Материалы для проведения мастер - класса по теме "Технология работы с текстом в старшей школе"
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме
Материал включает план проведения мастер - класса, презентацию и технологическую карту урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_raboty_s_tekstom.rar | 1.78 МБ |
master_-_klass_po_teme_tekhnologiya_raboty_s_tekstom.docx | 40.95 КБ |
tekhnologicheskaya_karta_uroka_.docx | 26.38 КБ |
Подписи к слайдам:
Бойкова Наталья Павловна, учитель русского языка и литературы МОУ – СОШ №3 г. Аткарска
Классификация информации:
способ восприятия (визуальная, аудиальная, тактильная, вкусовая, обонятельная);форма представления (текстовая, числовая, графическая, звуковая);назначение (массовая, специальная, секретная, личная);значение (актуальная, второстепенная, фактуальная, концептуальная, полезная);истинность (достоверная, ложная).
Факты:
Число людей, читающих постоянно, за последнее десятилетие уменьшилось с 49% до 26% .34% взрослых россиян вообще не читает.40% читают книги от случая к случаю. Любят читать: младшие школьники 43%, старшеклассники – 17%.Читают на досуге только развлекательную литературу 40% учащихся.Читают для самообразования 10% школьников.
Уровни понимания информации:
понимание основного содержания (ознакомительное чтение); полное понимание содержания (изучающее чтение); извлечение необходимой значимой информации (поисковое чтение);критическое понимание содержания.
Единый государственный экзамен.
Физика:
понимать смысл использованных в тексте физических терминов;отвечать на прямые вопросы к содержанию текста;отвечать на вопросы, требующие сопоставления информации из разных частей текста;использовать информацию из текста в измененной ситуации; переводить информацию из данной знаковой системы в другую.
Обществознание:
анализировать актуальную информацию о социальных объектах; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу.
Технологияработы с текстом
Природа читательской деятельности.
Особенности современной культуры
Ориентация на скорочтение.
Графическая обработка текста
крокет - слово, лексическое значение которого надо выяснить. ??? - трудное для понимания предложение. NB – важная информация.
Меня часто спрашивают, почему в быту совершенно исчезают русские игры. Лапта, горелки, городки или рюхи? Сложный вопрос. В
Технология продуктивного чтения
Предтекстовый этап. Цель - прогнозирование будущего чтения.2. Работа с текстом во время чтения. Цель - изучающее чтение.3. Послетекстовый этап. Цель - корректировка собственной интерпретации объективным авторским смыслом.
Выполнение требований ФГОС .Создание условий для интеллектуального развития.Опора на логику процесса познания, на различные типы памяти.Реализация межпредметных связей.
Развитие умений читать тексты с разным уровнем понимания информации.Преодоление издержек, связанных с привычкой скорочтения. Подготовка к ЕГЭ.
Козлова Д. «Почитай-ка 2012»
Козлова Д. «Почитай-ка 2013»
Подшибякина Н. «Почитай-ка 2012»
Подшибякина Н. «Почитай-ка 2013»
Класс
ФИО
Место в регионе
Абсолютное место
Результативность
10А
Подшибякина Наталья Алексеевна
18 из 53
929 - 937 из 2137
71%
10Б
Козлова Дарья Анатольевна
6 из 53
152 - 156 из 2137
79%
11А
Подшибякина Наталья Алексеевна
16 из 18
688 - 689 из 795
50%
11Б
Козлова Дарья Анатольевна
1 из 18
17 из 795
92%
«Ученик сам стремится к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Пусть гаснет свет – он будет читать при свечах». (А.А.Гин)
Предварительный просмотр:
Дополнительный материал.
Подготовка к таким урокам заключается в следующих аспектах:
- Разработка индивидуальных заданий, которые должны быть связаны с проектной деятельностью обучающихся. «Л.Н.Гумилев – личность и судьба», «Историзмы 20-х годов XX века» (выполнено в рамках проекта «Язык как отражение истории народа»). Обсуждение с учащимися – консультантами аспектов лингвистического анализа текста на лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях.
- Уточнение инструкции по выполнению практической работы и сомооцениванию.
Лингвистический тренинг представляет собой упражнения, направленные на формирование навыков грамматических разборов, объяснения конкретных лингвистических фактов. На данном уроке проводится как промежуточное тестирование с последующей самооценкой.
______________________________________________________________
Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы и культуры. Работ по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы, многие из которых переведены на разные языки. Д.С. Лихачёв внёс значительный вклад в развитие изучения древнерусской литературы и искусства. Круг научных интересов Лихачёва весьма обширен: от изучения иконописи до анализа тюремного быта заключённых. На протяжении всех лет своей деятельности являлся активным защитником культуры, нравственности и духовности. Принимал непосредственное участие в сохранении и реставрации архитектурных памятников.
____________________________________________________________________________________
Крокет — спортивная, интеллектуальная, азартная игра. В Россию крокет пришел из Англии в 1875 году. И сразу же стал игрой наиболее распространенной и наиболее любимой, как в высшем обществе, так и во всех образовательных заведениях. Россия увлеклась этой игрой. Академик Дмитрий Лихачёв о крокете: «... А самая замечательная — крокет. Этой игрой полон девятнадцатый век. Она заполняла, очень серьезно, жизни. Для нее требовалось чётное число участников. Крокет давал хорошую физическую нагрузку, для успеха требовалось быть ловким, хитрым и честным». Репин, Горький и Леонид Андреев любили играть в крокет, вспоминает Д.С. Лихачёв. Любителями игры в крокет были Федор Шаляпин, Анна Павлова, Левитан, Бенуа, Лев Толстой, Менделеев, Чехов, Паустовский, Маяковский, Юрий Гагарин и многие другие. В годы Советской власти игра крокет становится массовой. В предвоенные годы, в крокет играли чуть ли не в каждом дворе.
БЫТЬ ВМЕСТЕ
1)Меня часто спрашивают, почему в быту совершенно исчезают русские игры. 2)Лапта, горелки, городки или рюхи?
3) Сложный вопрос. В1 В чем вы видите сложность этого процесса? 4) Исчезают не только русские игры, исчезают игры вообще. 5) Они заменяются танцами или тем, что называется танцами. 6) А между тем игры очень важны в воспитательном отношении.? В2 Что вы думаете о воспитательном потенциале игры? 7) Игра – будь это лапта, волейбол, горелки или еще какая-нибудь – О2 воспитывает социальность, она воспитывает умение держаться вместе, играть вместе, ощущать партнера, ощущать противника. 8) Это очень важная воспитательная вещь – игра. 9) Игры должны быть возрождены в нашей жизни. В3 Какой путь возрождения вы можете предложить?10) Потому что я уже не вижу, чтобы играли, скажем, в крокет.11) А крокет – важная игра, потому что в крокет играют и взрослые, и дети, это общение взрослых и детей. 12) Это важно. 13) Дома заняты тем, что смотрят телевизор. 14) Вот тут телевизор оказывается серьезным конкурентом. 15) А раньше играли в цифровое лото, играли дети, играли взрослые, и это служило общению взрослых и детей, это был один из моментов, очень важный в воспитательном отношении. 16) Но не только лото, существовали разные игры, в которых О3 принимала участие вся семья. 17) Так же, как, скажем, вся семья на Севере где-нибудь принимала участие в пении хоровых народных песен. 18) Это важный момент, потому что хор, он не только доставляет эстетическое удовольствие, он нравственно организует семью, нравственно организует общество, собравшееся где-то в деревне, в зимнюю пору, при вьюге снежной. 19) Поют – люди общаются этим способом друг с другом, они вступают в контакт. 20) А как мало у нас сейчас контактов между людьми. 21) Они очень важны, непосредственные контакты, контакты интуитивные какие-то, которые вот в играх, вот в хоровом пении, в музыке организовывались. 22) Поэтому на эту сторону нашего быта, на то, что уходят из нашего быта игры, надо обратить внимание педагогическим организациям. 23) И не сделать ли О3 уроки физкультуры в наших школах игровыми? 24) Это давало бы одновременно О2 и физическое развитие, и нравственное, и объединяло бы класс.
РЕЛАКС - ПАУЗА Игра «Сними шляпу».
Профессия педагога относится не только к разряду стрессовых, это профессия управленческого труда. Учитель вынужден в течение рабочего дня непрерывно воздействовать на учеников: в чем-то их сдерживать, подавлять их волю и активность, оценивать, контролировать. Такое интенсивное управление учебной ситуацией вызывает у учителя “стресс руководства” и, как следствие этого, при перенапряжении, различные физические недомогания. Одна из наиболее частых жалоб учителей - на головные боли, тяжесть в затылочной области головы. Сядьте (встаньте) прямо, свободно расправив плечи, откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально сбросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы на голове, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»
Дидактическая структура урока | Методическая структура урока | |||||
Этап урока | Дидактическая задача | Признаки решения дидактической задачи | Методы обучения и форма деятельности | Методические приёмы | Средства обучения | Способы организации деятельности обучающихся |
Мотивация и стимулирование деятельности учащихся | Организация начала урока. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно- познавательной деятельности. | Готовность класса и оборудования к учебной деятельности, включение обучающихся в учебный диалог и деловой ритм урока. | Моделирование учебной ситуации. |
| Определяются в зависимости от способа предъявления информации. | Фронтальный. |
Актуализация опорных знаний и умений | Установление преемственных связей прежних и новых знаний, применение знаний в новой ситуации, организация и направление познавательной активности учащихся на решение целевых установок. | Определение/ сформированность речевой задачи для первого прочтения. Создание необходимого уровня мотивации.
| Антиципация |
|
| Фронтальный/ индивидуально- групповой |
Чтение текста и информационная обработка. | Извлечение информации. Проникновение в смысл текста. Сокращение уровня языковых и речевых трудностей. | Понимание обучающимися всех уровней текста. Узнавание, понимание и применение информации. |
| Ознакомительное чтение:
Изучающее чтение:
|
| Индивидуально- групповой/ парный |
Релакс – пауза | ||||||
Применение понятий и способов действия | Формулировка проблем исходного текста. Использование текста в качестве языковой, речевой, содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи. | Аргументация обучающимися личного мнения по сформулированным проблемам. | Учебный диалог. |
|
| Коллективный. |
Формирование целостной системы лингвистических знаний по курсу. | Активная и продуктивная деятельность учащихся по классификации и систематизации. | Метод самостоятельной работы и представления ее результатов. |
стилевой принадлежности текста.
|
| Индивидуально – групповой. | |
Релакс – пауза. | ||||||
Контроль знаний | Выявление уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. | Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения. | Метод лингвистического тренинга (тестирования) Самоконтроль. |
|
| Индивидуальный |
Рефлексия и подведение итогов урока. | Организация подведения итогов урока, анализ домашнего задания. Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества. | Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. | Метод обратной связи. | Анализ и корректировка суждения – прогноза об индивидуальной значимости урока. | Представление индивидуальных результатов | Индивидуально- групповой. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретические и практические материалы для проведения мастер-класса по английскому языку "Технологии разноуровневого обучения на уроках английского языка"
Материал представлен для расширения методического кругозора для учителей иностранного языка....
Мастер - класс «Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка»
Вопросы, связанные с анализом текста, очень важны при проведении уроков русского языка и при подготовке к ЕГЭ. Одним из направлений современной методики преподавания русского языка является текстоцент...
Презентация к мастер-классу на тему "Работа с текстом на уроках русского языка: анализ и комментирование"
В презентации содержатся основные принцыпы работы с текстом на уроках русского языка...
Материалы для проведения мастер-классов с родителями.
По ссылке размещены материалы для работы с родителями и детьмиhttps://drive.google.com/drive/folders/1hqyyzjP78dlJMhJhz1F-dZpMF5pbJ_vs?usp=sharing...
Мастер-класс "Интерактивные методы работы с текстом на уроках литературы" (2019 год)
Мастер-класс "Интерактивные методы работы с текстом на уроках литературы" (2019 год)...
Методическая разработка проведения мастер-класса (фотоурок) «Правила работы с фольгированными шарами, запаивание шаров. Заяц с фольгированной головой»
Цель: научить детей надувать и связывать зайчика из латексных шаров с использованием фольгированного шара. Задачи: образовательные: знакомство с фольгированными шарами, с разными размерами, видам...
Материалы для проведения мастер-класса для учителей школы по теме "Технология модульного обучения"
В различных педагогических технологиях есть свои преимущества, но есть и слабые стороны. Чтобы понятнее педагогу были преимущества и недостатки разных педагогических технологий, занятия моделируются т...