Статья о роли нетрадиционных форм работы с детьми, направленных на воспитание чувства патриотизма с разработкой внеклассного события
статья по краеведению
Аннотация. В этой статье автор предлагает ход внеклассного занятия, которое проходит в нетрадиционном формате работы. Воспитывает чувство патриотизма, учит комуницировать и дружить, работать сообща. Верю, что даже самые пассивные и безучастные дети раскроются именно при таком формате внеклассного события.
Ключевые слова: волонтерство, добровольчество, воспитание.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья о роли нетрадиционных форм работы с детьми, направленное на воспитание чувства патриотизма с
разработкой внеклассного события
Автор: Михайлова Лариса Николаевна,
Учитель географии
МАОУ гимназия № 5 г. Тюмень
Воспитание гражданина-патриота – стратегическая цель государства. Патриотическое сознание обучающихся остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно-нравственного единства общества.
Современный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважения к окружающим. Сущность патриотизма заключается не только в гордости за себя, свою страну, но и в ином, гораздо более редком проявлении человеческого духа – великодушии.
География относится к числу важнейших учебных дисциплин, содержащих в себе большие возможности для осуществления патриотического, экологического, воспитания школьников.
Нетрадиционные формы работы с обучающимися и родителями - одна из таких форм организации обучения и воспитания, где эффективность занятий приближают к жизни, реальной действительности. Все участники процесса легко включаются в такие занятия, ведь здесь нужно проявить не только свои знания, возможности, творчество.
Для многих обучающихся проблема - правильно выразить свои мысли, сформулировать правильно и красиво предложение, дать развернутый ответ на вопрос. Для развития речи, формирования яркого образа природы, каких то моментов очень помогает написание постов. Оформление мыслей, эмоций от увиденного в текст. Некоторые ребята пишут непрофессиональные, но чистые, искренние посты о родном крае.
Большое значение имеет самостоятельная работа с несколькими источниками информации, в том числе с компьютерными программами и с материалом различных сайтов. Для создания зрительного образа территории даю задание составить карту, коллаж. Обучающиеся находят отличный материал в сети Интернет о жизни, быте и традициях больших и малых народов города, области, страны. Учителя призваны прививать любовь к малой Родине, чувство ответственности за будущее страны и человечества на всей Земле.
Уникальность уроков географии заключается в том, что на занятиях исследуются проблемы окружающей среды и общества. Процесс обучения будет успешным только тогда, когда каждому уроку будет придана воспитательная направленность.
И в заключении хочу остановиться на роли учителя. Необходимо переосмыслить роль учителя в современном образовательном процессе. Ни в коем случае нельзя бояться нетрадиционных форм работы. Современные условия диктуют учителю необходимость обладать знаниями, самому прекрасно понимать суть процессов, происходящих в нашей большой стране, сопереживать за будущее малой Родины, Отечества. Не бойтесь показать ребятам, что вы волонтер, что занимаетесь этим какой-то период, и также помогаете нуждающимся. Личный пример, он всегда играет огромную роль. Сопричастность! Самому быть неравнодушным человеком с активной гражданской позицией. Только тогда пример учителя дойдет до сердец и умов пока еще маленьких граждан.
Разработка внеклассного события «Что значит быть волонтером»
1 этап: Подготовительный
1. Ребята публикуют пост в соцсетях на своей страничке или страничке родителей о своем домашнем питомце. Об истории, как попал в дом, об уходе за ним и интересных событиях.
2. Определяются помощники - актив класса (2-3 человек- добровольцы), которые изучают альбом с историями питомцев на сайте Приюта в соцсетях. Для владения информацией. Помогают в анкетировании. Помогают в прочтении постов о питомцах.
#1042; гимназию приглашаются сотрудники кинологической службы МЧС или МВД.
4. Приглашаются сотрудники и волонтеры из приюта. Можно с одним из питомцев приюта (социализированного).
5. Анкетирование. Подведение итогов анкетирования.
2 этап. Ход мероприятия (40-45 мин)
1. Рассказ (презентация) сотрудников кинологической службы МЧС или МВД о условиях содержания животных, расписании, «буднях и выходных днях» служебных собак.
2. На отдельной территории школьного двора ребята присаживаются на скамейки и знакомятся с историей собак, которые попали в приют. Как проходит их день. Что делают волонтеры и сотрудники приюта (уборка, кормление, выгул, ветеринарная помощь )А также рассказывает о том, в чем больше всего нуждаются животные, которые живут в приюте. После можно познакомиться с питомцем, погладить его.
У ребят есть возможность сравнить жизнь животных в разных условиях.
Проблемный вопрос: А можем ли мы сделать жизнь питомцев приюта интересной и счастливой?
Что можно нам сделать?
Подростки определяются с выбором группы:
- Изготовление игрушек для собак приюта. (Мастер-класс проводит учитель технологии, родитель).
- Организация сбора ненужных вещей для приюта.(Помогает волонтер).
- Творческая группа, которая будет рисовать питомцев для дальнейшей реализации интересных работ ( картин ) на благотворительных акциях. (Изучают альбом с историями и фотографиями питомцев на сайте Приюта в соцсетях).
- Медиа - группа для анонсирования мероприятий приюта, для проведения фотосессий для животных, ведения репортажей о жизни питомцев, поиску дома или опекунов для них. (Здесь можно пригласить медийщиков из регионального ресурсного центра общественной организации, родителей, которые этим увлекаются или профессионально занимаются, и, многие ребята может быть уже сами владеют техникой написания постов и правилами размещения фотографий).
- «Наблюдатели». Группа ребят, которые ничего не захотят делать.
Ограничения. Состав- Не более 3 человек. По ходу наблюдения определить: Самый активный участник события, Самый впечатлительный участник, Самый стойкий участник, Самый позитивный,
Победителей Номинаций в соцсетях –Классный пост!, Классная идея! Самый МИ-МИ-Мишный пост! Для вручения грамот.
Участие в анкетировании наблюдателей обязательно.
В группах выбирается администратор. Определяется ход работы группы и план действий.
3 этап. Выезд в приют. Пребывание в приюте (30-40 мин)
По желанию и медицинским показаниям. Группа из 10 человек. Представители от каждой из групп. Представитель (-ли ) - 2 человек от родительской общественности (по желанию родителей - посещение приюта).
В приюте ребятам покажут вольеры с собаками. Помещение с кошками. Покажут размещение бытовок, ветеринарного пункта, территории для прогулок. Познакомят с некоторыми из питомцев.
По окончании приема мы все вместе дарим подарки приюту.
#1056;ефлексия
Рефлексию можно провести в 2 вариантах:
-Анкетирование;
- Чаепитие с обсуждением.
Вопросы для обсуждения:
#1063;то ты (Вы) чувствовали когда приехали в приют?
Когда снимали фото и (или) видео о животных, о приюте?
#1042;озникло ли желание помогать? Помогать приютам? Каким образом?
3. Будешь ли ты продолжать работу в выбранной группе?
5. Вручение грамот. Поощрение.
6. Определяется группа активистов или желающих, для дальнейшей работы над созданием социального проекта, работы в проекте.
Вопросы для анкеты № 1
#1045;сть ли у тебя домашний питомец?
#1050;то за ним ухаживает?
3. Имел ли ты опыт общения или ухода за животными вне дома? Подчеркнуть вариант ( У родственников, у друзей, контактном зоопарке, бездомными животными, в приюте, другом месте, указать каком_______)
4. Какую помощь ты бы хотел оказать приюту в случае необходимости? Ваш вариант подчеркнуть
Изготовление игрушек своими руками;
Организация сбора ненужных вещей в помощь приюту;
Рисовать питомцев для дальнейшей реализации интересных работ на благотворительных акциях;
проведения фотосессий для животных;
ведение репортажей о жизни питомцев в поисках дома или опекунов для животных; Иное________;
Никакую…
Вопросы для анкеты № 2 (в ней могут принять участие родители, посещавшие приют)
#1063;то ты (Вы) чувствовали когда приехали в приют?__________
Когда снимали фото и (или) видео о животных, о приюте?___________
#1042;озникло ли желание помогать приюту? Если да, то как?___________
3. Будешь ли ты продолжать работу в выбранной группе?
В силу возрастных и психологических особенностей подростков посещение приюта в первый раз должно быть не продолжительным (20-30 мин).
Обсуждение и анкетирование (рефлексию) можно провести на следующий день, а вот вариант с чаепитием и обсуждением можно по выходу из приюта. Как правило приюты расположены за городом. Если приют расположен в поселке, рядом может быть чудесная поляна. 10-15 мин для рефлексии достаточно. Для этого нужно запастись горячим чаем в термосах, сладким шоколадом, печеньками (это могут организовать родители, классный руководитель). Для некоторых ребят посещение приюта- это стресс и чаепитие с обсуждением, подведением итогов -самый лучший вариант.
Что главное в воспитании? Сопричастность.
Верю, что даже наблюдатели в скором будущем станут активными участниками событий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Использование нетрадиционных форм работы с детьми, имеющими отклонение в развитии"
Доклад «У каждого ребенка внутри есть свободное место, и если мы не заполним его чем-то увлекательным, интересным и полезным для него, он сам заполнит его чем-то увлекательным,...
Роль нетрадиционных форм внеклассных мероприятий для развития ключевых компетенций школьника.
Материал состоит из двух частей: в первой идет речь о компетенциях, формах внеклассных мероприятий, а вторая представляет собой обмен опытом....
Статья "Воспитание чувства патриотизма на уроках русского языка и литературы."
Вопрос о патриотизме становятся сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности. Вряд ли можно считать нр...
Нетрадиционные формы работы с детьми группы риска как средство формирования нравственно- смысловой сферы личности.
Нетрадиционные формы работы с детьми группы риска как средство формирования нравственно-смысловой сферы личности....
Огромная роль в воспитании чувств патриотизма и гражданственности принадлежит урокам литературы.
Огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит урокам литературы. Планируя в 5-10-х классах уроки по изучению произведений о Великой Отечественной войне, ставлю перед с...
Огромная роль в воспитании чувств патриотизма и гражданственности принадлежит урокам литературы.
Огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит урокам литературы. Планируя в 5-10-х классах уроки по изучению произведений о Великой Отечественной войне, ставлю перед с...
Статья «Логоритмика – одно из эффективных направлений работы с детьми в эстетическом воспитании на занятиях музыки»
Целью логопедической ритмики является преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном ито...