Рабочая программа курса внеурочной деятельности "С любовью к городу"
рабочая программа по географии

Сухова Елена Геннадьевна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "С любовью к городу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_vud_slyubovyu_k_gorodu.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности

«С любовью к городу!»

направлена на достижение конкретных результатов:

-освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности;

-овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Личностные УУД:

  1. самоопределение:
  • мотивация учения;
  • осознание себя частью нашего города, нашей страны;
  • ведение здорового образа жизни и приобретение навыка самостоятельного физического совершенствования;
  1. смыслообразования:
  • убежденность и активность в пропаганде бережного отношения к окружающей среде, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
  • самостоятельность в принятии правильного решения;
  1. нравственно-этического оценивания:
  • оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор;
  • внимательность и вежливость во взаимоотношениях с окружающими.

Предметные УУД:

  • создание условий для успешной адаптации в школе, класса;
  • создание у детей представления о ценности природы и необходимости бережного отношения к ней;
  • сформированность важнейших учебных умений и действий.

Метапредметные УУД:

  1. познавательные: формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации, моделирование;

анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

  1. коммуникативные УУД:
  • планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия);
  • инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов;
  • управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли;
  1. регулятивные УУД:
  • планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий);
  • контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона);
  • коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта);
  • оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения);
  • волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).

II. Содержание программы

Введение: особенности цивилизации XXI века.

Экологические кризисы в истории цивилизации. Мировоззренческие истоки экологической проблемы. Сценарий будущего - устойчивое развитие цивилизации. Концепция устойчивого развития. Игровое занятие по выработке навыков эффективной работы в команде.

Москва - мой древний и любимый город.

Введение понятий «город», «городская агломерация», «мегаполис», «градообразующая функция города». Становление Москвы как города с XI по XXI вв. Характеристика экономикогеографического положения столицы, оценка «правильности» выбора места строительства. Территория и границы Москвы в различные исторические эпохи. Население, его хозяйство, традиции. Изменение функций города. Архитектура и использование природного ландшафта в строительстве Москвы. Восприятие города: личностное, через произведения литературы и искусства. Культурно-историческая среда города, её сохранение. Основные виды воздействия города на окружающую природную среду.

Природные и социально-экономические факторы формирования городской среды.

Городская среда. Законы оптимального развития города. Характеристика компонентов городской среды. Особенности геологической среды города Москвы: понятия «геологическая среда», «рельеф города». Геологическое строение Москвы. Ветровой режим города. Осадки, грозы, градобития, влажность, мутность атмосферы, уменьшение солнечной радиации, кислотные дожди. Основные загрязняющие вещества: диоксиды азота, оксиды углерода, оксиды серы, диоксины, бензапирен. Основные источники загрязняющих веществ атмосферы: автотранспорт, промышленные и коммунально-бытовые предприятия, предприятия энергетического комплекса. Способы снижения поступления загрязнений в городскую среду.

Водные ресурсы Москвы (реки, озёра, водохранилища, канал им. Москвы, подземные воды, пруды). Значение рек в развитии города. Основные виды загрязнения вод. Общая площадь озелененных территорий в Москве. Растительный покров Москвы в прошлом. Основные растительные сообщества города (Лосиный остров, Битцевский, Измайловский лес, Серебряный Бор, лесопарк Кузьминки, Сетунь, Петровско-Разумовское, фрагменты суходольных пойменных лугов, болота). Состав городской флоры (местные, интродуцированные, занесённые). Растительность городских пустырей. Озеленение улиц, домов, кварталов. Экологические, санитарно-оздоровительные функции городских зеленых насаждений (насыщение атмосферы кислородом, фитонцидами, влияние на влажность и температуру воздуха города, роль поглотителей выбросов: пыль, аэрозоли, газы, тяжёлые металлы; эстетическая роль, фитодизайн). Состояние зеленых насаждений города: влияние застройки, рекреационный пресс в городах, выбросы, сбросы городской среды, автотранспорт, загрязнение почв, бытовые отходы.

Рекомендуемые породы деревьев и кустарников для городских посадок. Городские службы озеленения. Растительность как индикатор качества городской среды. Меры по восстановлению и охране растительности города.

Состав фауны города Москвы. Распределение животных в связи со структурой города. Городские представители (виды - синантропы).

Обитатели лесопарковых зон. Животные городских водоёмов. Зоопарки. Роль зеленых коридоров в расселении животных. Санитарно-эпидемиологическое значение городской фауны (вороны, крысы, тараканы, мухи, комары, бездомные собаки, кошки). Службы по контролю численности этих видов, мероприятия по их снижению. Возможности охраны видового разнообразия и помощи животным в городе. Функциональная и планировочная структура города (зональность): селитебная, промышленная, транспортная, коммунально-складская, рекреационная, лесозащитные полосы. Исторический центр - основа планировочного каркаса города.

Управление городской средой

Городские власти. Административно-территориальное деление Москвы: город - округ - район. Энергетика и транспорт как системы жизнеобеспечения горожан. Водоснабжение населения. Качество питьевой воды.

Москва в будущем мире

Москва на пути к культуре мира (многонациональность, многоконфессиональность). Понятие «толерантность».

Экологический мониторинг.

Основы экологического мониторинга. Основные цели экологического мониторинга. Виды и задачи. История возникновения экологического мониторинга. Атмосфера. Исследование состояния атмосферы. Оценка экологического состояния воздушной среды района учебы и проживания. Экологический мониторинг водных объектов. Методики предварительного обследования водоёма: визуальное наблюдение водоёма и описание его вида, описание растительности вокруг водоёма и в нём самом - наземное, прибрежно-водное и акватории водоёма, наличие антропогенного мусора.

Формы и виды деятельности

  • просмотр мультфильмов, кинофильмов;
  • заочные путешествия;
  • посещение выставочных залов и музеев;
  • походы в театр;
  • конкурсы, викторины;
  • посещение библиотек;
  • участие в социальных акциях;
  • создание и реализация социальных и творческих проектов;
  • праздники.

III. Тематическое планирование

п/п

Название тематического модуля

Количество

часов

1

Особенности цивилизации XXI в.

3

2

Москва - мой древний и любимый город

3

3

Природные и социальные факторы формирования городской среды

10

4

Управление городской средой

7

5

Москва в будущем мире

3

6

Экологический мониторинг

7

7

Резерв

2

Итого

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Оригами"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Оригами"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности социального - эмоционального направления «Азбука города» для обучающихся 1-9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программакурса внеурочной деятельностисоциального - эмоционального  направления«Азбука города»для обучающихся 1-9 классовс умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям...

Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности "С любовью к городу"

Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности "С любовью к городу"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «История искусства» Основной общеобразовательной программы основного общего образования (срок реализации – 35 часов)

Программакурса Внеурочной деятельности"История искусства "10 класс Основной общеобразовательной программы основного общего образования( срок реализации35 часов)....