Юный математик
элективный курс на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа п. Кострово»
Утверждено Директор школы ___________ Ю.А.Афанасьева приказ №_____от «____»____20___г. | Рассмотрено и утверждено на заседании МО учителей - предметников протокол № _____ от «____»_____20___г. | Рассмотрено и утверждено на заседании педагогического совета протокол № ___от «____»___20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Юный математик»
7 класс
Количество часов в год – 35
Составитель:
Меркулова У.В, учитель математики
п. Кострово
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В сегодняшнем мире высоких технологий и многообразия поступающей информации, которая является обязательной для усвоения и запоминания учащимися в рамках изучения различных учебных дисциплин, особое место отводится внеурочной предметной деятельности, которая способна помочь учащимся в познании мира, расширению кругозор и применению своих творческих навыков в других ситуациях.
Одной из ведущих концепций развития математического образования в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 24.12.2013г. №2506-,- является «популяризация математических знаний и математического образования».
Особое место в Федеральном государственном стандарте о среднем (полном) общем образовании отводится «сформированности представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира».
Данная программа «Юный математик» для 7 класса относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Она составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Письме Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 года №09-3564 «О внеурочной деятельности реализации дополнительных и общеобразовательных программ»;
- Приказами Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373, от 17 декабря 2010 года №1897, от 17 мая 2012 года №413 об утверждении ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Чтобы обеспечить качественное математическое образование, построить единую систему восприятия школьных программ по предметам и внеурочную деятельность, и позволить школьникам проявить способности самостоятельно мыслить и рассуждать, показать организаторские способности и навыки проектной деятельности и была предназначена данная программа «Юный математик» для учащихся 7 класса.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ.
Цели программы – сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создание условий для интеллектуального развития школьников, способствовать развитию положительной мотивации к активной учебной и проектной деятельности; сформировать навыки воображение, расширить кругозор.
Задачи программы:
- стимулирование интереса к изучению дисциплины «Математика»;
- развивать математическую грамотность, навыки устного счета, расширять кругозор;
- развивать мышление и формировать навыки интеллектуальной деятельности (анализ, синтез, сравнение, умозаключении);
- формировать учебно-информационные умения;
- способствовать формированию умений и навыков проектной деятельности; самостоятельного решения проблемы;
Достигаться это будет с помощью приемов:
- экскурсы с историю математики;
- использование математических игр, фокусов, головоломок;
- приведение примеров применения математики при решении проблем и задач в других науках.
Принципы программы:
1. Актуальность: Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
2. Научность: Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3. Системность: Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
4. Практическая направленность: Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
5. Обеспечение мотивации.
Предметное содержание программы целиком взаимодействует с программой основной школы, что позволяет решать совместные задачи и действия, которые улучшат понимать основных тем на уроках математики.
Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности «Юный математик» состоит в привлечении школьников к познавательной активности в области математики, расширении кругозора и более глубокого изучения исторического понимания математических открытий и их роли в изучении предмета.
Для реализации целей программы «Юный математик» для учащихся 7 класса МАОУ ООШ п.Кострово применялись формы учебных занятий – эврестическая беседа, дидактическая ролевые игры, парная и групповая работа, коллективное творческое дело, проектная деятельность, КВН -игра.
Педагогическая технология, применяемая при реализации программы- технология проблемного обучения и проектная технология.
Дидактические принципы: доступности, последовательности и проблемного обучения.
Отличительной особенностью данной программы является то, что «Юный математик» предусматривает поддержание и развитие познавательного интереса к математике, подготавливает школьников к дальнейшему углубленному изучению предмета на уроках спецкурсов и кружков по математике; обуславливает выбор родителями более профессионального изучения их детьми дисциплины.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Юный маткматик» для 7 класса.
Формирование УУД на каждом этапе подготовки и проведения внеурочных занятий программы:
- быстро считать, применять на практике свои знания;
- приобретать навыки креативного мышления, нестандартных подходов при решении задач;
- научаться мыслить, рассуждать, анализировать условия задания;
- применять полученные на уроках математики знания, умения, навыки в различных ситуациях;
- участвовать в проектной деятельности;
- умения ясно и грамотно выражать свои мысли, выстраивать аргументацию, приводить примеры;
- формировать коммуникативные навыки общения со сверстниками, умение работать в группах и парах;
- находить информацию в различных источниках и использовать ее в своей работе.
Личностными результатами изучения курса является формирование
следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
простое наблюдение,
проведение математических игр,
опросники,
анкетирование
психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса в 7-м классе является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
занятия-конкурсы на повторение практических умений,
занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
активность,
аккуратность,
творческий подход к знаниям,
степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных
познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности,
принимая во внимание особенности их развития.
Проверка результатов работы организована в виде:
- игровые занятия;
- подготовка домашнего задания и его защита в группе;
- подготовка сообщения по тематике занятия;
- участие в КВН;
- подготовка проекта в группе.
Реализуемая программа предусматривает подведение итогов в конце года и награждение победителей по результатам проведения мероприятия:
- активное участие при решении логических задач и составления математических ребусов;
- подготовка домашнего задания;
- участие в конкурсах и играх;
- участие в КВН;
- подготовка проекта в группе.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Название темы | часов | Формирование УУД | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | |||
1. | За страницами учебника алгебры | 11 | -сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
| анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами; — включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, развивать навыки оценки и самоанализа | аргументировать свою позицию , учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения; контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. |
2. | Решение нестандартных задач | 5 | анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины); искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы; | конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи; объяснять выполняемые и выполненные действия; воспроизводить способ решения задачи; оценивать предъявленное готовое решение задачи | участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи; |
3 | Геометриче ская мозаика | 7 | выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже; анализировать расположение деталей исходной конструкции; составлять фигуры из частей, сравнивать и группировать факты и явления; определять причины событий. | выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции; сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием | осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом. |
4. | Окно в историческое прошлое | 5 | -строить речевые высказывания в устной и письменной форме; -уметь работать с различными источниками информации | определять цель работы; планировать этапы её выполнения, оценивать полученный результат; выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, проводить сравнение объектов. | -воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы. |
5 | Конкурсы , игры | 6 | -строить речевые высказывания; - владеть общим приемом решения задач; - уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий | - оценивать правильность выполнения действий; -находить и исправлять ошибки, объяснять их причины; - выстраивать аргументацию при доказательстве и диалоге; - выбирать рациональный способ вычислений и поиска решений | - уметь работать в режиме диалога; - уметь сопоставлять полученные математические знания со своим жизненным опытом; -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
- Календарно-тематическое планирование
дата | Тема занятия | Краткое содержание | |
1 | 1.Математика в жизни человека 2. Фокус с разгадыванием чисел | Рассказ учителя . Игра : отгадывание даты рождения | |
2 | Системы счисления. Почему нашу запись называют десятичной? | Рассказ учителя и просмотр презентации. | |
3 | 1.Проценты простые. Решение задач 2. Развитие нумерации на Руси | Беседа. Практикум решения Сообщение учеников | |
4 | Решение олимпиадных задач прошлых лет. | Решение нестандартных задач для подготовки к школьному этапу олимпиады Задачи из международных конкурсов «Кенгуру», «Олимпус». | |
5 | Решение олимпиадных задач | ||
6 | Задачи на разрезание и складывание фигур | Познакомить учащихся с разнообразием задач на разрезание и складывание фигур. Изготовление моделей для практических упражнений | |
7 | Как появилась алгебра? | Элементарная алгебра — раздел алгебры, который изучает самые базовые понятия. Обычно изучается после изучения основных понятий арифметики. В арифметике изучаются числа и простейшие (+, −, ×, ÷) действия с ними. В алгебре числа заменяются на переменные (a, b, c, x, y и так далее). | |
8 | Решение текстовых задач | ||
9 | Игры - головоломки и геометрические задачи. | Предварительный подбор задач и их решение | |
10 | Весёлый час. Задачи в стихах | О занимательных и смешных фактах математики. Проектная работа «Задачи в стихах» | |
11 | 1 Решение типовых текстовых задач. Разбор, анализ, методы решения задач. | . Решение задач на составление уравнения. Практикум-исследование решения задач на составление уравнений | |
12 | 1 Решение типовых текстовых задач 2.Выпуск математического бюллютеня .Пословицы, поговорки, загадки, в которых встречаются числа. | . Решение задач на составление уравнения. Практикум-исследование решения задач на составление уравнений | |
13 | 1.Геометрические иллюзии «Не верь глазам своим» Геометрическая задача – фоку« Продень монетку». 2.шуточные вопросы по геометрии | Оптико-геометрические иллюзии - зрительные иллюзии, за счет которых происходит искажение пространственных соотношений признаков воспринимаемых объектов. | |
14 | 1.Задачи на составление уравнений 2.Математический кроссворд | Разгадывание и составление кроссвордов | |
15 | .Выпуск математического бюллетеня «Геометрические иллюзии «Не верь глазам своим»» | Решение задач в командах. Подготовка газеты по группам | |
16 | Модуль числа. Уравнения со знаком модуля | Повторить понятие модуль числа. Изучить правило снятия модуля. | |
17 | Решение уравнений со знаком модуля | Решение уравнений, содержащих модуль. Поиск корней | |
18 | Киоск математических развлечений | Решение занимательных задач. | |
19 | График линейных функций с модулем | Разработка плана построения графика линейной функции при наличии знака модуля, показать простоту решения уравнения с модулем с помощью графика , составление кусочно-линейной функции. | |
20 | График линейных функций с модулем | ||
21 | Линейные неравенства с двумя переменными | ||
22 | 1.Задание функции несколькими формулами | ||
23 | Преобразование алгебраических выражений. Формулы сокращенного умножения | Показать , что используя формулы сокращенного умножения можно раскладывать многочлены на множители, что, в свою очередь, нужно для решения уравнений, сокращения сложных выражений и решения ряда других задач. | |
24 | Интеллектуальный марафон | Командные соревнования | |
25 | Урок решения одной геометрической задачи на доказательство | Решение одной задачи различными способами. Развитие аналитической и исследовательской деятельности. Выбор наиболее рационального способа. | |
26 | Выпуск экспресс-газеты по разделам: приемы быстрого счета, заметки по истории математики; биографические миниатюры; математический кроссворд | Работа по группам: подбор материала, обсуждение. (подготовить заранее) | |
27 | 1.Что такое - Геометрия на клетчатой бумаге. Формула Пика. 2 . Математический бюллетень: Георг Александр Пик | Решение задач на вычисление площади многоугольника с помощью клетчатой бумаги, способом перекраивания и способом достройки. Формула Пика. Проектная работа. Презентация | |
28 | Тайна « золотого сечения» | “Золотое сечение” – это такое деление целого на две неравные части, при котором целое так относится к большей части, как большая к меньшей. Деление отрезка на части в отношении равном “золотому сечению”. Проектная работа. Презентация | |
29 | Урок решения одной геометрической задачи на доказательство | Решение одной задачи различными способами. Развитие аналитической и исследовательской деятельности | |
30 | Геометрические головоломки. Пентамино. Танграм | «Пента» - пять. Игра состоит из плоских фигурок, каждая из которых состоит из 5 квадратов……и 7 «хитроумных фигур» | |
31 | «Дурацкие» вопросы | Задачи на сообразительность | |
32 | Системы линейных неравенств с двумя переменными | Решение неравенств с двумя переменными | |
33 | «Математическая карусель» | Блиц игра с участием 3-х команд | |
34-35 | Итоговое занятие |
- ЛИТЕРАТУРА.
- Депман И.Я. За страницами учебника математики.: пособие для учащихся 5-6 кл. сред. шк. / И.Я. Депман, Н.Я Виленкин. – М.: Просвещение,1989.-278.с.
- Аменицкий Н.И., Сахаров. И.П. Забавная арифметика.- М.: Наука. Гл ред. Физ-мат.лит., 1991.-128с.
- Балаян Э.Н. 750 лучших олимпиадных и занимательных задач по математике./Э.Н. Балаян .-Ростов н/Д: Феникс, 2014.-236с.
- Канель-Белов. А.Я, Трепалин А.С., Ященко И.В. Олимпиадный ковчег.-М.: МЦНМО, 2014.-56с.
- Козлова Е.Г. Сказки и подсказки ( задачи для математического кружка).- 8-е изд.. стереотип .-М.: МЦНМО, 2014.-168с.
- Смит, Курт. Задачки на математическую логику/ Курт Смит; пер с англ. Д.А. Курбатова. -М.: АСТ: Астрель, 2008,-95с.
- Магия чисел и фигур. Занимательные материалы по математике/ авт –сост. В.В.Трошин. - М.: глобус, 2007-382с.
- Сборник задач и занимательных упражнений по математике, 5-9 классы/И.И. Баврин. -М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014.-236с.
- Перельман Я.И. Живая математика.: матем. рассказы и головоломки/ Я.И.Перельман; под ред. В.Г.Болтянского.-15-е изд.М: Наука, 1994.-167с.
- Перельман Я.И. Занимательная арифметика./ Азбука для юных гениев: Я.И. Перельман, изд. Центрполиграф, М.:-2015.-224с.
- Перельман Я.И. Головоломки. Задачи. Фокусы. Развлечения./ занимательная наука в иллюстрациях. М.: Изд. АСТ., Аванта+ . 2015-192с.
- Спивак..А.В. Математический кружок.6-7 классы.-6-е изд., стереотип.- М.: МЦНМО, 2015.-128с.
- Чулков П.В. Математика. Школьные олимпиады 5-7 кл.: метод. пособие. М.:- Изд-во НЦ ЭНАС.2001.-88с
- Цукарь А.Я. Развитие пространственного воображения. Задания для учащихся.- СПб.: Издательство СОЮЗ, 2009.-144с.
Электронные ресурсы.
1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. [Электронный ресурс].- Режим доступа :http:school-collection.edu.ru/
2. Математический портал. «Математика.ру» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://matematika.ru
3.Фильмы по истории математики.[Электронный ресурс].- режим доступа: http://math4school.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Ребенок должен знать «вкус успеха». В.А.Сухомлинский Общие сведения о кружке «Юный математик» МБОУ ДОД «Дом детского творчества» Руководитель кружка: Тахтаракова В.А., учитель математики высшей квалификационной категории
Программа кружка «Юный математик» реализовывалась для «младших» школьников 6 классов. Возраст учеников накладывал отпечаток на сам стиль занятий. Поэтому во время...
Сценарий и презентация внеклассного мероприятия по математике "Юный математик"
Представлена разработка по алгебре и геометрии для учащихся 7 класса...
Рабочая программа кружка по математике «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»
Рабочая программа кружка по математике «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК». 1. Создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности.2. Развитие математических, интеллектуаль...
Рабочая программа по математике для 7 класса "Юный математик"
1. Пояснительная записка. Кружок «Юный математик» предназначен для учащихся 7-х классов. Дополнительное образование становится неотъемлемой частью учебно-воспитательной р...
Рабочая программа по математике для 7 класса "Юный математик"
1. Пояснительная записка. Кружок «Юный математик» предназначен для учащихся 7-х классов. Дополнительное образование становится неотъемлемой частью учебно-воспитательной р...
ПРОГРАММА ПРЕДМЕТНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ "ЮНЫЙ МАТЕМАТИК" в 5 классе на 2015-2016 учебный год
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТНОГО КУРСА...
Внеклассное мероприятие по математике для 5 классов "Турнир юных математиков"
Цель: · Развитие логическое мышления, смекалки и сообразительности учащихся, интуиции, внимания.· Формирование навыков общ...