в профессиональные учебные заведения; -правила написания резюме;
- общие сведения о новых профессиях на рынке труда; требования, квалификационные характеристики, предъявляемые к данным профессиям;
- о социальных гарантиях работающим инвалидам;
- о факторах, влияющих на выбор профессии;
-адреса средних профессиональных учреждений для учащихся с проблемами слуха.
Уметь:
- составлять личный профессиональный план, резюме, анкету;
- писать заявление о приёме на работу;
- оформлять договор (контракт); презентовать свои личностные и деловые качества.
Седьмой год обучения (10класс)
Название темы | Количество часов |
Раздел I. Человек и профессия | 19 ч. |
Это мой выбор – диагностика профессиональных ориентаций учащихся. Я и мои профессиональные способности. Здоровье и выбор профессий. Типы профессий по медицинским противопоказаниям. | 5ч |
Суть жизненного и профессионального самоопределения (диспут). | 2ч |
Личный профессиональный план, как элемент профессионального самоопределения. Планирование профессионального пути. | 3ч |
Цикл занятий, экскурсии по выбранным профессиям учащихся выпускных классов. | 9ч |
Раздел II. Трудоустройство | 15 ч. |
Источники информации о мире профессий и труда. | 2ч |
Молодежная безработица – что это такое? Спрос на рынке труда. Центр занятости населения. Постановка на учет в ЦЗН. | 5ч |
Технология поиска работы. Необходимые умения при поиске работы. Агентства по трудоустройству. Самопрезентация (как "подать" себя на собеседовании). Что такое испытательный срок и в чем особенности этого периода начала работы. | 5ч |
Деловая игра «Трудоустройство». | 3 |
Итого часов: | 34 ч |
Учащиеся 10 класса должны
Знать:
- сферы трудовой деятельности; правила выбора профессии, карьеры;
-проводит профессиональный анализ профессий и соотносит требования профессий с его личными достижениями;
Уметь:
-пользоваться источниками информации о мире профессий и труда;
-самопрезентовать себя при собеседовании;
-писать заявление о приёме на работу;
- пользоваться услугами центра занятости населения.
Восьмой год обучения (11 класс)
Название темы | Количество часов |
Раздел I Человек и профессия | 19 ч. |
Мое видение будущей профессии. Диагностика «Осведомленность о рынке труда». | 3ч |
Экзамен как профессиональное достижение выпускника. | 3ч |
Цикл занятий, экскурсии по выбранным профессиям учащихся выпускных классов. | 9ч |
«Как сделать свой выбор в профессии и добиться успеха» (встречи с успешными выпускниками школы). | 4ч |
Раздел II. Трудоустройство - | 15 ч. |
Пути получения профессии. Рынок образовательных услуг города. Востребованность в профессиях. | 3ч |
Порядок приема в учебные заведения. Игра – погружение «У меня все получится!» (собеседование в приемной комиссии). | 3ч |
Состояние рынка труда и место выпускников в условиях рыночной экономики. ЦЗН. Ярмарка вакансий. «Правила поведения на рынке труда». | 3ч |
Как правильно настроиться на поиск работы. | 2ч |
Как правильно подготовить документы для трудоустройства. Подготовка и оформление документов. «Технология эффективного собеседования» (подготовка к собеседованию, встреча с работодателем, основные принципы ведения деловой беседы). | 4ч |
Итого: | 34 ч |
Учащиеся 11 класса должны
Знать:
-пути получения профессии;
-рынок образовательных услуг города; востребованность в профессиях; правила и условия поступления в профессиональные учебные заведения; -общие сведения о новых профессиях на рынке труда;
-требования, медицинские и квалификационные характеристики, предъявляемые к данным профессиям;
-общие представления о трудовом законодательстве.
Уметь:
-соотносит собственные индивидуальные способности с ситуацией выбора профессии и требованиями выбираемой профессии;
- сопоставляет выбор с ситуацией на рынке труда, сферы трудовой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...
Рабочая программапо обществознанию для 9 класса
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Учебная программапо предмету «Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия» для 1-4 классов
Данная программа нацелена на развитие и коррекцию у учащихся с ОВЗ основных психических процессов.Разработана по определённым направлениям....
рабочая программапо физической культуре
рабочая программа по физической культуре (ФГОС)...
рабочая программапо физической культуре
рабочая программа 5 класс...
рабочая программапо физической культуре
рабочая программа...
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...