Дополнительная общеразвивающая программа «Весёлый физкультурник»
рабочая программа на тему
Дополнительная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивной направленности «Весёлый физкультурник» Возраст обучающихся: 11-13 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesyolyy_fizkulturnik._startovyy_uroven.docx | 31.48 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА МЫТИЩИ
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «Турист»
Дополнительная общеразвивающая программа
Физкультурно-спортивной направленности
«Весёлый физкультурник»
Возраст обучающихся: 11-13 лет
Срок реализации программы: 1 год.
Стартовый уровень
Автор-составитель:
Хунузиди Оксана Анатольевна
Педагог дополнительного образования
г. Мытищи
Введение
Современная школа дополнительного образования стоит на пороге разработки апробации и внедрения федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (ФГОС). Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Предполагается, что занятия будут проходить в форме круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, школьных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых научных исследований и т.п. Школа дополнительного образования должна заняться тем, как организовать эту деятельность, предоставляя ребёнку выбор, чем он хотел бы и мог заниматься.
Нововведение будет способствовать сохранению здоровья наших детей. В проекте «Гигиенических требований к условиям реализации в начальной школе» уже есть чётко сформулированный тезис: Организация занятий по разделу «Внеурочная деятельность» должна учитывать возрастные особенности учащихся и обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями 50% и 50%. Форма их проведения должна отличаться от урочной системы обучения.
Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности занимает 30% отведённого времени. Приобретаемые на уроках физической культуры знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм физических упражнений: утренней зарядке, гимнастике до уроков, физкультурных минутках и подвижных играх во время перемен и во время прогулок, дополнительных занятий во внеурочное время.
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание, мышление, творческая самостоятельность.
Внеурочная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.
Развитию самостоятельности в младшем школьном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьниками на уроках физической культуры. Рекомендуется регулярно проводить спортивные соревнования и показательные выступления в каждой возрастной группе.
Для полной реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности учащихся особое внимание требуется уделять и проблеме воспитания культуры здоровья у младших школьников. Внеурочная деятельность может включать в себя выполнение общественной нагрузки, культурный и активный отдых на основе оздоровительных мероприятий. Можно проводить данную работу и в учебные дни с меньшим числом учебных занятий, а также во время выходных дней и в каникулы.
Пояснительная записка.
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты.
Это подчёркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровье сберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровье сберегающей компетентности.
Дополнительная общеразвивающая программа «Весёлый физкультурник» стартового уровня является программой физкультурно-оздоровительной направленности.
Дополнительная образовательная Программа «Весёлый физкультурник» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов, освоению основной образовательной программы начального общего образования.
Развитию самостоятельности в младшем школьном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьниками на уроках физической культуры. Для полной реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности учащихся особое внимание требуется уделять и проблеме воспитания культуры здоровья у младших школьников.
Таблица № 1
Матрица для разработки дополнительной общеразвивающей программы
Уровень | Кл-во часов в год | Срок обучения | Возрастной состав | Формы организации |
Стартовый | до 144 | 1 год | 11-13 лет разновозрастной | групповые |
Таблица № 2
Проектирование целеполагания и результативности дополнительной общеобразовательной программы
Уровень | Специфика целеполагания | Прогнозируемая результативность |
Стартовый | Цели уровня предусматривают: - формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формировании культуры здорового и безопасного образа жизни, укреплении здоровья, а также организация их свободного времени (Закон №273-ФЗ; гл.10, ст.75, п.1); - мотивацию личности к познанию, творчеству, труду, искусству и спорту (Концепция развития дополнительного образования детей). | - Освоение образовательной программы. - Переход на базовый уровень не менее 25% обучающихся. |
Актуальность. За последнее десятилетие в России отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей как дошкольного, так и школьного возраста. Значительно снизилось число абсолютно здоровых детей, отмечается выраженный рост функциональных отклонений, хронических заболеваний, нарушений физического развития и снижения функциональных возможностей организма. Показатели состояния здоровья ухудшаются в процессе обучения в школе от младших классов к старшим. Для современных детей, независимо от возраста, характерно ограничение двигательной активности, ухудшение физических качеств (силы, скорости, выносливости, ловкости, гибкости), а также пространственной ориентации и вестибулярной устойчивости. Работа за партой в режиме ближнего видения, испытывая большие зрительные и учебные нагрузки, негативно сказывается на качестве учебного процесса и здоровье детей. Ситуация усугубляется крайне неблагоприятной экологической обстановкой, низким уровнем культуры здорового образа жизни школьников в сочетании с высокой социальной напряжённостью, порождающей чувство хронической тревоги и неуверенности. В сложившихся условиях одним из эффективных средств, которые помогли бы ребёнку справиться с возросшей нагрузкой и остаться здоровым являются физкультурно-оздоровительные занятия. Исследования учёных, физиологов и гигиенистов показали эффективность таких занятий для повышения двигательной активности, физической подготовленности и укрепления здоровья.
Новизна программы состоит в идеи гармоничного сочетания современных классических оздоровительных методик и общефизической подготовки, что позволяет обучить детей способам сохранения и укрепления здоровья.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в неё входят профилактические и оздоровительные методики (специально подобранные физические упражнения, игровые упражнения т.д.), направленные на предотвращение функциональных нарушений со стороны органов и систем организма, профилактику утомления и нервно-психического перенапряжения.
Цель программы – сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, предупреждение и своевременная коррекция распространённых среди школьников заболеваний. Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Задачи:
Образовательные:
- Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
- Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
Развивающие:
- Развитие и совершенствование основных физических качеств, двигательных умений и навыков;
- Развитие мелкой моторики, правильной речи, дикции, правильного дыхания;
- Развитие интереса к физической культуре и спорту.
Воспитательные:
- Воспитание морально-волевых качеств;
- Воспитание культуры здоровья, ответственности личности за своё здоровье и потребности заботиться о нем.
Оздоровительные:
- Повышение функционального уровня органов и систем организма путём оптимальных физических нагрузок;
- Осуществление коррекции имеющихся функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма;
- Повышение физической и умственной работоспособности;
- Снижение заболеваемости.
Образовательная программа включает в себя теоретическую и практическую части. Данная программа рассчитана на 1 год обучения, занятия групповые. Возраст детей в группах - 11-13 лет.
Ожидаемые результаты «Стартового уровня» обучения по программе «Веселый физкультурник»
Обучающиеся должны:
1. Знать правила личной гигиены, соблюдать санитарно-гигиенические нормы
2. Знать правила здорового образа жизни, ответственность личности за своё здоровье.
3. Организовать и проводить совместно со сверстниками подвижные игры и эстафеты.
Результативность освоения учащимися программы осуществляется через использование различных способов проверки:
- текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;
- тематический (промежуточная аттестация) контроль умений и навыков после изучения тем;
- взаимоконтроль;
- самоконтроль.
- итоговый контроль (итоговая аттестация) умений и навыков.
- анализ медицинских карт учащихся - количество острых заболеваний в год, показатели физического развития,
Формы подведения итогов реализации программы:
Беседы, выполнение контрольных упражнений, тестов, антропометрических измерений, сравнительный анализ данных контрольного осмотра и тестов, соревнования.
Учебно - тематический план.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 0 | 1 |
2 | Игры со скакалкой | 5 | 15 | 20 |
3 | Игры с бегом | 6 | 15 | 21 |
4 | Игры с мячом | 6 | 15 | 21 |
5 | Эстафеты | 6 | 15 | 21 |
6 | Зимние забавы | 6 | 15 | 21 |
7 | Игры на свежем воздухе | 6 | 15 | 21 |
8 | Итоговые мероприятия | 0 | 18 | 18 |
Итого | 36 | 108 | 144 |
Содержание программы
1. Вводное занятие.
Значение подвижных игр для здорового образа жизни. История возникновения игр. Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных игр. Первое правило: «При любом ухудшении здоровья сообщить педагогу!». Личная гигиена. Спортивная форма. Гигиенические требования.
2.Игры со скакалкой.
Теория.
Правила безопасного поведения при проведении игр со скакалкой. Разновидности и особенности игр; название некоторых игр со скакалкой; судейство.
Практика. Упражнения со скакалкой. Выручалочки. Зеркало. Прыжки со скакалкой вдвоём. Прыжки через обруч. «Десятки»-игра со скакалкой. Алфавит. Подсечка. Кто у нас самый гибкий? Эстафета со скакалкой.
3. Игры с бегом.
Теория.
Правила безопасного поведения при проведении игр с бегом. Способы выбора водящих и распределение на команды; название некоторых игр с бегом; способы окончания игры и подведение итогов.
Практика. Не забегай в круг. Воробушки и кот. Пробеги и не сбей. Перенеси предметы. Бег на перегонки. Пробежки со скакалкой. Отдай ленту.
4. Игры с мячом.
Теория.
Правила безопасного поведения при проведении игр с мячом. Название некоторых игр с мячом; правила и обязанностях капитанов команд и судей; правила проведения игр;
правила подведения итогов игры.
Практика. Брось дальше. Поймай мяч. Целься точно. Мяч через сетку. Мяч вдогонку.
5. Эстафеты.
Теория.
Правила безопасного поведения при проведении эстафет. Особенности проведения игр-эстафет; способы деления на команды, считалки; название несколько эстафет;
Разновидности и особенности эстафет; судейство
Практика. Мяч в кольцо. Бег с тремя мячами. Эстафета с обручами. Носильщики. Гонка мячей под ногами. Три прыжка. Гонка мячей. Снайперы. Игольное ушко. Эстафета со скакалкой. Встречная эстафета с брусками. Эстафета «Лошарики». Ритмическая эстафета с палками. Прыжки по полоскам. Разгрузи машину. Трудная ноша. Прохождение болота. Змейка. Вызов игроков. Бег в мешках. Бег на облаках. «Прыгунки». Передай мяч. Воздушные кенгуру. Пролезь через обручи. Через скакалки. Попади в корзину. Велогонки. Перемена мест с гимнастическими палками. Эстафета с палками и прыжками. Гонка мячей над головами и под ногами. Прокати мяч. Возьми последним. Бег по кочкам.
6. Зимние забавы.
Теория.
Правила безопасного поведения при проведении игр зимой на свежем воздухе. Правила безопасного поведения при катании на лыжах, санках инструктаж по технике безопасности; название некоторых игр на свежем воздухе.
Практика. Санный круг. На ровном месте. На горке. Гонки санок. Быстрые упряжки.
Игры на снежной площадке - Лиса в курятнике. Тройки. Стенка - мишень. Снайперы.
Игры на лыжах для детей младшего возраста – Пройди по кругу. Воротники. Чем дальше, тем лучше. Кто первый повернётся? Не наскочи. С горки вприсядку. Шире шаг. Конькобежец на лыжне. Кто быстрее? Слалом. Догонялки. Восьмёрка. Встречная эстафета. Попробуй, догони! Следопыты.
Упражнения и игры с лыжами на горках. – Коридор. Подними предмет. На одной лыжне. Зимнее троеборье.
7. Игры на свежем воздухе.
Теория.
Правила безопасного поведения при проведении игр на свежем воздухе. Правила безопасного поведения на спортивной площадке; инструктаж по технике безопасности; название некоторых игр на свежем воздухе.
Практика. Футбол для детей. Баскетбол для детей. «Знамя».
8. Итоговые мероприятия.
Соревнования, конкурсы, викторины; тестирование.
Все методические разработки по проведению мероприятий и игр перечислены в приложении к программе.
Методическая литература.
- Белякова Т.Н. Стань сильным, ловким и выносливым. 2005 г.
- Берхман И. И. «Валеология» – наука о здоровье». М.: ФиС, 2006 г.
- Брюнему Э., Хорнес Э., Хафф Я., «Бегай, прыгай, метай». М.; ФиС, 2007 г.
- Былеева Л. В., Яковлев В. Г. «Подвижные игры». М.: ФиС, 2006 г.
- Глязер С. «Зимние игры и развлечения». М.: ФиС, 2006 г.
- Игры и развлечения в группе продленного дня»: Пособие для учителя.-2–е изд., перераб. и доп. –М.: Просвещение, 1983 г.
- Кожевникова Н. Г. «Спортивные развлечения и игры». М.: Просвещение,
- Коротков И. М. «Подвижные игры в занятиях спортом». М.: ФиС, 2006 г.
- Ленерт Г., Лапман И. «Спортивные игры и упражнения». М.: ФиС, 2005 г.
- Логинова Л. «365 уроков безопасности» Айрис Пресс. Москва. 2000.
- Никитин С.Е., Тришин Т.В. Здоровье и красота вашей осанки. М.: Сов. Спорт, 2002 г.
- Останко Л.В. Сто весёлых упражнений для детей. СПб: Корона принт., 2005 г.
- Соколов П.П. Физкультура против недуга. Гипотонию можно одолеть. М.: Сов. Спорт, 2008 г.
- Спирин М.П., Жилин Л.В. С72 Подвижные игры: теория, понятия, методика проведения.- Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2010г.
- ФГОС Примерные программы начального образования. – «Просвещение», Москва, 2009.
- Яковлев В. Г. «Игры для детей». М., Просвещение, 2005 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Весёлые петельки" базовый уровень 72 часа
Актуальность программы предполагает освоение обучающимися различных узоров в процессе вязания изделий. Так же затрагивает проблему гуманного отношения к окружающему миру. Вязание крючком и спицами явл...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Весёлые петельки" стартовый уровень 72 часа
Программа «Веселые петельки» рассказывает учащимся о историй появления вязания, о народными традициями. Знакомит с основами техники вязания крючком и спицами, с помощью которых можно вывяз...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Весёлые петельки" продвинутый уровень 72 часа
Программа «Веселые петельки» носит практико-ориентированный характер, который способствует адаптации обучающихся к постоянно меняющимся социально – экономическим условиям, подготовке...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Весёлые нотки»
Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1 Пояснительная запискаДополнительная общеобразовательная программа «Весёлые нотки» по с...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Весёлая грамматика» (1 уровень)
Дополнительная общеразвивающая программа «Весёлая грамматика» предназначена для развития у обучающихся познавательных способностей по курсу «русский язык». Программа направлена...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Весёлые ложкари».
На сегодняшний день обоснована необходимостью создания условий для реализации федеральных государственных стандартов второго поколения. Главная идея разработки программы – помочь ребёнку с ОВЗ, нез...