Рабочая программа курса внеурочной деятельности "С любовью к городу"
рабочая программа по географии
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "С любовью к городу"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности
«С любовью к городу!»
направлена на достижение конкретных результатов:
-освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности;
-овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Личностные УУД:
- самоопределение:
- мотивация учения;
- осознание себя частью нашего города, нашей страны;
- ведение здорового образа жизни и приобретение навыка самостоятельного физического совершенствования;
- смыслообразования:
- убежденность и активность в пропаганде бережного отношения к окружающей среде, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
- самостоятельность в принятии правильного решения;
- нравственно-этического оценивания:
- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор;
- внимательность и вежливость во взаимоотношениях с окружающими.
Предметные УУД:
- создание условий для успешной адаптации в школе, класса;
- создание у детей представления о ценности природы и необходимости бережного отношения к ней;
- сформированность важнейших учебных умений и действий.
Метапредметные УУД:
- познавательные: формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации, моделирование;
анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
- коммуникативные УУД:
- планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия);
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов;
- управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли;
- регулятивные УУД:
- планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий);
- контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона);
- коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта);
- оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения);
- волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).
II. Содержание программы
Введение: особенности цивилизации XXI века.
Экологические кризисы в истории цивилизации. Мировоззренческие истоки экологической проблемы. Сценарий будущего - устойчивое развитие цивилизации. Концепция устойчивого развития. Игровое занятие по выработке навыков эффективной работы в команде.
Москва - мой древний и любимый город.
Введение понятий «город», «городская агломерация», «мегаполис», «градообразующая функция города». Становление Москвы как города с XI по XXI вв. Характеристика экономикогеографического положения столицы, оценка «правильности» выбора места строительства. Территория и границы Москвы в различные исторические эпохи. Население, его хозяйство, традиции. Изменение функций города. Архитектура и использование природного ландшафта в строительстве Москвы. Восприятие города: личностное, через произведения литературы и искусства. Культурно-историческая среда города, её сохранение. Основные виды воздействия города на окружающую природную среду.
Природные и социально-экономические факторы формирования городской среды.
Городская среда. Законы оптимального развития города. Характеристика компонентов городской среды. Особенности геологической среды города Москвы: понятия «геологическая среда», «рельеф города». Геологическое строение Москвы. Ветровой режим города. Осадки, грозы, градобития, влажность, мутность атмосферы, уменьшение солнечной радиации, кислотные дожди. Основные загрязняющие вещества: диоксиды азота, оксиды углерода, оксиды серы, диоксины, бензапирен. Основные источники загрязняющих веществ атмосферы: автотранспорт, промышленные и коммунально-бытовые предприятия, предприятия энергетического комплекса. Способы снижения поступления загрязнений в городскую среду.
Водные ресурсы Москвы (реки, озёра, водохранилища, канал им. Москвы, подземные воды, пруды). Значение рек в развитии города. Основные виды загрязнения вод. Общая площадь озелененных территорий в Москве. Растительный покров Москвы в прошлом. Основные растительные сообщества города (Лосиный остров, Битцевский, Измайловский лес, Серебряный Бор, лесопарк Кузьминки, Сетунь, Петровско-Разумовское, фрагменты суходольных пойменных лугов, болота). Состав городской флоры (местные, интродуцированные, занесённые). Растительность городских пустырей. Озеленение улиц, домов, кварталов. Экологические, санитарно-оздоровительные функции городских зеленых насаждений (насыщение атмосферы кислородом, фитонцидами, влияние на влажность и температуру воздуха города, роль поглотителей выбросов: пыль, аэрозоли, газы, тяжёлые металлы; эстетическая роль, фитодизайн). Состояние зеленых насаждений города: влияние застройки, рекреационный пресс в городах, выбросы, сбросы городской среды, автотранспорт, загрязнение почв, бытовые отходы.
Рекомендуемые породы деревьев и кустарников для городских посадок. Городские службы озеленения. Растительность как индикатор качества городской среды. Меры по восстановлению и охране растительности города.
Состав фауны города Москвы. Распределение животных в связи со структурой города. Городские представители (виды - синантропы).
Обитатели лесопарковых зон. Животные городских водоёмов. Зоопарки. Роль зеленых коридоров в расселении животных. Санитарно-эпидемиологическое значение городской фауны (вороны, крысы, тараканы, мухи, комары, бездомные собаки, кошки). Службы по контролю численности этих видов, мероприятия по их снижению. Возможности охраны видового разнообразия и помощи животным в городе. Функциональная и планировочная структура города (зональность): селитебная, промышленная, транспортная, коммунально-складская, рекреационная, лесозащитные полосы. Исторический центр - основа планировочного каркаса города.
Управление городской средой
Городские власти. Административно-территориальное деление Москвы: город - округ - район. Энергетика и транспорт как системы жизнеобеспечения горожан. Водоснабжение населения. Качество питьевой воды.
Москва в будущем мире
Москва на пути к культуре мира (многонациональность, многоконфессиональность). Понятие «толерантность».
Экологический мониторинг.
Основы экологического мониторинга. Основные цели экологического мониторинга. Виды и задачи. История возникновения экологического мониторинга. Атмосфера. Исследование состояния атмосферы. Оценка экологического состояния воздушной среды района учебы и проживания. Экологический мониторинг водных объектов. Методики предварительного обследования водоёма: визуальное наблюдение водоёма и описание его вида, описание растительности вокруг водоёма и в нём самом - наземное, прибрежно-водное и акватории водоёма, наличие антропогенного мусора.
Формы и виды деятельности
- просмотр мультфильмов, кинофильмов;
- заочные путешествия;
- посещение выставочных залов и музеев;
- походы в театр;
- конкурсы, викторины;
- посещение библиотек;
- участие в социальных акциях;
- создание и реализация социальных и творческих проектов;
- праздники.
III. Тематическое планирование
№ п/п | Название тематического модуля | Количество часов |
1 | Особенности цивилизации XXI в. | 3 |
2 | Москва - мой древний и любимый город | 3 |
3 | Природные и социальные факторы формирования городской среды | 10 |
4 | Управление городской средой | 7 |
5 | Москва в будущем мире | 3 |
6 | Экологический мониторинг | 7 |
7 | Резерв | 2 |
Итого | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Оригами"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Оригами"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности социального - эмоционального направления «Азбука города» для обучающихся 1-9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программакурса внеурочной деятельностисоциального - эмоционального направления«Азбука города»для обучающихся 1-9 классовс умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям...

Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности "С любовью к городу"
Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности "С любовью к городу"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «История искусства» Основной общеобразовательной программы основного общего образования (срок реализации – 35 часов)
Программакурса Внеурочной деятельности"История искусства "10 класс Основной общеобразовательной программы основного общего образования( срок реализации35 часов)....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный, факультативный курс) «Теория и практика литературы», по предмету «Литература»
Программа внеурочной деятельности...