Социальная грамотность. Программа внеурочной деятельности в 7 классе
рабочая программа (7 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности + КТП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnaya_grammotnost_vd_programma.docx | 27.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности «Социальная грамотность» реализует социальное направление развитие личности.
Программа внеурочной деятельности «Социальная грамотность» реализуется за 1 год обучения, на уровне основного образования.
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате изучения курса «Социальная грамотность» могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- ценностное отношение к человеческому обществу, к своей малой родине, государственной символике, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
- формирование духовных ценностей, гражданственности, патриотического сознания;
- формирование духовных ценностей: терпимости, уважения к людям;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, товарища.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, представителями различных социальных групп;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.
Планируемые результаты реализации программы
Программа по внеурочной деятельности «Социальная граммотность» способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные:
- установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов;
- установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом – определение того «какое значение, смысл имеет для меня учение».
- выделение морально-этического содержания событий и действий;
- построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора;
- построение образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку;
Программа “Социальная граммотность” включает четыри раздела, связанных между собой, способствующих формированию социально-грамотного гражданина России.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
1. Финансовая грамотность
Главные вопросы экономики, экономические системы. Банковская система. Страхование и кредитование. Ипотека и потребительский кредит. Что такое налоги и зачем они нужны? Что такое бизнес- план?
2. Правовая грамотность
Из истории развития прав человека. Гражданские права и свободы. Обязанности гражданина РФ. Право на труд и заработную плату. Право на благоприятную окружающую среду, всемирные экологические организации. Чем преступление отличается от проступка. Что такое юридическая ответственность? Когда и зачем был введен термин преступления против человечества.
3. Политическая грамотность
Зачем нужны политические права. Выборы и референдум, Принципы избирательного права в РФ. Политические партии и парламентские выборы. Президент РФ. Система сдержек и противовесов. Прокуратура, адвокатура и нотариат.
4. Толерантное поведение
Цивилизации и культура. Что такое традиции и почему они отличаются? Мировые и национальные религии. Что такое культурная антропология? Социальная стратификация - зачем она нужна? Толерантность в современном мире.
Деловые и развивающие игры:
- Игра " Как работает предприятие?" - Игра-прототип "монополии"
- "Если бы"- игра на выстраивание причинно-следственных связей, учащимся предлагается пофантазировать на тему "если бы", ответить на вопросы к чему это приведет, назвать плюсы и минусы.
- Ролевая игра " Традиции народов мира"
Примерные темы для мозгового штурма:
Как жить без кредитов?
Кому мы платим налоги?
Может ли государство жить без налогов?
Любой проступок приведет к преступлению.
Политические партии- представители интересов граждан.
Нужно ли сегодня чтить традиции?
Формы организации деятельности
- Фронтальная работа с целью отслеживания выполнения работы учащимися (постановка и решение учебной задачи, проблемы).
- Индивидуально-групповая форма (распределение учебной работы между членами группы).
- Парная форма работы (два ученика выполняют некоторую часть работы вместе, для закрепления и проверки знаний).
- Кооперативно-групповая форма (обучение в малых группах учащихся, объединенных общей учебной задачей).
- Дифференцированно - групповая (в разнородные группы, входят сильные, средние и слабые ученики, выполняют некоторую часть работы вместе).
Виды деятельности
- Обобщение темы в готовом виде, с применением мотивирующих приемов, рассказ учителя.
- Постановка учебной проблемы – подводящий диалог.
- Беседа, возможно эвристическая, обсуждение наиболее интересных подходов к решению задач.
- Фронтальная работа с использованием раздаточного материала.
- Просмотр кинофрагментов или иллюстративного материала в сети интернет.
- Мультимедийная презентация.
- Самостоятельная творческая работа.
- Целевое чтение.
- Работа со статистическими данными.
- Работа с законодательными актами.
- Мозговой штурм.
- Деловые игры.
3. Тематическое планирование
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Финансовая грамотность | 9 |
2 | Правовая грамотность | 8 |
3 | Политическая грамотность | 7 |
4 | Толерантное поведение | 8 |
5 | Итоговое обобщение | 2 |
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | № урока в разделе | Тема урока | Дата |
Финансовая грамотность | |||
1 | 1 | Какие вопросы решает экономика. | |
2 | 2 | Что такое экономическая система. | |
3 | 3 | Как работают банки. | |
4 | 4 | Зачем нужно страхование. | |
5 | 5 | Система кредитования. | |
6 | 6 | Как работает ипотечная система. | |
7 | 7 | Что такое налоги и зачем они нужны. | |
8 | 8 | Что такое бизнес- план. | |
9 | 9 | Игра " Как работает предприятие?" | |
Правовая грамотность | |||
10 | 1 | От варварской правды до современных законодательных актов. | |
11 | 2 | Взаимосвязь прав и обязанностей гражданина. | |
12 | 3 | Что такое конституционная свобода. | |
13 | 4 | Социальные права. | |
14 | 5 | Экологическое право. Всемирные экологические организации. | |
15 | 6 | Правонарушения. | |
16 | 7 | Юридическая ответственность. | |
17 | 8 | Преступления против человечества. | |
Политическая грамотность. | |||
18 | 1 | Политические права. | |
19 | 2 | Выборы и референдум. | |
20 | 3 | Избирательное право и избирательный процесс. | |
21 | 4 | Политические партии их функции и цели. | |
22 | 5 | Президент РФ. | |
23 | 6 | Принцип разделения властей. | |
24 | 7 | Прокуратура, адвокатура и нотариат. | |
Толерантное поведение. | |||
25 | 1 | Что такое культура. | |
26 | 2 | Что такое цивилизация. | |
27 | 3 | Традиция, обычай, ритуал. | |
28 | 4 | Религия. | |
29 | 5 | Культурная антропология. | |
30 | 6 | Почему в мире существует социальная стратификация. | |
31 | 7 | Толерантность в современном мире. | |
32 | 8 | Ролевая игра " Традиции народов мира" | |
Итоговое обобщение | |||
33 | 1 | Мозговой штурм: " Зам нас учат быть социально-грамотными? " | |
34 | 2 | Игра " Если бы" ( Если бы в мире не было социальной защиты) | |
Итого 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"
Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...
Программа внеурочной деятельности, 5 класс.Проектная деятельность
Данная программа преднозначена для проведения занятий во второй половине дня с пятиклассниками из расчета 17часов в год....
рабочая программа внеурочной деятельности 6 класс "Географический образ Кемеровской области"
программа по краеведению в 6 классе по ФГОС...
Программа внеурочной деятельности "Дружный класс"
Программа «Дружный класс» представляет собой комплексную нравственно-гражданскую программу, направленную на развитие установок толерантности у учащихся начальной школы. Включает в себя непоср...
программа внеурочной деятельности 6 класс "Деловая активность"
Программа внеурочной деятельности «Деловая активность» составлена на основе программы непрерывного социально экономического образования и воспитания учащихся 1-11 класс (научный руководитель и редакто...
Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"
Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 КЛАСС "ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 КЛАСС "ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ"...