классный час в старших классах по теме : "Мы выбираем , нас выбирают".
классный час (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Игнатова Ирина Геннадьевна

Классный час разработан в форме квест-игры для учащихся 8-11 классов. 

Цели:

  •  формирование у обучающихся системы базовых национальных ценностей, характери­зующих самосознание российского народа; личностного отношения к проблемам современного мира, а также правовой, политической культуры личности;
  • воспитание  гражданской ответственности, патриотизма, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; социальной культуры, основанной на осознании себя гражданами России;
  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления и определения собственной позиции, способности к самоопределению и самореализации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Красноярский центр образования»

Классный час в 8-11 классах

 «Мы выбираем, нас выбирают».

(квест-игра)

Притча о выборе пути

Подготовили и провели :

Палаева Галина Николаевна

(учитель русского языка и литературы,

 классный руководитель 9 класса),

Игнатова Ирина Геннадьевна

 (учитель истории и обществознания,

классный руководитель 8 класса)

Дата проведения:22.03.2018.

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

Цели:

  •  формирование у обучающихся системы базовых национальных ценностей, характеризующих самосознание российского народа; личностного отношения к проблемам современного мира, а также правовой, политической культуры личности;
  • воспитание  гражданской ответственности, патриотизма, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; социальной культуры, основанной на осознании себя гражданами России;
  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления и определения собственной позиции, способности к самоопределению и самореализации.

Оборудование:

1. Маршрутные листы.

2. Жетоны для аукциона.

3. Лоты для аукциона.

4. Презентация, игровое табло.

Участники :

Команда 9 класса.

Команда 10-11 класса.

Учащиеся 8 класса.

Классные руководители.

Жюри.

Форма проведения – квест-игра.

1. Вступление.  

Классный руководитель.  

Добрый день, рада приветствовать всех присутствующих на нашем классном классном часе. Классном потому, что речь сегодня мы поведем о прекрасной вечной теме, теме выбора: «Мы выбираем, нас выбирают». Эта тема важна тем, что сегодня мы будем говорить не только о правах человека, но и о гражданском долге, личной ответственности каждого за сделанный выбор. Мы выбираем каждый день, что нам кушать, во что одеться, чем заниматься, с кем дружить. Взрослая жизнь, на пороге которой вы сейчас находитесь, тоже невозможна без выбора.

Всем присутствующим нужно будет сделать определенный выбор.

Проведем нашу встречу в форме квест-игры. Всем участникам необходимо пройти по определенному маршруту, выполнить ряд заданий, чтобы полностью расшифровать, понять ключевое понятие – выбор.

Главные герои – обучающиеся 9, 10, 11 классов: 2 команды, которые будут соревноваться – команда 9 класса и команда 10,11 классов.

Основные наблюдатели за всем происходящим, частично, путеводители – обучающиеся 8 класса.

-А судьи кто? - вы спросите.

-Они здесь – прибыли без опоздания. (гости). Именно нашим гостям необходимо будет определить, чей маршрут успешнее и безобиднее, т.е. безопаснее, кто ближе к истинному определению выбора.

Сопровождать будем классные руководители 8 и 9 классов.

(звучит 1 куплет песни «мы выбираем, нас выбирают»)

Притча.

Пять мудрецов заблудились в лесу.

Первый сказал:
- Я пойду влево – так подсказывает моя интуиция.

Второй сказал:        
- Я пойду вправо – недаром считается, что «право» от слова «прав».

Третий сказал:
- Я пойду назад – мы оттуда пришли, значит, я обязательно выйду из леса.

Четвертый сказал:
- Я пойду вперед – надо двигаться дальше, лес непременно закончится, и откроется что-то новое.

Пятый сказал:
- Вы все неправы. Есть лучший способ. Подождите меня.

Он нашел самое высокое дерево и взобрался на него. Пока он лез, все остальные разбрелись, каждый в свою сторону. Сверху он увидел, куда надо идти, чтобы быстрее выйти из лесу. Теперь он даже мог сказать, в какой очередности доберутся до края леса другие мудрецы. Он поднялся выше и смог увидеть самый короткий путь.

Он понял, что оказался над проблемой и решил задачу лучше всех! Он знал, что сделал все правильно. А другие нет. Они были упрямы, они его не послушали. Он был настоящим Мудрецом! Но он ошибался.

Все поступили правильно.

Тот, кто пошел влево, попал в самую чащу. Ему пришлось голодать и прятаться от диких зверей. Но он научился выживать в лесу, стал частью леса и мог научить этому других.

Тот, кто пошел вправо, встретил разбойников. Они отобрали у него все и заставили грабить вместе с ними. Но через некоторое время он постепенно разбудил в разбойниках то, о чем они забыли – человечность и сострадание. Раскаяние их было настолько сильным, что после его смерти они сами стали мудрецами.

Тот, кто пошел назад, проложил через лес тропинку, которая вскоре превратилась в дорогу для всех желающих насладиться лесом, не рискуя заблудиться.

Тот, кто пошел вперед, стал первооткрывателем. Он побывал в местах, где не бывал никто и открыл для людей прекрасные новые возможности, удивительные лечебные растения и великолепных животных.

Тот же, кто влез на дерево, стал специалистом по нахождению коротких путей. К нему обращались все, кто хотел побыстрее решить свои проблемы, даже если это не приведет к развитию.

Так все пятеро мудрецов выполнили свое предназначение.

 У каждого из нас своя дорога. Не нужно за собой тянуть других, если они сами этого не хотят. Не нужно уводить человека от его предназначения.

Главное для нас - найти свой верный путь, свою цель. Всё дело в выборе…

-Что такое выбор?   Обращение к сл. статье.  Записи на доске.

-Что мы выбираем?

Прежде чем ответить на вопрос, прошу представиться нашим участникам (Название, девиз). Внимание, судьи!

 I этап – Знакомство. Макс. балл – 5. (Оценивается соответствие теме, оригинальность).

Команда «Свобода», 9 класс :        

         Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку -

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

Команда «Молодежь»-10,11 класс

Каждый выбирает по себе.

Щит и латы, посох и заплаты,

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираем тоже - как умеем.

Ни к кому претензий не имеем.

Каждый выбирает для себя!

-Как мы выбираем? Чем при этом руководствуемся, на что ориентируемся, делая выбор?

2 этап. Аукцион.

 Внимание!  Второй этап.  Макс. балл –10. (Оценивается умение работать в коллективе; принимать верное, устраивающее большинство, решение; прислушиваться к голосу коллектива).

Перед началом игры каждый из вас получит по десять жетонов. Каждый жетон представляет собой частицу вас самих - одну десятую долю вашего времени, энергии, средств, интересов, индивидуальности. На время игры эти 10 жетонов будут равноценны сумме тех качеств и возможностей, из которых складывается ваша личность. Не потеряйте их!  Когда мы начнем игру, перед вами встанет выбор: «потратить» жетоны или «сэкономить». На продажу будут выставляться сразу по две вещи. Вы вправе выбрать любую из них или никакую, но только не обе сразу
Купить каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставлена на продажу.  Переход к следующей паре означает, что предыдущая, окончательно снята с «торгов».

Если жетоны закончатся, вы уже ничего не сможете купить. 


Готовы? Итак, предлагаю сделать выбор, первая пара ценностей: 
а) Хорошая просторная квартира,  дом. (1 жетон)
б) Новый дорогой спортивный автомобиль. (1 жетон)
Кто желает приобрести один из двух предложенных «товаров»?
(Помощник обменивает жетоны у тех, кто захотел сделать покупку на соответствующую карточку с названием приобретенной ценности.)
Следующая пара

а) Полностью оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара для вас и вашего лучшего друга. (2 жетона)
б) Полная гарантия того, что девушка (юноша), на которой вы мечтаете жениться (за которого мечтаете выйти замуж), действительно в недалеком будущем станет вашей женой (вашим мужем).

(2 жетона)
Затем:

 а) Самая большая популярность в кругу знакомых в течение двух лет. (1 жетон)
б) Один настоящий друг. (2 жетона)
Следующая пара: 

а) Хорошее образование. (2 жетона)
б) Предприятие, приносящее большую прибыль. (2 жетона)
Далее: 

а) Здоровая семья. (2 жетона)
б) Всемирная слава. (3 жетона)
Потом: 

а) Изменить любую черту своей внешности. (1 жетон)
б) Быть всю жизнь довольным собой. (2 жетона)
Дальше: 

а) Пять лет ничем не нарушаемого физического наслаждения. (2 жетона)
б) Уважение и любовь к вам тех, кого вы больше всего цените. (2 жетона)
Те, кто выбрал 5 лет наслаждения, должны заплатить еще один жетон, если у вас они еще остались. Ведь в жизни есть вещи, за которые нам порой приходится платить дороже, чем мы думали.
Следующая пара:

 а) Чистая совесть. (2 жетона)
б) Умение добиваться успеха во всем, чего бы вы ни пожелали. (2 жетона)
Затем:

 а) Чудо, совершенное ради человека, которого вы любите. (2 жетона)
б) Возможность заново пережить (повторить) любое 1 событие прошлого. (2 жетона)

Больше покупок делать нельзя. Если вы израсходовали не все жетоны, они пропадают.


Обсуждение игры. Я предлагаю вам в течение следующих 2 минут обсудить свои покупки и ответить на следующие вопросы: 
1. Какой покупкой вы более всего довольны?

2. Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не приобрели?

 3. Хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры?

Большинство ваших предложений действительно разумно и правильно. Но проблема заключается в том, что в жизни так не бывает. Нельзя дважды сделать один и тот же выбор, как невозможно «отменить» последствия ранее принятого решения. Нельзя добиться всего сразу или воспользоваться сразу всеми возможностями. Мы не знаем заранее, из чего придется выбирать в будущем. Всегда будут ограничены время, силы, выбор возможностей, деньги, интерес. За все, что вы для себя изберете, придется платить какую-то цену, и во многих случаях цена окажется выше, чем вы предполагали. 
Сегодня это была всего лишь игра. Но то, как мы расходуем свои время, силы и возможности в реальной жизни, позволяет достаточно верно судить о наших подлинных ценностях.

     Сама жизнь – это уже выбор. В жизни у каждого есть время выбора, мы выбираем свои поступки, свои действия, свои устремления. Мы выбираем учебное заведение, где будем учиться, предприятие, на котором будем реализовывать знания. Мы выбираем друзей и недругов, мы выбираем, и это наш выбор.  Но у нас есть еще одно право выбора, предоставленное нам Конституцией Российской Федерации. Право избирать и быть избранным.

 Сегодня  хотелось бы остановиться и на избирательном праве  – предоставляющем    возможность гражданам России избирать и быть избранным в органы государственной власти.  Немного экскурса в историю.  

Слово предоставляется  учителю истории и обществознания

Игнатовой Ирине Геннадьевне .

Выступление с презентацией по теме: «Из истории выборов».

3 этап .«Знатоки избирательного права».       Игра.

Все вопросы имеют определенную цену (1,2,3,4 балла). Правильный ответ – сумма в кармане. Оценивается полнота и правильность ответа.

Табло

    1. Словарь .

  1. Выбранный представитель органов законодательной власти.   1б.         – Депутат
  2. Всенародное голосование по какому-либо особо важному вопросу, имеющему общегосударственное значение.                        4б.                             -Референдум
  3. Высший представительный орган власти во многих странах, построенный целиком или главным образом на выборных началах.            3б.       – Парламент
  4. Документ с фамилиями кандидатов для проведения голосования.2б. Бюллетень.

2.«Да» или «нет».

  1. Выборы Президента Российской Федерации назначает Государственная Дума Российской Федерации?                                                          1б.                     - нет 
  2. Президентом РФ может быть гражданин РФ не моложе 30 лет и проживающий в РФ не менее 5 лет?                                                                4б.                         – нет
  3. Торжественная процедура вступления в должность главы государства называется инаугурация?                                                  2б.                            - да
  4. Президент имеет право распустить Государственную Думу?3б.                - да

3. Ты избиратель.

  1. С какого возраста гражданин РФ может стать депутатом Государственной Думы РФ?                     3б.(С 21 года )
  2. Из скольких депутатов состоит Государственная Дума Российской Федерации?                         4 б.                      (450 человек)
  3. На какой срок выбирается Президент Российской Федерации?     2б.     (на 6 лет)
  4. Что такое активное избирательное право?            1б.               (право избирать)

4.Политический портрет.

ПОРТРЕТ (УКАЖИТЕ ФАМИЛИЮ И ДОЛЖНОСТЬ)    

1 .Сергей Лавров               –          министр иностранных дел             4б.

2.Дмитрий Медведев-председатель  Правительства, лидер партии Единая Россия  2б.

3.Сергей Шойгу        –       министр обороны РФ              3б.

4.Алексей Дюмин     –      губернатор Тульской области            1б.

4-й этап - Ораторское искусство! Макс. балл – 10.    Оценивается раскрытие темы, логичность, убедительность, красноречие.

Ну а сейчас на бой приглашаем капитанов команд. Следующий  этап нашей игры называется – Ораторское искусство.

Тема выступления для 9 класса «Чтобы сделать разумный выбор, надо прежде всего знать, без чего можно обойтись».

                                                                     Кант

Тема выступления для 10-11 класса «Судьба - это не результат случайных обстоятельств, а результат выбора; ее надо не ждать, а создавать».

                                                                                    Уильям Брайан

5 этап  – На избирательном участке.     Макс. балл – 5 баллов.

(Оценивается полнота и правильность анализа ситуации и ошибок).

Приглашаем всех на избирательный участок.          

 Задача игроков – прокомментировать ситуацию, увидеть ошибки, не дать возможности совершить правонарушение.

(Ситуации разыгрывают учащиеся  8 класса)

Ситуация 1        

На избирательный участок входят 2 человека.

- Молодой человек, можно Вас на минутку?

Юноша удивлённо:

- Меня?

- Да, да, Вас!

- А что вы хотели?

- Если не секрет, Вы за кого проголосуете?

- Да я сам толком не знаю.

- Тогда я Вас попрошу проголосовать вот за этого товарища. Запомните. Фамилия его Кравченко, зовут Николай Михайлович. А это вам. (Протягивает юноше100 долларов)

 Юноша прячет валюту в карман:

- Да я за такую купюру за кого хочешь проголосую.

- Посмотрим. Смотри не обмани!

Ситуация 2

На избирательный участок заходит молодая женщина, вынимает из сумочки два паспорта и выкладывает на стол:

- Я хочу проголосовать за себя и за своего мужа!

Член избирательной комиссии:

- Гражданка! А почему ваш муж не пришел сам?

-Он очень сильно занят домашними делами. Да и какая разница! Паспорт же его у меня, да ещё я на всякий случай доверенность от него взяла. Вот посмотрите. Вот… подпись… дата. Всё как положено.

- Хорошо, вот вам 2 бюллетеня.

Ситуация 3.

На избирательный участок заходит маленькая девочка с паспортом. Председатель комиссии спрашивает её:

- Девочка, ты зачем сюда пришла?

- Как зачем? Я пришла голосовать за своего папу! Он сказал, что если станет депутатом, то будет приносить домой много денег, а мы с мамой переедем жить в Москву.

- Как твоя фамилия?

- Иванова.

-А сколько тебе лет?

- 14.

- А паспорт у тебя есть?

-Конечно, вот он.

- Ну хорошо, вот тебе бюллетень.

А ты знаешь, как его заполнять?

-Нет.

- Давай я тебе помогу, пойдем в кабинку.

Ситуация 4.

Входит старая бабушка.

Бабушка:  Здравствуйте.

- Здравствуйте, Зинаида Петровна.

Бабушка: Я так хотела  проголосовать , с утра собиралась, но забыла очки и паспорт.

- Это моя соседка, я ее хорошо знаю. Давайте  я за вас все напишу и отмечу, а паспорт вы потом занесете. Вы за кого будете голосовать?

Бабушка: За Сидорова Сергея Ивановича, он мне очень нравится.    Хороший мужчина, представительный.

Ведущий классный руководитель.  Внимание на экран.

А сейчас я предлагаю вам прочитать правила жизни великих людей и выбрать для себя самое главное.

Томас Джефферсон (американский философ, третий президент США, автор проекта Декларации независимости):

1. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

2. Не бойся учиться у умных. У глупых тоже - они учат, чего не надо делать.

3. Не теряй времени зря. Каждый его кусочек должен быть наполнен чем-то (учением, трудом физическим, разумным развлечением), что чему-то учит, что-то создает.

4. Ничего не делай против своей воли.

5. Ничего не предпринимай во гневе, если рассердишься, сосчитай до десяти, если очень рассердишься - до ста.

6. Систематически оглядывай пройденный путь: так ли сделал, все ли сделал, что намечал.

7. Никогда не отступай перед трудностями.

Константин Дмитриевич Ушинский (великий русский педагог):

  1. Спокойствие совершенное, по крайне мере, внешнее.
  2. Прямота в словах и поступках.
  3. Обдуманность действий.
  4. Решительность.
  5. Не говорить о себе без нужды ни единого слова.
  6. Не проводить времени бессознательно: делать то, что хочешь (намечаешь), а не то, что случится.
  7. Ни разу не хвастать, ни тем, что есть, ни тем, что будет.
  8. Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках (самому себе).

        

Томас Джефферсон и Константин Дмитриевич Ушинский стали идеалом для многих людей. Каждый из вас задайте себе вопрос, а сможете ли вы стать идеалом для других.

Как мы уже с вами сказали - одно из составляющих сущности человека выбор своего предназначения. Вторая составляющая часть личности -преодоление, т. е. - характер, воля, реализация выбора.

Подведение итогов.

- Слово предоставляется  командам.

-Слово предоставляется членам жюри.

У вас есть прекрасная возможность сделать правильный выбор - и не в нашей игре, а в реальной жизни! Когда придет время решать, чему себя посвятить, прошу вас помнить об одном: не продавайте свою жизнь дешево. Она, скорее всего, стоит значительно дороже, чем вы думаете! 

 Желаем Вам успехов!

Квест-игра:   «Мы выбираем, нас выбирают»

Маршрутный лист.

Этапы

Макс. балл

Критерии

Команда

9 класса

Команда

10-11 класса

1.Знакомство

(название, девиз)

5 баллов

Соответствие теме, оригинальность.

2.Аукцион

10 баллов

умение работать в коллективе; принимать верное, устраивающее большинство, решение; прислушиваться к голосу коллектива.

3. Знатоки избирательного права

цена вопроса

Полнота и правильность ответа.

4. Ораторское искусство

10 баллов

Раскрытие темы, логичность, убедительность, красноречие.

5. На избирательном участке

5 баллов за ситуацию

Полнота и правильность анализа ситуации и ошибок.

Итого:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Выбирая профессию – выбираю будущее"

Тема классного часа:  Выбирая профессию – выбираю будущее Ролик  «Ученик лекаря» (притча)  Цель:-формировать информационную основу выбора профессии;- создать условия для форми...

Классный час "Мы выбираем,нас выбирают"

Классный час "Мы выбираем,нас выбирают"...

Урок обществознания по теме «Избирательное право» (Мы выбираем, нас выбирают) 9 класс

Урок в 9 классе по обществознанию (повторительно- обобщающий) проводится в форме игры....

Классный час "Мы выбираем…Нас выбирают…" (посвящён Дню Святого Валентина)

Информация об истории "Дня святого Валентина".Появление первых "валентинок" Занимательная викторина....

Классный час на тему: «Мы выбираем, нас выбирают»

"Мы выбираем, нас выбирают" Цели:  Сориентировать учащихся на правильный выбор будущей профессии с учётом их способностей и психологических особенностей.  Способствовать осознанию учащихся проф...

Классный час по теме "Мы выбираем, нас выбирают..."

Классный час по  теме "Мы выбираем, нас выбирают..."Цели: выявить лидеров в классе;определить организационную структуру коллектива;формировать у детей положительную нравственную оценку ...