В Россию верил он и в честь
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему
Мероприятие, посвящённое творчеству М.Ю. Лермонтова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_rossiyu_veril_on_i_v_chest.docx | 21.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Дедюкина Светлана Викторовна
учитель русского языка и литературы
МОУ - СОШ №3 города Аткарска.
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ.
ТЕМА «В РОССИЮ ВЕРИЛ ОН И В ЧЕСТЬ». (7-8 КЛАСС.)
Цель: - продолжить знакомство с творчеством М.Ю.Лермонтова;
- развитие навыков выразительного чтения;
- развитие умения слушать и запоминать;
- формирование культуры речи учащихся;
- формирование духовно- нравственной культуры личности.
Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, выставка книг, презентация, аудио записи.
Ход мероприятия.
Ведущий 1. – Дорогие друзья. Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить великого писателя России - М.Ю. Лермонтова. Он жил в одно время с А.С. Пушкиным и благоговел пред ним. Больше всех книг на свете он любил «Евгения Онегина», а ещё Лермонтов любил Россию, верил в честь и порядочность.
Ведущий 2. – Родился Михаил в 1814 году в Москве, но будучи в колыбели был увезён в имение бабушки в Тарханы. Там прошло его детство, там дружил он с деревенскими мальчишками, слышал народные песни и предания, богатую русскую речь.
Чтец. И вижу я себя ребёнком, кругом родные всё места:
Высокий барский дом –
И сад с разрушенной теплицей:
Зелёной сетью трав подёрнут старый пруд.
А за прудом село дымится – встают
Вдали туманы над полями.
Туман здесь одевает неба своды,
И степь раскинулась лиловой пеленой.
И так она светла, и так родна с душою
Как будто создана лишь для свободы.
Ведущий 1. –Лермонтову не было ещё и трёх лет, когда умерла его мать. После её смерти он рос и воспитывался у бабушки Е.А. Арсеньевой. Он был любимым внуком. Женщина окружила его заботой и вниманием. Лермонтов писал: « Когда я был трёх лет, была песня, от которой я плакал. Её напевала мне покойная мать».
Чтец. Я сын страданья. Мой отец
Не знал покоя по- конец.
В слезах угасла мать моя:
От них остался только я.
Ведущий 2. – Бабушка не жалела средств на воспитание внука. В качестве воспитателей были приглашены иностранцы. Лермонтов рос болезненным ребёнком. Чтобы укрепить здоровье мальчика, бабушка возила его на Кавказ. Они ездили на своих лошадях через всю Россию. Путешествие длилось долго, и вот, наконец, на краю государства вставали перед Лермонтовым Кавказские горы.
Кавказ с детства вошёл в сознание поэта как край свободы и чести. Вот почему он назвал Кавказ своей второй Родиной.
Чтец. Тебе Кавказ – суровый царь земли
Я снова посвящаю стих небрежный.
Как сына ты его благословил
И осени вершины белоснежной!
Чтец. Стихотворение «Кавказ».
Ведущий 1. – Поездки улучшили здоровье Лермонтова. По возвращении в Тарханы начались серьёзные занятия. Будущий поэт изучал иностранные языки, общеобразовательные предметы, Занимался живописью и музыкой, читал русскую и зарубежную литературу.
Чтец. Он не имел ни брата, ни сестры.
И тайных мук его никто не ведал.
До времени отвыкнув от игры,
Он жадному сомненью сердце предал.
И презрев детства малые дары,
Он начал думать, строить мир воздушный.
И в нём терялся мыслию послушной.
Ведущий 2. – Но детство поэта закончилось. В 1827 году бабушка с внуком переехала в Москву, т.к. надо было подумать о школьном образовании. Его определяют в лучший пансионат при МГУ. В это время он начинает писать свои первые стихи, а в 16 лет он был уже зрелым поэтом. Выбрав поэтическую дорогу, поступает на словесное отделение Университета.
Ведущий 1. – В свободные от занятий часы Лермонтов бродил по улицам Москвы, знакомился с памятниками. Эту Москву, душу страны, он любил и воспевал.
Чтец. Москва! Москва! Люблю тебя как сын.
Как русский – сильно, пламенно и нежно.
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый, безмятежный…
Ведущий 2. За время учёбы в пансионате он написал около трёхсот стихотворений, несколько поэм. Но свободолюбивый, смелый и независимый, Вскоре поэт был исключён из числа студентов. Лермонтов переезжает в Петербург и поступает в военную школу. Он мечтает о великом подвиге во имя Отчизны, и он пишет:
« Мне нужно действовать; я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя, и понять
Я не могу, что значит отдыхать».
Ведущий 1. – Трудно найти в нашей стране человека, который не читал бы его стихотворение «Родина» - одно из величайших стихотворений о любви к Родине.
Чтец. Стихотворение «Родина».
Ведущий 2. – В январе 1837 года по Петербургу пронёсся слух, что Пушкин смертельно ранен на дуэли. Лермонтов не был с ним знаком лично, но под впечатлением этой национальной трагедии написал стихотворение «Смерть поэта», в котором именитых вельмож назвал палачами великого поэта. С этого стихотворения началась всенародная слава Лермонтова.
Чтец. Стихотворение «Смерть поэта».
Ведущий 1. – За это стихотворение поэта сослали на Кавказ, где шла кровопролитная война. Лермонтов был ещё на Кавказе, когда в журнале «Современник» появилось его стихотворение «Бородино». Это был отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения – важнейшего события войны 1812 года.
Инсценировка стихотворения «Бородино».
Ведущий 2. – Вернувшись из ссылки, Лермонтов продолжает писать.
Чтец. Стихотворение «Беглец».
Чтец. Стихотворение «Три пальмы».
Ведущий 1. – Но спустя два года он опять попадает в ссылку на Кавказ, где погибает на дуэли. Ему было только 26 лет. Это было летом 1841 года. Позднее в его записной книжке нашли стихотворения «Утёс», «Листок», «Выхожу один я на дорогу». На эти стихи были написаны романсы.
Звучат романсы на стихи Лермонтова «Колыбельная». «Утёс».
Ведущий 2. – Лермонтова нельзя начитаться. Глубина мысли сочетается у него с великим совершенством выражения. Даже когда вспоминаем его стихи молча, они звучат в нашей памяти словно музыка.
Ведущий 1. – Давайте пронесем через всю жизнь в душе и памяти образ и стихи этого великого человека, который любил Россию, верил в честь; поэта гениального, рано ушедшего, но бессмертного и всегда молодого.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра по истории России (8 класс) "Честь и отвага"
Аннотация урока-игры по истории России (8 класс) «Честь и отвага», составитель Чегодаева Елена Геннадьевна Целью данного урока является систематизация и обобщение знаний учащихся ...
Конференция "К чести России"
Внеклассное мероприятие посвящённое 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года...
Суворов - честь и слава России
Цель: Познакомиться с жизнью и деятельностью выдающегося полководца А.В. Суворова. Оценить его вклад в историю Российского государства...
Викторина "Память времен: за честь и веру!"
Тема данной разработки очень актуальна для патриотического воспитания школьников, особенно, в год 200-летия победы над Наполеоном. Известно, что Отечественная война 1812 года была величайшим событием ...
Внеклассное мероприятие "Пленники чести, хранители веры"
Внеклассное мероприятие о примерах воиской чести в литературе, музыке, кино....
«Крым и Россия». Сценарий открытого урока в рамках акции «Мы вместе» в честь воссоединения Крыма с Россией
Если душа человека жаждет чуда, сделай ему это чудо!Крым ждал чуда, его жители верили, что оно свершится, они многое сделали для того, чтобы это чудо стало явью, реальностью, и мы им в этом помогли, п...
"Верю - не верю". Презентация ко Дню России.
Презентация ко Дню России "Верю - не верю". Перечислены факты, на которые необходимо дать ответ....