Программа внеурочной деятельности "Путешествие в страну Геометрию"
рабочая программа по математике (5 класс) по теме
Программа внеурочной деятельности базируется на системно-деятельностном подходе, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, компетенций и видов деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_stranu_geometriyu.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГЕОМЕТРИЮ
Классы 5
Направление: общеинтеллектуальное
Программу разработала
учитель математики
Майонова Галина Петровна
Сызрань, 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Геометрия полна приключений, потому что за каждой задачей скрывается
приключение мысли.
Решить задачу – это значит пережить
приключение.
В. Произволов
В концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников представлен современный национальный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, сознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности учащихся, в которых решение задач воспитания достигается более успешно. Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для неформального общения учащихся, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность.
Основными документами, на основании которых составлена программа по внеурочной деятельности «Путешествие в страну Геометрию», являются:
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
- Постановление от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
- Основная образовательная программа ГБОУ СОШ № 12.
- Локальные акты ГБОУ СОШ № 12, обеспечивающие реализацию внеурочной деятельности в рамках федерального образовательного стандарта.
Использованы методические пособия:
- Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М. – Просвещение, 2010. – 159 с. – (Стандарты второго поколения).
Данная программа базируется на системно-деятельностном подходе, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Программа внеурочной деятельности «Путешествие в страну Геометрию» предназначена на учащихся 5 классов и направлена на формирование методологических качеств учащихся (умение поставить цель и организовать ее достижение), а также креативных качеств (гибкость ума, критичность, наличие своего мнения) и коммуникативных качеств (взаимодействие с другими людьми, с объектами окружающего мира).
Актуальность данной программы обусловлена ее методологической значимостью: пятиклассники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности и пространственное воображение. Знания и умения, необходимые для развития интеллекта и пространственного мышления, могут стать основой для организации научно-исследовательской деятельности.
Необходимым условием реализации данной программы является стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать, ИКТ-компетенции, а также совершенствовать у детей навыки отстаивания собственной позиции по определенному вопросу.
Цели: развитие пространственного воображения и логического мышления с помощью ознакомления со свойствами геометрических фигур; формирование информационной геометрической грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.
Задачи:
- Усвоение геометрической терминологии и символики.
- Сравнение и измерение геометрических величин.
- Осмысленное запоминание и воспроизведение определений и свойств геометрических фигур и отношений.
- Наблюдение геометрических фигур в окружающих предметах.
- Приобретение навыков работы с различными чертежными инструментами.
- Развитие познавательного интереса.
- Содействие воспитанию активности личности, культуры общения.
Форма организации: кружок для учащихся 5 классов.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение года. Всего – 34 часа.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникативные, здоровьесбережения.
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- доброжелательный психологический климат на занятиях;
- личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
- подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
- оптимальное сочетание форм деятельности;
- преемственность, каждая новая тема логически связана с предыдущей;
- доступность.
Сроки реализации программы: 1 год.
Особенности возрастной группы детей. Программа учитывает возрастные особенности пятиклассников и поэтому организацию подвижной деятельности учащихся, которая усиливает умственную работу. С этой целью в занятия включены подвижные математические игры, физкультминутки, занятия на свежем воздухе. При организации учебного процесса надо обращать внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Все вопросы и задания рассчитаны
на работу обучающихся на занятии. Для эффективности работы внеурочной
деятельности желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Планируемые результаты освоения программы: формирование универсальных учебных действий, опыт проектной деятельности, навыки работы с информацией.
Личностные результаты:
- готовность и способность учащихся к саморазвитию;
- мотивация деятельности;
- самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные результаты:
- развитие умений находить в различных источниках информацию и представлять ее в понятной форме;
- формирование умения видеть геометрическую задачу в окружающей жизни;
- развитие умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
- овладение геометрическим языком;
- развитие пространственных представлений;
- приобретение навыков геометрических построений;
- усвоение элементарных знаний о плоских фигурах и их свойствах;
- развитие умения применять систематические знания для решения простейших геометрических задач;
- формирование умения изображать геометрические фигуры на бумаге.
Реализация программы способствует достижению следующих результатов:
- В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы умения оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; умения самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения.
- В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладеют всеми типами учебных действий посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
- В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся результативно мыслить и работать с информацией в современном мире (пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации).
- В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся планировать и координировать совместную деятельность (взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками).
- Продолжение формирования ИКТ-компетентности учащихся.
Основными формами, методами при оценивании достижений планируемых результатов являются: проекты, практические и творческие работы; лабораторные работы; результаты достижений учащихся с оформлением на стенде; создание портфолио.
Содержание программы
Вводное занятие.
Организационные вопросы. Правила техники безопасности на занятиях. Цели и задачи. Инструменты, необходимые для работы. Планируемые результаты.
Геометрические фигуры на плоскости.
История возникновения и развития геометрии. Измерительные и чертежные инструменты. Простейшие геометрические фигуры: точка, прямая, плоскость. Окружность и ее элементы: центр, радиус, диаметр, хорда. Виды углов, их обозначение, классификация, способы построения. Биссектриса угла и ее свойство. Треугольник и его элементы. Классификация треугольников по углам и сторонам. Неравенство треугольника.
Основные задачи на построение с помощью циркуля, линейки и транспортира.
Выполнение тематических лабораторных работ:
- Измерение и построение углов.
- Построение параллельных и перпендикулярных прямых.
- Вычисление площади треугольника.
Занимательная геометрия.
Решение занимательных геометрических задач: задачи на вычерчивание и разрезание (игра-головоломка «Танграм»). Изготовление простейших многогранников (прямоугольный параллелепипед, куб). Понятие «орнамент», «бордюр». Выполнение орнаментов и бордюров.
Геометрия вокруг нас.
Проектно-исследовательская деятельность. Защита творческих заданий, проектов. Выпуск газеты. Участие во внеклассных мероприятиях предметной недели.
Тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема учебного занятия | Всего часов | Содержание деятельности | ||
по плану | по факту | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |||
2 | Точка, отрезок, луч, прямая, плоскость | 1 | 1 | |||
3 | Окружность. Круг | 1 | 1 | |||
4 | Виды углов | 1 | 1 | |||
5 | Измерение и построение углов | 1 | 1 | |||
6 | Биссектриса угла | 1 | 1 | |||
7 | Лабораторная работа № 1 | 1 | 1 | |||
8 | Лабораторная работа № 2 | 1 | 1 | |||
9 | Треугольники | 2 | 2 | |||
10 | Площадь треугольника | 1 | 1 | |||
11 | Лабораторная работа № 3 | 1 | 1 | |||
12 | Решение занимательных геометрических задач | 4 | 1 | 3 | ||
13 | Орнамент и бордюр | 3 | 1 | 2 | ||
14 | Изготовление простейших многогранников | 3 | 1 | 2 | ||
15 | Геометрия вокруг нас | 10 | 2 | 8 | ||
16 | Геометрия вокруг нас (парковое занятие) | 2 | 2 | |||
Итого | 34 | 14 | 20 |
Примерный список проектов учащихся:
- История возникновения геометрии.
- Биографии великих геометров.
- Геометрические сказки.
- Геометрия и народное художественное ремесло.
- Геометрия в архитектуре.
Оборудование.
- Набор геометрических фигур.
- Компьютер, мультимедиапроектор, магнитофон.
- Подборка дидактического раздаточного материала к каждому занятию
- Подборка ЦОР.
- Плакаты с игровыми ситуациями.
Литература
- Виват, математика! Занимательные задания и упражнения. 5 класс / авт.-сост. Н. Е. Кордина. – Волгоград: Учитель, 2014.
- Гарднер М. Математические чудеса и тайны. Математические фокусы и головоломки / М. Гарднер, под ред. Г. Е. Шилова. – М.: Наука, 1978.
- Горский В. А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В. А. Горский и др.; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
- Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
- Ерина Т. М. Рабочая тетрадь по математике. Часть 1, 2 к учебнику И. И. Зубаревой, А. Г. Мордковича. 5 класс. М: Экзамен, 2016.
- Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учрежд. / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. М.: Мнемозина, 2014.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2011, - 48 с. – (Стандарты второго поколения).
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система занятий: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М.: – Просвещение, 201-. – 159 с. – (Стандарты второго поколения).
- Шарыгин И. Ф. Наглядная геометрия. 5-6 классы: пособие для общеобразоват. учрежд. / И. Ф. Шарыгин, Л. Н. Ерганжиева. – М.: Дрофа, 2010.
Интернет-ресурсы.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. / Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog. aspx?CatalogId=2588
- Григорьев Д. В. Методический конструктор внеурочной деятельности школьников / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – Режим доступа: http:// www.tiuu.ru/content/pages/228.htm
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: www.school-collection.edu.ru
- Физкультпаузы на уроках и дома. – Режим доступа: http://www.trud-prk.narod.ru/p59aal.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "По странам и континентам"
Рабочая программа внеурочной деятельности "По странам и континентам" для 5 класса. Рассчитана на 34 часа/год....
Рабочая программа внеурочной деятельности "По странам и континентам" 5 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности предназначена для учащихся 5 классов. рассчитана на 68 учебных часов....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школьная страна". 5–6-е классы.
Формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие....
Программа внеурочной деятельности "Волшебный мир геометрии"
Программа внеурочной деятельности для учащихся 5 класса по математике "Волшебный мир геометрии".Программа предусматривает использование современных образовательных технологий: технологии про...
Программа внеурочной деятельности "По странам и континентам"
Программа предназначена для обучающихся 7 классов. Данная программа реализуется на основе курса физической географии « По материкам и океанам». . На изучение программы отводиться...
Программа внеурочной деятельности «Удивительный мир геометрии»
Данный курс способствует развитию логического мышления, стимулирует обучающихся к самостоятельному применению и пополнению своих знаний через содержание курса, стимулирует самостоятельность и сп...