Рабочая программа и КТП кружка по внеурочной деятельности 5-6 класс для классов казачьей направленности "Казаки - хранители православной веры" ФГОС
рабочая программа (5 класс) на тему
Требования к личностным результатам:
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_i_ktp_po_vneurochnoy_deyatelnosti_kazaki_-_hraniteli_pravoslavnoy_kultury.docx | 42.93 КБ |
Предварительный просмотр:
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ МО СЕВЕРСКИЙ РАЙОН,
СТАНИЦА КРЕПОСТНАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3
СТАНИЦЫ КРЕПОСТНОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕВЕРСКИЙ РАЙОН
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30.08.2017 года протокол №1
Председатель педсовета
______________Подружная Е.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(духовно-нравственное направление)
Кружок «Казаки – хранители православной культуры»
Тип программы: по конкретным видам внеурочной деятельности
Срок реализации программы: 2 года
Возраст обучающихся: 10-13 лет
Составитель: Кравчина Елена Петровна
Программа разработана на основе Программы внеурочной деятельности «Казаки – хранители православной культуры 5-6 классы. Сборник программ победителей конкурса «Духовная культура Кубани». – Краснодар : ПринтТерра, 2016.
Пояснительная записка
- Планируемые результаты
освоения учащимися программы «Казаки – хранители православной культуры»
Обучение детей по программе курса должно быть направлено на требование и достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения в соответствии с ФГОС.
Требования к личностным результатам:
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение
договориться о распределении ролей в совместной деятельности; - адекватно оценивать поведение свое и окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, малая родина, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа Кубани;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни
1. Личностные результаты :
1. развитие чувства преданности и любви к малой родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно - исторического наследия Кубани;
2. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
4. выработать стойкий «иммунитет» к негативным проявлениям современного общества, деформирующим нравственные ценности личности
5. как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.
2. Метапредметные результаты:
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
3. Предметные результаты:
1. Овладение целостными представлениями об историческом развитии своего региона.
2. Умение связывать исторические факты и понятия в целостную картину.
3. Выработка умений определять по датам век, этапы, место события и т. д.
4. Разделение целого на части. Выявление главного, обобщение, группировка, сравнение.
5. Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности
2. Содержание курса
5 класс – 34 часа
Раздел I. Христианство на Северном Кавказе
Тема 1. «Распространение христианства на Северном Кавказе» - 4 ч.
Апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананита в причерноморских греческих колониях Кавказа в I веке. Распространение христианства у адыгов. Христианизация Хазарского каганата. Католические миссионеры на Северном Кавказе.
Итоговое повторение – 1 ч.
Тема 2.«Тмутаракань – очаг христианства на «краю русского мира» - 4 ч.
Церковь в Тмутаракани во имя Пресвятой Богородицы». Основание игуменом Никоном первого монастыря на Таманском полуострове. Таматархская епархия. Христианские храмы на территории Кубани.
Тема 3. «Христианизация Алании» - 4 ч.
Христианизация алан. Аланская митрополия. Зеленчукские храмы. Кубанская епископия. Ослабление позиций христианства среди горцев.
Тема 4. «Тема христианства на Кубани в древнерусской литературе» - 5 ч.
Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки. Летопись – один из жанров древнерусской литературы. Тмутараканские страницы в «Повести временных лет». Тмутаракань в «Слове о полку Игореве». Тема Тамани в сочинениях церковного деятеля Иосифа Волоцкого. «Никоновская летопись»
Итоговое повторение – 1 ч.
Раздел II. Утверждение православия на Кубани
Тема 5. «Православие как источник духовности казачества» - 8 ч.
Переселение черноморцев на Кубань и устройство походной церкви. Храм – дом Божий. Первые храмы на Кубани. Внешний вид православного храма. Внутреннее устройство храма. История храма Покрова Пресвятой Богородицы в Белореченске. Экскурсия в храм.
Итоговое повторение и проектная деятельность – 1 ч.
Тема 6. «Вера в народной жизни» - 5 ч.
Вера и верования. Православный календарь. Святой угол. Православные традиции казачьей семьи. Почитание родителей и стариков.
Итоговое повторение и проектная деятельность – 1 ч.
6 класс – 34 часа
Раздел I. Казачьи обычаи и традиции
Тема 1. Культура черноморского и линейного казачества – 5 ч.
Казаки – старообрядцы на Кубани в ХV веке. Борьба с расколом и сектантством. Влияние церкви на духовное и нравственное состояние казачества. Святые обители. Черноморское духовенство. Духовная жизнь линейных станиц.
Тема 2. Традиционные религиозные праздники – 10 ч.
Рождество. Святки, колядки, щедровки. Крещение Господне. Масленица. Прощёное воскресенье. Великий Пост. Благовещение. Пасха. Вознесение Господне. Троица. Престольные (храмовые) праздники. Экскурсия в один из местных храмов
Итоговое повторение и проектная деятельность – 1 ч.
Раздел II. Православие и казачество.
Тема 3. Войсковые традиции – 6 ч.
День благоверного Александра Невского. Святой покровитель кубанского казачьего войска – святой благоверный Александр Невский. Православный войсковой собор - храм Святого благоверного князя Александра Невского в Екатеринодаре-Краснодаре. Дом Божий - православная церковь в родной станице (городе). Казак в храме. Молитва. Экскурсия в храм.
Итоговое повторение и проектная деятельность – 1 ч.
Тема 4. Святые покровители Кубани – 5 ч.
Святая Екатерина – покровительница Екатеринодара. Свято -Екатерининский кафедральный собор в Екатеринодаре – Краснодаре. Святой Георгий Победоносец - особо почитаемый святой среди кубанских казаков. Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Икона в храмах и жилищах.
Тема 5. Обряды казаков – 2 ч.
Крестины. Проводы казака на службу.
Тема 6. Святыни казаков – 3 ч.
Екатерино – Лебяжья Свято – Никольская пустынь. Феодосия Кавказского пустынь. Храмы Кубани.
Итоговое повторение и проектная деятельность – 1 ч.
3. Учебно- тематический план
5 класс
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Аудиторных | Внеаудиторных |
1 | Распространение христианства на Северном Кавказе | 4 | 4 | - |
2 | Итоговое повторение | 1 | 1 | - |
3 | Тмутаракань – очаг христианства на «краю русского мира» | 4 | 4 | - |
4 | Христианизация Алании | 4 | 4 | - |
5 | Тема христианства на Кубани в древнерусской литературе | 5 | 5 | - |
6 | Итоговое повторение | 1 | 1 | - |
7 | Православие как источник духовности казачества | 8 | 6 | 2 |
8 | Итоговое повторение | 1 | 1 | - |
9 | Вера в народной жизни | 5 | 5 | - |
10 | Итоговое повторение и проектная деятельность | 1 | 1 | - |
6 класс
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Аудиторных | Внеаудиторных |
1 | Культура черноморского и линейного казачества | 5 | 4 | 1 |
2 | Традиционные религиозные праздники | 10 | 8 | 2 |
3 | Итоговое повторение и проектная деятельность | 1 | 1 | - |
4 | Войсковые традиции | 6 | 4 | 2 |
5 | Итоговое повторение и проектная деятельность | 1 | 1 | - |
6 | Святые покровители Кубани | 5 | 5 | 5 |
7 | Обряды казаков | 2 | 2 | - |
8 | Святыни казаков | 3 | 3 | - |
9 | Итоговое повторение и проектная деятельность | 1 | 1 | - |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения Зам. директора по УВР
учителей гуманитарного цикла ______ /Кисленко Н.П./
от 30.08.2017 г. № 1 30.08.2017 г.
Руководитель МО
__________ /_Замараева Е.Н._/
Согласовано
заместитель директора по УВР
___________Кисленко Н.П. ст. Крепостной
«30» августа 2017
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ МО СЕВЕРСКИЙ РАЙОН,
СТАНИЦА КРЕПОСТНАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3
СТАНИЦЫ КРЕПОСТНОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕВЕРСКИЙ РАЙОН
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по внеурочной деятельности
(духовно-нравственное направление)
Кружок «Казаки – хранители православной культуры»
Срок реализации: 2 года
Возраст: дети от 11до13 лет
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час;
Программы внеурочной деятельности «Казаки – хранители православной культуры 5-6 классы. Сборник программ победителей конкурса «Духовная культура Кубани». – Краснодар : ПринтТерра, 2016.
№п/п | Тема урока | часы | дата | оборудование | Характеристика УУД | |
план | факт | |||||
Тема 1. «Распространение христианства на Северном Кавказе» | 4 | Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы
Видеофильмы и презентации, соответствующие содержанию обучения. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения | 1. Личностные результаты : 1. развитие чувства преданности и любви к малой родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно - исторического наследия Кубани; 2. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 4. выработать стойкий «иммунитет» к негативным проявлениям современного общества, деформирующим нравственные ценности личности 5. как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений. 2. Метапредметные результаты: 1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. 2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. 3. Предметные результаты: 1. Овладение целостными представлениями об историческом развитии своего региона. 2. Умение связывать исторические факты и понятия в целостную картину. 3. Выработка умений определять по датам век, этапы, место события и т. д. 4. Разделение целого на части. Выявление главного, обобщение, группировка, сравнение. 5. Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности | |||
1 | Апостолы Андрей Первозванный и Сисон Кананита. | 1 | ||||
2 | Распространение христианства у адыгов | 1 | ||||
3 | Христианизация Хазарского каганата. | 1 | ||||
4 | Итоговое повторение | 1 | ||||
Тема 2.«Тмутаракань – очаг христианства на «краю русского мира» - | 4 ч. | Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы
Видеофильмы и презентации, соответствующие содержанию обучения. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения | ||||
5 | Церковь в Тмутаракани во имя Пресвятой Богородицы». | 1 | ||||
6 | Основание игуменом Никоном первого монастыря на Таманском полуострове. | 1 | ||||
7 | Таматархская епархия. | 1 | ||||
8 | Христианские храмы на территории Кубани. | 1 | ||||
Тема 3. «Христианизация Алании» - | 4 ч. | |||||
9 | 1 | |||||
10 | Христианизация алан. | 1 | ||||
11 | Аланская митрополия. | 1 | ||||
12 | Зеленчукские храмы. | 1 | ||||
13 | Кубанская епископия. Ослабление позиций христианства среди горцев. | 1 | ||||
Тема 4. «Тема христианства на Кубани в древнерусской литературе» | 5 ч. | Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы
Видеофильмы и презентации, соответствующие содержанию обучения. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения | 1. Личностные результаты : 1. развитие чувства преданности и любви к малой родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно - исторического наследия Кубани; 2. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 4. выработать стойкий «иммунитет» к негативным проявлениям современного общества, деформирующим нравственные ценности личности 5. как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений. 2. Метапредметные результаты: 1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. 2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. 3. Предметные результаты: 1. Овладение целостными представлениями об историческом развитии своего региона. 2. Умение связывать исторические факты и понятия в целостную картину. 3. Выработка умений определять по датам век, этапы, место события и т. д. 4. Разделение целого на части. Выявление главного, обобщение, группировка, сравнение. 5. Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности | |||
14 | Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки. | 1 | ||||
15 | Летопись – один из жанров древнерусской литературы. | 1 | ||||
16 | Тмутараканские страницы в «Повести временных лет». | 1 | ||||
17 | Тмутаракань в «Слове о полку Игореве». | 1 | ||||
18 | Тема Тамани в сочинениях церковного деятеля Иосифа Волоцкого. | 1 | ||||
19 | Итоговое повторение | 1 | ||||
Раздел II. Утверждение православия на Кубани Тема 5. «Православие как источник духовности казачества» | 8 ч. | |||||
20 | Переселение черноморцев на Кубань | 1 | Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы
Видеофильмы и презентации, соответствующие содержанию обучения. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения | |||
21 | Устройство походной церкви | 1 | ||||
22 | Храм – дом Божий. | 1 | ||||
23 | Первые храмы на Кубани. | 1 | ||||
24 | Внешний вид православного храма. | 1 | ||||
25 | Внутреннее устройство храма. | 1 | 1. Личностные результаты : 1. развитие чувства преданности и любви к малой родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно - исторического наследия Кубани; 2. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 4. выработать стойкий «иммунитет» к негативным проявлениям современного общества, деформирующим нравственные ценности личности 5. как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений. 2. Метапредметные результаты: 1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. 2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. 3. Предметные результаты: 1. Овладение целостными представлениями об историческом развитии своего региона. 2. Умение связывать исторические факты и понятия в целостную картину. 3. Разделение целого на части. Выявление главного, обобщение, группировка, сравнение. 4. Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности | |||
26 | История храма Покрова Пресвятой Богородицы в Белореченске. | 1 | ||||
27 | Экскурсия в храм. | 1 | ||||
28 | Итоговое повторение и проектная деятельность | 1 | ||||
Тема 6. «Вера в народной жизни» | 5 ч. | Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы
Видеофильмы и презентации, соответствующие содержанию обучения. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения | ||||
29 | Вера и верования. | 1 | ||||
30 | Православный календарь. | 1 | ||||
31 | Святой угол. | 1 | ||||
32 | Православные традиции казачьей семьи. | 1 | ||||
33 | Почитание родителей и стариков. | 1 | ||||
34 | Итоговое повторение и проектная деятельность – 1 ч. | 1 | ||||
ИТОГО | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности в 1-4 классах "Я познаю мир и себя"
Коллеги, на основе программы психологического развития младших школьников «Уроки психологического развития» автор Н.П. Локалова, ваших и моих личных разработок была написана п...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности в 1-4 классах "Я познаю мир и себя"
Коллеги, на основе программы психологического развития младших школьников «Уроки психологического развития» автор Н.П. Локалова, ваших и моих личных разработок была написана программа внеурочной де...
Рабочая программа и Календарно тематическое планирование внеурочной деятельности "Я-Патриот" в 8 классе
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся....
Рабочая программа и КТП по курсу внеурочной деятельности "Основы православной культуры" для 7 класса
Рабочая программа и КТП составлены с требованиями ФГОС....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс» 5 класс
5 классРабочая программа внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования, н...
Рабочая программа основного общего образования курса внеурочной деятельности «адаптивная физкультура» для 8 класса
Рабочая программа основного общего образованиякурса внеурочной деятельности «адаптивная физкультура»для 8 «Б» класса...
Рабочие программы учебного предмета математика обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 класс, 6 класс, 7 класс
На сегодняшний день в классах появляются дети с нарушениями интеллекта и программы по математике необходимы при работе с ними....