Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРЕАТИВНЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья
Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРЕАТИВНЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРЕАТИВНЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вопросами, посвящёнными творчеству, занимались и занимаются психологи, педагоги, философы, искусствоведы. анализ их исследований показывает, что творчество — сложный и интересный процесс. Талантливый советский психолог Л.С. Выготский отмечал, что «творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создаёт нечто новое». именно такая деятельность развивает творческие способности ребёнка. под способностями в педагогике понимаются такие особенности человека, которые обеспечивают высокие достижения в деятельности.
Развитие способностей не сводится лишь к количественному их увеличению, росту. они прежде всего, по мнению психологов, представляют их качественную перестройку.
Развитие способностей, писал С.Л. Рубинштейн, совершается по спирали: реализующиеся возможности, которые представляют способности одного уровня, открывают новые возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более высокого ранга. Такое диалектическое понимание развития способностей предполагает особое внимание взрослых к детям. Как важно пробудить имеющиеся задатки, заметить их проявления, не дать «засохнуть», «заглохнуть» дарованию, обеспечить своевременное успешное «прохождение» первых этапов развития способностей и одарённости.
Ю.Г. Тамберг в книге «Как научить ребёнка думать» высказал мнение о том, что способности — это не начало, а конец процесса развития, воспитания и обучения. именно поэтому так важно организовать творческую деятельность ребёнка, в процессе которой можно выявить задатки (одарённость от природы — врождённая база будущих способностей) и развить способности до таланта. Творчество несёт человеку большую радость, поэтому взрослый обязан помочь ребёнку испытать эту радость.
Для развития детского изобразительного творчества необходимо учитывать следующие правила:
- соблюдение принципа свободы;
- создание развивающей пространственной среды, оснащение процесса самыми разнообразными пособиями и материалами;
- обогащение детского опыта;
- формирование таких важных психологических процессов, как воображение, образное и зрительное восприятие;
- развитие инициативности, самостоятельности;
- организация разнообразных форм работы по изобразительной деятельности;
- индивидуальный подход к организации занятий и руководству свободной деятельностью;
- работа над выразительностью художественного образа, овладение основными средствами художественной выразительности;
- овладение креативными техниками.
Главной целью в изобразительной деятельности, независимо от уровня развития ребёнка, в рамках проблемы развития творческой личности являются:
- формирование устойчивого мотива к изобразительной деятельности;
- формирование умения выражать собственное понимание мира через изобразительные средства.
Использование детьми креативных техник рисования несомненно будет способствовать достижению этих целей и развитию их творческих способностей в изобразительной деятельности.
Однако помимо основной задачи — овладения детьми креативными техниками — должны быть поставлены и следующие задачи:
- Формирование у детей веры в себя, в свой успех в изобразительной деятельности.
- Развитие эмоциональной сферы.
- Повышение уровня воображения и креативных процессов.
- Приучение детей к свободе в выборе средств.
- Обучение видению мира с разных точек зрения (развитие ассоциативности, аналогий).
Принцип свободы является непременным в развитии детского творчества. поэтому дети имеют возможность самостоятельно выбирать изобразительный материал, тему и вид деятельности. им дана свобода эксперимента с материалами, возможность собственных открытий, проверки идей.
Старайтесь меньше вмешиваться в процесс рисования, отказывайтесь от стремления приравнять рисунок к сознанию взрослого, признавая его самобытность и особенность, так как детскому рисунку присущи: идея округлости, целостность и обобщённость, антропоморфизм (очеловечивание), анфасно-профильное изображение, прозрачность и незаслоняемость рисунка, гиперболизм, изолированность.
Материалы для рисования располагайте в доступном для детей месте, создавая ощущение «свободы выбора» в решении познавательных задач, поощряю, стимулирую проявление самостоятельности и творчества. Учите малышей свободному отражению окружающего, выражению своего отношения к изображаемому, учите создавать изображение по замыслу.
Среда, окружающая ребёнка в его пространстве должна быть развивающей. Ничего лишнего, каждая вещь, предмет несут положительную информацию. Для привлечения детей к рисованию и развития творчества создавайте центр изобразительной деятельности. Там должны быть карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски гуашевые, акварельные, тушь, уголь. Для тонирования бумаги можно применять отвары трав, луковой шелухи, бриллиантовая зелень, марганцовка. могут пригодиться свеча, жидкое мыло, пластилин.
Рисовать можно клеем канцелярским, губкой, пуговицами, винтиками, острой палочкой, ученическим пером, пробочками, тычками из поролона, меха, ваты. Для того чтобы разнообразить материал, на котором выполняется рисунок, используется самая разная бумага — газетная, обёрточная, картон, чертёжная (тонкая и плотная), обложки тетрадей. Для рисования есть дощечки, линолеум, пластик, целлулоидные крышечки, ткань. Здесь вы найдёте клей, кисти, ножницы, посуду для воды, а ещё книги, иллюстрированные художниками.
Рисунок является прекрасным средством развития не только мышления и речи, но и воображения, чувственной сферы. Для осуществления этих идей можно использовать современные педагогические технологии. например Теория решения изобретательских задач, или ТРИЗ, — набор методов решения и усовершенствования технических задач и систем, с помощью нахождения и решения технических противоречий, при помощи которой уже появились несколько необычные и в то же время интересные способы изображения.
Одним из наиболее красочных и изобретательных способов, которые можно использовать, является МОНОТИПИЯ. В чём он заключается?
На стеклянную или пластмассовую основу при помощи краски, воды, мыла кистью или зубной щёткой наносится акварель. Лист бумаги накладывается сверху и делается оттиск пальцами, ладошкой или тампоном. На полученном изображении можно дорисовать нужные детали или оставить рисунок как есть. Высушенную работу нужно оформить в рамочку.
Используются и другие интересные способы.
ПАЛЬЦЕВАЯ ЖИВОПИСЬ.
Рисунок наносится пальцами (одним или несколькими), а также ладошкой. Таким способом дети рисуют деревья, море, аквариум, пейзажи.
РИСОВАНИЕ НА ВОСКОВОЙ ОСНОВЕ
На лист бумаги тампоном наносим разноцветные пятна. Затем весь лист покрываем парафином, натирая его свечой. потом заливаем чёрной тушью. после высыхания ещё раз наносим восковую подкладку, рисуем контур изображения и прорисовываем деревянной заострённой палочкой. получается цветное изображение на чёрном фоне. можно рисовать любым острым предметом.
РИСОВАНИЕ НА ВЛАЖНОЙ ПОВЕРХНОСТИ
На мокрый лист бумаги пальцем, толстой кистью или губкой наносим рисунок. после высыхания делаем необходимую дорисовку деталей. Этим способом рисуем темы: «идёт дождь», «Город в тумане», «Цветы за занавеской».
КОЛЛАЖ
Это сочетание аппликации и рисования. Для его выполнения используем бумагу, ткань, нити. Таким способом изображаем льва. Делаем голову и туловище из одноцветной ткани, дорисовываем мордочку, хвост и гриву, кисточку на хвосте наклеиваем из нитей.
При создании коллажей можно использовать мех, войлок, вату, любой бросовый материал.
ПОРОЛОНОВЫЕ РИСУНКИ
Делаем оттиск маленькими поролоновыми фигурками, которые предварительно обмакиваем в краску. сначала рисунки хаотичные, затем превращаются в орнамент.
КЛЯКСОГРАФИЯ
На бумагу капаем кистью жидкую гуашевую краску. из полученной капли выдуваем желаемый предмет, пользуясь трубочкой или просто поворачивая лист. складываем лист с каплей пополам, чтобы клякса отпечаталась на противоположной стороне листа, а потом дорисовываем недостающие детали.
РИСОВАНИЕ НА КОПИРОВАЛЬНОЙ БУМАГЕ
Кладём копирку на белый лист бумаги и использованным стержнем выполняем рисунки. можно работать на копировальной бумаге ногтем, острой палочкой, использованным фломастером.
РИСОВАНИЕ ТОЧКАМИ
Кистью, фломастером выполняем рисунок, состоящий из одних отдельных точек. работы выполняем в цвете. Для рисования точками можно также использовать карандаши, уголь.
НИТКОГРАФИЯ
Нитки окунаем в краску (она не должна быть слишком жидкой), затем выкладываем на бумагу, которую после складываем пополам и протягиваем нитку из сжатых друг с другом сторон листа. Можете предложить ребенку посмотреть на получившийся рисунок и предположить, что изображено и на что похоже. Отгаданный образ дети дорисовывают незначительными деталями, которые придают выразительность рисунку.
ФЛОРОТИПИЯ
На пёрышки птиц наносим краску, затем прикладываем их к бумаге, сдвигаем, поворачиваем. создаётся узор мороза на окнах. Таким способом можно рисовать узор из листьев, цветов, семян.
РИСОВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ ОТКРЫТОК
Дети изображают рисунок, затем находят на открытках необходимый образ, предмет, вырезают его и наклеивают в свой рисунок.
ТКАНЕВЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ
Вырезаем рисованные на ткани цветы, а к ним дорисовываем вазу, стол, клумбу и т.д.
Необходимо относиться к ребенку и его работе благосклонно, подбадривать его, одобрять. Если работа не очень хороша, не говорите об этом. В каждой из них старайтесь отметить что-нибудь хорошее. Не давайте детям образцов в качестве примера, не делайте акцент на том, что должно получиться, не подгоняйте, не вывешивайте только лучшие работы, не сравнивайте работы ребенка с работами других детей, чтобы не развивать чувство соперничества, так как это мешает нормальным отношениям между детьми.
Знакомство детей с разной техникой рисования позволяет раскрыть разносторонние возможности изобразительной деятельности. Это способствует нестандартному видению мира, пробуждает их фантазию.
В процессе ознакомления с разными техниками рисования ребёнок развивается, наблюдает, сравнивает, находит решение, придумывает, додумывает, это значит — включается в поиск и творчество. В процессе овладения различной техникой изображения, использования современных технологий могут быть выявлены сильные стороны ребенка и его таланты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико-значимый проект "Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"
Проект направлен на изучение процессов развития творческих способностей детей старшего возраста посредством нетрадиционного рисования....
План по самообразованию "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей"
Перспективный план работы по самообразованию по теме "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей"....
Статья «Использование мультфильмов, как средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».
На первом плане в условиях развития образования в современном обществе возникает вопрос творческой самореализации личности. Ребенок более, чем взрослый, отзывчив на все, что звенит, трещит, шелестит, ...
Педагогический проект "Развитие художественно-творческих способностей детей в изобразительной деятельности через систему социокультурного партнёрства школы-интерната"
Проблема: развитие творческих способностей и личностных качеств обучающихся во внеурочное время средствами дополнительного образования согласно требованиям федеральных государственных образовательных ...
Адаптированная программа «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей «Все дети умеют рисовать»
Проблема развития детского творчества всегда была одной из актуальных. Творчество, развитие творчества - одна из главных задач воспитания. Творческое начало — это всегда стремление вперед, к луч...
«Нетрадиционные техники работы с бумагой как средство развития творческих способностей детей»
Семинар для педагогов ДОУ...