Круглый стол "Я-гражданин России"
методическая разработка на тему

Дубневская Ольга Алексеевна

Цель: расширить кругозор учащихся о государственной символике России.

 

Задачи:

  1. способствовать принятию детьми нравственных ценностей (любовь к Родине, патриотизм, гражданственность);
  2. воспитывать у учащихся уважительное отношение к государственным символам, истории своей страны, своего народа, своего города;
  3. усилить мотивацию для изучения истории символики родной страны.
  4. развивать коммуникативные способности, умение работать в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruglyy_stol_na_temu_ya_-grazhdanin_rossii.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

г. Балахна, Нижегородской области

КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ (МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ) НА ЛУЧШУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДИ ПЕДАГОГОВ «РАСТИМ ПАТРИОТОВ РОССИИ»

Номинация: Методические материалы по организации и проведению торжественных мероприятий, посвященных государственной символике.

Название работы: круглый стол «Я – гражданин России»

Автор: Приклонская Ольга Алексеевна,

заместитель директора по ВР, МОУ «СОШ № 9»

г. Балахна,

2011 г.

Пояснительная записка.

Название работы: Круглый стол на тему «Я – гражданин России».

Номинация: Методические материалы по организации и проведению торжественных мероприятий, посвященных государственной символике.

Цель: расширить кругозор учащихся о государственной символике России.

Задачи:

  1. способствовать принятию детьми нравственных ценностей (любовь к Родине, патриотизм, гражданственность);
  2. воспитывать у учащихся уважительное отношение к государственным символам, истории своей страны, своего народа, своего города;
  3. усилить мотивацию для изучения истории символики родной страны.
  4. развивать коммуникативные способности, умение работать в группе.

Оформление:

  • политическая карта мира, карта Российской Федерации;
  • государственные символы России: герб, флаг, текст гимна;
  • надпись на доске «С чего начинается Родина?».

Оборудование:

  • музыкальный центр;
  • компьютер или ноутбук;
  • проектор;
  • экран;
  • запись песни «С чего начинается Родина», гимн РФ.

Возраст участников: 5-6 класс.

Время и место проведения: 45 мин., классная комната.

Предварительная работа:

Заранее ребята делятся на 3 группы, каждая группа совместно с вожатой готовит выступление к круглому столу по темам: Герб, Флаг, Гимн Российской Федерации (вожатый выступает в роли консультанта).

План круглого стола:

1. Вводная часть (вступительное слово вожатой.) – 10 мин.

2. Основная часть (знакомство с символикой России, выступление групп) – 25 мин.

3. Викторина « Государство Российское» -  5 мин.  

3. Вывод и заключение (итоги круглого стола) – 5 мин.

Сценарий круглого стола «Я – гражданин России».

Слайд 1.

Вожатая: Здравствуйте, ребята! Я очень рада сегодня вас всех видеть. Мы собрались сегодня за этим круглым столом, чтобы поговорить о России, о символах нашего государства. И я прошу вас обратить внимание на надпись на доске «С чего начинается Родина?».

Звучит фрагмент песни «С чего начинается Родина?» (сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера)

Вожатая: А с чего, по-вашему, начинается Родина? (ответы учащихся)

Вожатая: Трудно перечислить все то, что  стоит за этим словом – Родина. Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями. У каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился. Как называется то место, где вы родились и выросли? (ответы учащихся)

Слайд 2

Вожатая: Для многих из нас Балахна – это малая родина со своей историей.

Именно Балахна в древней Руси была единственным центром соляной промышленности. Балахнинцы наряду с солеварением были известны на Руси как первоклассные судостроители. Балахна славилась производством печных и архитектурных изразцов. Изразцы использовались на строительстве церквей, облицовке домов и кладке печей. Переливчатыми изразцами, изготовленными балахнинскими мастерами, выполнены шатры храма Василия Блаженного в Москве. Мастера кирпичной кладки из Балахны принимали участие в сооружении Московского Кремля. В это же время широкое развитие имели кружевные балахнинские промыслы. Кружевоплетение прославило балахнинских кружевниц на всю Россию.  Не будем забывать и о нашем великом земляке Кузьме Минине, который вместе с князем Дмитрием Пожарским освободили Москву от польской и шведской интервенции.

Балахна, Балахна –

Наш родной городок

Ты на Волге стоишь величаво.

Балахна, Балахна –

Красота берегов

Славной русской жизни начало…

Вожатая: Из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Слайд 3

А как называется наша Родина? (ответы учащихся)

Слайд 4

Страна, в которой мы живём – Россия.

Наша Родина, наше отечество – матушка Россия.

Отечеством зовём её потому, что испокон веков жили наши отцы и деды.

Родиной зовём её потому, что здесь родились, всё вокруг для нас родное.

А матушкой – потому, что она выкормила, вырастила, выучила языку и как мать защищает и бережёт нас.

А мы с вами – граждане России. И мы должны знать ее историю, историю своего народа.

Велика наша Родина. Если сесть в самолёт и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки.

Слайд 5

Ученик читает наизусть стихотворение С. Васильева «Россия»

…Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей…
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих вершин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою-рекою.
С могучим быстрым Иртышем.
Люблю, глубоко понимаю
Степи задумчивую грусть.
Люблю всё то, что называю
Одним широким словом «Русь»!

Вожатая: Вот она какая Россия – Русь, широкая и великая!

Слайд 6

Что вы ещё знаете о нашей Родине? (ответы учащихся - Столица нашей Родины – город Москва).

Верно, город-герой Москва – столица нашей Родины. А знаете ли вы, как зовут президента России? (ответы учащихся – Путин В.В.)

Слайд 7 и 8

Вожатая: А теперь посмотрите на политическую карту мира. Россия - самая большая в мире страна (показ на карте).  Н данной  карте вы видите много разных стран. Как на карте отличается одна страна от другой? (По цвету.)

У каждого государства есть отличительные признаки, символы.

Ребята, что такое «символ»? Какие государственные символы вы знаете?

Ответы учащихся

Слайд 9

Символы – это условные знаки или изображения.

Символы возникли и существуют с древнейших времен и будут существовать вечно.

Символы – живая история, легенда о прошлом и настоящем, о жизни и славных делах народа и государства.

Каждое государство имеет свои символы и эмблемы. Государственные символы основаны на исторической преемственности и исторических традициях; любое надругательство над ними наказуемо.

К ключевым государственным символам относят государственный герб, государственный флаг, государственный гимн. К символам государства относят также его столицу. Все они закреплены в конституции того или иного государства. Статья 70 

 1. Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом.

Вожатая: К сегодняшнему круглому столу мы разделились на 3 группы. Каждая группа подготовила выступление об одном из государственных символов России. Сейчас мы будем заслушивать выступление групп, а затем проведем небольшую викторину «Государство Российское». Так, что будьте внимательны, у кого есть какие-то дополнения, то после выступления группы вы можете свободно их высказывать.

Вожатая: Государственный флаг – официальный символ государственной власти, олицетворяющий суверенитет государства. Государственный флаг вывешивается на зданиях верховных органов государственной власти и управления, посольств, торговых представительств, консульств за рубежом, судах, плавающих в  открытом море и территориальных водах иностранных государств.

А сейчас мы попросим группу, которая подготовила информацию о государственном флаге Российской Федерации выступить.

Слайд 10

Примерный текст доклада группы

Государственный флаг Российской Федерации.

11 декабря 1993 года было утверждено Положение о Государственном флаге Российской Федерации, в котором говорится, что Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего, нижней – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине – 2 : 3.

Появление в России трехцветного флага большинство историков связывают с царствованием Алексея Михайловича. Впервые он был поднят на первом отечественном военном корабле «Орел».

Почти десятилетие на рубеже ХУ11 – ХУ111 вв. бело – сине – красный флаг служил боевым знаменем России как на суше, так и на море. Народная молва связывает бело – сине – красный флаг с горизонтальным расположением полос и именем Петра Великого. Он был утвержден в 1700 году царским указом. Флаги сохраняли свое значение и почитались как исторические. Петр 1 даровал бело – сине – красный флаг сухопутной армии и торговому флоту. Для военных судов в Петровскую эпоху был утвержден Андреевский флаг. Бело – сине – красные цвета российской символики оставались и при императорах Александре  111 и Николае 11. Белый цвет олицетворяет свободу, синий – Богородицу ( покровительница России ), красный – державность  ( смелость, великодушие ).

После Великой Октябрьской социалистической революции (1917 год) был утвержден Государственный флаг России красного цвета. Первое время он состоял из красного полотнища с золотыми буквами «РСФСР». Государственный флаг СССР был принят в 1923 году. В сознании людей красный флаг воспринимался как символ свободы.

В период перестройки, в 1991 году России был возвращен ее исторический трехцветный флаг.

Слайд 11

БЕЛЫЙ цвет - это цвет мира. Наша страна миролюбивая.

СИНИЙ цвет – небо, вера, верность. Означает волю к миру.

КРАСНЫЙ цвет – отвага, защита людей, героизм, огонь, смертный бой. Готовность не жалеть крови при защите Родины.

В 1994 году был установлен День Государственного флаг Российской Федерации (22 августа). В год десятилетия РФ (2001г.) в честь Государственного флага в столице России были проведены шествие, митинг и концерт.

Государственный флаг Российской Федерации поднимается на государственных зданиях, на Доме правительства, на зданиях дипломатических представительств и консульских учреждений, на жилых домах в дни праздников и памятных событий. Самый большой флаг (3 на 4 метра) развевается над Кремлем. Государственный флаг находится в рабочем кабинете Президента и на его транспортных средствах, на морских судах и судах внутреннего плавания, может быть поднят во время торжественных мероприятий, в знак траура должен быть приспущен.

Государственному флагу как святыне отдаются высшие  государственные почести. Достоинство флага подлежит защите как внутри страны, так и за ее пределами, осквернение его рассматривается как оскорбление чести нации и государства.

В Положении о Государственном флаге говорится: «Лица, виновные в осквернении Государственного флага Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Вожатая: Спасибо первой группе за выступление. У кого-нибудь есть вопросы или дополнения?  (вопросы учащихся, дополнения если есть)

Вожатая: А мы переходим к следующему символу - государственный  герб. Это официальная эмблема государства, изображенная на печатях, бланках государственных органов, денежных знаках и т.п. Государственный герб  считается главным символом любого государства. В нем в образной форме выражена государственность страны и ее государствообразующей нации. Государственный герб может быть частью государственного флага. Изучением гербов занимается историческая дисциплин – геральдика (гербоведение).

Слово для выступления предоставляется группе, подготовившей доклад о Государственном гербе Российской Федерации.

Слайд 12

Примерный текст доклада группы

Государственный герб Российской Федерации.

В статье Конституции Российской Федерации (1993 год) закреплены символы государственной власти: Государственные герб, флаг и гимн.

Слайд 13

В Положении о Государственном гербе Российской Федерации записано, что герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла, поднявшего вверх распущенные крылья, помещенного на красном геральдическом щите. Орел увенчан тремя историческими коронами Петра Великого (двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, объединенных лентой). В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла на  красном щите – всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

Государственный герб Российской Федерации помещается на  бланках федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, на зданиях палат, правительства, Конституционного Суда, Верховного Суда и прочих судов Российской Федерации, прокуратуры, Центрального банка, официальных представительств за границей, а также на гербовых печатях, на официальных  резиденциях органов государственной власти, на пограничных знаках, на знаменах и флагах Вооруженных Сил России, на денежных знаках, орденах и медалях, на паспортах граждан Российской Федерации.

Краткая историческая справка: Герб России – двуглавый орел – является государственной эмблемой нашей страны уже более полутысячи лет (утвержден в 1497 г.). Впервые он появился на  Руси как государственный герб на восковой печати и представлял символ ее освобождения. На лицевой стороне был изображен герб Московского княжества в виде всадника, поражающего дракона (в 1730 году получившего название Святого Георгия). На обратной стороне был изображен двуглавый орел. На печатях двуглавый орел оставался до 1918 года. С Кремлевских башен он был снят в 1935 году.

Государственный герб СССР был утвержден в 1923 году и представлял изображение серпа и молота на фоне земного шара в лучах восходящего солнца в обрамлении колосьев, с надписью на языках союзных республик: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» В верхней части герба – пятиконечная звезда.

В 1993 году по указу Президента Российской Федерации двуглавый орел вновь был возвращен на российский герб. На пороге ХХI века державный орел России сменил Государственный герб СССР, как бы являясь символом исторической преемственности культурных традиций нашей страны, объединения и единства земель российских.

Вожатая: Спасибо второй группе за выступление. У кого-нибудь есть вопросы или дополнения?  (вопросы учащихся, дополнения если есть)

Вожатая: А мы продолжаем знакомиться с символами нашего государства. И переходим к государственному гимну. Государственный гимн – торжественная песнь, так же как государственные флаг и герб, является официальным символом того или иного государства. Государственный гимн имеют все современные государства.

Слово группе, подготовившей доклад о государственном гимне Российской Федерации.

Слайд 14

Примерный текст доклада группы

Государственный Российский гимн.

Государственный гимн (торжественная песнь), так же как Государственные флаг и герб, является официальным символом Российской Федерации.

Длительное время Россия не имела официально установленного гимна. Первым официальным Государственным гимном России стала молитва русских, слова которой написал в 1815 году поэт В.А. Жуковский на мелодию английского королевского гимна «Боже, храни короля» (автор музыки неизвестен). Вторым официальным Государственным гимном Российской империи стала торжественно – патриотическая песнь «Боже, царя храни», написанная В.А. Жуковским (композитор А.Ф. Львов). Впервые она была исполнена в Москве в Большом театре 11 декабря 1833 года, затем 25 декабря  в Санкт – Петербурге. Данный официальный гимн просуществовал почти век. Он был торжественным и самым кратким в мире.

                                Боже, царя храни. Сильный, державный,

                                Царствуй на  славу, На славу нам.

                                Царствуй на страх врагам, Царь православный,

                                Боже, царя,  царя храни.

Государственный гимн был священным национальным  символом. Он обязательно исполнялся на военных парадах, разводах, при освящении знамен, на утренних и вечерних молитвах в армии и  на флоте, во время принятия присяги, в гражданских учреждениях, на всех официальных церемониях и т.п.

Исполнение гимна было олицетворением независимости, целостности и величия России. С пением гимна защитники Родины шли в свой последний бой (например, последний бой с японцами крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец»).

В 1917 году Государственный гимн Российской империи был упразднен. Первоначально его роль выполняла «Русская Марсельеза», а затем– международный пролетарский гимн и партийный гимн российской социал– демократии «Интернационал» (текст Э. Потье, А.Я. Коца, музыка П. Дегейтера). В 1944 году был утвержден новый Государственный гимн СССР «Союз нерушимый республик народных» (текст С.В. Михалкова и Г.Г. Эль – Регистана, музыка А.В. Александрова). В 1993 году Государственным гимном Российской Федерации утверждена мелодия, созданная на основе «Патриотической песни» М.И. Глинки. Был объявлен конкурс текстов гимна. Однако этому гимну так и не суждено было занять достойное место среди российских гимнов. В 2001 году Государственным гимном России снова становится гимн на музыку А.В. Александрова с обновленным текстом С.В. Михалкова.

В Положении о Государственном гимне Российской Федерации записано, что он исполняется во время торжественных церемоний и других мероприятий, проводимых государственными органами, например, при поднятии Государственного флага, после принятия присяги вновь избранным Президентом, при открытии памятников и памятных знаков, при вручении государственных наград, при встречах и проводах глав государств и правительств зарубежных стран, при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам. Государственный гимн транслируется телерадиокомпаниями в новогоднюю ночь, в дни государственных праздников. Допускается исполнение Государственного гимна РФ на спортивных соревнованиях.

Слайд 15

Текст Государственного гимна Российской Федерации

( слова С.В. Михалкова, музыка А.В. Александрова )

Россия – священная наша держава,

Россия – любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава –

Твое достоянье на все времена!

                Славься, Отечество наше свободное,

                Братских народов союз вековой,

                Предками данная мудрость народная!

                Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая –

Хранимая Богом родная земля!

                Славься, Отечество наше свободное,

                Братских народов союз вековой,

                Предками данная мудрость народная!

                Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное,

                Братских народов союз вековой,

                Предками данная мудрость народная!

                Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Вожатая: А сейчас я предлагаю всем встать и послушать гимн Российской Федерации. Гимн слушают стоя, серьёзно, можно подпевать. (Дети встают. Звучит гимн России) 

Вожатая: Спасибо третьей группе за сообщение. У кого-нибудь есть вопросы или дополнения?  (вопросы учащихся, дополнения если есть)

Вожатая: А теперь я предлагаю вам ответить на вопросы викторины «Государство Российское».

Этап 1. – Страна, в которой мы живем.

  1. - Как называется наша страна?
  2. - Как называются люди, живущие в нашей стране?
  3. - Какой город является столицей России?
  4. - Какие символы государства вы знаете?
  5. - Что изображено на государственном гербе РФ?
  6. – Что означают цвета  государственного флага РФ?
  7. - Когда исполняется гимн России?
  8. - Почему мы называем Россию нашим Отечеством?
  9. - Почему мы зовём Россию матушкой?
  10. - Кто является Президентом Российской Федерации?

Этап 2. – Чему посвящены эти строки?

  1. У России величавой

На … (гербе) орел двуглавый,

Чтоб на Запад и Восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый,

Он – России дух свободный.

  1. Белый цвет – березка,

Синий – неба цвет,

Красная полоска –

Солнечный рассвет (флаг РФ).

  1. Город … (Москва) – это Красная площадь,

Город … (Москва) – это башни Кремля,

Город … (Москва) – это сердце России,

Которая любит тебя.

  1. От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля,

Одна ты на свете, одна ты такая –

Хранимая Богом Родная земля!

(Россия, слова из гимна).

  1. Нет тебя милее,
    Мой славный городок,
    С тенистою аллеей
    Волжский бережок.
    Здесь Минина наследие,
    Отечества труды,
    Русское раздолье -
    Зодчества дары.
    Колокольным звоном
    Разбудется народ,
    В храм Рождества Христова
    Молиться он придет (отрывок стихотворения о Балахне)

Вожатая: Дорогие ребята! Вот и подходит к завершению наш круглый стол. Мы сегодня затронули тему истории государственной символики нашей Родины – России. Вам, ребята, предстоит узнать ещё много нового и интересного. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы – граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили её символы, гордились своей страной.

Ребята! Что вы сегодня узнали нового? Что больше всего понравилось? Что запомнилось? (ответы учащихся)

Мне хочется закончить наш разговор на поэтической ноте.

Ученица читает стихотворение А. Прокофьева

Нет на свете родины милее,
Где других лазурней небеса,
Солнце ярче, звёзды всех светлее,
Где отрадны рощи и леса;
Где в реках стремительные воды
Голубеют, словно бирюза,
Где, когда настанет непогода,
Весь народ выходит, как гроза!
Нет на свете Родины дороже.
Надо всем нам делать для неё,
Чтобы день, который нами прожит,
Каждым часом радовал её.
Всюду все в её раздольях – наше.
Отдадим ей думы и дела
И кругом садами опояшем,
Чтобы вечно Родина цвела!

Вожатая: Спасибо за вашу активную работу! До свидания, до новых встреч!

Дополнительные материалы.

Список использованной литературы.

1. Алексеев Ю.А., Зуев Н.М., Ковалев В.Е. Государственные символы России. Моя Родина – Россия. – М.: «Триада-фарм», 2002. – 64 с.: 58 илл.

2. Бабенко Т.С. Викторина «Государство Российское» // «Школьные игры и конкурсы», № 4, апрель 2009 г. – С. 6.

3. Клоков В.А., Кружалов В.В. Государственные Символы России. Учебное пособие для учащихся основной и средней школы – М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2002. – 160 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол по вопросам толерантности: "Россия многонациональная страна"

Данная методическая разраюботка является авторской и напрвлена на формирование чувтсва уважения к истории своего государства, которое испокон веков является многонациональным....

Круглый стол по вопросам толерантности: "Россия многонациональная страна"

Данное мероприятие расчитано на учащихся 8-11 класов....

Круглый стол "Я - гражданин России"

Цель:·                   Формировать у учащихся стремление к усвоению правовых знаний, чувство гражданск...

Круглый стол "Душа народа-душа России"

Материал внеклассного мероприятия позволяет учащимся расширить знания об обрядах, культуре, традициях народов Кавказа....

Круглый стол «Я выбираю жизнь!» в рамках социального проекта «Здоровая Россия – общее дело»

Цель мероприятия: формирование у учащихся негативного отношения к наркотикам.Задачи.Обучающие:1.     По ходу занятия, через игровую форму, выяснить, что знают учащиеся о наркомании...