Трудовое воспитание в семье: мифы и реальность. (Выступление на круглом столе «Нужна ли сегодня семья?» в рамках реализации проекта «Здоровая семья - сильная Россия»).
статья на тему
Предварительный просмотр:
Трудовое воспитание в семье: мифы и реальность.
(Выступление на круглом столе «Нужна ли сегодня семья?» в рамках реализации проекта «Здоровая семья - сильная Россия»).
Гришанова О.В.,
директор МБОУ СОШ № 1 им.М.М. Пришвина,
г. Елец
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня я выступаю в качестве директора школы, который заинтересован в успешности своих выпускников (в семье, в работе, в обществе).
Снижение производства в последние десятилетия наложило отпечаток на направлениях профессиональной деятельности выпускников школ. Старшеклассники нынешнего поколения росли в пору, когда предприятия были закрыты или возрождались, при этом широко развивались ООО и ИП в сфере обслуживания и питания.
В школе сокращение часов учебного плана на предмет «Технология» или же вовсе исключение его из предлагаемых ученикам для изучения предметов наложило отпечаток на выборе их профессиональных маршрутов. Желание выбирать рабочие профессии проявлялось крайне редко у школьников.
Уставами школ не предусмотрена обязательная летняя трудовая пятая четверть.
В настоящее время на собеседовании с претендентами на должности младшего обслуживающего персонала выясняется, что молодым, пришедшим по направлению центра занятости, лучше отказаться от предлагаемой вакансии рабочего, дворника, электрика, нежели устроиться в школу.
Я привела лишь некоторые реальные факты, которые заставляют меня сегодня поднять вопрос о трудовом воспитании в семье.
Уважаемые коллеги!
Трудовое воспитание в семье закладывает у детей основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, один путь – поиск «легкой» жизни. Оканчивает он, как правило, плохо. Если родители хотят видеть своего ребенка на этом пути, они могут позволить себе роскошь устраниться от трудового воспитания.
Какому родителю не польстят слова: «Ваши дети очень опрятные», «Ваши дети такие воспитанные», «Ваши дети удивительно соединяют в себе лояльность и чувство собственного достоинства». Кому из них не хотелось бы, чтобы его дети отдавали предпочтение спорту, а не сигарете, труду, а не алкоголю, напряженному самообразованию, а не растранжириванию времени.
Но для этого нужно долго и упорно трудиться на ниве воспитания. Народная мудрость гласит: «Без труда нет плода». А я бы перефразировала: «Без кропотливого родительского труда не будет нравственно воспитанной личности».
Одним из важных качеств, которое должно быть развито и сформировано у ребенка в семье, является трудолюбие.
Уважаемые участники круглого стола!
Попробуем подробнее проанализировать смысл и значение трудового воспитания в семье.
Первое, о чём в особенности должны помнить родители, это следующее.
Ребенок - член трудового общества, следовательно, его значение в этом обществе, ценность как гражданина будет зависеть исключительно от того, насколько он в состоянии будет принимать участие в общественном труде, насколько он к этому труду будет подготовлен. От этого будет зависеть и его благосостояние, материальный уровень его жизни. От природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни люди умеют работать лучше, другие – хуже, одни способны только к самому простому труду, другие - к труду более сложному и, следовательно, более ценному. Эти различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нем в течение его жизни и в особенности в молодости. Неслучайно в народе говорят: «Есть терпенье, будет и умение».
В реальности встречаем противоположное. Не все ученики младших классов приучены содержать в образцовом порядке свое рабочее место, книги, тетради и другие учебные пособия; обязанности по дому вынести мусор, сходить в магазин порою подменяются потребностью посидеть у компьютера, погулять бесцельно на улице.
Замечу, что воспитание трудового качества человека – это подготовка и воспитание не только будущего хорошего или плохого гражданина, но и воспитание его будущего жизненного уровня, его благосостояния.
Второе: трудиться можно из нужды, из жизненной необходимости. В человеческой истории в большинстве случаев труд всегда имел такой характер принудительного тяжелого действия, необходимого для того, чтобы не умереть с голода. Но уже в старое время люди старались быть не только рабочей силой, но и творческой силой. Научить творческому труду – особая задача родителя.
Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта.
В действительности, достаточно примеров семей, которые развивают творческие задатки детей, при этом формируя качества личности - трудолюбие и усидчивость. Результат: дети становятся призерами конкурсов, соревнований, олимпиад и т.п. Дети становятся успешными.
Третье: в трудовом усилии воспитывается не только рабочая подготовка человека, но и подготовка товарища, то есть воспитывается правильное отношение к другим людям, - это уже будет нравственная подготовка.
Большинство многодетных семей школы имеют приусадебные участки. Здесь они учатся возделывать землю, выращивать овощи, фрукты. Трудовая деятельность постоянно сопровождена общением с родственниками. Уважение к старшим, помощь младшим служат основой воспитания культуры взаимоотношений в коллективе.
Четвертое: неправильно думать, что в трудовом воспитании развиваются только мускулы или внешние качества – зрение, осязание, развиваются пальцы и т.д. Физическое развитие в труде, конечно, тоже имеет большое значение. Но главная польза труда сказывается в психическом, духовном развитии человека.
Пятое: необходимо указать еще на одно обстоятельство, труд имеет не только значение общественно-производственное, но имеет большое значение и в личной жизни.
Наша школа имеет достаточно примеров насколько веселее и счастливее живут мальчишки, которые многое умеют делать, которым все удается и у которых все спорится. Жизнь подтвердила, что они не потерялись ни при каких обстоятельствах. Народная мудрость гласит: «Всякая работа мастера хвалит», «Кто любит труд, того люди чтут».
Родители должны хорошо подумать над каждым из указанных обстоятельств.
Трудовое участие детей в жизни семьи должно начинаться очень рано. В своей работе я столкнулась с тем, что дети 9-11 лет не умеют выжать тряпку, помыть доску, парту. Я провела анкетирование детей и их родителей. Итоги его таковы. Среди учеников 10-13 лет на вопрос «Помогаешь ли ты дома?» утвердительно ответили «да» только 83 % опрошенных. Постоянные поручения по дому имеют 72 % учеников, они ходят в магазин, убирают кровать, подметают, водят в садик младших, самостоятельно готовят завтрак и т.п. При этом лишь 51 % отметили, что данные поручения они выполняют охотно. За качественное исполнение обязанностей 89 % детей родители поощряют благодарностями, подарками, совместными походами в выходные дни. За неисполнение поручений родители применяют меры наказания в виде лишения прогулок (59 %), неприобретения любимых игрушек (3 %), невыделения денежных средств на личные нужды (33 %).
Анкетирование родителей обучающихся 10-13 лет показало, что 79 % детей помогают им по дому. Постоянные поручения имеет 81 % школьников, при этом охотно их выполняют только 36 %. Повторять просьбу приходиться 46 % законных представителей детей. Более половины взрослых поощряют детей за выполнение обязанностей, при этом применяют наказание только треть опрошенных родителей. Основной способ – лишение детей игрушек, прогулок.
Как видим из анкетирования, верное трудовое воспитание носит непостоянный характер.
Уважаемые коллеги!
Рыночная экономика предъявляет жесткие требования к общетрудовым и профессиональным качествам работника. Преимущества получают те, кто приучен трудиться добросовестно, выполнять любую работу качественно и в срок, кто обладает для этого требуемыми знаниями и навыками.
Поэтому трудовое воспитание лишь в отдельной семье, изолированной от школы, представить невозможно. Очень важно организовать процесс воспитания на основе взаимодействия семьи и школы.
Наши педагогический и родительский коллективы выбрали свой путь. Мы стали участниками муниципальной экспериментальной площадки «Формирование образовательного кластера «Школа-техникум-предприятие»». Создание партнерства школы и ЕПЭТ позволяет нам обоснованно подкрепить возможность практического ознакомления с предстоящим видом профессиональной деятельности за счет интеграции основного общего образования со средним профессиональным, сформировать у обучающихся 8-9 классов потребность к труду.
Своей задачей, как руководитель, считаю возрождение престижа рабочей профессии. Поэтому в рамках образовательного кластера актуальны такие формы работы, как авторские мастер-классы преподавателей и рабочих предприятий города, участие школьников в Дне открытых дверей, прохождение летней производственной практики на предприятиях города по договору с ЦЗН, участие в предметных олимпиадах, проводимых на базе ЕПЭТ.
В целях трудового обучения в школе учащимися используется материальная база учебных мастерских ЕПЭТ, учебным планом предусмотрен курс «Введение в специальность».
Хочется верить, что наши выпускники, окончившие ЕПЭТ, смогут успешно реализовать свои трудовые навыки на машиностроительных предприятиях города. Все помним, что «птицу узнают в полете, а человека в работе».
Пример летней трудовой бригады, организованной по договору с ЦЗН, позволяет включить школьников в реальный труд. Считаем это наиболее прогрессивной формой трудового обучения, позволяющей непосредственно участвовать в создании производственных отношений и зарабатывать средства для удовлетворения личных потребностей.
Уважаемые коллеги!
Сегодня в своем выступлении я хотела акцентировать ваше внимание на необходимости трудового воспитания в семье, которое неразрывно связано с организацией трудового воспитания в школе. Трудовая деятельность многофункциональна, труд сопровождает человека всю жизнь: на приусадебном участке, в семье, в воспитании детей, на работе, в школе, техникуме, в ВУЗе. Задача семьи - помогать детям обучаться труду. Пословица гласит: «Не учи безделью, а учи рукоделью». Осознают это родители, значит, осознают и их дети.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий общешкольного мероприятия "Круглый стол: Учитель вчера, сегодня, завтра".
В общешкольном мероприятии в форме ток-шоу «Школьный учитель вчера, сегодня, завтра», участвуют ученики 9 - 10 классов, которым предстоит определиться с выбором профессии. Приг...
Родительское собрание на тему "Насилие в семье: мифы и реальность" (5-11 классы)
Тема насилия детей и подростков является очень актуальной в современном мире. Материал содержит информацию о видах насилия, поможет в работе педагогам-психологам, социальным педагогам, классным руково...
Презентация выступления на Круглом столе педагогов и руководителей научных обществ в рамках конференции Лобачевского
Рефлексия этнокультурного компонента и воспитание толерантной личности при изучении английского языка...
Круглый стол «Я выбираю жизнь!» в рамках социального проекта «Здоровая Россия – общее дело»
Цель мероприятия: формирование у учащихся негативного отношения к наркотикам.Задачи.Обучающие:1. По ходу занятия, через игровую форму, выяснить, что знают учащиеся о наркомании...
Воспитательный проект "Здоровая семья - сильная страна!"
Актуальность развития семейного спорта в рамках организации спортивно - досуговой деятельности заключается:- в универсальном и абсолютно надежном способе укрепления здоровья, не требующим дорогостоящи...
Статья круглого стола «Из опыта работы по разработке и реализации менторства и наставничества для обучающихся в рамках взаимодействия с предприятиями Смоленской области»: «Базовая кафедра как способ совершенствования образовательного процесса (на примере
Статья круглого стола «Из опыта работы по разработке и реализации менторства и наставничества для обучающихся в рамках взаимодействия с предприятиями Смоленской области»: «Базовая ка...