Программа внеурочной деятельности "Здоровый я - здоровая страна"
рабочая программа (6 класс) на тему

Программа формирования здорового и безопасного образа жизни — комплексная программа формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovyy_ya_-_zdorovaya_strana.doc151.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности

«Здоровый я – здоровая страна»

Выполнили: учитель математики

БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1» Минобразования Чувашии

Надузьева Светлана Владимировна

учитель русского языка и чтения

БОУ «Чебоксарская общеобразовательная

школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1» Минобразования Чувашии

Айдарова Светлана Николаевна

Содержание

1.

Пояснительная записка

3

2.

Содержание программы

6

3.

Тематическое планирование

7

4.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Здоровый я – здоровая страна»

11

5.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

12

6.

Календарно-тематическое планирование

14

                

Пояснительная записка

Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.

Главная особенность здоровьесберегающего воспитания – это формирование мотивационной сферы обучающихся, т.е. поведенческих реакций, направленных на укрепление собственного здоровья, которая в дальнейшем должна доминировать в поведении, стремлении вести здоровый образ жизни, накапливать здоровьесберегающий потенциал.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для 6 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (в ред. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Программа формирования здорового и безопасного образа жизни — комплексная программа формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.

Актуальность данной программы: Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой.  Одной из современных задач педагога является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить обучающимся возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни.

Цель программы: формировать понятие здоровье в его различных аспектах, осознание обучающимися ценности здоровья, как в личном, так и общественном плане, выработать умения принимать самостоятельные решения, противостоять давлению среды.

Задачи:

Обучающие:

  • Обучить учащихся приёмам по профилактике простудных заболеваний.
  • Научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье.
  • Сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах.
  • Формировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня.

Развивающие:

  • Развивать интерес к подвижным играм, к участию в спортивных соревнованиях, эстафетах.
  • Способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни.
  • Формировать потребность в движении у младших школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления.
  • Развивать интерес к подвижным играм, к участию в спортивных соревнованиях, эстафетах.

Воспитывающие:

  • Воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.
  • Воспитывать командный спортивный интерес.

База исследования: БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1 Минобразования Чувашии».

Объектом исследования является внеурочная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровый я – здоровая страна» в 6 классах.

Практическая значимость. Данная программа может быть применена педагогами, классными руководителями общеобразовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание программы

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровый я – здоровая страна» предназначена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 6 классов. Все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) всего 34 недели. Состоит из 5 разделов: «Культура здоровья», «Питание». «Физическая активность», «Путь к себе». «Здоровье – это жизнь». На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы обучающимися.

Формы работы: Групповая работа. Работа в парах (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии).

Фронтальная работа – это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.

Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания, выполнение санитарно-гигиенических требований.

Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических средств (аудио- и видеотехники), наглядных пособий (таблиц, схем, фотографий и др.).

Методы работы: репродуктивный – (беседа, вопросы, тесты, анкетирование), проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Тематическое планирование

Раздел 1. «Культура здоровья»

Тема 1. Введение. Что такое здоровье.

Понятие здоровья. Умение выбирать между полезными и вредными привычками. Стремление приобретать полезные привычки.

Тема 2. Режим дня.

Понятие о режиме дня. Компоненты режима дня. Правила составления распорядка дня. Утренняя гигиеническая гимнастика. Составление комплекса утренней гимнастики. Средства и формы активного отдыха.

Тема 3. Где чистота, там здоровье!

Формировать у детей, представление о значимости чистоты в повседневной жизни для здоровья человека. Воспитание навыков мытья рук, пользования носовым платком, опрятности в одежде.

Тема 4. Зрение – дар бесценный.

Как устроен наш орган зрения. Зрительные функции. Значение зрения. Гимнастика для глаз.

Тема 5. Секрет голливудской улыбки.

Привитие навыков личной гигиены, привычки правильного ухода за зубами, знакомство с основными правилами ухода за зубами.

Тема 6. Сохранить осанку – сберечь здоровье.

Что такое осанка? Показатели нормальной осанки. Нарушение осанки. Предупреждение нарушений осанки. Гигиена осанки. Физические упражнения, спортивные и подвижные игры, гимнастика для формирования правильной осанки.

Раздел 2. Питание

Тема 7. Питание и здоровье школьника.

Понятие о рациональном питании. Правила рационального питания. Роль и место растительных продуктов в питании человека. Профилактика болезней, связанных с неправильным питанием. Взаимосвязь питания и здоровья. Проведение круглого стола «Питание и здоровье».

Тема 8. Кулинарный поединок.

Конкурс на приготовление блюд из определенного набора продуктов.

Тема 9. Мои друзья – витамины.

Познакомить обучающихся с витаминами, объяснить их значение для организма человека, рассказать в каких продуктах содержатся те или иные витамины. Сформировать полное представление о правильном питании, о его влиянии на здоровье организма.

Раздел 3. Физическая активность

Тема 10. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

Формировать представления о взаимосвязи здоровья человека с природными и погодными явлениями. Закрепить знания обучающихся о значении солнца, света, чистого воздуха и воды и об их влиянии на жизнь и здоровье человека. Разучивание пословиц и поговорок. Оздоровительная минутка.

Тема 11. Движение – основа здоровья.

Развивать знания обучающихся о двигательной активности. О влиянии физкультуры и факторов укрепления здоровья на организм человека. Факторы, укрепляющие здоровье: утренняя гимнастика, оздоровительная ходьба и бег, закаливание, естественные факторы природы, массаж.

Тема 12. Выбирая спорт – выбираем здоровье.

Физическая культура – источник здоровья. Влияние физических упражнений на организм человека. Двигательные качества: гибкость, сила, ловкость, быстрота, выносливость.

Раздел 4. «Путь к себе»

Тема 13. Почему вредной привычке ты скажешь: « Нет!».

Формировать у обучающихся отрицательное отношение к вредным привычкам, способствовать пониманию и осознанию влияния вредных привычек на будущее человека, воспитывать активную гражданскую позицию обучающихся.

Тема 14. Гаджеты и их влияние на наше здоровье.

Ознакомить обучающихся с проблемами, возникшими в связи с широким использованием современных гаджетов: интернет-зависимость, депрессия от пользования социальными сетями, зависимость от онлайн-игр, ухудшение зрения, нарушение сна.

Тема 15. Интернет в нашей жизни.

Формировать информационную культуру школьников, представления о пользе и вреде Интернета.

Дать обучающимся знания о локальной сети Интернет, учить рассуждать по теме «Интернет: друг или враг», учить делать выводы о негативных и позитивных сторонах виртуальной жизни, изучать и применять правила безопасности при работе в сети Интернет.

Тема 16. Общие правила оказания первой медицинской помощи.

Обеспечить усвоение основных правил оказания первой помощи пострадавшим. Познакомить через беседу с общими рекомендациями по оказанию первой помощи при травмах и несчастных случаях.

Тема 17. Безопасное хранение и обращение с лекарственными средствами. Домашняя аптечка.

Формировать знания о составе, назначении домашней аптечки, о способах хранения аптечки, о видах лекарств. Формировать умения определять сроки годности лекарств, укладывать лекарства в аптечку. Воспитывать умение составлять домашнюю аптечку. Экскурсия в аптеку.

Раздел 5. «Здоровье – это жизнь!»

Тема 18 «Если хочешь быть здоров»: обобщающее занятие в форме «Своя игра».

Закрепление у обучающихся представлений о здоровье, как о важнейшей составляющей человеческого благополучия и о здоровом образе жизни как способе сохранения и укрепления здоровья.

Тема 19 День здоровья – «Моё здоровье – в моих руках».

Пропаганда здорового образа жизни. Укрепление здоровья обучающихся. Развивать творческую активность, воспитывать трудолюбие, привычку к систематическим занятиям физической культуры, чувства долга и ответственности за товарищей и себя.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Здоровый я – здоровая страна»

  • Потребность в занятиях физической культурой и спортом
  • Негативное отношение к факторам риска здоровью (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания).
  • Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей.
  • Установка на здоровый образ жизни и реализация ее в реальном поведении  и поступках.
  • Стремление заботиться о своем здоровье.
  • Готовность противостоять вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ.
  • Готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.
  • Овладение умениями ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

  1. Антропова М. В., Манке Г. Г., Бородкина Г.В. и др. Факторы риска и состояние здоровья учащихся. // Здравоохранение Российской Федерации. - 2009. - № 3. С.53.
  2. Баранов А. А., Матвеева Н. А. Здоровье школьников: пути его укрепления. / А. А. Баранов и др. – Красноярск : Изд-во Красноярск. ун-та, 2009. - 231 с.
  3. Быкова Н. Г. Формирование культуры здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении «открытого типа»: Дис. канд. пед. наук. - Ставрополь, 2012.-182 с.
  4. Воронецкая Л. Н., Попок Е. А. Здоровый я – здоровая страна. / Л.Н. Воронецкая. – Минск : Крассико-Принт, 2008, - 123 с.
  5. Дзапарова Н. К. К вопросу о здоровьесберегающем образовании младших школьников // Высшее образование сегодня. - № 9, 2009.- С.64.
  6. Евсеева О. Л. Валеологический праздник «День здоровья». - // Завуч в начальной школе, 2011. - №3. - С.85.
  7. Ишухина Е. В. Формирование здорового образа жизни младших школьников: Дис. канд. пед.наук: - Шуя, 2010. - 171 с
  8. Как сохранить здоровье школьников : игры, классные часы, родительские собрания. / авт.-сост. О.Н. Рудякова.- Волгоград: Учитель, 2008. – 193 с.
  9. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе : 1-4 классы. / В. И. Ковалько. -  М. : ВАКО 2004, - 296 с.
  10. Лукьяненко В. П. Формирование здорового образа жизни : физическая культура в школе. / В.П. Лукьяенко. - М. : Просвещение, 2012 - 99 с.
  11. Науменко Ю. В. Здоровьесберегающая деятельность школы: Мониторинг эффективности. / Ю.В. Науменко. - М. : Планета, 2011. – 173 с.
  12. Подвижные игры : 1–4 классы. / авт.-сост. А. Ю. Патрикеев. – М. : ВАКО, 2008. – 152 с.
  13. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. / Н.К. Смирнов. - М.: АРТИ, 2008. - 109 с.

Цифровые образовательные ресурсы:

http://school-collection.edu.ru/

Клуб здоровья и долголетия http://www.100let.net/index.htm

Оборудование:

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор

Доска магнитно-маркерная антибликовым покрытием

Календарно-тематическое планирование

Раздел

Тема

Кол-во часов

Характеристика деятельности обучающихся

Игры, задания, упражнения

Раздел 1. «Культура здоровья»

1

Вводная беседа.

1

Называть основные условия, влияющие на здоровье человека.

Соблюдать элементарные правила личной гигиены. Использовать знания о средствах гигиены, выбирать подходящие средства гигиены.

Развивать гигиенические навыки, связанные с уходом за собственным телом.

Объяснять важность регулярного ухода за зубами.

Обосновывать необходимость ведения здорового образа жизни.

Называть основные компоненты режима дня.

Развивать навыки планирования своей деятельности в течение дня.

Выполнение гимнастических упражнений для формирования правильной осанки.

Использовать информационные ресурсы для подготовки листовок и буклетов.

Диаграмма здоровья.

Творческое задание «Планируем день». Сон – лучшее лекарство.

Игровой проект «Советуем литературному герою».

Творческое задание «Мой выходной день».

Викторина «Гигиена».

Исследование «Почему нужно чистить зубы».

Разработка и оформление памятки «Как сохранить улыбку красивой».

Игра «Алфавит» (подбирать слова по теме «Осанка»).

2

Режим дня

1

3

Где чистота, там здоровье!

1

4

Зрение – дар бесценный.

1

5

Секрет голливудской улыбки.

1

6-7

Сохранить осанку – сберечь здоровье.

2

Раздел 2. Питание

8-10

Питание и здоровье школьника.

3

Обосновывать значение завтрака как обязательной составляющей ежедневного рациона питания.

Соблюдать режим питания, обосновывать его важность. Объяснять пользу и значение различных продуктов питания и витаминов в жизни человека.

Расширять знания о кулинарии.

Развивать умения работать в команде, взаимодействовать со сверстниками.

Исследование «Почему нужен завтрак». Творческий проект «Классный завтрак». «Кулинарная эстафета».

Игра «Кулинарные посиделки».

Тест «Знаешь ли ты витамины?»

Составление кроссвордов о витаминах «Веселая минутка».

11

Кулинарный поединок.

1

12-13

Мои друзья – витамины.

2

Раздел 3. Физическая активность

14-16

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

3

Проявлять интерес к различным видам спортивных занятий.

Расширять знания о видах спортивных занятий, о различных видах подвижных игр. Развивать навыки работы в команде, интерес к различным видам спортивных занятий. Использовать возможности коллективной деятельности.

Спортивный квест.

Творческий проект «Игротека». Исследовательский проект «Движение и здоровье».

Эстафета здоровья.

Тест «Достаточно ли ты двигаешься?»

Спортивные подвижные игры, физкультминутки.

17-19

Движение – основа здоровья.

3

20-22

Выбирая спорт – выбираем здоровье

3

Раздел 4. «Путь к себе»

23-25

Почему вредной привычке ты скажешь: « Нет!»

3

Называть особенности влияния вредных привычек на здоровье подростка.

Развивать навыки обучающихся к выработке нравственной позиции по отношению к вредным привычкам.

Освоить способы сопротивления негативному давлению со стороны окружающих.

Усвоение основных правил оказания первой помощи пострадавшим.

Расширять знания обучающихся о составе домашней аптечке и ее назначении.

Тренинг «Привычки и воля».

Сказка «Репка» о вредных привычках Игровая программа «Безопасное колесо».

Подготовка и презентация буклетов и листовок «Вредные привычки».

Встреча с врачом наркологом.

Экскурсия в аптеку.

26-27

Гаджеты и их влияние на наше здоровье.

2

28-29

Интернет в нашей жизни.

2

30-31

Общие правила оказания первой медицинской  помощи

2

32

Безопасное хранение и обращение с лекарственными средствами. Домашняя аптечка.

1

Раздел 5. «Здоровье – это жизнь!»

33

«Если хочешь быть здоров»: обобщающее занятие в форме «Своя игра».

1

Популяризовать научные знания по курсу за год.

Активизировать самостоятельную деятельность в вопросах формирования здорового образа жизни.

Развивать навыки работы в команде.

Расширять знания о различных видах подвижных игр.

Своя игра «Если хочешь быть здоровым»

Веселые старты,

Спортивные игры.

Викторина «Спорт в нашей жизни»

34

День здоровья – «Моё здоровье – в моих руках».

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Путешествие в страну Геометрию"

Геометрия полна приключений, потому что за каждой задачей скрывается приключение мысли....

УМК "Школа здоровья" программа внеурочно деятельности "Дневник здоровья 3 класс"

Разработка занятия по теме "Безопасная дорога" с использованием "Дневника здоровья" для учащихся 3 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие в страну Геометрию"

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Путешествие в страну Геометрию" для обучающихся 5, 6 классов...

Программа внеурочной деятельности "Путешествие в страну Геометрию"

Программа внеурочной деятельности базируется на системно-деятельностном подходе, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, компетенций и видов деят...

Рабочая программа внеурочной деятельности (ФГОС) «Здоровому всё здорово!»

Пояснительная записка и тематическое планирование внеурочной деятельности....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Путешествие по стране изучаемого языка» Класс: 5

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Путешествие по стране изучаемого языка»Класс: 5...

Программа внеурочной деятельности "Гид по странам мира"

Практическую значимость данного курса можно определить как подготовку учащихся к эффективной творческой самореализации в условиях современного поликультурного пространства – через диалог российс...