Рабочая программа курса внеурочной деятельности "С любовью к городу"
рабочая программа по географии

Сухова Елена Геннадьевна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "С любовью к городу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_vud_slyubovyu_k_gorodu.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности

«С любовью к городу!»

направлена на достижение конкретных результатов:

-освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности;

-овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Личностные УУД:

  1. самоопределение:
  • мотивация учения;
  • осознание себя частью нашего города, нашей страны;
  • ведение здорового образа жизни и приобретение навыка самостоятельного физического совершенствования;
  1. смыслообразования:
  • убежденность и активность в пропаганде бережного отношения к окружающей среде, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
  • самостоятельность в принятии правильного решения;
  1. нравственно-этического оценивания:
  • оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор;
  • внимательность и вежливость во взаимоотношениях с окружающими.

Предметные УУД:

  • создание условий для успешной адаптации в школе, класса;
  • создание у детей представления о ценности природы и необходимости бережного отношения к ней;
  • сформированность важнейших учебных умений и действий.

Метапредметные УУД:

  1. познавательные: формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации, моделирование;

анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

  1. коммуникативные УУД:
  • планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия);
  • инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов;
  • управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли;
  1. регулятивные УУД:
  • планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий);
  • контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона);
  • коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта);
  • оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения);
  • волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).

II. Содержание программы

Введение: особенности цивилизации XXI века.

Экологические кризисы в истории цивилизации. Мировоззренческие истоки экологической проблемы. Сценарий будущего - устойчивое развитие цивилизации. Концепция устойчивого развития. Игровое занятие по выработке навыков эффективной работы в команде.

Москва - мой древний и любимый город.

Введение понятий «город», «городская агломерация», «мегаполис», «градообразующая функция города». Становление Москвы как города с XI по XXI вв. Характеристика экономикогеографического положения столицы, оценка «правильности» выбора места строительства. Территория и границы Москвы в различные исторические эпохи. Население, его хозяйство, традиции. Изменение функций города. Архитектура и использование природного ландшафта в строительстве Москвы. Восприятие города: личностное, через произведения литературы и искусства. Культурно-историческая среда города, её сохранение. Основные виды воздействия города на окружающую природную среду.

Природные и социально-экономические факторы формирования городской среды.

Городская среда. Законы оптимального развития города. Характеристика компонентов городской среды. Особенности геологической среды города Москвы: понятия «геологическая среда», «рельеф города». Геологическое строение Москвы. Ветровой режим города. Осадки, грозы, градобития, влажность, мутность атмосферы, уменьшение солнечной радиации, кислотные дожди. Основные загрязняющие вещества: диоксиды азота, оксиды углерода, оксиды серы, диоксины, бензапирен. Основные источники загрязняющих веществ атмосферы: автотранспорт, промышленные и коммунально-бытовые предприятия, предприятия энергетического комплекса. Способы снижения поступления загрязнений в городскую среду.

Водные ресурсы Москвы (реки, озёра, водохранилища, канал им. Москвы, подземные воды, пруды). Значение рек в развитии города. Основные виды загрязнения вод. Общая площадь озелененных территорий в Москве. Растительный покров Москвы в прошлом. Основные растительные сообщества города (Лосиный остров, Битцевский, Измайловский лес, Серебряный Бор, лесопарк Кузьминки, Сетунь, Петровско-Разумовское, фрагменты суходольных пойменных лугов, болота). Состав городской флоры (местные, интродуцированные, занесённые). Растительность городских пустырей. Озеленение улиц, домов, кварталов. Экологические, санитарно-оздоровительные функции городских зеленых насаждений (насыщение атмосферы кислородом, фитонцидами, влияние на влажность и температуру воздуха города, роль поглотителей выбросов: пыль, аэрозоли, газы, тяжёлые металлы; эстетическая роль, фитодизайн). Состояние зеленых насаждений города: влияние застройки, рекреационный пресс в городах, выбросы, сбросы городской среды, автотранспорт, загрязнение почв, бытовые отходы.

Рекомендуемые породы деревьев и кустарников для городских посадок. Городские службы озеленения. Растительность как индикатор качества городской среды. Меры по восстановлению и охране растительности города.

Состав фауны города Москвы. Распределение животных в связи со структурой города. Городские представители (виды - синантропы).

Обитатели лесопарковых зон. Животные городских водоёмов. Зоопарки. Роль зеленых коридоров в расселении животных. Санитарно-эпидемиологическое значение городской фауны (вороны, крысы, тараканы, мухи, комары, бездомные собаки, кошки). Службы по контролю численности этих видов, мероприятия по их снижению. Возможности охраны видового разнообразия и помощи животным в городе. Функциональная и планировочная структура города (зональность): селитебная, промышленная, транспортная, коммунально-складская, рекреационная, лесозащитные полосы. Исторический центр - основа планировочного каркаса города.

Управление городской средой

Городские власти. Административно-территориальное деление Москвы: город - округ - район. Энергетика и транспорт как системы жизнеобеспечения горожан. Водоснабжение населения. Качество питьевой воды.

Москва в будущем мире

Москва на пути к культуре мира (многонациональность, многоконфессиональность). Понятие «толерантность».

Экологический мониторинг.

Основы экологического мониторинга. Основные цели экологического мониторинга. Виды и задачи. История возникновения экологического мониторинга. Атмосфера. Исследование состояния атмосферы. Оценка экологического состояния воздушной среды района учебы и проживания. Экологический мониторинг водных объектов. Методики предварительного обследования водоёма: визуальное наблюдение водоёма и описание его вида, описание растительности вокруг водоёма и в нём самом - наземное, прибрежно-водное и акватории водоёма, наличие антропогенного мусора.

Формы и виды деятельности

  • просмотр мультфильмов, кинофильмов;
  • заочные путешествия;
  • посещение выставочных залов и музеев;
  • походы в театр;
  • конкурсы, викторины;
  • посещение библиотек;
  • участие в социальных акциях;
  • создание и реализация социальных и творческих проектов;
  • праздники.

III. Тематическое планирование

п/п

Название тематического модуля

Количество

часов

1

Особенности цивилизации XXI в.

3

2

Москва - мой древний и любимый город

3

3

Природные и социальные факторы формирования городской среды

10

4

Управление городской средой

7

5

Москва в будущем мире

3

6

Экологический мониторинг

7

7

Резерв

2

Итого

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Оригами"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Оригами"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности ФГОС. Вокальный кружок «Весёлые нотки».

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности Вокальный кружок «Весёлые нотки»   4 годасрок реализации программы 7-11 летвозраст обучающихся...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности социального - эмоционального направления «Азбука города» для обучающихся 1-9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программакурса внеурочной деятельностисоциального - эмоционального  направления«Азбука города»для обучающихся 1-9 классовс умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям...

Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности "С любовью к городу"

Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности "С любовью к городу"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «История искусства» Основной общеобразовательной программы основного общего образования (срок реализации – 35 часов)

Программакурса Внеурочной деятельности"История искусства "10 класс Основной общеобразовательной программы основного общего образования( срок реализации35 часов)....