Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Весёлые ложкари».
рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obshcheobrazovatelnaya_obshcherazvivayushchaya_programma.zip | 28.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и Науки Республики Татарстан
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Тлянче - Тамакская школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» Тукаевского муниципального района.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Весёлые ложкари».
по направлению «Художественно-эстетическое».
Возраст обучающихся: 9-15 лет
Срок реализации: 2 год
(1 час в неделю, 34 часов в год)
Разработала: Юсупова А.А.,
учитель-дефектолог высшей квалификационной категории
с. Тлянче-Тамак
2021 год
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основании нормативно – правовых документов:
#1050;онвенция о правах ребенка от ;
#1050;онституция Российской Федерации от ;
#1047;акон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от № 273-Ф3;
#1055;риказ Министерства образования и науки Российской Федерации от №1599 «О утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Актуальность программы
На сегодняшний день обоснована необходимостью создания условий для реализации федеральных государственных стандартов второго поколения. Главная идея разработки программы – помочь ребёнку с ОВЗ, независимо от его природных данных и физических возможностей, выразить себя в музыке, ощутить радость творчества.
В процессе музыкального воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья оправдано включение большого спектра различных шумовых и ударных инструментов. Ритм, как известно, имеет эмоциональную природу. Знакомство с различными ритмическими соотношениями с помощью ударных инструментов позволяет накопить и развить ребенку также первоначальный опыт слухового восприятия. Напрягая органы слуха только для восприятия и повторения разнообразных ритмов, ребенок постепенно получает представление и о других видах музыкальных соотношений: динамических, темповых, тембровых, так как каждый ударный инструмент имеет свой неповторимый тембр, силу звучания.
Необходимость создания ансамбля ложкарей в школе-интернате была продиктована спецификой работы по развитию эмоционально-волевой сферы и коррекции ребенка с нарушением интеллекта, которая вносит разнообразие в музыкальное воспитание. Встреча с этим ярким инструментом всегда приносит радость.
Стоит отметить, что обычные ложки помогают решать целый комплекс задач музыкального воспитания ребенка. Игра на ложках позволяет активно влиять на развитие координации движений и быстроты реакции, а также тонкой моторики. Лечит от рассеянности, невнимательности, заторможенности или гиперактивности. Движения при исполнительстве физически развивают ребенка. Осознанные действия при музицировании координируют работу мозга и мышц, полученные навыки и ощущения закрепляются в памяти, стимулируют творческую инициативу. Кроме того, игра на ложках требует от ребенка решительности, трудолюбия, систематичности в работе, что способствует формированию волевых черт характера: целеустремленности, ответственности, а также повышению самооценки.
В процессе обучения игре на деревянных ложках, учащиеся знакомятся с художественно – выразительными особенностями народных музыкальных инструментов – как источниками носителей ценных традиций русской народной культуры. В ходе занятий формируются знания и представления об особенностях музыкальных инструментов – истории их создания, их выразительными возможностями, приобретаются навыки игры на них. Все этапы работы с ансамблем насыщены разными видами совместной и самостоятельной деятельности детей. Ребята слушают народную музыку, отгадывают загадки о музыкальных инструментах, учат частушки, учатся играть на русских народных инструментах в ансамбле
Цель программы: Приобщить воспитанников интерната к русской национальной культуре и обогащение духовной культуры детей через игру на деревянных ложках; удовлетворить особые образовательные потребности детей с ОВЗ средствами музыки.
Задачи:
Обучающие:
- Расширение кругозора детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами.
- Обучать основам техники игры на ложках, формировать необходимые умения и навыки для дальнейшего совершенствования в игре на музыкальных инструментах.
- Учить детей воспроизводить равномерную ритмическую пульсацию и простейшие ритмические рисунки при игре на ложках.
- Закреплять у детей навыки совместной игры.
Развивающие:
- Развивать музыкальные способности: чувства ритма, звуковысотный и тембровый слух.
- Развивать творческую активность, художественный вкус, приобщать к самостоятельному осмысленному музицированию.
- Развивать чувство ансамбля.
- Развивать фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учить понимать и любить музыку.
Воспитательные:
- Воспитание у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;
- Воспитание организованности, внимания, естественности в момент коллективного музицирования.
- Воспитание сценической культуры поведения.
- Поддерживать желание играть на инструментах в повседневной жизни.
Направленность программы внеурочной деятельности: художественно-эстетическая.
В программе сочетаются такие виды деятельности как: игровая; познавательная, художественное творчество, концертная деятельность.
Педагогическая целесообразность. Программа «Весёлые ложкари» предусматривает поэтапное обучение школьников игре на русских народных инструментах (ложках) и направлена на приобщение детей к истокам русской народной культуры, возрождению культурных ценностей, развитию творческих способностей.
Срок реализации программы – 2 года.
Форма занятий – групповая.
Возраст воспитанников – 9-15 лет.
Особенности набора детей: набор детей проводится без предварительного отбора. Группы в ансамбле ложкарей комплектуются с учетом возраста и степени подготовки учеников.
Режим занятий.
Общее количество часов в год – 33 - 34 часа.
Количество часов в неделю – 1 час.
Периодичность в неделю – 1 раз.
Методы работы
♦ Объяснительно-иллюстративный
(беседа, объяснение, художественное слово, использование фольклора).
♦ Репродуктивный
(разучивание, закрепление материала).
♦ Исследовательский
(самостоятельное исполнение, оценка, самооценка).
♦ Метод поисковых ситуаций
(побуждение детей к творческой и практической деятельности).
Формы подведения итогов реализации программы.
Формой подведения итогов реализации данной программы являются: конкурсы на лучшее исполнение сольного номера, ансамбль внутри коллектива, отчетные концерты, участие в смотрах, конкурсах, фольклорных фестивалях.
Содержание работы.
Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ. Постепенно, от занятия к занятию усложняя музыкальный материал. Поначалу необходимо заинтересовать детей, развить желание заниматься в ансамбле и только потом переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков.
#1042;ведение в музыкально-инструментальную деятельность в области народного искусства. Вводный инструктаж. (2 часа)
Теория:
Инструктаж по технике безопасности, по правилам поведения на занятиях.
Беседа об истории возникновения деревянных ложек в России и их применении в народной музыке. Выработка умений анализировать музыкальное произведение. Определение жанра и характера произведений.
Календарные праздники и обряды.
Знакомство с ложками, как музыкальным инструментом. Беседа с детьми о ложках.
#1060;ормирование исполнительских навыков (13 часов)
Теория: Знакомство с инструментом, посадка, опора ног, правильная постановка рук. Изучение приёмов игры, звукоизвлечения 1-ым способом. Изучение музыкальных терминов, понятий. Позиции. Развитие навыков ансамблевой игры. Динамика в музыке. Динамические оттенки и их связь с мелодическим движением и ритмическим рисунком. Словесное и графическое обозначение силы звука и смены динамики. Штрихи. . Пауза и ее значение. Темп как средство передачи образного содержания музыки. Разновидности темпов: Быстрые, медленные, умеренные.
Практика: Работа над разнообразием звука (тихо, громко.) Работа над координацией движений, чтобы исполняемые ритмы были синхронными, чёткими. Исполнение простых ритмических рисунков на 2-х ложках с использованием левой руки, ног, туловища. Разбор музыкальных примеров. Динамические оттенки.
3. Инструментально-ансамблевая работа (15 часов)
Теория: Алгоритм работы над произведением: прослушивание произведения в исполнении концертмейстера; разбор основных средств музыкальной выразительности (темп, ритм, характер, темп); разбор ритмических рисунков.
Практика: Разучивание ансамблем инструментальных, песенных музыкальных произведений.
#1056;азвитие творческой активности у детей. Импровизация. (2 часа)
Теория: Работа над художественным, эмоциональным, музыкально грамотным исполнением музыкального произведения.
Практика: Упражнения на импровизацию, сочинение собственного ритмического рисунка на заданную музыкальную тему.
#1060;ормирование сценической культуры. (1 час)
Теория: Правила поведения на сцене. Работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.
Практика: Учатся правильному, синхронному поклону, красивой посадке. Отработка манеры исполнения: манеры сидеть, занимать определенную позу, направление взгляда, движения рук, ног.
#1058;ворческий отчет (1 час)
Теория: Правила поведения на концертных площадках.
Практика: Исполнение изученных песен.
Перспективный план работы
обучения
N п/п | Наименование мероприятия | Программное содержание | Репертуар | Оборудование |
Введение в музыкально-инструментальную деятельность в области народного искусства. Вводный инструктаж. | Инструктаж по технике безопасности, по правилам поведения на занятиях. Знакомство с ложками, как музыкальным инструментом. Беседа с детьми о ложках. | Песни и танцы народов России. | Мультимедийный экран, проектор, компьютер | |
Музыкальный фольклор России. | Беседа об истории возникновения деревянных ложек в России и их применении в народной музыке. Выработка умений анализировать музыкальное произведение. Определение жанра и характера произведений. Календарные праздники и обряды. | Частушки Заклички Потешки | Мультимедийный экран, проектор, компьютер | |
Постановка исполнительско- го аппарата: корпуса. | Постановка исполнительского аппарата: корпуса | Подбивки | Деревянные ложки, муз. центр | |
Постановка исполнительского аппарата: рук. | Постановка исполнительского аппарата: рук. | Подбивки | Деревянные ложки, муз. центр | |
Основные средства музыкальной выразительности: темп | Разбор основных средств музыкальной выразительности – темп. | Р.н.п. «Калинка» | Деревянные ложки, муз. центр | |
Основные средства музыкальной выразительности: динамика | Разбор основных средств музыкальной выразительности – динамика | Р.н.п. «Калинка» | Деревянные ложки, муз. центр | |
Основные средства музыкальной выразительности: ритм. | Упражнения на развитие чувства ритма. Разбор ритмических рисунков. | Р.н.п. «Калинка» | Деревянные ложки, муз. центр | |
Основные средства музыкальной выразительности: тембр | Работа над разнообразием звука (тихо, громко.) | Р.н.п. «Калинка» | Деревянные ложки, муз. центр | |
Приемы игры на двух ложках | Изучение приёмов игры, звукоизвлечения 1-ым способом. Знакомство с приемами игры на двух ложках: молоточек, подбивка, солнышко. | Частушечные наигрыши | Деревянные ложки, муз. центр | |
Приемы игры на двух ложках | Изучение приёмов игры, звукоизвлечения 1-ым способом. Знакомство с приемами игры на двух ложках: потолочек, лошадка, ключ. | Частушечные наигрыши | Деревянные ложки, муз. центр | |
Освоение техники игры на ложках | Освоение техники игры на ложках | Частушечные наигрыши | Деревянные ложки, муз. центр | |
Освоение техники игры на ложках | Освоение техники игры на ложках | Частушечные наигрыши | Деревянные ложки, муз. центр | |
Музыкальные игровые упражнения. Пальчиковая гимнастика. | Пальчиковые игры (включает в себя два вида гимнастики: пальчиковую гимнастику, где дети развивают подвижность пальчиков, психогимнастику, где дети развивают мышцы лица). | «Угадай на чем играю?», «Чудесный мешочек», «Волшебные часы», «Музыкальная шкатулка» | Деревянные ложки, муз. центр | |
Ритмическая тренировка. | Разучивание ритмических упражнений Потешки, прибаутки. | Частушечные наигрыши | Деревянные ложки, муз. центр | |
Отстукивание и разучивание ритмического рисунка ладошками, ногами того или иного музыкального произведения | Исполнение простых ритмических рисунков на 2-х ложках с использованием левой руки, ног, туловища. | Частушечные наигрыши | Деревянные ложки, муз. центр | |
Разучивание ансамблем инструментальных, песенных музыкальных произведений | Работа над музыкальным произведением. | Р.н.п. «Ах, вы сени..» | Деревянные ложки, муз. центр | |
Разучивание ансамблем инструментальных, песенных музыкальных произведений | Работа над музыкальным произведением. | Р.н.п. «Ах, вы сени..» | Деревянные ложки, муз. центр | |
Разучивание ансамблем инструментальных, песенных музыкальных произведений | Работа над музыкальным произведением. | Р.н.п. «Ах, вы сени..» | Деревянные ложки, муз. центр | |
Разучивание ансамблем инструментальных, песенных музыкальных произведений | Работа над музыкальным произведением. | Р.н.п. «Прорушка Пораня» | Деревянные ложки, муз. центр | |
Разучивание ансамблем инструментальных, песенных музыкальных произведений | Работа над музыкальным произведением. | Р.н.п. «Прорушка Пораня» | Деревянные ложки, муз. центр | |
Разучивание ансамблем инструментальных, песенных музыкальных произведений | Работа над музыкальным произведением. | Р.н.п. «Прорушка Пораня» | Деревянные ложки, муз. центр | |
Разучивание ансамблем инструментальных, песенных музыкальных произведений | Работа над музыкальным произведением. | Р.н.п. «Барыня» | Деревянные ложки, муз. центр | |
Разучивание ансамблем инструментальных, песенных музыкальных произведений | Работа над музыкальным произведением. | Р.н.п. «Барыня» | Деревянные ложки, муз. центр | |
Разучивание ансамблем инструментальных, песенных музыкальных произведений | Работа над музыкальным произведением. | Р.н.п. «Барыня» | Деревянные ложки, муз. центр | |
Разучивание ансамблем инструментальных, песенных музыкальных произведений | Работа над музыкальным произведением. | Р.н.п. «Светлый месяц» | Деревянные ложки, муз. центр | |
Разучивание ансамблем инструментальных, песенных музыкальных произведений | Работа над музыкальным произведением. | Р.н.п. «Светлый месяц» | Деревянные ложки, муз. центр | |
Разучивание ансамблем инструментальных, песенных музыкальных произведений | Работа над музыкальным произведением. | Р.н.п. «Светлый месяц» | Деревянные ложки, муз. центр | |
Разучивание ансамблем инструментальных, песенных музыкальных произведений | Работа над музыкальным произведением. | Военное попурри | Деревянные ложки, муз. центр | |
Разучивание ансамблем инструментальных, песенных музыкальных произведений | Работа над музыкальным произведением. | Военное попурри | Деревянные ложки, муз. центр | |
Разучивание ансамблем инструментальных, песенных музыкальных произведений | Работа над музыкальным произведением. | Военное попурри | Деревянные ложки, муз. центр | |
Развитие творческой активности у детей. Импровизация | Знакомство с понятием импровизация. | Частушечные наигрыши | Деревянные ложки, Мультимедийный экран, проектор, компьютер | |
Развитие творческой активности у детей. Импровизация | Знакомство с понятием импровизация. | Частушечные наигрыши | Деревянные ложки, Мультимедийный экран, проектор, компьютер | |
Формирование сценической культуры. | Правила поведения на сцене. Работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа. | Сводные репетиции; прогон произведения в концертном варианте. | Деревянные ложки, Мультимедийный экран, проектор, компьютер | |
Творческий отчет | Исполнение изученных песен | Деревянные ложки, аудиоаппаратура, компьютер |
Планируемые результаты.
В области личностных результатов: формирование художественного вкуса, становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культур, интерес обучающихся к культуре и традициям русского народа.
В области метапредметных результатов: освоение музыкальных навыков игры на русских народных инструментах (ложки), как части духовной культуры, способность воспринимать народную культуру, умение организовать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные образы.
В области предметных результатов: владение интонационной выразительностью в единстве с эмоциональным началом человека; реализация духовно- творческого потенциала - творческая активность.
К концу первого года обучения дети должны:
знать:
- основные сведения о ложках как о музыкальном инструменте и других шумовых инструментах, историю создания ансамбля ложкарей;
- выразительные средства музыки, свойства и качества музыкального звука;
- приемы игры на русских народных инструментах;
- ритм, метр и размер;
- терминологию приемов игры: удар, хлопушка;
- виды и жанры народного творчества;
- основные правила поведения на сцене во время выступления.
уметь:
- правильно сидеть, держать инструмент;
- пользоваться основными приемами игры на ложках I способа;
- исполнять простейшие ритмические рисунки игры на ложках;
- исполнять некоторые простые произведения в составе ансамбля;
- слышать ошибки в исполнении игры на ложках и исправлять их;
- выступать на сцене.
Разучиваемые произведения 1-го года обучения:
- Частушечные наигрыши
- «Калинка» Русская народная песня.
- «Ах, вы сени…» Русская народная песня.
- «Порушка Параня» Русская народная песня.
- «Барыня» Русская народная песня.
- «Светлый месяц» Русская народная песня.
- Военное попурри
Список литературы
- Аванесян И.Д. «Творчество и воспитание», 2004 г.
2. Бухарева И.С. «Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста», 2002 г.
3. Афанасьев С.Л. Методика преподавания игры на ложках. – Кемерово, 1993 г.
- Князева О.Л., Миханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», 2012 г.
- Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. – Р-н-Д, 2002
- Рытов Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей: Русские народные инструменты: Учебно-методическое пособие. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.
- Интернет-ресурсы для прослушивания звуков музыкальных инструментов, русских народных песен, приемов игры на ложках ;muzikalnie, mix ,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа «Весёлый физкультурник»
Дополнительная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивной направленности «Весёлый физкультурник» Возраст обучающихся: 11-13 лет...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Весёлые петельки" базовый уровень 72 часа
Актуальность программы предполагает освоение обучающимися различных узоров в процессе вязания изделий. Так же затрагивает проблему гуманного отношения к окружающему миру. Вязание крючком и спицами явл...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Весёлые петельки" стартовый уровень 72 часа
Программа «Веселые петельки» рассказывает учащимся о историй появления вязания, о народными традициями. Знакомит с основами техники вязания крючком и спицами, с помощью которых можно вывяз...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Весёлые петельки" продвинутый уровень 72 часа
Программа «Веселые петельки» носит практико-ориентированный характер, который способствует адаптации обучающихся к постоянно меняющимся социально – экономическим условиям, подготовке...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Весёлые нотки»
Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1 Пояснительная запискаДополнительная общеобразовательная программа «Весёлые нотки» по с...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Фольклорный ансамбль «Ложкари» Стартовый, базовый уровень
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Ложкари» имеет художественную направленность и призвана приобщать современных детей к сокровищницам музыкальной фольклорной ку...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Весёлая грамматика» (1 уровень)
Дополнительная общеразвивающая программа «Весёлая грамматика» предназначена для развития у обучающихся познавательных способностей по курсу «русский язык». Программа направлена...