Конспект проведения мастер-класса по теме "Методика введения нового понятия"
план-конспект занятия по теме
Занятие предполагает участие не только учителей математики, но и учителей любых других предметов, так как ориентировано на демонстрацию базовой методики введения нового понятия в рамках линостно ориентированного обучения. Проводится в форме групповой практической поисковой деятености участников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
centroid.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект проведения мастер– класса в рамках финала конкурса «Учитель года-2007» .
Тема: Методика введения нового понятия
Цели: 1) Демонстрация базовой методики работы сучащимися по
введению нового понятия;
2) Обогащение опыта коллег по проведению занятий
с учителями ( мастер – классов).
Оборудование:
а) наборы картонных моделей треугольников различных типов с выделенными на них особыми точками – по 3 на группу;
б) иголка на нитке – по 1 на группу;
в) демонстрационный набор: картонные модели квадрата, прямоугольника, параллелограмма, круга, треугольников;
с) линейка, МК – по 1 на группу.
Участники: учителя разных предметов (финалисты конкурса) в роли учащихся.
План проведения:
- Оргмомент (мини - лекция с мотивацией дальнейшей деятельности).
- Практическая поисковая работа в группах.
- Подведение итогов.
Ход проведения занятия
- Оргмомент (мини - лекция с мотивацией дальнейшей деятельности).
Уважаемые коллеги! На этом занятии вам предстоит в роли учащихся сделать небольшое открытие, связанное с введением нового геометрического понятия.
Думаю, многие из вас слышали известное изречение, которое приписывают Архимеду: «Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир!» Не предлагаю быть столь кардинальными, но и вам предстоит иметь дело с весьма важной точкой – центром масс некоторой капризной фигуры.
Физическое понятие центра масс связано с возможностью устанавливать равновесие плоской фигуры так, чтобы ее плоскость была параллельна плоскости стола.
На прошлом уроке ученикам удалось установить, что центр масс можно определить однозначно для следующих фигур: квадрата, прямоугольника, ромба, параллелограмма, круга.
Вот итог их работы (демонстрирую модели «в висе») на нитке). В каждом случае центр находился в особой точке фигур – пересечении диагоналей, центре круга.
Вам я предлагаю найти такую точку для треугольника.
Гипотетически можно предположить, что и у треугольника центр масс является пересечением каких- то его элементов.
Учитывая, что вы могли несколько забыть особенности этой фигуры, позволю себе напомнить обо всех его элементах и особых точках (внимание на доску, где изображены треугольники с пересечением высот, медиан и биссектрис).
2. Практическая поисковая работа в группах.
Задание 1 ( введение понятия и термина)
Перед вами на столах модели различных треугольников с обозначенными на них особыми точками. Используя иголку на нитке, опытным путем определите, не связан ли с какой-либо из них искомый центр масс? Сделайте вывод. (Участники групп выполняют задание).
Вывод групп: центр масс треугольника оказался в точке пересечения медиан.
Итог: верно, центр масс треугольника действительно находится в точке пересечения его медиан. И называется он центроидом. А теперь попробуйте дать определение центроида треугольника ( после нескольких предложений возникает определение)
Определение: центроидом треугольника называется точка пересечения его медиан.
Задание 2 ( усвоение понятия)
Выделим в определении существенные признаки понятия центроида:
а) фигура – треугольник;
б) точка – в пересечении медиан
Поработает с таблицей! Ваша задача - определить, на какой из фигур имеется центроид.
№ | Пример | Треугольник | Медианы | Вывод: центроид | ||
одна | две | Три | ||||
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 |
Задание 3. Закрепление понятия (выделение следствий определения и свойств фигуры в связи с новым понятием)
А) При работе с определением вы уже выделили существенные признаки центроида. А какие несущественные вы заметили в примерах таблицы?
Ожидаемые ответы:
1. Форма, размер и расположение треугольника;
2. Не обязательно наличие трех, достаточно двух
любых медиан (Почему, уточните!)
Б) Физическое понятие центроида не представляет особого интереса в геометрии. Однако с ним связано очень важное геометрического свойство, открывателями которого я предлагаю вам стать. А чтобы это стало возможным вам понадобятся линейки и МК. Цель: измерить и найти связь между частями медиан. Чтобы легче было вделать общий вывод ваши результаты измерений и вычислений будем вносить в сводную таблицу на доске.
Группа | Вид треуг. | АО | АО | АО:АО | ВО | ВО | ВО:ВО | СО | СО | СО:СО | вывод |
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 |
Попробуйте теперь сформулировать свойство медиан треугольника.
Формулировка. Медианы треугольника делятся центроидом на части отношении 2:1, считая от вершины.
3.Подведение итогов.
Наша встреча подошла к концу. Что успели сделать? (Познакомились с новым понятием, его особым именем и установили свойство треугольника)
Спасибо всем за работу, дорогие коллеги!
Учитель: Макевит Ирина Владимировна, учитель МБОУ СОШ
им.А.М.Горького г.Карачева Брянской области
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект проведения мастер-класса "Обучение детей младшего возраста игре на свирелях".
Тема: Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе приобщения к музыкальной культуре.Цель: Показать на практике внедрение на уроках музыки в общеобразовательной школе обучения игре на...
Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .
Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически »Цель: Дать учащимся возможность...
Конспект занятия «Подарок для любимой мамочки». Программа проведения мастер-класса «Жаворонки прилетите, Весну-Красну принесите…»
Материал предназначен для педагогов дополнительного образования как пример проведения занятий или воспитательных мероприятий для обучающихся младшего или среднего звена....
Мастер-класс для начинающих педагогов. Технология проведения мастер-класса по декоративно-прикладному творчеству.
В декоративно – прикладном искусстве мастер – класс служит не только для передачи накопленного веками опыта мастеров и сохранения традиций ремесла, но и для распространения...
Конспект урока" Какого цвета? Обучение говорению. Введение новой лексики. Счет 13-20. Обучение чтению. "
Какого цвета? Обучение говорению. Введение новой лексики. Счет 13-20. Обучение чтению....
Мастер-класс по китайскому языку "Введение в иероглифику"
Презентация разработана для проведения мастер-класса учащимся и учителям на неделе иностранных языков...
Открытый мастер-класс по пошиву игрушки из фетра. Проведения МАСТЕР-КЛАССА по изготовлению новогоднего сувенира – «Тигр», для дома ветеранов «Ногинский»
- познакомить педагогов с историей возникновения и качественными характеристиками фетра, как материала для творчества;- показать, для чего можно использовать фет...