Разработка внеклассного мероприятия "Музыкальная палитра образов и чувств"
методическая разработка (6 класс) на тему
Воспитание культуры межличностного взаимодействия и общения учащихся в совместном творчестве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка внеклассного мероприятия "Музыкальная палитра образов и чувств" | 27.48 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Разработка внеурочного мероприятия по музыке
автор Русина Татьяна Николаевна,
учитель музыки высшей квалификационной категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17
с углубленным изучением музыки и ИЗО»
города Бийска Алтайского края
Класс: 6
Тема: "Музыкальная палитра образов и чувств"
Форма мероприятия: мастер-класс
Цель: воспитание культуры межличностного взаимодействия и общения учащихся в совместном творчестве.
Задачи:
- создать условия для развития художественно-образного мышления детей;
- развивать «внутренний слух» средствами музыкального искусства;
- развивать способность выражать свое видение музыки различными средствами;
- активизировать интерес учащихся к изучению музыки;
- пробудить интерес у учащихся к творчеству через создание коллажа к музыкальному произведению;
- научить создавать художественный образ в технике коллаж;
- расширять представления учащихся о музыке как об искусстве, отражающем окружающий мир, жизнь человека;
- развивать творческое воображение, процессы восприятия (целостности, ассоциативности, образности)
Формы работы: групповая (учитель делит учащихся на группы самостоятельно, учитывая индивидуальные особенности учащихся: творческие способности, уровень познания, индивидуальный темп работы, лидерские качества; группы должны быть постоянными)
Методы:
- метод синектики;
- метод создания эстетического пространства;
- метод организации диалога;
- метод интонационного анализа музыкального произведения;
- метод наблюдения и сравнения;
- метод перевода в другую модальность;
Оборудование:
- листы формата А3, карта наблюдения, план выполнения задания, ручка, ножницы, клей, акварель, вода, кисти;
- набор различных картинок (картинки одинаковые для каждой группы);
- разные музыкальные произведения (одно на группу).
ТСО:
- мультимедиа
- магнитофоны из расчета один на группу
План – конспект внеурочного мероприятия
Цель: создание доброжелательной атмосферы, способствующей сотрудничеству. | ||||||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание. Результат деятельности | ||||
- Добрый день! | - Добрый день! Я рада нашей новой встрече! Сегодня я пригласила вас на мастер-класс в нашу импровизированную мастерскую. | Такое начало мероприятия способствует психологическому настрою на работу. | ||||
Цель: совершенствование умения формулировать задачи работы в рамках внеклассного мероприятия; создание условий для осознания детьми личной значимости темы внеклассного мероприятия, понимания важности формирования навыка групповой работы. | ||||||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание. Результат деятельности | ||||
- Мы можем, слушая музыку, научиться изображать ее. - С помощью фантазии и воображения. - Почувствовать музыку нам поможет душа. - Уважению к мнению других ребят, терпению, поможет понять, как приятно делать одно общее дело. | - Тема нашего мастер-класса «Музыкальная палитра образов и чувств». Как вы думаете, чему вы сможете сегодня научиться в нашей мастерской? -Верно. А чтобы музыку изобразить, сначала нужно ее увидеть. С помощью чего мы можем представить музыку? - Правильно, а сможете ли вы распознать чувства, выраженные в музыке? Где чувства у человека обычно звучат? - Совершенно верно. Мы попробуем отобразить душевные переживания, связанные с тем или иным музыкальным произведением, но не музыкальными средствами, а несколько иначе, на бумаге. Работать мы будем в группах. А чему может научить вас сотворчество в группах? - Согласна. Значит это еще одна задача на сегодня - учиться творить вместе. | На данном этапе используется прием «Открытый диалог», что позволяет привлечь к процессу формулирования задач максимальное количество участников внеклассного мероприятия. | ||||
Цель: создание условий для развития художественно-образного мышления детей. Задачи: развивать «внутренний слух» средствами музыкального искусства; развивать способность выражать свое видение музыки различными средствами; пробудить интерес у учащихся к творчеству через создание коллажа к музыкальному произведению; научить создавать художественный образ в технике коллаж; расширить представления учащихся о музыке как об искусстве, отражающем окружающий мир, жизнь человека; развивать творческое воображение, процессы восприятия (целостности, ассоциативности, образности). | ||||||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание Результат деятельности | ||||
Предполагаемые ответы (часть учащихся отвечает положительно, часть – отрицательно). Учащиеся внимательно изучают демонстрируемый педагогом коллаж, анализируют процесс выполнения коллажа. Учащиеся слушают алгоритм выполнения задания (задают вопросы, если алгоритм не понятен) и презентации творческого проекта, затем выбирают руководителя группы. Учащиеся работают в группах: прослушивают музыкальный фрагмент, создают коллаж. | - Изображать образы и чувства, навеянные музыкой, мы будем в технике коллаж. Вы когда-нибудь создавали коллаж? - Коллаж – это способ изображать окружающий мир с помощью природных материалов, картинок, цвета и любых подручных материалов. Хочу показать вам коллаж, который я сделала сама, прослушав музыку Г.Свиридова (звучит музыка Г.Свиридова). Сначала я внимательно послушала музыку и заполнила карту наблюдения, в которой отобразила все чувства и образы, которые пробудила во мне музыка. Затем я взяла картинки и выбрала подходящие для создания коллажа. Помогала мне на этом этапе карта наблюдения. Составлять коллаж я начинала с самых крупных картинок, расположила их на листе в соответствии с представленным образом, приклеила, а затем дополнила образ более мелкими деталями. Красками подрисовала фон и изобразила общее впечатление от музыки. -Ребята, перед вами на столе лежат все необходимые материалы для творчества: план выполнения задания, карта наблюдения, картинки, клей, краски, кисти, ножницы. Из картинок можно вырезать необходимые вам элементы. Магнитофон поможет вам прослушать музыку. Выберите в своей группе одного человека, который будет зачитывать план выполнения задания, а после прослушивания музыки под вашу диктовку запишет в карту наблюдения ваши и свои впечатления (чувства и образы). Скажите, кто не понял, как выполнять коллаж? По окончании работы вы представите нам свое творение и объясните свой замысел. На творчество вам отводится 10 минут. Не переживайте, я с вами, я помогу. Приступайте, желаю вам успеха в творчестве. Учитель выполняет роль консультанта (помогает детям, если возникают затруднения) | Начало данного этапа носит консультационный характер, что предполагает знакомство с алгоритмом выполнения коллажа. Учитель демонстрирует свой собственный проект, чтобы заинтересовать учащихся техникой «коллаж». Очень важно дать четкую инструкцию для выполнения задания (см. Приложение), настроить на сотворчество. | ||||
4. Защита творческих работ. Цель: демонстрация проектов с целью выявления уровня владения учащимися навыков совместной творческой деятельности | ||||||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание. Результат деятельности | ||||
Учащиеся слушают порядок презентации проекта, требования к его защите. Ребята поочередно демонстрируют всем свои работы, анализируют. | -Ребята, время истекло. Прошу вас продемонстрировать своё творчество и постараться объяснить, аргументировать, почему именно этот образ навеяла музыка. Представлять работы вы будете по очереди. Сначала звучит фрагмент мелодии, мы любуемся вашим творением, стараемся понять его. А затем послушаем вас. Пожалуйста, первая группа. При необходимости учитель задает вопросы ученикам, защищающим проект, обращается к ученической аудитории с просьбой выразить свое отношение к тому или иному проекту. | Данный вид деятельности способствует развитию у учащихся умения аргументировать, обобщать, грамотно презентовать свои творческие проекты, оценивать. Кроме того, учит толерантному отношению к чужому творчеству, развивает эстетический вкус. | ||||
7. Подведение итогов урока, рефлексия Цель: создание условий для рефлексивной деятельности учащихся. | ||||||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание. Результат деятельности | ||||
Учащиеся дают ответы.
Обозначают трудности. Дети заполняют листы рефлексии, озвучивают написанное. | - Всем большое спасибо. Вы сумели в своих коллажах воплотить замысел композиторов или смогли приблизиться к нему. Давайте друг другу поаплодируем. Скажите, в будущем вам бы хотелось еще вернуться к такому творчеству - отображение музыки в технике коллаж? - Освоив технику создания коллажей, вы сможете также при помощи необычных «красок» — цветов, веточек, листьев и других материалов — писать чарующие пейзажи и передавать формой и цветом свои настроения, чувства, мечты... Сегодня вы представляли, чувствовали и отображали музыку с помощью художественных средств. Может, были затруднения? Какие? - Спасибо. В заключение попрошу вас выразить свое впечатление, которое сложилось в процессе совместного творчества. Заполните лист рефлексии, продолжив фразу "Я не умел ...... Теперь я умею........". Прошу вас дать два ответа от группы. - Я рада, что наша сегодняшняя встреча была полезна и вам и мне. До свидания. | Учитель ориентирует учащихся на дальнейшее возможное развитие навыков работы в технике «коллаж», при этом указывает на неограниченные возможности данной техники. Учитель создает условия для формирования умения формулировать затруднения. Учитель создает условия для развития навыка самооценки учащихся. |
Приложение
План выполнения задания для каждой группы
- Внимательно послушайте музыкальное произведение.
- Заполните карту наблюдения вместе с участниками группы.
- Используя карту наблюдения, подберите картинки, изображающие чувства и образы
(можно вырезать отдельные элементы).
- Расположите на бумаге согласно замыслу и в согласии с музыкой. Начните с крупных фрагментов.
- Приклейте картинки, дополните более мелкими фрагментами, не отступая от замысла.
- Оформите оставшееся пространство цветом с помощью акварели в соответствии с замыслом.
Карта наблюдения
Чувства |
Образы |
Рефлексия
Продолжи фразу « Я не умел ___________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
«Теперь я умею _______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие Разработка внеклассного мероприятия по теме: «Я выбираю здоровый образ жизни».
Разработка внеклассного мероприятия и презентация....
Разработка внеклассного мероприятия Волшебный лабиринт «Здоровый образ жизни»
Разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5-х классов волшебный лабиринт «Здоровый образ жизни» Цели: -повторение изученног...
Разработка внеклассного мероприятия по теме: "Мы за здоровый образ жизни!"
Здоровье- это не подарок , который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат каждого человека и общества .Здоровое тело -продукт здорового рассудка. Здоровье -это вершина на которую ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по здоровьюсбережению. Устный журнал "Здоровый образ жизни"
Данная разработка рассчитана на учащихся 6 классов коррекционной школы - интернат VIII вида.Цель:Пропаганда здорового образа жизниЗадачи 1) Способствовать расширению представления о ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Здоровый образ жизни"
Методическая разработка на тему "Здоровый образ жизни" содержит подробный план-конспект мероприятия, презентацию...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Здоровый образ жизни".
Данное мероприятие посвящено здоровому образу жизни подростков. Цель данного мероприятия: в игровой форме формировать интерес к здоровому образу жизни и ценностное отношение к собственному ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Здоровый образ жизни".
Данное мероприятие посвящено здоровому образу жизни подростков. Цель данного мероприятия: в игровой форме формировать интерес к здоровому образу жизни и ценностное отношение к собственному ...