Мастер-класс Тема: «Ничто на земле не проходит бесследно…» Форма проведения: полилог-размышление
методическая разработка (10 класс) на тему

Теняева Любовь Николаевна

Цель: создать условия для нравствественно-философского погружения в понятие «жизнь»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Мастер-класс

Тема: «Ничто на земле не проходит бесследно…»

Форма проведения: полилог-размышление

Цель: создать условия для нравствественно-философского погружения в понятие «жизнь»

Задачи:

  1. научиться размышлять над содержанием и смыслом понятий: жизнь, жизненная позиция, жизненные ценности;
  2. развивать критическое мышление, умение работать в группах, аргументировать собственное мнение ;
  3. воспитывать стойкую нравственную и гражданскую позиции.

Оборудование:  

  • для учителя: мультимедийный экран,  мультимедийный проектор,

ТСО для создания музыкального фона, лист ватмана и маркер;

  • для учащихся:  2  магнитные доски, магниты, карточки с высказыванием (зад. №1), набор карточек для зад. №3, листы с графиками для каждой группы, 2 маркера красного и синего цвета, черный ящик, карточки с именами известных личностей, глобус, разноцветные следы со скотчем.

                        Вступительное слово учителя

Вашему вниманию представляется мастер-класс в форме полилога-размышления, рассчитанный на учащихся старшего школьного возраста.

Цель: создать условия для нравствественно-философского погружения в понятия «жизнь» и  «смысл существования» человека на земле.

В ходе мастер - класса будут использованы различные методы и приёмы работы в группах: игра-индикатор, дискуссионные вопросы, моделирование и ранжирование, приёмы удивления и развития критического мышления.

                                   Ход мероприятия

                                      (звучит музыка)

Вступительное слово учителя

   Миллиарды звёзд мерцают на ночном небе. У каждой из них своя судьба. Одни сияют ярким радужным светом, другие тускло мерцают, третьи, вспыхивая, быстро сгорают, оставляя на чёрном бархате неба яркий след. Но каждая из них посылает свой далёкий свет на Землю и освещает человеку его жизненный путь.

   Рождается человек – загорается новая звезда. Как сложится его жизнь, какой она будет - долгой и спокойной или короткой и яркой? Какой след он оставит на Земле? Верный ли путь укажет ему путеводная звезда? Какую бы дорогу ни выбрал человек, он должен помнить простую истину: ничто на земле не проходит бесследно. Именно над этой темой мы и будем сегодня размышлять.

                               

  1. Обращение к залу.

   Перед вами чистый лист бумаги – это жизнь появившегося на свет ребёнка. Здесь пока нет ни пятнышка, ни следа. Давайте наполним смыслом мир нового человека.

Недописанный тезис

  Попытайтесь дать краткое определение-ассоциацию слову жизнь с помощью слова или словосочетания.  ( Все слова-определения записываются на ватман: дорога, загадка, долгий путь, радость, мгновение, дар, свет ,борьба).

   У слова жизнь  немало определений, и у каждого человека оно своё.

Тех, кто помог мне справиться с этим заданием, я попрошу подняться на сцену. Сегодня вы станете участниками мастер-класса.

                           (участники поднимаются на сцену)

  1. Игра «Вырвись из круга».

- Вы волнуетесь? Я тоже. Может быть, поиграем?

Правила игры: Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Каждому из вас предстоит вырваться из круга тем способом, который вы считаете приемлемым для себя: молча, с помощью уговоров, физической силы, спокойно и незаметно. Затем вы возвращаетесь в круг и даёте возможность вырваться из круга следующему игроку.

Диагностика игры: результат этой игры показывает, что все мы  по-разному относимся к жизни, и в зависимости от своих взглядов и приоритетов выбираем свою дорогу, поэтому группа №1 будет защищать точку зрения – «жизнь для себя», а группа №2 – «жизнь для других».

                                          (деление на группы)

 Задание №1. «Моё мнение…»

Перед вами высказывание О. Хайяма:

      От безбожья до Бога – мгновенье одно.

      От нуля до итога – мгновенье одно.

      Береги драгоценное это мгновенье:

      Жизнь ни много, ни мало - мгновенье одно.

 Участники каждой группы должны объяснить, как они понимают смысл этого высказывания согласно заявленной жизненной позиции.

Вывод: я думаю, вы согласитесь со мной в том, что жизнь – это действительно мгновение. И это мгновение нужно использовать с пользой не только для себя, но и для других.

 Задание №2 «Сказка- ложь, да в ней- намёк…»

   Шекспир однажды заметил: «Видеть и чувствовать – это быть. Размышлять – это жить». Так давайте поразмышляем о предназначении человека и смысле его существования.

    Как вы думаете, для чего рождается и живёт человек? В чём его предназначение? Чтобы вам было немного легче ответить на этот вопрос, послушайте сказку о Капле.

    Жила-была Капля в ржавом кране, и пока кран не открывался, безмятежно спала. Но вот однажды непонятная сила устремила Каплю куда-то вниз. Стоп! Я не хочу туда, в тёмную и страшную дыру. И это всё?!?  - упасть и раствориться в темноте? Нет! Я не хочу! А я ведь могла быть  сияющей росинкой на цветке  или  тёплым летним дождём.

     Нет! Наша Капля не упала в бездну, а…исчезла, испарилась! А как это случилось и что с ней произошло дальше – неизвестно. Только одно можно сказать точно: мир придуман для красоты и гармонии, и Капля – тоже.

                                          (ответы групп)

Вывод: У каждого человека есть свобода выбора, который должен быть разумен. Выбор существует ежедневно, ежеминутно. Промолчать или ответить? Стерпеть или не стерпеть? Превозмочь или отступить? Да или нет? Но…

                                     Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

 Шпагу для дуэли, меч для битвы-

                                      Каждый выбирает по себе.

   Каждый выбирает по себе.

         Щит и латы, посох и заплаты.

            Меру окончательной расплаты

     Каждый выбирает по себе.

Задание №3 «Мой выбор»

С помощью метода ранжирования выберете главные для вас ценности и приоритеты в жизни:

Образование, семья, труд во благо других, творчество, мир, развлечения, высокооплачиваемая работа, счастье, карьера, шикарный особняк, признание в обществе, уважение друзей, лидерство, милосердие, доверие, комфорт, уютный дом, деньги.

Обоснуйте свой выбор и «постройте» из карточек домик.

Рефлексия.

Участники  каждой  группы должны  построить на координатной плоскости фигуру, которая отражала бы их состояние во время работы в группе по предложенной жизненной позиции. Критерии оценки состояния: комфорт, доверие, взаимопомощь, эгоцентризм.

Вывод: чем ровнее стороны фигуры, тем гармоничнее ваше состояние и устойчивее ваша жизненная позиция.

Задание №4 «Чёрный ящик»

- Как вы думаете, что лежит в чёрном ящике? Это связано с темой нашего сегодняшнего разговора (отпечаток ноги человека, вырезанный из картона).

Вам предстоит определить, какой след на Земле оставили известные исторические личности, имена которых написаны на карточках: Гитлер, Наполеон, Гагарин,  Айвазовский, принцесса Диана, Юрий Никулин, Ломоносов, Муссолини, Рентген, Пётр I, Циолковский, Леонардо да Винчи, Сахаров, Иуда, Сталин.

Обосновать свой выбор вам помогут цветные следы (Участники крепят их на земной шар)

Заключительное слово учителя

                                 (звучит музыка)

- Чем измеряется жизнь? Прожитыми годами - скажете вы. Ну а если человек прожил долгую, но бесполезную жизнь – никому не помог, ничего не сделал хорошего, не оставил после себя добрую память? Вот и выходит, что жизнь измеряется не прожитыми годами, а тем, какой след ты оставил на Земле.

Жизнь даётся человеку один раз, и прожить её нужно честно, думая не только о себе, но и о других, чаще задавая себе вопросы: зачем и для чего я живу?

Мы все умрём, людей бессмертных нет,

И это всем известно и не ново,

Но мы живём, чтобы оставить след,

Дом иль тропинку, дерево иль слово.

Нет! Никогда не умирает тот,

Чья жизнь прошла светло и беспорочно,

Чья память незабвенная живёт

В сердцах людей, укоренившись прочно.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ничто на Земле не проходит бесследно".

Классный час рассчитан на учащихся 7 класса.         Предварительно проводится беседа с родителями учащихся, для совместной подготовки к мероприятию. Из ...

Выступление на занятии «мастер-класс» № 5 Тема: Технология проведения исследовательского проекта

Выступление на занятии «мастер-класс» № 5 Тема: Технология проведения исследовательского проекта...

Разработка учебно-методического материала для проведения городского Мастер-Класса по теме: Составление инструкционных карт. МК направлен на реализацию проекта «100% детей ОВЗ, включенных в систему дистанционного обучения».

Разработка учебно-методического материала для проведения городского  Мастер-Класса по теме: Составление инструкционных карт.  МК направлен на реализацию проекта «100% детей ОВЗ, включенных в...

Конспект проведения мастер-класса по теме "Методика введения нового понятия"

Занятие предполагает участие не только учителей математики, но и учителей любых других предметов, так как ориентировано на демонстрацию базовой методики введения нового понятия в рамках линостно ориен...

Материалы для проведения мастер - класса по теме "Технология работы с текстом в старшей школе"

Материал включает план проведения мастер - класса, презентацию и технологическую карту урока....

Методическая разработка по проведению мастер-класса по теме «Выполнение росписи по ткани элемента “Бабочка” (в технике холодный батик)»

Формирование общих представлений о технике холодного батика в процессе выполнения элемента “Бабочка” на ткани....

Мастер класс по теме . «В действительности, мы находимся в небе. Земля как огромный корабль приняла нас на борт и мчит в путешествие вокруг великой звезды».

Мастер класс по теме .  «В действительности, мы находимся в небе. Земля как огромный корабль приняла нас на борт и мчит в путешествие вокруг великой звезды»....