Внеклассное мероприятие "Экологический баланс"
план-конспект на тему
"Экологический баланс"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie-ekologicheskiy_balans.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по экологии
«Экологический баланс»
Цель игры. Многие школьники, особенно живущие в крупном индустриальном городе, слабо представляют себе те последствия, которые наступают в результате воздействия на природу современного промышленного производства. Они, как правило, редко задумываются над тем, что хозяйственная деятельность людей разрушительно влияет на окружающую природную среду.
Игра проводится для того, чтобы подростки задумались над сложными
взаимоотношениями, которые складываются между природой и человеком, заинтересованным в улучшении своего материального благосостояния.
Кроме того, в игре закрепляются навыки коллективной деятельности в условиях ограниченного времени, формируются навыки ведения финансовой документации.
В ходе игры моделируется ситуация производственной деятельности ряда фирм, расположенных в одном городе и занятых выпуском товаров для населения. Фирмы заинтересованы в расширении своего производства, для этого они вынуждены использовать различные природные ресурсы. Но использование природных ресурсов ухудшает экологическое состояние города, и фирмы должны постоянно следить за экологией города, так как это влияет на уровень их доходов.
Подготовительный этап
За несколько дней до игры следует ознакомиться с ее содержанием и методическим рекомендациями для того, чтобы продумать, как лучше провести ее именно в данном классе с учетом отношений, которые уже сформировались в коллективе, и индивидуальных особенностей подростков.
Чтобы не расходовать зря время, до начала игры приготовьте все необходимые документы, которые потребуются фирмам для осуществления финансовых и других расчетов.
Основной документ каждой группы (фирмы) — расчетный счет, где отражается финансовое состояние фирмы после окончания очередного календарного года.
Расчетный счет
Фирма ________________________________
(полное название фирмы)
№ | Приход монет | Расход | монет Сумма | Остаток монет, |
п/п | Статья Сумма | Статья | ||
1------------- 1 | ||||
2 |
и т.д.
Примечание. Монеты — это условные денежные знаки, которые используются во время игры для проведения расчетов и определения состояния (места) каждой фирмы (группы участников).
Второй документ, который ведет каждая фирма, — балансовая ведомость экологического состояния, где фиксируются все изменения состояния окружающей среды, степени ее пригодности для жизни человека. В этой ведомости фиксируется использование всех природных факторов и степень пригодности окружающей среды для нормальной жизни человека.
Расчетный счет и балансовая ведомость делаются по 1 шт. на фирму.
Балансовая ведомость экологического состояния
Текущий | Природные ресурсы | Пригодность для жизни человека | ||||
год | Воздух Вода | Биологические | Почва | |||
Растительные | Животные | |||||
Первый | ||||||
Второй | ||||||
Третий | ||||||
Четвертый | ||||||
Пятый | ||||||
Шестой |
Кроме деловой документации, желательно размножить в необходимом количестве основную информацию, характеризующую состояние окружающей среды, для каждой группы участников. Если такой возможности нет, то деловые документы и основную информацию следует оформить на классной доске, чтобы они были доступны в любой момент игры всем участникам.
■ Вводный этап
Перед началом игры предложите участникам объединиться в небольшие группы, каждая из которых будет представлять собой фирму. Вопрос об объединении тоже достаточно сложный. Часто групповая игра не запускается именно из-за того, что в группах оказываются ребята, которые никогда сами по своей воле не стали бы играть вместе. Игнорирование этого вопроса и принудительное объединение школьников приводит к тому, что они просто не хотят играть, видя в игровой процедуре прием, который больше нужен педагогу, чем самим детям. Поэтому вопрос
о создании групп на время игры требует более тактичного решения, чем это может показаться на первый взгляд.
Самый оптимальный вариант создания игровых микро-групп — объединение ребят по принципу добровольности, «кто с кем хочет». Это позволяет группе быстро найти общий язык, снимает у участников скованность; в такой группе каждый участник чувствует себя более комфортно.
Напомним основные правила, которые помогают ребятам быстро войти в игровую ситуацию:
1. Подробно расскажите участникам о цели проводимой игры. Для этого нужно сказать, что вы вместе с ними хотели бы сделать за время игры, и обязательно ответьте на все возникающие у детей вопросы.
Если у ребят не будет вопросов, это не всегда означает, что им все понятно, тем более в этой игре. Учащиеся часто отмалчиваются, надеясь, что во время самой игры они смогут понять, что от них требует игровая роль. Поэтому есть резон еще раз изложить содержание и правила игры, обращая внимание на самые сложные моменты. А можно попросить кого-то из учеников кратко изложить для всех, как он понял замысел игры и что он собирается делать, играя свою роль. А остальные участники могут выяснить у него то, что непонятно. Эта дискуссия покажет, все ли участники поняли цель игры.
2. Детально объясните каждой группе ее роль. Для этого используйте информационные листы, комментируя их содержание, может быть, более подробно останавливаясь на тех ролях, которые получили более слабые группы.
3. Объявите, что ожидает ребят после игры (положительные оценки, призы и т.п.).
Объяснение целей игры и роли каждой группы участников занимает определенное время, но это сделать нужно, чтобы потом было меньше вопросов типа: «А можно ли так?»
Во время игры может сложиться ситуация, когда несколько участников, не поняв с самого начала своей роли и постеснявшись спросить об этом, долгое время не могут войти в игровую роль и просто выключаются из игры. Чтобы избежать этого, в ходе игры нужно еще раз напомнить ее основные правила, прочитав информационный лист.
Каждая группа на первом совещании решает организационные вопросы:
а) определяется название фирмы;
б) выбираются (назначаются) президент, главный бухгалтер, главный экономист, главный эколог.
Президент организует работу всей фирмы, контролирует ситуацию и помогает главным специалистам вести их направления деятельности. Главный бухгалтер ведет финансовую документацию — лицевой счет, где фиксируются все доходы и расходы фирмы. В самом начале главный бухгалтер записывает на счет фирмы 50 млн. монет — условных денежных единиц, которые используются во время игры. Напомним, что в том случае, когда организовались группы слишком разные по своим силам, то вы можете использовать этот момент и выдать в качестве стартового капитала разные суммы, например от 40 до 60 млн. монет. Слабые группы получают максимальный стартовый капитал, более сильные получают меньше, и тем самым вы выравниваете их возможности в игре
Главный экономист фирмы занимается разработкой планов приобретения необходимых природных ресурсов для организации производства с целью получения прибыли. Главный эколог следит за состоянием природной среды и докладывает президенту и совету фирмы об изменениях и необходимых мерах по улучшению экологической обстановки.
Остальные участники являются членами Совета фирмы, который совместно с президентом и главными специалистами должен принимать решения о деятельности фирмы на предстоящий финансовый год.
Если в группе окажется меньше участников, чем требуется для назначения на все руководящие должности фирмы, то есть менее 4 человек, ребята могут совмещать две должности, например главного бухгалтера и главного экономиста или президента и главного эколога.
После решения этих организационных вопросов координатор предлагает фирмам необходимую для игры экологическую информацию (информационный лист, который выдается каждой фирме, приводится в приложении к игре) и образцы деловой документации, которую должна вести каждая фирма. Затем координатор сообщает основную экологическую информацию для всех фирм:
«Ваши фирмы заняты производством товаров, необходимых для населения. Вы заинтересованы в расширении производственных мощностей, а для этого требуются дополнительные природные ресурсы. Используя их, вы можете расширить свое производство и получить дополнительную прибыль от реализации своей продукции.
Каждый год ваша фирма должна принять решение о приобретении в течение данного финансового года (игровой финансовый год длится 3 мин реального времени) определенных природных ресурсов. Но ваши финансовые возможности, особенно в начале хозяйственной деятельности, ограничены 50 млн. (или полученным стартовым капиталом). Ваша фирма может принять любое из 3 возможных решений:
1) использовать природные ресурсы («И»);
2) восстановить природные ресурсы («В»);
3) отказаться от использования природных ресурсов («О»). Все решения в равной мере могут относиться к любому
из 5 указанных в балансовой ведомости природных ресурсов.
Фирма может использовать сразу все 5 видов природных ресурсов, или не использовать ни одного, или восстановить 1 или сразу все 5 видов. Ограничений в этом нет.
При принятии решения нужно учитывать, что за использование 1 вида природных ресурсов нужно платить 10 млн. монет, то есть снять со своего расчетного счета именно эту сумму.
Использование любого природного ресурса приносит фирме прибыль 20 млн. в год. Восстановление природных ресурсов требует 5 млн. монет на каждый вид, но прибыли фирме это не приносит. Отказ от использования природных ресурсов никак не сказывается на финансовом состоянии фирмы.
Решение фирма принимает самостоятельно и независимо от других, может проводить деловые встречи, вести переговоры, заключать сделки. Принятые решения фиксируются в вашей балансовой ведомости и отражаются на расчетном счете фирмы».
Координатор следит за тем, чтобы все фирмы успевали принять решение, занести его в свою ведомость до окончания очередного года. Фирма, которая не успевает сделать этого, наказывается штрафом в размере 5 млн.
Целесообразно вести сводную балансовую ведомость на классной доске или большом листе бумаги.
■ Ход игры
В собственно игровое время группы участников (фирмы) должны принимать решения, записывать их в своих ведомостях и предъявлять сделанные записи ведущему. Он следит за тем, чтобы все фирмы своевременно делали эти записи. После того как все фирмы примут решение, ведущий определяет состояние экологической обстановки, которая сложились в конце очередного календарного года в результате хозяйственной деятельности фирм, и объявляете об этом всем фирмам, то есть улучшилась или ухудшилась экологическая ситуация с точки зрения пригодности ее для жизни человека.
Например, после первого календарного года Балансовая ведомость имеет следующий вид:
Балансовая ведомость экологического состояния
Текущий год | Природные ресурсы | Пригодность для жизни человека | ||||
Воздух | Вода | Биологические | Почва | |||
Растительные | Животные | |||||
Первый | иоив | иови | ОИИИ | оово | ВВИИ | 100% |
В эту ведомость вы записали решение всех четырех фирм, которые действуют в игре, соответствующей буквой (И — использование, В — восстановление, О — отказ от использования). Затем вы сделали расчет с учетом следующего правила: «В» нейтрализует «И», а «О» никак не влияет на экологическую обстановку.
Если один и тот же природный ресурс, например воздух, две фирмы использовали в промышленных целях (И + И = 2И), третья фирма решила этот же природный ресурс восстановить (В), а четвертая отказалась от использования воздуха (О), то расчет будет таким:
И + И + 8 + 0 = И,
так как В нейтрализует И, а О никак не влияет на экологическую обстановку, то есть этот природный ресурс использовался в течение данного календарного года больше, чем восстанавливался.
Таким же образом прослеживается состояние всех остальных природных ресурсов по итогам деятельности всех четырех фирм.
Состояние воды такое же, как и воздуха:
и + о + в + и = и.
Животные ресурсы:
0 + И + И + И = ЗИ,
то есть этот природный ресурс эксплуатировался без восстановления.
Растительные ресурсы:
О + О +B + О = В,
то есть в течение данного календарного года лес не использовался ни одной фирмой, а одна даже восстанавливала его.
И наконец, почва:
В + В + И + И = 0
дает нейтральный результат, так как использование почвы нейтрализовано ее восстановлением. Окончательный расчет, осуществляемый по всем пяти природным ресурсам, дает следующую картину: И + И + ЗИ + В + 0 = 5И + В = 4И.
Таким образом, расчет показывает, что использование природных ресурсов в прошедшем году составило 4И.
Затем определяется степень пригодности окружающей среды для жизни человека по следующему нормативу: 1И ухудшает пригодность для жизни человека на 5%, 1В улучшает пригодность на 5%.
Следовательно, за первый календарный год состояние окружающей среды в результате деятельности фирм ухудшилась на 20% (4 х 5%).
Эту сводную балансовую ведомость может вести кто-то из специально назначенных учеников, который отмечает все изменения, фиксируя те последствия, которые наступили после действий фирм.
Если, например, фирма «Р&К» («Рога и копыта») в первый год приняла решение использовать сразу два вида природных ресурсов — воздух и воду, то в сводной ведомости это фиксируется. В данном случае — запись «И» в колонке «воздух» и «И» в колонке «вода». Главный бухгалтер этой фирмы должен снять с расчетного счета фирмы 20 млн. (по 10 млн. за каждый вид используемых природных ресурсов) и зачислить на счет 40 млн. (по 20 млн. чистой прибыли с каждого использованного природного ресурса). Подчеркнем, что начисление чистой прибыли идет сразу, в этот же год.
Такой расчет делает главный бухгалтер каждой фирмы.
После того как все фирмы вынесли решения, подведен итог прошедшего года и объявлено о состоянии экологической обстановки, степени ее пригодности для жизни человека, начинается следующий календарный год. Фирмы снова принимают решения, сообщают его координатору и т.д.
■ Возможны два варианта проведения игры:
1. С четко обозначенным количеством периодов-лет (год равен 3 мин). Эта цифра оговаривается с участниками, чтобы они могли рассчитать свои действия с целью максимизировать получаемую прибыль и следить за сохранением экологического баланса.
2. С заранее неопределенным количеством периодов. В этом случае следует ориентироваться на имеющееся в вашем распоряжении время. Но за 1—2 года до окончания игры следует предупредить участников об этом, чтобы они смогли сделать окончательный расчет своих финансов и анализ экологической ситуации.
■ Направления развития игры
1. Вы объявляете об ужесточении требований со стороны правительства к фирмам. Например, введение правила «Если фирма использовала 2 вида природных ресурсов, то она должна как минимум 1 вид восстановить». Вам нужно объяснить, что введены новые требования и ограничения на использование природных ресурсов, так как правительство озабочено ухудшением экологической ситуации.
2. Изменение экологических нормативов (ПДК) с большей степенью градации допустимых норм отклонения.
3. Введение финансовой ответственности фирм, которые используют природные ресурсы без всяких затрат на их восстановление. Например, если фирма более 3 лет подряд только использовала природные ресурсы, она подвергается штрафу со стороны государства в размере 100 млн.
Одновременно вводятся государственные премии фирмам, которые более 3 лет подряд занимались восстановлением хотя бы 1 вида природных ресурсов. Размер государственной премии — 50 млн. и более.
Эту информацию участники игры знать не должны, она объявляется координатором после того, как все фирмы сдадут свое решение на данный год. Естественно, что у вас есть право и реальная возможность вносить дополнительные условия, ограничивающие возможность ухудшения состояния окружающей среды.
4. Проведение итоговой конференции представителей фирм. Основная ее задача — выработать стратегию совместных действий. Различные фирмы могут в ходе этого совещания подписывать протоколы о намерениях на предстоящие годы, с тем чтобы получить максимально возможную прибыль за счет поощрений за восстановительные мероприятия. Итоговый документ конференции должен быть подписан полномочным представителем каждой фирмы и иметь заключение эколога. Решение конференции носит рекомендательный характер, но каждая уважающая себя фирма будет стремиться следовать ему.
После завершения конференции игра может быть продолжена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уравнивание окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ методом электронного баланса.
В статье обсуждается возможность описания ОВР с участием органических веществ с помощью метода электронного баланса. Также даны рекомендации по составлению уравнений реакций....
Презентация "Упражнение в расстановке коэффициентов методом электронного баланса"
В презентации представлен алгоритм расстановки коэффициентов методом электронного баланса, а также 18 схем реакций для упражнений в расстановке коэффициентов с проверкой...
Презентация Баланс
Презентация предназначена для продения учебного занятия по дисциплине Основы бухгалтерского учета специальность "Экономика и бухгалтерский учет"...
Разработка урока биологии 8 класс по теме «Ох, уж этот кислотно-щелочной баланс» (пищеварение в ротовой полости)
Разработка урока биологии 8 класспо теме «Ох, уж этот кислотно-щелочной баланс»(пищеварение в ротовой полости)...
разработка ЦОРа по теме "Метод электронного баланса"
расстановка коэффициентов с применением метода электронного баланса...
Динамический баланс
Мир вокруг – только отражение нашего восприятия и наших мыслей. То, что мы видим, воспринимаем, оцениваем, во многом, определяется нашим взглядом на Мир и нашим отношением к нему....
Развитие скоростно-силовых качеств, баланса стабилизации и координации у школьников в секции «баскетбол» материал подготовил Бурсин Д.Л.
В работе представлены упражнения, которые способствуют развитию скоростно-силовых качеств, баланса стабилизации и координацииу школьников во время игры в баскетбол. Дается подробное описание основных ...