Круглый стол "Я-гражданин России"
методическая разработка (9 класс)
круглый стол "Я гражданин России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_sol_ya_grazhdanin_rossii_makarova.docx | 146.2 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 31»
111395, Москва, ул. Молдагуловой, д. 6А Телефон: (499) 374-11-31, (499) 374-13-01
email: sk31@edu.mos.ru Факс: (499) 374-11-31
Круглый стол «Я - гражданин России!»
Подготовила и провела: Макарова С. Ю.
2018 год
Круглый стол "Я – гражданин России"
Цель проведения мероприятия:
1.Привитие чувства патриотизма и ответственности за свою Родину.
2.Выработать определенные положительные ценности.
3.Воспитать чувство уважения и любви к государственным символам, к культуре и традициям народов, проживающих на территории Р.Ф.
4.Воспитать чувство толерантности и патриотизма.
ЗАДАЧИ:
1. Воспитать ответственность за свою жизнь, за жизнь близких людей, за судьбу России.
2. Дать понятия: «совесть», «душа», «нравственность», «патриотизм», «гражданственность».
3. Научить отстаивать свою гражданскую позицию.
4. Вызвать у учащихся интерес к полученным знаниям и желание их реализации.
Оформление:
В центре – карта Российской Федерации.
Государственные символы Р.Ф.
Стенд: “Россия – родина моя”.
Строки из стихотворений:
“Я не играю в патриота,
Когда под волчье улю-лю,
Хриплю в тайге, в тисках болота:
“Россия, я тебя люблю!”.
“Умом Россию не понять
Аршином общим не измерить
У ней – особенная стать,
В Россию можно только верить”.
Цитаты:
“Любовь к Родине начинается с любви к самому себе”.
Вступительное слово воспитателя
Я гражданин России
Каждый член общества является представителем той или иной социальной группы, той или иной нации. Все мы, живущие в нашей стране, не зависимо от социальной и национальной принадлежности – граждане своего Отечества, своего государства.
Что же такое государство и что, значит, быть гражданином своей страны?
В современном мире существует много государств. Все они прошли путь исторического развития. Российское государство имеет тысячелетнюю историю. Сегодня наше общество и государство переживает трудные времена. Самостоятельность и право действовать независимо от других ветвей власти признаются и за органами судебной власти. Президент России является главой государства.
Гражданство – это устойчивая политическая правовая связь человека с государством. Быть гражданином – значит пользоваться определенными правами и нести необходимые обязанности по отношению к своему государству. Эти права и обязанности определяются в первую очередь в основном законе страны – Конституции. Среди важнейших прав – право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, на свободный труд, отдых, на образование, свободное участие в культурной жизни общества, право на свободу мысли, совести и религии.
Конституция РФ наделяет граждан широкими правами и свободами. Граждане нашей страны равны перед законом независимо от происхождения, социального или имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии.
Государство к гражданину, не выполняющему свои обязанности, применяет различные меры воздействия, которые могут быть весьма суровыми или относительно мягкими. Сознательное и добросовестное выполнение своих обязанностей, основанное на понимании их необходимости и постепенно входящее в привычку, умение пользоваться своими правами не в ущерб окружающим, активное и осмысленное участие в политической жизни страны, готовность отстаивать демократический правопорядок – вот гражданские качества, которые так необходимы сегодня каждому члену нашего общества.
Во всеобщей декларации прав человека говорится: “Каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишён своего гражданства или права изменить своё гражданство”. Эти положения вошли в новую Конституцию России. Российское государство вернуло гражданство многим из тех, кто был его незаконно лишён в предыдущие годы. Среди них всем известные имена: писатель А.И.Солженицын, музыкант М.Л.Ростропович. В Конституции РФ указывается, что гражданин России не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому государству. Кроме того, РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за её пределами. Жизнь сейчас очень меняется. Россия встала на демократический путь развития, впервые в нашей стране создаётся правовое государство. Правовое государство признаёт за каждым человеком личную неприкосновенность, свободу, независимость, способность самостоятельно решать, что для него важно, ценно, выгодно.
Взаимосвязь права и свободы великолепно выразил Эммануил Кант в своём категорическом императиве: поступай так, чтобы свобода твоих поступков была совместима со свободой каждого и с всеобщими законами..
Наша Конституция включает в себя определенный набор ценностей. Например, нравственные ценности:
- вера в добро и справедливость;
- ценности демократии: утверждая права и свободы человека;
- ценности патриотизма: чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству;
- ценности международного сотрудничества: сознавая себя частью мирового сообщества;
- ценности социального мира: утверждая гражданский мир и согласие.
В перечне гражданских прав, провозглашенных во Всеобщей Декларации прав человека, одним из исходных является право на свободу убеждений (ст. 19). У человека в процессе жизни складываются свои собственные взгляды на мир, людей, самого себя.
Президент России В.В.Путин в своём открытом письме к избирателям пишет: “Для гражданина России важны моральные устои, которые он впервые обретает в семье, и которые составляют самый стержень патриотизма. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете. Наш приоритет – это возрождение личного достоинства граждан во имя высокого национального достоинства страны.
Вопросы для круглого стола
Проблемные понятия и вопросы
- Человек совершает хороший поступок в расчёте на вознаграждение? Можно ли оценить этот поступок как нравственный? Почему вы так думаете?
- Что такое гражданин? Что значит сегодня быть достойным сыном Отечества?
- Как вы понимаете слово “ценность”? Почему стыд и, правда – ценности особые, уникальные?
- У мудреца спросили: “Какая жизнь самая лучшая?” Он ответил: “Когда мы не делаем того, что осуждаем в других”. Ваше мнение.
- Относите ли вы себя к числу людей, у которых есть идеалы? Если да, то каковы они?
- Что вы можете сказать об уровне жизни основного населения страны – России?
- Как поступите вы в случае возможности выбрать место постоянного жительства? Почему?
- Что, для вас является высшей нравственной ценностью?
- Можно ли прожить жизнь, имея деньги, но, не имея идеалов?
- Согласны ли вы с суждением: “Родина, хорошая или плохая, всегда остаётся Родиной”.
- Какую музыку вы предпочитаете слушать?
- Ваше отношение к идее: “Любовь к другому человеку начинается с любви к себе”.
- Что такое человеческое достоинство и чем оно отличается от чувства собственного достоинства?
- Какой смысл вы вкладываете в слова “уважение к закону”. Почему законы недостаточно просто знать, а необходимо уважать?
- Являетесь ли вы патриотами своей Родины. Если да, то почему? Может ли патриотизм быть модным или на модным в определённые периоды исторического развития?
“Письмо от сверстника”
Я человек необыкновенный. Учусь в ПТУ. Ещё с детских лет я поставил задачу стать лучше всех. И думаю, что цели добился. Теперь мои данные: рост – 174 см, объём груди – 80 см, вес – 65 кг. Я многое могу: могу ломать кирпичи руками, ногами, головой. Отлично владею своим телом, могу водить автомобиль, владею восточным единоборством. Моя мечта – служба в войсках спецназначения. Для этой цели я тренировал не только тело, но и дух. С детских лет я воспитывал в себе жестокость, избивал одноклассников, держал в страхе всю школу. У меня железное здоровье. Куда же мне обратиться, чтобы исполнить свою мечту.
Вопросы для обсуждения
- Считаете ли вы автора письма духовно богатым человеком? Аргументируйте свой ответ.
- Считаете ли вы, что автор письма избрал правильное направление саморазвития для достижения своей мечты?
- Попытайтесь заглянуть в будущее и обрисовать возможный образ жизни автора данного послания.
Как вы оцените следующий текст
Несчастье быть богатым. Сейчас очень многие выступают против богатых, говорят, что их надо стереть с лица земли. Но что стали бы делать бедные без богатых? Ведь богатые подобно источнику. Вода не могла бы орошать все участки земли, не будь каналов. Кроме того, у богатых есть свои горести, о которых бедные, пожалуй, никогда не задумываются. Вот несколько примеров:
- богатые никогда не бывают довольными, их всегда заботит мысль о том, как устроить жизнь и умножить своё состояние;
- они всегда боятся воров, пропаж, они платят больше налогов, чем бедные;
- они разрушают своё здоровье, употребляя слишком обильную и изысканную пищу, чрезмерно предаваясь наслаждениям;
- им завидуют и у них много врагов;
- они часто подвергают опасности свою жизнь;
- они плохо понимают нужды близких своих;
- наконец, им всегда грозит опасность разориться и стать бедным.
Счастье родиться бедным. Зато бедняки имеют многочисленные преимущества.
Они довольны малым:
- у них меньше забот;
- они охотнее работают;
- они не боятся воров;
- они реже рискуют заболеть от излишеств;
- они лучше понимают нужды своих близких;
- они всегда питают надежду быть богатыми.
Вопросы:
- Согласны ли вы с позицией автора?
- Что, по-вашему, мнению, лучше?
Заключительная часть
Выводы
Круглый стол “Я – гражданин России” имеет большое воспитательное значение. Привитие чувства любви к Родине – это не однодневный и не сиюминутный процесс, над данной проблемой стоит трудиться кропотливо, упорно. Круглый стол “Я – гражданин России” учит детей размышлять, учит выработать своё собственное мировоззрение, осознать свою причастность к судьбе Родины: большой и малой. Патриотизм – одно из самых сложных общественных явлений. Объектом патриотизма является Родина (Отечество, Отчизна), важнейшую и неотъемлемую часть которой представляет государство. Задачи воспитания молодого поколения тесно связаны с формированием и развитием у них патриотического сознания. Сегодня, когда значительно слабее стала преемственность поколений, усилились тенденции маргинализации молодёжи, её отчужденности от героических свершений и славы великих предков, я думаю: этот круглый стол “Я – гражданин России” - актуален. Этот круглый стол даёт возможность детям повысить свою значимость в этом огромном мире, воспитывает в них личностные качества. Защита Отечества, любовь к Родине – эти категории должны стать для молодого поколения неотъемлемыми ценностями граждан Российской Федерации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол по вопросам толерантности: "Россия многонациональная страна"
Данная методическая разраюботка является авторской и напрвлена на формирование чувтсва уважения к истории своего государства, которое испокон веков является многонациональным....
Круглый стол по вопросам толерантности: "Россия многонациональная страна"
Данное мероприятие расчитано на учащихся 8-11 класов....
Круглый стол "Я-гражданин России"
Цель: расширить кругозор учащихся о государственной символике России. Задачи:способствовать принятию детьми нравственных ценностей (любовь к Родине, патриотизм, гражданственность);воспитывать у у...
Круглый стол "Я - гражданин России"
Цель:· Формировать у учащихся стремление к усвоению правовых знаний, чувство гражданск...
Круглый стол "Душа народа-душа России"
Материал внеклассного мероприятия позволяет учащимся расширить знания об обрядах, культуре, традициях народов Кавказа....
Круглый стол «Я выбираю жизнь!» в рамках социального проекта «Здоровая Россия – общее дело»
Цель мероприятия: формирование у учащихся негативного отношения к наркотикам.Задачи.Обучающие:1. По ходу занятия, через игровую форму, выяснить, что знают учащиеся о наркомании...