Рабочая программа и КТП кружка по внеурочной деятельности 5-6 класс для классов казачьей направленности "Казаки - хранители православной веры" ФГОС
рабочая программа (5 класс) на тему

Кравчина Елена Петровна

Требования к личностным результатам:

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                    КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ МО СЕВЕРСКИЙ РАЙОН,

СТАНИЦА КРЕПОСТНАЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3

СТАНИЦЫ КРЕПОСТНОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕВЕРСКИЙ РАЙОН

                                                                                                          УТВЕРЖДЕНО

                                                                                                        решением педагогического совета

                                                                                                                     от 30.08.2017 года протокол №1

                                                                                        Председатель педсовета

                                                                                                                              ______________Подружная Е.А.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(духовно-нравственное направление)

Кружок «Казаки – хранители православной культуры»

Тип программы:  по конкретным видам внеурочной деятельности

Срок реализации программы: 2 года

Возраст обучающихся: 10-13 лет

Составитель:    Кравчина Елена Петровна

Программа разработана на основе Программы внеурочной деятельности «Казаки – хранители православной культуры 5-6 классы. Сборник программ победителей конкурса «Духовная культура Кубани». – Краснодар : ПринтТерра, 2016.

   

Пояснительная записка

  1. Планируемые результаты

 освоения учащимися программы «Казаки – хранители православной культуры»  

Обучение детей по программе курса должно быть направлено на требование и  достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения в соответствии с ФГОС.

Требования к личностным результатам:

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права  иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение
    договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
  • адекватно оценивать поведение свое  и  окружающих. 

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, малая родина, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа Кубани;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни

1. Личностные результаты :

1.  развитие чувства преданности и любви к малой родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно - исторического наследия Кубани;

2.  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

4.  выработать стойкий «иммунитет» к негативным проявлениям современного общества, деформирующим нравственные ценности личности

5.  как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

2. Метапредметные результаты: 

1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том чис​ле альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы ре​шения учебных и познавательных задач.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осу​ществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

3. Предметные результаты:

1.  Овладение целостными представлениями об историческом развитии своего региона.

2. Умение связывать исторические факты и понятия в целостную картину.

3. Выработка умений определять по датам век, этапы, место события и т. д.

4. Разделение целого на части. Выявление главного, обобщение, группировка, сравнение.

5. Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности

2. Содержание курса

5 класс – 34 часа

Раздел I. Христианство на Северном Кавказе

Тема 1. «Распространение христианства на Северном Кавказе» - 4 ч.  

Апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананита в причерноморских греческих колониях Кавказа в I веке. Распространение христианства у адыгов. Христианизация Хазарского каганата. Католические миссионеры на Северном Кавказе.  

Итоговое повторение – 1 ч.

Тема 2.«Тмутаракань – очаг христианства на «краю русского мира» - 4 ч.

Церковь в Тмутаракани во имя Пресвятой Богородицы».  Основание игуменом Никоном первого монастыря на Таманском полуострове. Таматархская епархия.  Христианские храмы на территории Кубани.

Тема 3. «Христианизация Алании» - 4 ч.

Христианизация алан. Аланская митрополия. Зеленчукские храмы. Кубанская епископия. Ослабление позиций христианства среди горцев.

Тема 4. «Тема христианства на Кубани в древнерусской литературе» - 5 ч.

Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки.  Летопись – один из жанров древнерусской литературы. Тмутараканские страницы в «Повести временных лет».  Тмутаракань в «Слове о полку Игореве». Тема Тамани в сочинениях церковного деятеля Иосифа Волоцкого. «Никоновская летопись»

Итоговое повторение – 1 ч.

Раздел II. Утверждение православия на Кубани

Тема 5. «Православие как источник духовности казачества» - 8 ч.

Переселение черноморцев на Кубань и устройство походной церкви. Храм – дом Божий. Первые храмы на Кубани. Внешний вид православного храма. Внутреннее устройство храма. История  храма  Покрова Пресвятой Богородицы в Белореченске. Экскурсия в храм.

Итоговое повторение и проектная деятельность – 1 ч.

Тема 6. «Вера в народной жизни» - 5 ч.

Вера и верования. Православный календарь. Святой угол. Православные традиции казачьей семьи. Почитание родителей и стариков.

Итоговое повторение и проектная деятельность – 1 ч.

                                    6 класс – 34 часа

Раздел I. Казачьи обычаи и традиции

Тема 1. Культура черноморского и линейного казачества – 5 ч.

Казаки – старообрядцы на Кубани в ХV веке. Борьба с расколом и сектантством. Влияние церкви на духовное и нравственное состояние казачества. Святые обители. Черноморское духовенство. Духовная жизнь линейных станиц.

Тема 2. Традиционные религиозные праздники – 10 ч.

Рождество. Святки, колядки, щедровки. Крещение Господне. Масленица. Прощёное воскресенье. Великий Пост. Благовещение. Пасха. Вознесение Господне. Троица. Престольные (храмовые) праздники. Экскурсия в один из местных храмов

Итоговое повторение и проектная деятельность – 1 ч.

Раздел II. Православие и казачество.

Тема 3. Войсковые традиции – 6 ч.

День благоверного Александра Невского. Святой покровитель кубанского казачьего войска – святой благоверный Александр Невский. Православный войсковой собор - храм Святого благоверного князя Александра Невского в Екатеринодаре-Краснодаре. Дом Божий - православная церковь в родной станице (городе). Казак в храме. Молитва. Экскурсия в храм.

Итоговое повторение и проектная деятельность – 1 ч.

Тема 4. Святые покровители Кубани – 5 ч.

Святая Екатерина – покровительница Екатеринодара. Свято -Екатерининский кафедральный собор в Екатеринодаре – Краснодаре. Святой Георгий Победоносец - особо почитаемый святой среди кубанских казаков. Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Икона в храмах и жилищах.

Тема 5. Обряды казаков – 2 ч.

Крестины. Проводы казака на службу.

Тема 6. Святыни казаков – 3 ч.

Екатерино – Лебяжья Свято – Никольская пустынь. Феодосия Кавказского пустынь. Храмы Кубани.

Итоговое повторение и проектная деятельность – 1 ч.

3. Учебно- тематический план

5 класс

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

Аудиторных

Внеаудиторных

1

Распространение христианства на Северном Кавказе

4

4

-

2

Итоговое повторение

1

1

-

3

Тмутаракань – очаг христианства на «краю русского мира»

4

4

-

4

Христианизация Алании

4

4

-

5

Тема христианства на Кубани в древнерусской литературе

5

5

-

6

Итоговое повторение

1

1

-

7

Православие как источник духовности казачества

8

6

2

8

Итоговое повторение

1

1

-

9

Вера в народной жизни

5

5

-

10

Итоговое повторение и проектная деятельность

1

1

-

                                                             6 класс

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

Аудиторных

Внеаудиторных

1

Культура черноморского и линейного казачества

5

4

1

2

Традиционные религиозные праздники

10

8

2

3

Итоговое повторение и проектная деятельность

1

1

-

4

Войсковые традиции

6

4

2

5

Итоговое повторение и проектная деятельность

1

1

-

6

Святые покровители Кубани

5

5

5

7

Обряды казаков

2

2

-

8

Святыни казаков

3

3

-

9

Итоговое повторение и проектная деятельность

1

1

-

СОГЛАСОВАНО                                                        СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения                                      Зам. директора по УВР

учителей гуманитарного  цикла                            ______  /Кисленко Н.П./

от 30.08.2017 г.   № 1                                                  30.08.2017 г.

Руководитель МО

__________ /_Замараева Е.Н._/

Согласовано

заместитель директора по УВР

___________Кисленко Н.П. ст. Крепостной

«30» августа 2017

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ МО СЕВЕРСКИЙ РАЙОН,

СТАНИЦА КРЕПОСТНАЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3

СТАНИЦЫ КРЕПОСТНОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕВЕРСКИЙ РАЙОН

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ

по внеурочной деятельности

(духовно-нравственное направление)

Кружок «Казаки – хранители православной культуры»

Срок реализации: 2 года

Возраст: дети от 11до13 лет

Количество часов: всего 34 часа;   в неделю  1 час;            

Программы внеурочной деятельности «Казаки – хранители православной культуры 5-6 классы. Сборник программ победителей конкурса «Духовная культура Кубани». – Краснодар : ПринтТерра, 2016.

№п/п

Тема урока

часы

дата

оборудование

Характеристика УУД

план

факт

Тема 1. «Распространение христианства на Северном Кавказе»

4

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы

                   

Видеофильмы и презентации, соответствующие содержанию обучения.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

1. Личностные результаты :

1.  развитие чувства преданности и любви к малой родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно - исторического наследия Кубани;

2.  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

4.  выработать стойкий «иммунитет» к негативным проявлениям современного общества, деформирующим нравственные ценности личности

5.  как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

2. Метапредметные результаты: 

1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том чис​ле альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы ре​шения учебных и познавательных задач.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осу​ществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

3. Предметные результаты:

1.  Овладение целостными представлениями об историческом развитии своего региона.

2. Умение связывать исторические факты и понятия в целостную картину.

3. Выработка умений определять по датам век, этапы, место события и т. д.

4. Разделение целого на части. Выявление главного, обобщение, группировка, сравнение.

5. Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности

1

Апостолы Андрей Первозванный и Сисон Кананита.

1

2

Распространение христианства у адыгов

1

3

Христианизация Хазарского каганата.

1

4

Итоговое повторение

1

Тема 2.«Тмутаракань – очаг христианства на «краю русского мира» -

4 ч.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы

                   

Видеофильмы и презентации, соответствующие содержанию обучения.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

5

Церковь в Тмутаракани во имя Пресвятой Богородицы».  

1

6

Основание игуменом Никоном первого монастыря на Таманском полуострове.

1

7

Таматархская епархия.  

1

8

Христианские храмы на территории Кубани.

1

Тема 3. «Христианизация Алании» -

4 ч.

9

1

10

Христианизация алан.

1

11

Аланская митрополия.

1

12

Зеленчукские храмы.

1

13

 Кубанская епископия. Ослабление позиций христианства среди горцев.

1

Тема 4. «Тема христианства на Кубани в древнерусской литературе»

5 ч.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы

                   

Видеофильмы и презентации, соответствующие содержанию обучения.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

1. Личностные результаты :

1.  развитие чувства преданности и любви к малой родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно - исторического наследия Кубани;

2.  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

4.  выработать стойкий «иммунитет» к негативным проявлениям современного общества, деформирующим нравственные ценности личности

5.  как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

2. Метапредметные результаты: 

1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том чис​ле альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы ре​шения учебных и познавательных задач.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осу​ществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

3. Предметные результаты:

1.  Овладение целостными представлениями об историческом развитии своего региона.

2. Умение связывать исторические факты и понятия в целостную картину.

3. Выработка умений определять по датам век, этапы, место события и т. д.

4. Разделение целого на части. Выявление главного, обобщение, группировка, сравнение.

5. Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности

14

Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки.

1

15

Летопись – один из жанров древнерусской литературы.

1

16

Тмутараканские страницы в «Повести временных лет».  

1

17

Тмутаракань в «Слове о полку Игореве».

1

18

Тема Тамани в сочинениях церковного деятеля Иосифа Волоцкого.

1

19

Итоговое повторение

1

Раздел II. Утверждение православия на Кубани

Тема 5. «Православие как источник духовности казачества»

8 ч.

20

Переселение черноморцев на Кубань

1

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы

                   

Видеофильмы и презентации, соответствующие содержанию обучения.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

21

Устройство походной церкви

1

22

Храм – дом Божий.

1

23

Первые храмы на Кубани.

1

24

Внешний вид православного храма.

1

25

Внутреннее устройство храма.

1

1. Личностные результаты :

1.  развитие чувства преданности и любви к малой родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно - исторического наследия Кубани;

2.  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

4.  выработать стойкий «иммунитет» к негативным проявлениям современного общества, деформирующим нравственные ценности личности

5.  как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

2. Метапредметные результаты: 

1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том чис​ле альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы ре​шения учебных и познавательных задач.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осу​ществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

3. Предметные результаты:

1.  Овладение целостными представлениями об историческом развитии своего региона.

2. Умение связывать исторические факты и понятия в целостную картину.

3. Разделение целого на части. Выявление главного, обобщение, группировка, сравнение.

4. Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности

26

История  храма  Покрова Пресвятой Богородицы в Белореченске.

1

27

Экскурсия в храм.

1

28

Итоговое повторение и проектная деятельность

1

Тема 6. «Вера в народной жизни»  

5 ч.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы

                   

Видеофильмы и презентации, соответствующие содержанию обучения.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

29

Вера и верования.

1

30

Православный календарь.

1

31

Святой угол.

1

32

Православные традиции казачьей семьи.

1

33

Почитание родителей и стариков.

1

34

Итоговое повторение и проектная деятельность – 1 ч.

1

ИТОГО

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности в 1-4 классах "Я познаю мир и себя"

Коллеги, на основе программы  психологического развития младших школьников «Уроки психологического развития» автор Н.П. Локалова,  ваших и моих личных разработок была написана п...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности в 1-4 классах "Я познаю мир и себя"

Коллеги, на основе программы психологического развития младших школьников «Уроки психологического развития» автор Н.П. Локалова, ваших и моих личных разработок была написана программа внеурочной де...

Рабочая программа и Календарно тематическое планирование внеурочной деятельности "Я-Патриот" в 8 классе

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс» 5 класс

5 классРабочая программа внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования, н...

Рабочая программа основного общего образования курса внеурочной деятельности «адаптивная физкультура» для 8 класса

Рабочая программа основного общего образованиякурса внеурочной деятельности «адаптивная физкультура»для 8 «Б» класса...

Рабочие программы учебного предмета математика обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 класс, 6 класс, 7 класс

На сегодняшний день в классах появляются дети с нарушениями интеллекта и программы по математике необходимы при работе с ними....