Внеклассное мероприятие "Пленники чести, хранители веры"
классный час (11 класс) на тему
Внеклассное мероприятие о примерах воиской чести в литературе, музыке, кино.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plenniki_chesti_11_klass.docx | 22.27 КБ |
Предварительный просмотр:
«Пленники чести,
хранители веры…»
( урок внеклассного чтения )
Задачи урока:
- воспитывающая: проследить духовную преемственность русского офицерства, родство нынешней армии с воинством России, имеющим глубокие традиции;
- познавательная: использование литературных произведений, известных, малоизвестных, неизвестных; привлечение музыкального, художественного и кинематографического искусства; использование краеведческого материала;
- развивающая: развивать любовь к литературе, искусству в целом; прививать любовь к родному краю.
Ход урока
Учитель: Дорогие гости, я рада приветствовать вас здесь, в литературном кафе. Как обычно, собрались в нем люди совершенно разные: деятели науки, писатели, герои литературных произведений, офицеров Российской армии, и люди, которые так или иначе с армией когда-то были связаны. Я не случайно заговорила об армии, потому что сегодня 22 февраля – канун Дня защитника Отечества. Встречая этот праздник, мы проводим в стенах нашего литературного кафе урок внеклассного чтения, тема которого «Пленники чести, хранители веры…». Готовясь к этому уроку, я надеялась, что наша встреча отразит состояние человеческого духа представителей разных эпох, а не просто покажет внешне события, в которые волей судьбы попадает человек на определенном этапе жизни.
На этом уроке мне хотелось показать духовную преемственность русских офицеров, родство нынешней армии с воинством России, имеющим глубокие традиции. А поможет нам в этом не только литература , но и история, а также музыкальное и художественное искусство.
Сейчас я предлагаю вам перенестись в далекий ХVII век, к началу царствования Петра I.
(Рассказывает историк)
Историк: К началу правления Петра I в России были лишь зачатки регулярной армии и не было флота. Петр приложил огромные усилия, чтобы реорганизовать ее вооруженные силы. С этой целью были созданы военные учебные заведения, в частности военно-морская Академия. Вскоре Россия вошла в Европу как «спущенный корабль, при стуке топора и громе пушек» (А.С. Пушкин) За этим столиком (указывает) собрались участники тех далеких событий. Они вспоминают:
1 участник: Военные усилия Петра были сначала направлены на юг – против Крымского ханства и Турции. В результате этих походов русской армии удалось потеснить крымских татар в низовья Днепра и захватить важную турецкую крепость Азов.
Но неизмеримо большими были успехи в войне со Швецией.
2 участник: Помню, перед битвой под Полтавой Петр обратился к войскам: «Воины! Пришел час, который решит судьбу Отечества… Итак, не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество!..»
Историк: После победы под Полтавой определился исход борьбы Русского государства со Швецией.
Литератор: Хорошо сказал о значении Полтавской победы В.Г. Белинский: «Полтавская битва была не просто сражением, замечательным по огромности военных сил, по упорству сражающихся и количеству пролитой крови, - нет, это была битва за существование целого народа…».
Дух русского войска и деятельность Петра в целом высоко оценили деятели науки и культуры: Ломоносов, Пушкин, Добролюбов. Но есть и другие, мало кому известные строчки.
Писатель: В сборнике солдатских, казацких и матросских песен, собранных Весселем, есть произведение, которое называется «Было дело под Полтавой…». В нем рассказывается о том, что Петр во главе батальонов Новгородского и Преображенского полков бросился навстречу шведам. Одна пуля пробила шляпу Петра, другая попала в седло, а третья расплющилась о крест, висевший на груди. Но опасность не страшила ни его, ни русских воинов.
«Было дело под Полтавой…»
Было дело под Полтавой,
Дело славное, друзья!
Мы дралися там со шведом
Под знаменами Петра.
Наш могучий император –
Память вечная ему –
Сам командовал полками,
И, как сокол, он летал:
Сам ружьем солдатским правил,
Сам и пушки заряжал.
Бой кипел: герой Полтавы,
Наш державный великан,
Уж не раз грозою грянул
На могучий вражий стан.
Было дело под Полтавой,
Сотни лет еще пройдут,
Но герои тех событий
В сердцах русских не умрут!
Литератор: А вот еще один из героев тех лет – Василий Шумов, герой историко - приключенческого романа эпохи Петра I.
Шумов: Я – главный герой романа Ю. Каштанова «История Василия Шумова», сын смоленского дворянина. Во время Нарвской «конфузии» попал в плен. Затем продали меня немецкому купцу, и стал я прислугой в таверне гамбургского пивовара. Попытался вернуться на родину, но неудачно. Судьба бросала меня то в ученики оружейника, то в труппу французских бродячих актеров, то в солдаты – наемники. Фортуна подарила мне встречу с другом Антоном, который находился в компании русских недорослей, отправленных Петром во Францию для обучения морским наукам. Я дезертировал из чужеземной армии и стал студентом мореходной школы. Прибыв в Петербург, сдал экзамены самому Петру, а за успехи в фехтовании получил подарок от царя - его собственную шпагу. Так я стал офицером. Вернулся в Смоленск и был счастлив, пока в 1708 году войска шведского короля Карла ХII не вторглись на Смоленщину. Помню, как появился я в первый раз у нового Смоленского воеводы Петра Самойловича Салтыкова, а затем отправился в лагерь русских полков.
(Монолог в журнале «Край Смоленский», стр. 94 – 95, № 10,1992 г.)
Историк: Да, много славных дел на счету русского воинства. История России неразрывно связана с его историей.
Поэт:
Так уж исстари повелось:
Не за страх, а за совесть и честь
Защищать нашим предкам пришлось
Все, чем мы дорожим, все, что есть.
Лихолетьем суровых веков
Пронеслась боль и слава в карьер.
Никогда не терпела Россия оков,
И всегда был в строю офицер.
Столько пройдено трудных дорог,
Столько судеб вместилось в одну.
И любви, и забот, и тревог
За родную Россию – страну.
Ты по первому зову ее
Шел на бой, не щадя живота,
И в служении ей видел счастье свое,
И была твоя совесть чиста.
Эти строчки мы в равной степени могли бы отнести не только к солдатам и офицерам тех славных лет, но и к участникам двух Отечественных войн 1812 года и 1941-1945 годов.
Историк: 12 июня 1811 года началась война, то есть совершилось, по мнению Л.Н. Толстого, «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Эта война с Наполеоном получила название Отечественной. Искусство генералов и мужество русских солдат и офицеров, помощь партизан сорвали план императора Наполеона окружить и уничтожить русские армии по частям. Среди воевавших были и опытные профессионалы, были и корнеты, безусые юнцы, которые отправлялись воевать по зову сердца.
Песня из к\ф «Гусарская баллада»
Меня зовут юнцом безусым,
Мне это, право, это, право, все равно,
Зато не величают трусом
Давным-давно -3р.
И много подвигов прекрасных
Я совершу, я совершу, уж решено.
Решил я это не случайно
Давным-давно -3р.
Гусары все воюют рьяно,
Я сними в этом, с ними в этом за одно.
Нам по пути уж несомненно
Давным-давно -3р.
Учитель: Вы узнали юного корнета Александра Азарова, а на самом деле Александру?
(Кадр из кинофильма «Гусарская баллада»)
Гусар:
Насмешки судьбы превратной,
Герои ратной старины,
Какой любовью необъятной
Они в веках сохранены.
Какая дьявольская малость
От них, растаявших как дым,
Как раз на столько нам осталось,
Чтоб мы завидовали им?
Отечества большие дети!
Как будто в сказочные сны,
Нам из грядущего столетья
Их судьбы краткие видны.
Историк: Вспоминая о тех годах, нельзя не сказать теплые слова о замечательном поэте, военном писателе, воине и человеке Денисе Давыдове.
Денис Васильевич, вспомните пожалуйста, о событиях войны 1812 года. Какой эпизод вы хотели бы восстановить в памяти сейчас?
(Ученик, выступающий в роли Дениса Давыдова читает монолог из романа Николая Задонского «Денис Давыдов»)
Историк: Я уже сказала, что с первых дней эта война стала Отечественной. Героизм и армии, и народа проявлялся по-разному. Например, крестьянина Семена Силаева из Смоленской губернии французы заставили показать им путь на город Белый.
Силаев: А я-то хитрость проявил, стал уверять их , что дорога болотистая, мосты сожжены и пройти невозможно. Ох, и разозлились же они! Навели на меня заряженные ружья, а я на своем стою. Предложили золото - не взял я. Так и ушли ни с чем. И до чего же умно поступил я тогда: ведь пройти-то было легко, потому что все болота в то лето высохли.
Учитель: Да, великие события Отечественной войны 1812 года оставили глубокие воспоминания. Разгром врага завершился на реке Березине. Отечественная война закончилась. «Храбрые и победоносные войска! – обратился Кутузов к солдатам. – Наконец вы на границах империи, каждый из Вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует Вас сим именем».
Песня «Генералам 1812 года»
Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса - 2 р.
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце оставляли след, -
Очаровательные франты - 2 р.
Минувших лет!
Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу –
Цари на каждом бранном поле
И на балу! - 2 р.
Вас охраняла длань Господня
И сердце матери, вчера –
Малютки – мальчики, сегодня – 2 р.
Офицера!
Вам все вершины были малы
И мягок самый черствый хлеб.
О, молодые генералы - 2 р.
Своих судеб!
Учитель: За третьим столиком собрались участники Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов.
Историк: Великая Отечественная война. Эти три слова знает и помнит каждый гражданин России. Они вписаны в историю нашей страны как один из самых тяжелых и в то же время самых славных героических периодов жизни нашего государства и нашей армии.
Литературовед: На рассвете 22 июня 1945 года были расстреляны мечты юности, с кровью смешались детские сны и сказки. Началась война. Путь к победе был долог и невероятно тяжел. Борьба с захватчиками потребовала огромных усилий и жертв. Наряду с мужчинами сражались и женщины. Этот период истории нашел свое отражение в произведениях литературы. У Юрия Бондарева, Бориса Васильева, Григория Бакланова, Константина Симонова и других замечательных поэтов и прозаиков есть книги о войне.
Учитель: Сегодня у нас в гостях главные герои повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» - старшина Васков, пять девушек – зенитчиц: Рита Ося Нина, Женя Комелькова, Соня Гурвич, Лиза Бричкина. Галя Четвертак. Давайте вспомним сейчас несколько ярких страниц из жизни героинь (Рита и Женька).
Литературовед: Мы знаем, что из неравной схватки с врагом живым вышел только старшина Васков, сумевший после гибели девушек собрать все вилы и совершить поступок, благодаря которому вражеская операция была сорвана.
Вспомним , как это было…
(Кадр из кинофильма «А зори здесь тихие…»)
Чтец:
Твое детство не мир укачивал –
Твою люльку качали взрывы.
Но я знаю тебя удачливой,
Побеждающей и счастливой.
Ты с винтовкою и мотыгою –
В бой, и в поле, и взмах – пошире.
Стыли вихри. А ты победная,
Становилася ратной былью.
Не с волшебною «палкой - искалкой»
Шла морями ты и по суше,
Красотою и статью русскою
Зажигала сердца и души.
Стыли вихри… А ты, победная,
Поднималася и вставала.
Богатырской силы порывами
Свет растерянный удивляла.
И когда в 41-ом ворог
На тебя налетел лавиной,
Ты взрывною была, как порох
И как пальцы руки – единой.
Был итог не страничкой сказки:
Спины солнышком майским грея,
Твои воины мыли каски
Посветлевшей водой из Шпрее.
Возвратясь по домам победно,
Сыновья твои не остыли,
Мига отдыха не изведав,
Снова строили, шли и плыли,
И под самые звезды взмыли.
Мы не новое молвили вроде
О тебе , моя Армия, воины,
Но в нас часто слова выходят
Те же самые и не новые.
С чистой верою не растраченной
И с влюбленностью не игривой…
Будь на веки ты и удачливой
И на времена счастливой.
Учитель: Стихотворение «Слово к Армии», прозвучавшее только что, было написано учителем нашей школы. Оно является своеобразным мостиком, соединившим прошлое и настоящее. Сейчас мирное время, но военная служба и понятия воинской чести, долга не утратили своего значения. Никогда армейская жизнь не была легкой. Трудна она и сейчас.
Легко ли быть военным в наше время?
Как и в раскатах грозовых времен,
Всегда он был тяжел – обыкновенный,
И гладкий и с просветами погон.
Мир на земле. Большие перемены.
Скажу и не почувствую вины –
Труд тем тяжел, что человек военный
В день мира не свободен от войны.
Мне хотелось бы, чтобы эту мысль продолжили участники нашей встречи.
(Слово офицерам.)
Учитель: История России всегда, к сожалению, связана с войнами. Кто-то или что-то постоянно устраивает людям каверзы. Самой страшной каверзой является любая война, проверяющая людей на жизнестойкость, на способность и после испытаний оставаться людьми. Такими испытаниями стали Афганистан и Чечня.
За то, чтоб кто-то нес в руках цветы,
В своих руках несете автоматы.
Не для войны рождаются солдаты,
А для того, чтоб не было войны.
Итоги урока.
Рефлексия.
Исполнение песни «Господа офицеры».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина "Память времен: за честь и веру!"
Тема данной разработки очень актуальна для патриотического воспитания школьников, особенно, в год 200-летия победы над Наполеоном. Известно, что Отечественная война 1812 года была величайшим событием ...
В Россию верил он и в честь
Мероприятие, посвящённое творчеству М.Ю. Лермонтова....
Материалы для проведения внеклассного мероприятия «Хранитель культурного кода», посвященного творческой и научной деятельности Д.С.Лихачева
Мероприятие проводится в форме спортивной версии игры «Что? Где? Когда?». Используемые в программе вопросы являются авторской разработкой. В ходе подготовки вопросов были использованы материалы ...
Внеклассное мероприятие "Честь имели..."
Внеклассное мероприятие, посвящённое выводу войск из Афганистана....
Внеклассное мероприятие "Хочешь верь, хочешь не верь..."
Внеклассное меропрриятие (конкурс) в рамках развития критического мышления.Конкурс включает творческие задания:- найди ошибку!- «Нас ветру догнать нелегко»- догадайся, что ты видишь на фотографи...
Урок внеклассного чтения по литературе "Любовь и вера" (по книге А.Владимирова "Любовь и вера")
Размышления, решения проблемных вопросов на уроке относительно любви, какой она должна быть для верующего человека. Насколько важна для современных юношей и девушек нравственная чистота?...
Рабочая программа и КТП кружка по внеурочной деятельности 5-6 класс для классов казачьей направленности "Казаки - хранители православной веры" ФГОС
Требования к личностным результатам:формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех н...