Программа внеурочной деятельности "Здоровый я - здоровая страна"
рабочая программа (6 класс) на тему
Программа формирования здорового и безопасного образа жизни — комплексная программа формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovyy_ya_-_zdorovaya_strana.doc | 151.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
«Здоровый я – здоровая страна»
Выполнили: учитель математики
БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1» Минобразования Чувашии
Надузьева Светлана Владимировна
учитель русского языка и чтения
БОУ «Чебоксарская общеобразовательная
школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1» Минобразования Чувашии
Айдарова Светлана Николаевна
Содержание
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Содержание программы | 6 |
3. | Тематическое планирование | 7 |
4. | Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Здоровый я – здоровая страна» | 11 |
5. | Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения | 12 |
6. | Календарно-тематическое планирование | 14 |
Пояснительная записка
Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.
Главная особенность здоровьесберегающего воспитания – это формирование мотивационной сферы обучающихся, т.е. поведенческих реакций, направленных на укрепление собственного здоровья, которая в дальнейшем должна доминировать в поведении, стремлении вести здоровый образ жизни, накапливать здоровьесберегающий потенциал.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для 6 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (в ред. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа формирования здорового и безопасного образа жизни — комплексная программа формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.
Актуальность данной программы: Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Одной из современных задач педагога является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить обучающимся возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни.
Цель программы: формировать понятие здоровье в его различных аспектах, осознание обучающимися ценности здоровья, как в личном, так и общественном плане, выработать умения принимать самостоятельные решения, противостоять давлению среды.
Задачи:
Обучающие:
- Обучить учащихся приёмам по профилактике простудных заболеваний.
- Научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье.
- Сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах.
- Формировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня.
Развивающие:
- Развивать интерес к подвижным играм, к участию в спортивных соревнованиях, эстафетах.
- Способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни.
- Формировать потребность в движении у младших школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления.
- Развивать интерес к подвижным играм, к участию в спортивных соревнованиях, эстафетах.
Воспитывающие:
- Воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.
- Воспитывать командный спортивный интерес.
База исследования: БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1 Минобразования Чувашии».
Объектом исследования является внеурочная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровый я – здоровая страна» в 6 классах.
Практическая значимость. Данная программа может быть применена педагогами, классными руководителями общеобразовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание программы
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровый я – здоровая страна» предназначена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 6 классов. Все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) всего 34 недели. Состоит из 5 разделов: «Культура здоровья», «Питание». «Физическая активность», «Путь к себе». «Здоровье – это жизнь». На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы обучающимися.
Формы работы: Групповая работа. Работа в парах (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии).
Фронтальная работа – это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.
Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания, выполнение санитарно-гигиенических требований.
Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических средств (аудио- и видеотехники), наглядных пособий (таблиц, схем, фотографий и др.).
Методы работы: репродуктивный – (беседа, вопросы, тесты, анкетирование), проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Тематическое планирование
Раздел 1. «Культура здоровья»
Тема 1. Введение. Что такое здоровье.
Понятие здоровья. Умение выбирать между полезными и вредными привычками. Стремление приобретать полезные привычки.
Тема 2. Режим дня.
Понятие о режиме дня. Компоненты режима дня. Правила составления распорядка дня. Утренняя гигиеническая гимнастика. Составление комплекса утренней гимнастики. Средства и формы активного отдыха.
Тема 3. Где чистота, там здоровье!
Формировать у детей, представление о значимости чистоты в повседневной жизни для здоровья человека. Воспитание навыков мытья рук, пользования носовым платком, опрятности в одежде.
Тема 4. Зрение – дар бесценный.
Как устроен наш орган зрения. Зрительные функции. Значение зрения. Гимнастика для глаз.
Тема 5. Секрет голливудской улыбки.
Привитие навыков личной гигиены, привычки правильного ухода за зубами, знакомство с основными правилами ухода за зубами.
Тема 6. Сохранить осанку – сберечь здоровье.
Что такое осанка? Показатели нормальной осанки. Нарушение осанки. Предупреждение нарушений осанки. Гигиена осанки. Физические упражнения, спортивные и подвижные игры, гимнастика для формирования правильной осанки.
Раздел 2. Питание
Тема 7. Питание и здоровье школьника.
Понятие о рациональном питании. Правила рационального питания. Роль и место растительных продуктов в питании человека. Профилактика болезней, связанных с неправильным питанием. Взаимосвязь питания и здоровья. Проведение круглого стола «Питание и здоровье».
Тема 8. Кулинарный поединок.
Конкурс на приготовление блюд из определенного набора продуктов.
Тема 9. Мои друзья – витамины.
Познакомить обучающихся с витаминами, объяснить их значение для организма человека, рассказать в каких продуктах содержатся те или иные витамины. Сформировать полное представление о правильном питании, о его влиянии на здоровье организма.
Раздел 3. Физическая активность
Тема 10. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.
Формировать представления о взаимосвязи здоровья человека с природными и погодными явлениями. Закрепить знания обучающихся о значении солнца, света, чистого воздуха и воды и об их влиянии на жизнь и здоровье человека. Разучивание пословиц и поговорок. Оздоровительная минутка.
Тема 11. Движение – основа здоровья.
Развивать знания обучающихся о двигательной активности. О влиянии физкультуры и факторов укрепления здоровья на организм человека. Факторы, укрепляющие здоровье: утренняя гимнастика, оздоровительная ходьба и бег, закаливание, естественные факторы природы, массаж.
Тема 12. Выбирая спорт – выбираем здоровье.
Физическая культура – источник здоровья. Влияние физических упражнений на организм человека. Двигательные качества: гибкость, сила, ловкость, быстрота, выносливость.
Раздел 4. «Путь к себе»
Тема 13. Почему вредной привычке ты скажешь: « Нет!».
Формировать у обучающихся отрицательное отношение к вредным привычкам, способствовать пониманию и осознанию влияния вредных привычек на будущее человека, воспитывать активную гражданскую позицию обучающихся.
Тема 14. Гаджеты и их влияние на наше здоровье.
Ознакомить обучающихся с проблемами, возникшими в связи с широким использованием современных гаджетов: интернет-зависимость, депрессия от пользования социальными сетями, зависимость от онлайн-игр, ухудшение зрения, нарушение сна.
Тема 15. Интернет в нашей жизни.
Формировать информационную культуру школьников, представления о пользе и вреде Интернета.
Дать обучающимся знания о локальной сети Интернет, учить рассуждать по теме «Интернет: друг или враг», учить делать выводы о негативных и позитивных сторонах виртуальной жизни, изучать и применять правила безопасности при работе в сети Интернет.
Тема 16. Общие правила оказания первой медицинской помощи.
Обеспечить усвоение основных правил оказания первой помощи пострадавшим. Познакомить через беседу с общими рекомендациями по оказанию первой помощи при травмах и несчастных случаях.
Тема 17. Безопасное хранение и обращение с лекарственными средствами. Домашняя аптечка.
Формировать знания о составе, назначении домашней аптечки, о способах хранения аптечки, о видах лекарств. Формировать умения определять сроки годности лекарств, укладывать лекарства в аптечку. Воспитывать умение составлять домашнюю аптечку. Экскурсия в аптеку.
Раздел 5. «Здоровье – это жизнь!»
Тема 18 «Если хочешь быть здоров»: обобщающее занятие в форме «Своя игра».
Закрепление у обучающихся представлений о здоровье, как о важнейшей составляющей человеческого благополучия и о здоровом образе жизни как способе сохранения и укрепления здоровья.
Тема 19 День здоровья – «Моё здоровье – в моих руках».
Пропаганда здорового образа жизни. Укрепление здоровья обучающихся. Развивать творческую активность, воспитывать трудолюбие, привычку к систематическим занятиям физической культуры, чувства долга и ответственности за товарищей и себя.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Здоровый я – здоровая страна»
- Потребность в занятиях физической культурой и спортом
- Негативное отношение к факторам риска здоровью (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания).
- Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей.
- Установка на здоровый образ жизни и реализация ее в реальном поведении и поступках.
- Стремление заботиться о своем здоровье.
- Готовность противостоять вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ.
- Готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.
- Овладение умениями ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
- Антропова М. В., Манке Г. Г., Бородкина Г.В. и др. Факторы риска и состояние здоровья учащихся. // Здравоохранение Российской Федерации. - 2009. - № 3. С.53.
- Баранов А. А., Матвеева Н. А. Здоровье школьников: пути его укрепления. / А. А. Баранов и др. – Красноярск : Изд-во Красноярск. ун-та, 2009. - 231 с.
- Быкова Н. Г. Формирование культуры здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении «открытого типа»: Дис. канд. пед. наук. - Ставрополь, 2012.-182 с.
- Воронецкая Л. Н., Попок Е. А. Здоровый я – здоровая страна. / Л.Н. Воронецкая. – Минск : Крассико-Принт, 2008, - 123 с.
- Дзапарова Н. К. К вопросу о здоровьесберегающем образовании младших школьников // Высшее образование сегодня. - № 9, 2009.- С.64.
- Евсеева О. Л. Валеологический праздник «День здоровья». - // Завуч в начальной школе, 2011. - №3. - С.85.
- Ишухина Е. В. Формирование здорового образа жизни младших школьников: Дис. канд. пед.наук: - Шуя, 2010. - 171 с
- Как сохранить здоровье школьников : игры, классные часы, родительские собрания. / авт.-сост. О.Н. Рудякова.- Волгоград: Учитель, 2008. – 193 с.
- Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе : 1-4 классы. / В. И. Ковалько. - М. : ВАКО 2004, - 296 с.
- Лукьяненко В. П. Формирование здорового образа жизни : физическая культура в школе. / В.П. Лукьяенко. - М. : Просвещение, 2012 - 99 с.
- Науменко Ю. В. Здоровьесберегающая деятельность школы: Мониторинг эффективности. / Ю.В. Науменко. - М. : Планета, 2011. – 173 с.
- Подвижные игры : 1–4 классы. / авт.-сост. А. Ю. Патрикеев. – М. : ВАКО, 2008. – 152 с.
- Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. / Н.К. Смирнов. - М.: АРТИ, 2008. - 109 с.
Цифровые образовательные ресурсы:
http://school-collection.edu.ru/
Клуб здоровья и долголетия http://www.100let.net/index.htm
Оборудование:
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Доска магнитно-маркерная антибликовым покрытием
Календарно-тематическое планирование
№ | Раздел Тема | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающихся | Игры, задания, упражнения |
Раздел 1. «Культура здоровья» | ||||
1 | Вводная беседа. | 1 | Называть основные условия, влияющие на здоровье человека. Соблюдать элементарные правила личной гигиены. Использовать знания о средствах гигиены, выбирать подходящие средства гигиены. Развивать гигиенические навыки, связанные с уходом за собственным телом. Объяснять важность регулярного ухода за зубами. Обосновывать необходимость ведения здорового образа жизни. Называть основные компоненты режима дня. Развивать навыки планирования своей деятельности в течение дня. Выполнение гимнастических упражнений для формирования правильной осанки. Использовать информационные ресурсы для подготовки листовок и буклетов. | Диаграмма здоровья. Творческое задание «Планируем день». Сон – лучшее лекарство. Игровой проект «Советуем литературному герою». Творческое задание «Мой выходной день». Викторина «Гигиена». Исследование «Почему нужно чистить зубы». Разработка и оформление памятки «Как сохранить улыбку красивой». Игра «Алфавит» (подбирать слова по теме «Осанка»). |
2 | Режим дня | 1 | ||
3 | Где чистота, там здоровье! | 1 | ||
4 | Зрение – дар бесценный. | 1 | ||
5 | Секрет голливудской улыбки. | 1 | ||
6-7 | Сохранить осанку – сберечь здоровье. | 2 | ||
Раздел 2. Питание | ||||
8-10 | Питание и здоровье школьника. | 3 | Обосновывать значение завтрака как обязательной составляющей ежедневного рациона питания. Соблюдать режим питания, обосновывать его важность. Объяснять пользу и значение различных продуктов питания и витаминов в жизни человека. Расширять знания о кулинарии. Развивать умения работать в команде, взаимодействовать со сверстниками. | Исследование «Почему нужен завтрак». Творческий проект «Классный завтрак». «Кулинарная эстафета». Игра «Кулинарные посиделки». Тест «Знаешь ли ты витамины?» Составление кроссвордов о витаминах «Веселая минутка». |
11 | Кулинарный поединок. | 1 | ||
12-13 | Мои друзья – витамины. | 2 | ||
Раздел 3. Физическая активность | ||||
14-16 | Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. | 3 | Проявлять интерес к различным видам спортивных занятий. Расширять знания о видах спортивных занятий, о различных видах подвижных игр. Развивать навыки работы в команде, интерес к различным видам спортивных занятий. Использовать возможности коллективной деятельности. | Спортивный квест. Творческий проект «Игротека». Исследовательский проект «Движение и здоровье». Эстафета здоровья. Тест «Достаточно ли ты двигаешься?» Спортивные подвижные игры, физкультминутки. |
17-19 | Движение – основа здоровья. | 3 | ||
20-22 | Выбирая спорт – выбираем здоровье | 3 | ||
Раздел 4. «Путь к себе» | ||||
23-25 | Почему вредной привычке ты скажешь: « Нет!» | 3 | Называть особенности влияния вредных привычек на здоровье подростка. Развивать навыки обучающихся к выработке нравственной позиции по отношению к вредным привычкам. Освоить способы сопротивления негативному давлению со стороны окружающих. Усвоение основных правил оказания первой помощи пострадавшим. Расширять знания обучающихся о составе домашней аптечке и ее назначении. | Тренинг «Привычки и воля». Сказка «Репка» о вредных привычках Игровая программа «Безопасное колесо». Подготовка и презентация буклетов и листовок «Вредные привычки». Встреча с врачом наркологом. Экскурсия в аптеку. |
26-27 | Гаджеты и их влияние на наше здоровье. | 2 | ||
28-29 | Интернет в нашей жизни. | 2 | ||
30-31 | Общие правила оказания первой медицинской помощи | 2 | ||
32 | Безопасное хранение и обращение с лекарственными средствами. Домашняя аптечка. | 1 | ||
Раздел 5. «Здоровье – это жизнь!» | ||||
33 | «Если хочешь быть здоров»: обобщающее занятие в форме «Своя игра». | 1 | Популяризовать научные знания по курсу за год. Активизировать самостоятельную деятельность в вопросах формирования здорового образа жизни. Развивать навыки работы в команде. Расширять знания о различных видах подвижных игр. | Своя игра «Если хочешь быть здоровым» Веселые старты, Спортивные игры. Викторина «Спорт в нашей жизни» |
34 | День здоровья – «Моё здоровье – в моих руках». | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Путешествие в страну Геометрию"
Геометрия полна приключений, потому что за каждой задачей скрывается приключение мысли....
УМК "Школа здоровья" программа внеурочно деятельности "Дневник здоровья 3 класс"
Разработка занятия по теме "Безопасная дорога" с использованием "Дневника здоровья" для учащихся 3 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие в страну Геометрию"
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Путешествие в страну Геометрию" для обучающихся 5, 6 классов...
Программа внеурочной деятельности "Путешествие в страну Геометрию"
Программа внеурочной деятельности базируется на системно-деятельностном подходе, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, компетенций и видов деят...
Рабочая программа внеурочной деятельности (ФГОС) «Здоровому всё здорово!»
Пояснительная записка и тематическое планирование внеурочной деятельности....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Путешествие по стране изучаемого языка» Класс: 5
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Путешествие по стране изучаемого языка»Класс: 5...
Программа внеурочной деятельности "Гид по странам мира"
Практическую значимость данного курса можно определить как подготовку учащихся к эффективной творческой самореализации в условиях современного поликультурного пространства – через диалог российс...