Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Весёлые ложкари».
рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и Науки Республики Татарстан
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Тлянче - Тамакская школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» Тукаевского муниципального района.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Весёлые ложкари».
по направлению «Художественно-эстетическое».
Возраст обучающихся: 9-15 лет
Срок реализации: 2 год
(1 час в неделю, 34 часов в год)
Разработала: Юсупова А.А.,
учитель-дефектолог высшей квалификационной категории
с. Тлянче-Тамак
2021 год
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основании нормативно – правовых документов:
#1050;онвенция о правах ребенка от ;
#1050;онституция Российской Федерации от ;
#1047;акон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от № 273-Ф3;
#1055;риказ Министерства образования и науки Российской Федерации от №1599 «О утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Актуальность программы
На сегодняшний день обоснована необходимостью создания условий для реализации федеральных государственных стандартов второго поколения. Главная идея разработки программы – помочь ребёнку с ОВЗ, независимо от его природных данных и физических возможностей, выразить себя в музыке, ощутить радость творчества.
В процессе музыкального воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья оправдано включение большого спектра различных шумовых и ударных инструментов. Ритм, как известно, имеет эмоциональную природу. Знакомство с различными ритмическими соотношениями с помощью ударных инструментов позволяет накопить и развить ребенку также первоначальный опыт слухового восприятия. Напрягая органы слуха только для восприятия и повторения разнообразных ритмов, ребенок постепенно получает представление и о других видах музыкальных соотношений: динамических, темповых, тембровых, так как каждый ударный инструмент имеет свой неповторимый тембр, силу звучания.
Необходимость создания ансамбля ложкарей в школе-интернате была продиктована спецификой работы по развитию эмоционально-волевой сферы и коррекции ребенка с нарушением интеллекта, которая вносит разнообразие в музыкальное воспитание. Встреча с этим ярким инструментом всегда приносит радость.
Стоит отметить, что обычные ложки помогают решать целый комплекс задач музыкального воспитания ребенка. Игра на ложках позволяет активно влиять на развитие координации движений и быстроты реакции, а также тонкой моторики. Лечит от рассеянности, невнимательности, заторможенности или гиперактивности. Движения при исполнительстве физически развивают ребенка. Осознанные действия при музицировании координируют работу мозга и мышц, полученные навыки и ощущения закрепляются в памяти, стимулируют творческую инициативу. Кроме того, игра на ложках требует от ребенка решительности, трудолюбия, систематичности в работе, что способствует формированию волевых черт характера: целеустремленности, ответственности, а также повышению самооценки.
В процессе обучения игре на деревянных ложках, учащиеся знакомятся с художественно – выразительными особенностями народных музыкальных инструментов – как источниками носителей ценных традиций русской народной культуры. В ходе занятий формируются знания и представления об особенностях музыкальных инструментов – истории их создания, их выразительными возможностями, приобретаются навыки игры на них. Все этапы работы с ансамблем насыщены разными видами совместной и самостоятельной деятельности детей. Ребята слушают народную музыку, отгадывают загадки о музыкальных инструментах, учат частушки, учатся играть на русских народных инструментах в ансамбле
Цель программы: Приобщить воспитанников интерната к русской национальной культуре и обогащение духовной культуры детей через игру на деревянных ложках; удовлетворить особые образовательные потребности детей с ОВЗ средствами музыки.
Задачи:
Обучающие:
- Расширение кругозора детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами.
- Обучать основам техники игры на ложках, формировать необходимые умения и навыки для дальнейшего совершенствования в игре на музыкальных инструментах.
- Учить детей воспроизводить равномерную ритмическую пульсацию и простейшие ритмические рисунки при игре на ложках.
- Закреплять у детей навыки совместной игры.
Развивающие:
- Развивать музыкальные способности: чувства ритма, звуковысотный и тембровый слух.
- Развивать творческую активность, художественный вкус, приобщать к самостоятельному осмысленному музицированию.
- Развивать чувство ансамбля.
- Развивать фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учить понимать и любить музыку.
Воспитательные:
- Воспитание у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;
- Воспитание организованности, внимания, естественности в момент коллективного музицирования.
- Воспитание сценической культуры поведения.
- Поддерживать желание играть на инструментах в повседневной жизни.
Направленность программы внеурочной деятельности: художественно-эстетическая.
В программе сочетаются такие виды деятельности как: игровая; познавательная, художественное творчество, концертная деятельность.
Педагогическая целесообразность. Программа «Весёлые ложкари» предусматривает поэтапное обучение школьников игре на русских народных инструментах (ложках) и направлена на приобщение детей к истокам русской народной культуры, возрождению культурных ценностей, развитию творческих способностей.
Срок реализации программы – 2 года.
Форма занятий – групповая.
Возраст воспитанников – 9-15 лет.
Особенности набора детей: набор детей проводится без предварительного отбора. Группы в ансамбле ложкарей комплектуются с учетом возраста и степени подготовки учеников.
Режим занятий.
Общее количество часов в год – 33 - 34 часа.
Количество часов в неделю – 1 час.
Периодичность в неделю – 1 раз.
Методы работы
♦ Объяснительно-иллюстративный
(беседа, объяснение, художественное слово, использование фольклора).
♦ Репродуктивный
(разучивание, закрепление материала).
♦ Исследовательский
(самостоятельное исполнение, оценка, самооценка).
♦ Метод поисковых ситуаций
(побуждение детей к творческой и практической деятельности).
Формы подведения итогов реализации программы.
Формой подведения итогов реализации данной программы являются: конкурсы на лучшее исполнение сольного номера, ансамбль внутри коллектива, отчетные концерты, участие в смотрах, конкурсах, фольклорных фестивалях.
Содержание работы.
Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ. Постепенно, от занятия к занятию усложняя музыкальный материал. Поначалу необходимо заинтересовать детей, развить желание заниматься в ансамбле и только потом переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков.
#1042;ведение в музыкально-инструментальную деятельность в области народного искусства. Вводный инструктаж. (2 часа)
Теория:
Инструктаж по технике безопасности, по правилам поведения на занятиях.
Беседа об истории возникновения деревянных ложек в России и их применении в народной музыке. Выработка умений анализировать музыкальное произведение. Определение жанра и характера произведений.
Календарные праздники и обряды.
Знакомство с ложками, как музыкальным инструментом. Беседа с детьми о ложках.
#1060;ормирование исполнительских навыков (13 часов)
Теория: Знакомство с инструментом, посадка, опора ног, правильная постановка рук. Изучение приёмов игры, звукоизвлечения 1-ым способом. Изучение музыкальных терминов, понятий. Позиции. Развитие навыков ансамблевой игры. Динамика в музыке. Динамические оттенки и их связь с мелодическим движением и ритмическим рисунком. Словесное и графическое обозначение силы звука и смены динамики. Штрихи. . Пауза и ее значение. Темп как средство передачи образного содержания музыки. Разновидности темпов: Быстрые, медленные, умеренные.
Практика: Работа над разнообразием звука (тихо, громко.) Работа над координацией движений, чтобы исполняемые ритмы были синхронными, чёткими. Исполнение простых ритмических рисунков на 2-х ложках с использованием левой руки, ног, туловища. Разбор музыкальных примеров. Динамические оттенки.
3. Инструментально-ансамблевая работа (15 часов)
Теория: Алгоритм работы над произведением: прослушивание произведения в исполнении концертмейстера; разбор основных средств музыкальной выразительности (темп, ритм, характер, темп); разбор ритмических рисунков.
Практика: Разучивание ансамблем инструментальных, песенных музыкальных произведений.
#1056;азвитие творческой активности у детей. Импровизация. (2 часа)
Теория: Работа над художественным, эмоциональным, музыкально грамотным исполнением музыкального произведения.
Практика: Упражнения на импровизацию, сочинение собственного ритмического рисунка на заданную музыкальную тему.
#1060;ормирование сценической культуры. (1 час)
Теория: Правила поведения на сцене. Работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.
Практика: Учатся правильному, синхронному поклону, красивой посадке. Отработка манеры исполнения: манеры сидеть, занимать определенную позу, направление взгляда, движения рук, ног.
#1058;ворческий отчет (1 час)
Теория: Правила поведения на концертных площадках.
Практика: Исполнение изученных песен.
Перспективный план работы
обучения
N п/п | Наименование мероприятия | Программное содержание | Репертуар | Оборудование |
Введение в музыкально-инструментальную деятельность в области народного искусства. Вводный инструктаж. | Инструктаж по технике безопасности, по правилам поведения на занятиях. Знакомство с ложками, как музыкальным инструментом. Беседа с детьми о ложках. | Песни и танцы народов России. | Мультимедийный экран, проектор, компьютер | |
Музыкальный фольклор России. | Беседа об истории возникновения деревянных ложек в России и их применении в народной музыке. Выработка умений анализировать музыкальное произведение. Определение жанра и характера произведений. Календарные праздники и обряды. | Частушки Заклички Потешки | Мультимедийный экран, проектор, компьютер | |
Постановка исполнительско- го аппарата: корпуса. | Постановка исполнительского аппарата: корпуса | Подбивки | Деревянные ложки, муз. центр | |
Постановка исполнительского аппарата: рук. | Постановка исполнительского аппарата: рук. | Подбивки | Деревянные ложки, муз. центр | |
Основные средства музыкальной выразительности: темп | Разбор основных средств музыкальной выразительности – темп. | Р.н.п. «Калинка» | Деревянные ложки, муз. центр | |
Основные средства музыкальной выразительности: динамика | Разбор основных средств музыкальной выразительности – динамика | Р.н.п. «Калинка» | Деревянные ложки, муз. центр | |
Основные средства музыкальной выразительности: ритм. | Упражнения на развитие чувства ритма. Разбор ритмических рисунков. | Р.н.п. «Калинка» | Деревянные ложки, муз. центр | |
Основные средства музыкальной выразительности: тембр | Работа над разнообразием звука (тихо, громко.) | Р.н.п. «Калинка» | Деревянные ложки, муз. центр | |
Приемы игры на двух ложках | Изучение приёмов игры, звукоизвлечения 1-ым способом. Знакомство с приемами игры на двух ложках: молоточек, подбивка, солнышко. | Частушечные наигрыши | Деревянные ложки, муз. центр | |
Приемы игры на двух ложках | Изучение приёмов игры, звукоизвлечения 1-ым способом. Знакомство с приемами игры на двух ложках: потолочек, лошадка, ключ. | Частушечные наигрыши | Деревянные ложки, муз. центр | |
Освоение техники игры на ложках | Освоение техники игры на ложках | Частушечные наигрыши | Деревянные ложки, муз. центр | |
Освоение техники игры на ложках | Освоение техники игры на ложках | Частушечные наигрыши | Деревянные ложки, муз. центр | |
Музыкальные игровые упражнения. Пальчиковая гимнастика. | Пальчиковые игры (включает в себя два вида гимнастики: пальчиковую гимнастику, где дети развивают подвижность пальчиков, психогимнастику, где дети развивают мышцы лица). | «Угадай на чем играю?», «Чудесный мешочек», «Волшебные часы», «Музыкальная шкатулка» | Деревянные ложки, муз. центр | |
Ритмическая тренировка. | Разучивание ритмических упражнений Потешки, прибаутки. | Частушечные наигрыши | Деревянные ложки, муз. центр | |
Отстукивание и разучивание ритмического рисунка ладошками, ногами того или иного музыкального произведения | Исполнение простых ритмических рисунков на 2-х ложках с использованием левой руки, ног, туловища. | Частушечные наигрыши | Деревянные ложки, муз. центр | |
Разучивание ансамблем инструментальных, песенных музыкальных произведений | Работа над музыкальным произведением. | Р.н.п. «Ах, вы сени..» | Деревянные ложки, муз. центр | |
Разучивание ансамблем инструментальных, песенных музыкальных произведений | Работа над музыкальным произведением. | Р.н.п. «Ах, вы сени..» | Деревянные ложки, муз. центр | |
Разучивание ансамблем инструментальных, песенных музыкальных произведений | Работа над музыкальным произведением. | Р.н.п. «Ах, вы сени..» | Деревянные ложки, муз. центр | |
Разучивание ансамблем инструментальных, песенных музыкальных произведений | Работа над музыкальным произведением. | Р.н.п. «Прорушка Пораня» | Деревянные ложки, муз. центр | |
Разучивание ансамблем инструментальных, песенных музыкальных произведений | Работа над музыкальным произведением. | Р.н.п. «Прорушка Пораня» | Деревянные ложки, муз. центр | |
Разучивание ансамблем инструментальных, песенных музыкальных произведений | Работа над музыкальным произведением. | Р.н.п. «Прорушка Пораня» | Деревянные ложки, муз. центр | |
Разучивание ансамблем инструментальных, песенных музыкальных произведений | Работа над музыкальным произведением. | Р.н.п. «Барыня» | Деревянные ложки, муз. центр | |
Разучивание ансамблем инструментальных, песенных музыкальных произведений | Работа над музыкальным произведением. | Р.н.п. «Барыня» | Деревянные ложки, муз. центр | |
Разучивание ансамблем инструментальных, песенных музыкальных произведений | Работа над музыкальным произведением. | Р.н.п. «Барыня» | Деревянные ложки, муз. центр | |
Разучивание ансамблем инструментальных, песенных музыкальных произведений | Работа над музыкальным произведением. | Р.н.п. «Светлый месяц» | Деревянные ложки, муз. центр | |
Разучивание ансамблем инструментальных, песенных музыкальных произведений | Работа над музыкальным произведением. | Р.н.п. «Светлый месяц» | Деревянные ложки, муз. центр | |
Разучивание ансамблем инструментальных, песенных музыкальных произведений | Работа над музыкальным произведением. | Р.н.п. «Светлый месяц» | Деревянные ложки, муз. центр | |
Разучивание ансамблем инструментальных, песенных музыкальных произведений | Работа над музыкальным произведением. | Военное попурри | Деревянные ложки, муз. центр | |
Разучивание ансамблем инструментальных, песенных музыкальных произведений | Работа над музыкальным произведением. | Военное попурри | Деревянные ложки, муз. центр | |
Разучивание ансамблем инструментальных, песенных музыкальных произведений | Работа над музыкальным произведением. | Военное попурри | Деревянные ложки, муз. центр | |
Развитие творческой активности у детей. Импровизация | Знакомство с понятием импровизация. | Частушечные наигрыши | Деревянные ложки, Мультимедийный экран, проектор, компьютер | |
Развитие творческой активности у детей. Импровизация | Знакомство с понятием импровизация. | Частушечные наигрыши | Деревянные ложки, Мультимедийный экран, проектор, компьютер | |
Формирование сценической культуры. | Правила поведения на сцене. Работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа. | Сводные репетиции; прогон произведения в концертном варианте. | Деревянные ложки, Мультимедийный экран, проектор, компьютер | |
Творческий отчет | Исполнение изученных песен | Деревянные ложки, аудиоаппаратура, компьютер |
Планируемые результаты.
В области личностных результатов: формирование художественного вкуса, становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культур, интерес обучающихся к культуре и традициям русского народа.
В области метапредметных результатов: освоение музыкальных навыков игры на русских народных инструментах (ложки), как части духовной культуры, способность воспринимать народную культуру, умение организовать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные образы.
В области предметных результатов: владение интонационной выразительностью в единстве с эмоциональным началом человека; реализация духовно- творческого потенциала - творческая активность.
К концу первого года обучения дети должны:
знать:
- основные сведения о ложках как о музыкальном инструменте и других шумовых инструментах, историю создания ансамбля ложкарей;
- выразительные средства музыки, свойства и качества музыкального звука;
- приемы игры на русских народных инструментах;
- ритм, метр и размер;
- терминологию приемов игры: удар, хлопушка;
- виды и жанры народного творчества;
- основные правила поведения на сцене во время выступления.
уметь:
- правильно сидеть, держать инструмент;
- пользоваться основными приемами игры на ложках I способа;
- исполнять простейшие ритмические рисунки игры на ложках;
- исполнять некоторые простые произведения в составе ансамбля;
- слышать ошибки в исполнении игры на ложках и исправлять их;
- выступать на сцене.
Разучиваемые произведения 1-го года обучения:
- Частушечные наигрыши
- «Калинка» Русская народная песня.
- «Ах, вы сени…» Русская народная песня.
- «Порушка Параня» Русская народная песня.
- «Барыня» Русская народная песня.
- «Светлый месяц» Русская народная песня.
- Военное попурри
Список литературы
- Аванесян И.Д. «Творчество и воспитание», 2004 г.
2. Бухарева И.С. «Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста», 2002 г.
3. Афанасьев С.Л. Методика преподавания игры на ложках. – Кемерово, 1993 г.
- Князева О.Л., Миханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», 2012 г.
- Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. – Р-н-Д, 2002
- Рытов Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей: Русские народные инструменты: Учебно-методическое пособие. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.
- Интернет-ресурсы для прослушивания звуков музыкальных инструментов, русских народных песен, приемов игры на ложках ;muzikalnie, mix ,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/23/picture-230793-1537728076.jpg)
Дополнительная общеразвивающая программа «Весёлый физкультурник»
Дополнительная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивной направленности «Весёлый физкультурник» Возраст обучающихся: 11-13 лет...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/21/picture-999353-1516548571.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Весёлые петельки" базовый уровень 72 часа
Актуальность программы предполагает освоение обучающимися различных узоров в процессе вязания изделий. Так же затрагивает проблему гуманного отношения к окружающему миру. Вязание крючком и спицами явл...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/21/picture-999353-1516548571.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Весёлые петельки" стартовый уровень 72 часа
Программа «Веселые петельки» рассказывает учащимся о историй появления вязания, о народными традициями. Знакомит с основами техники вязания крючком и спицами, с помощью которых можно вывяз...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/21/picture-999353-1516548571.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Весёлые петельки" продвинутый уровень 72 часа
Программа «Веселые петельки» носит практико-ориентированный характер, который способствует адаптации обучающихся к постоянно меняющимся социально – экономическим условиям, подготовке...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/06/picture-1384165-1644142013.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Весёлые нотки»
Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1 Пояснительная запискаДополнительная общеобразовательная программа «Весёлые нотки» по с...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/28/picture-1051732-1535461194.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Фольклорный ансамбль «Ложкари» Стартовый, базовый уровень
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Ложкари» имеет художественную направленность и призвана приобщать современных детей к сокровищницам музыкальной фольклорной ку...
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/17/picture-1516444-1713352695.jpg)
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Весёлая грамматика» (1 уровень)
Дополнительная общеразвивающая программа «Весёлая грамматика» предназначена для развития у обучающихся познавательных способностей по курсу «русский язык». Программа направлена...