Статья «Развитие творческих способностей детей во внеурочной деятельности».
статья на тему

Применяя в своей профессиональной деятельности разнообразные формы и методы способствую развитию творческих способностей у обучающихся в предметной области "Искусство". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие творческих способностей детей во внеурочной деятельности».

«Ребёнок  - не кувшин, который надо наполнить, а лампада которую надо зажечь».

Средневековые гуманисты.

Развитие творческих способностей – это процесс, который проходит через все этапы развития личности ребёнка, он побуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, свободу в самовыражении, уверенность в своих способностях.

Развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей школы, ведь в наше время России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Для активизации творческих способностей детей необходимы условия позволяющие ввести ребёнка в творческую деятельность. Именно деятельность позволяет развивать творческие способности.

 Творчество – это постоянное совершенствование и прогресс. Творческая деятельность оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся, она повышает собственную самооценку ученика, его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.

Согласно новым стандартам внеурочной деятельности уделяется большое внимание. Она направлена не только на достижение результатов в освоении основной образовательной программы, но и на развитие ребёнка, как разносторонней личности, реализацию индивидуальных потребностей учащихся путём предоставления выбора широкого спектра занятий. Внеурочная деятельность позволяет школе достичь нового качества образования. Внеурочная деятельность позволяет ребёнку выбрать то направление, которое ему по душе, развить свои способности, попробовать себя в различных сферах деятельности.

Целью внеурочной деятельности является создание воспитательной среды обеспечивающей активизацию социальных интеллектуальных интересов в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях и система внеурочной деятельности направленна на развитие творческой одарённости детей.

В настоящее время реализации ФГОС второго поколения создаёт возможность для развития одарённости и творческого потенциала личности школьника, а также условия для творческой самореализации педагогов.

В Муниципальном автономном образовательном учреждении – лицее № 13 п. Краснообск,  созданы все условия для реализации внеурочной деятельности по художественно – эстетическому, общекультурному, духовно – нравственному направлениям и успешного введения ФГОС ООО; основная образовательная программа по предмету «Изобразительное искусство» и «Музыка»,  Современное оснащение кабинетов изобразительного искусства и музыки также способствует развитию творческих способностей учащихся лицея..

Формы организации внеурочной деятельности направлены на саморазвитие ребёнка. Кружок по изодеятельности, (вокальный кружок, научно – практические конференции, олимпиады, творческие отчёты, работа по индивидуальным планам,  творческая мастерская, выставки творческих работ учащихся и  т.д.).

Система внеурочной деятельности в лицее построена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Программы внеурочной деятельности по предмету «Изобразительное искусство» и «Музыка» направлена на художественно – эстетическое развитие обучающихся.

В лицее действуют 3 кружка внеурочной деятельности: кружок изобразительного искусства «Радуга», вокальный кружок «Гармония» и театр кукол «Сюжет». Деятельность кружковой работы направлена на развитие творческих способностей учащихся, художественно – эстетических способностей детей и детской одарённости через организацию внеурочной деятельности в области изобразительного искусства, музыки и театрального искусства. На занятиях кружка «Радуга» учащиеся знакомятся с основами изобразительного искусства, с видами и жанрами ИЗО, параллельно осваивают техники и средства художественного творчества используя разнообразные материалы. На занятиях вокального кружка дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют музыкальный кругозор. На репетициях театрального кружка «Сюжет» ребята познают основы актёрского мастерства. Именно здесь ребёнок наделённый способностью и тягой к творчеству может самореализоваться, и раскрыть эмоциональную сторону своей души. Дети участвуют в музыкально – культурной жизни школы, района и области и т.д..

Основными задачи   кружков внеурочной деятельности;

  1. Способствовать развитию художественно – эстетической и творческой способности, детской одарённости;
  2. Развить общекультурные и музыкальные качества;
  3. Обеспечить эмоциональное благополучие ребенка.
  4. Привлечь детей к участию в олимпиадах, конкурсах, фестивалях и т.д.
  5. Вовлечь детей и подростков «группы риска» в организованные формы досуга.

   При работе с учащимися используются различные педагогические технологии и методики позволяющие развить в детях творческие способности. Занятия проводятся в игровой форме, дети чувствуют себя свободно и непринуждённо. Игровые задания повышают мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность.

             Внеурочная деятельность, организованная на основе принципов преемственности, планомерности, последовательности, системности способствует формированию творческой личности учащихся.

             Занятия в кружке «Радуга» позволяют развивать эмоциональную и интеллектуальную сферу художественно одаренных детей средствами изобразительного искусства;

Распевки и упражнения, использованные на занятиях кружка «Гармония» по методике Александры Николаевны Стрельниковой, способствуют развитию дыхания, которое является основой в развития голоса. Её дыхательная гимнастика не только развивает дыхательную систему вокалистов, но и оказывает благотворное, оздоравливающее действие на весь детский организм. Практически на каждом занятии кружка используется здоровьесберегающая технология. (музыкотерапия, ритмотерапия, вокалотерапия и т.д.) Одарённые дети выделяются из общей массы учащихся и требуют к себе особого внимания, поэтому провожу с ним индивидуальную, дифференцированную работу по развитию их творческой одарённости. Подбираю репертуар, работаю над развитием способностей путём разучивания песен способствующих их творческому развитию. Ребята учатся исполнять песни как  в ансамбле, так и дуэтом и сольно. Используется разнообразный репертуар, от произведений композиторов классиков, до современных аранжировок джазовых песен, которые ребята с удовольствием исполняют. Ребята знакомятся с особенностями русского фольклора и с музыкальной культурой Новосибирской области.

Тематическая направленность кружков внеурочной деятельности  позволяет полно реализовать творческий потенциал ребёнка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию навыков, помогает реализовать потребность в общении, повышать культурный уровень участников кружков.  

При организации работы с одарёнными детьми в условиях лицея создана такая образовательная среда, которая обеспечивает возможность развития и проявления творческой активности как одарённых детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одарённости.

Учащиеся посещающие вокальные кружки участвуют  в конкурсах, фестивалях, творческих отчётах,  научно – практических конференциях, олимпиадах.

Проводится также работа с родителями, которые становятся для нас помощниками и союзниками в становлении и развитии творчески одарённых ребят.

Для развития музыкальной одарённости  можно выделить следующую категорию одарённых детей:

  • Дети с высокими (художественными) способностями.
  • Учащиеся не достигающие успехов в учении, но обладающие яркой творческой активностью.

В своей работе с ребятами создаю доверительную, доброжелательную атмосферу, что является важным фактором в эффективном творческом процессе. Принцип работы основан на сотрудничестве в обучении, которое основано на взаимном доверии и уважении.

Целостная система работы, методов и приёмов, творческих заданий, кружков по интересам опираются на взаимосвязь искусства и жизни, позволит сформировать у учащихся чувство интереса к учению предмета, внутреннее влечение к активной учебно – познавательной, творчески – активной жизнедеятельности. Свои умения и навыки учащиеся могут реализовать в разнообразных и привлекательных для них видах внеурочной и досуговой деятельности.    Методы и приёмы применяемые в работе кружка будут способствовать активизации эмоциональных творческих проявлений у детей. Завершить своё выступление хочу словами кандидата философских наук О.А.Куревина «Дети становятся одаренными не столько потому, что им больше, чем другим, дала природа, сколько потому, что они в большей мере сумели реализовать себя». И наша задача, задача учителей искусства помочь ребенку сделать первые шаги по ступенькам творчества, не опоздать и не упустить моменты рождения ГЕНИЯ.      

Литература.

  1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М., 2010.
  2. Маленкова, Л. И. Теория и методика воспитания - М.: Педагогическое общество России, 2002.
  3.  Рабочая концепция одаренности. — 2-е изд., расш. и перераб. — М., 2003  
  4.  Интернет-ресурс: электронные материалы Координационного совета Всероссийского совещания по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (19-21 апреля 2011 года)

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей во внеурочной деятельности

Создание данного проекта вызвано необходимостью систематизации внеурочной работы по предмету. Учитель много внимания уделяет этой работе, но не всегда получается сохранить в памяти сделанное. Такая фо...

Статья "Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья"

Дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) так же как и здоровые дети обладают талантами, способностями, одаренностью. Правда, для развития способностей детей с ограниченными возмож...

Статья "Развитие творческих способностей детей".

 Статья "Развитие творческих способностей детей" опубликована в научно-методическом журнале "Литература в школе". Автор делится опытом, методическими находками, предлаг...

Статья "Развитие творческих способностей детей с ОВЗ на уроках ручного труда".

Творчество -  это постоянное усовершенствование своей личности, стремление совершать нечто новое....

Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРЕАТИВНЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРЕАТИВНЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ    КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Статья "Развитие творческих способностей детей с ОВЗ средствамихореографической деятельности на основе программы "Азбука танца"

Статья "Развитие творческих способностей детей с ОВЗ средствамихореографической деятельности на основе программы "Азбука танца"...

Сборник "Технологическое и профессиональное образование: проблемы и перспективы", Иркутск, 2021 г. ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Впервые переступив порог школы, ребенок попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование т...