Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой Пермский край» для 7 класса
рабочая программа (7 класс)
Программа внеурочной деятельности «Мой Пермский край» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Учебного плана МАОУ «Моргуновская ООШ» на 2019 – 2020 учебный год, с использованием учебного пособия для 7 класса «Мой Пермский край. Следствие ведут пермяки: литературные расследования» А.В. Фирсов, Е.В. Лившиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 29.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой Пермский край»
для 7 класса
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Мой Пермский край» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Учебного плана МАОУ «Моргуновская ООШ» на 2019 – 2020 учебный год, с использованием учебного пособия для 7 класса «Мой Пермский край. Следствие ведут пермяки: литературные расследования» А.В. Фирсов, Е.В. Лившиц.
Воспитание гражданина, любящего свою Родину, не может обходиться без изучения родного края. Краеведческое
воспитание в настоящее время - одно из важных направлений в работе школьных учреждений.
Участие школьников в краеведческой и исследовательской деятельности создает благоприятные возможности для освоения школьниками таких общечеловеческих ценностей, как красота, добро, милосердие. Способствует расширению кругозора учащихся и углублению знаний по краеведению и литературе родного края.
Курс «Мой Пермский край. Литературные расследования» по своему содержанию является интегрированным
(краеведение - литература). Курс «Мой Пермский край» в 7 классе направлен на изучение литературы родного края и
представляет собой форму литературных расследований. Программа курса поделена на 8 разделов – «дел», как они
названы в учебнике. В процессе работы по каждому разделу учащиеся в творческой форме знакомятся с жизнью и
творчеством одного из писателей, чей творческий путь в литературе был связан с историей нашего края.
Программа составлена для учащихся 7 классов общеобразовательных школ и поддерживается одноименным
учебным пособием, выпущенным издательством ВЛАДОС в 2017 г.
Курс рассчитан на 17 часов (1 час в неделю).
Цель: углубление знаний учащихся по вопросам литературного краеведения.
Задачи:
Познавательные:
- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни края;
- приобщение учащихся к богатству литературы Пермского края;
- обогащение учащихся новыми знаниями, образными представлениями личности писателей и поэтов Пермского края;
- формирование литературно-теоретических понятий.
Развивающие:
- развитие у школьников способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы Пермского края и воплощенных в ней явлений жизни (наглядная демонстрация связи литературы с жизнью).
Воспитывающие:
- воспитание гражданской идейно-нравственной, патриотической позиции учащихся;
- воспитание речевой культуры учащихся.
Формы работы: самостоятельные, игровые, исследовательские, практикумы, проекты и др.
Формы контроля: опрос, беседа, ответы на вопросы, пересказ, чтение по ролям, проект, выразительное чтение, тест по содержанию.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Личностные результаты
• ориентация в системе моральных норм и ценностей на основе изучения произведений художественной литературы родного края;
• сознание, признание высокой ценности художественной литературы родного края.
Коммуникативные результаты
• умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
• умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в группе и сотрудничать в совместном решении
проблемы ( задачи).
Познавательные результаты
• Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем
словарей, энциклопедий, определителей;
• осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• освоить основы ознакомительного, творческого, усваивающего и критического чтения.
• Запись, фиксация информации об авторах и произведениях Пермского края, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
Регулятивные результаты:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено
учащимся, и того, что еще неизвестно;
• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
• волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса.
В результате изучения курса «Мой Пермский край. Литературные расследования» в 7 классе обучающиеся должны:
Знать/понимать
содержание изученных литературных произведений,
основные факты жизни и творчества писателей XIX – XX веков,
знать основные теоретико-литературные понятия.
Уметь
воспроизводить содержание литературного произведения,
работать с книгой, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое, выразительное
и др.),
оценивать характеры героев, их поступки;
заучивать наизусть и выразительно читать,
выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания в сжатом
или развернутом виде;
участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
выбирать и использовать выразительные средства языка в соответствии с коммуникативной задачей,
составлять план, использовать различные источники информации для решения коммуникативных задач.
Использовать
приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
овладеть знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни;
уметь ориентироваться в окружающем мире,
уметь вести диалог, доказывать свою точку зрения, используя различные аргументы;
Уровень результатов работы по программе
- уровень:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости литературы для личного развития;
- уровень:
- умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, давать нравственную оценку поступков героев;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
- уровень:
умение применять литературные знания в повседневной жизни.
Содержание программы
1.Вводное занятие. Как работать с книгой «Мой Пермский край». Литература и воображение. (1 час)
2. Дело №1. Об исчезнувшем городе, речном божестве и чемодане. Михаил Осоргин. (2 часа)
3. Дело №2. О птичьих гнёздах, авиаторах и эликсире молодости. Василий Каменский. (2 часа)
4. Дело №3. О невидимом оружии, сыре-боре. Аркадий Гайдар. (2 часа)
5.Дело №4. О таинственном золоте, кораблекрушении и пельменях. Александр Грин. (2 часа)
6.Дело №5. О подземном мире, коварных хранителях и динамите. Павел Бажов. (4 часа)
7.Дело №5. О двух родинах, любви и ящике с петухом. Виктор Астафьев. (3 часа)
8.Дело №7. О брыкающемся коне, жадной бумаге и восторженном человеке. Борис Пастернак. (2 часа)
9.Дело №8. О кино без кинокамеры, кумачовых сарафанах и тишине. Василий Немирович-Данченко. (2 часа)
10. Итоговое занятие. (1 час)
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата проведени я | ||
теорети ческих | практиче ских | всего | |||
1. | Вводное занятие. Как работать с книгой «Мой Пермский край» | 0,5 | 0,5 | 1 | |
2. | Дело №1. Об исчезнувшем городе, речном божестве и чемодане. Михаил Осоргин. Расследование первое. Детство. | 0,5 | 0,5 | 1 | |
3. | Михаил Осоргин. Расследование второе. Юность. Зрелые годы | 0,5 | 0,5 | 1 | |
4. | Дело №2. О птичьих гнёздах, авиаторах и эликсире молодости. Василий Каменский. Расследование первое: птенец в гнезде. | 0,5 | 0,5 | 1 | |
5. | Василий Каменский. Расследование второе: певчая птица - обретение голоса., «крыловейность», поэт - перелётная птица. | 0,5 | 0,5 | 1 | |
6. | Дело №3. О невидимом оружии, сыре-боре. Аркадий Гайдар. Расследование первое: добрые дела. | 0,5 | 0,5 | 1 | |
7. | Аркадий Гайдар. Расследование второе: невидимое оружие. | 0,5 | 0,5 | 1 | |
8. | Дело №4. О таинственном золоте, кораблекрушении и пельменях. Александр Грин. Расследование первое: зов моря. | 0,5 | 0,5 | 1 | |
9. | Александр Грин. Расследование второе: сказочник, герой. | 0,5 | 0,5 | 1 | |
10. | Дело №5. О подземном мире, коварных хранителях и динамите. Павел Бажов. Расследование первое: испытание красотой, верностью и трудом. | 0,5 | 0,5 | 1 | |
11. | Павел Бажов. Расследование второе: испытание темнотой, молчанием, золотом и дружбой. | 0,5 | 0,5 | 1 | |
12. | Павел Бажов. Расследование третье: испытание талантом, благородством и бескорыстием. | 0,5 | 0,5 | 1 | |
13. | Дело №6. О двух родинах, любви и ящике с петухом. Виктор Астафьев. Расследование первое: родина «с ноготь величиной» | 0,5 | 0,5 | 1 | |
14. | Виктор Астафьев. Расследование второе: «не у каждого жена Марья, а кому Бог даст» | 0,5 | 0,5 | 1 | |
15. | Дело №7. О брыкающемся коне, жадной бумаге и восторженном человеке. Борис Пастернак. Расследование первое: Пастернак и Урал, пять секретов. | 0,5 | 0,5 | 1 | |
16. | Дело №8. О кино без кинокамеры, кумачовых сарафанах и тишине. Василий Немирович-Данченко. Расследование первое: Немирович-Данченко на Урале. | 0,5 | 0,5 | 1 | |
17. | Итоговое занятие. Защита проектов. | 1 | 1 |
Литература.
- Литература Прикамья. Хрестоматия для начальной школы. Пермь «Книжный мир» 2000г.
- Литература Прикамья. Хрестоматия для средней школы. Пермь «Книжный мир» 2000г.
- Мой Пермский край. Следствие ведут пермяки: литературные расследования. Учебное пособие для учащихся 7-х классов. Владос, Москва 2017г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории Красноярского края 7 класс.
Рабочая программа по истории Красноярского края 7 класс....
Рабочая программа по истории Красноярского края 8 класс.
Рабочая программа по истории Красноярского края 8 класс....
рабочая программа по истории Нижегородского края 6 класс
Рабочая программа по истории Нижегородкого края рассчитана на 6 класс...
рабочая программа по истории донского края 9 класс
рабочая программа по истории донского края 20 век авторы учебника са кислицын иг кислицына для 9 класса ...
Рабочая программа для курса ОДНКНР "Мой Пермский край" 7 класс
Рабочая программа для курса ОДНКНР "Мой Пермский край" 7 класс по учебнику Мой Пермский край. Следствие ведут пермяки: литературные расследования/ Под ред. Р.А. Кассиной/(А.В. Фирсова, Е.В. ...
Программа внеурочной деятельности "Природа родного края" 3 класс
laquo;Природа родного края» — интегрированный курс для младших школьников, в который входят три блока: «Мир культуры», «Мир природы», «Мир истории&raqu...
Комплект презентаций "Мой Пермский край" 5 класс
Комплект презентаций "Мой Пермский край" 5 класс...