Методическая разработка занятия - проекта "Моя светлая Русь"
проект (8 класс) на тему

Тема проекта: "Возникновение христианства. Православие и его роль в истории России". 

Во время работы над проектом была проведена автобусная экскурсия для учащихся, изучение истории храмов Сиверской и Вырицы, съёмка интервью с настоятелем храма Тихвинской иконы Божией Матери.

Все этапы проекта основывались на принципе добровольного участия детей. Также особо принималось во внимание наличие в группе учащихся различного вероисповедания и учащихся, имеющих разное отношение к религии вообще.

В ходе мероприятия использовалась презентация, содержащая пейзажи России; изображения храмов Санкт-Петербурга, православных храмов Сиверской и Вырицы, колокольни; фото детей, сделанные во время экскурсии; видеозапись беседы священнослужителя с детьми, посещения ими колокольни; аудиозапись колокольного звона, аудиозапись  песен "Золотые купола" (гр. "Иван-да-Марья"), "Моя светлая Русь" (гр. "АлисА"), а также музыка из кинофильма "Мелодия белой ночи", написанная жителем Сиверской, знаменитым кинокомпозитором И.И.Шварцем.

Занятие способствует воспитанию уважительного и бережного отношения к старине, культурному наследию предков, открывает потрясающие картины стойкости, подвижничества простых людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_svetlaya_rus.docx31.58 КБ

Предварительный просмотр:

СПБ ГКУЗ «Детский санаторий «Берёзка»

школа

«СОГЛАСОВАНО»:

Заместитель главного врача по УВР

СПб ГКУЗ «Детский санаторий «Берёзка»

Денисова Ю.А.

«___»_____________2017г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА

«МОЯ СВЕТЛАЯ РУСЬ»

Воспитатель: Блохина Л.Б.

2017г.

ЗАНЯТИЕ – ПРОЕКТ «МОЯ СВЕТЛАЯ РУСЬ»

Возраст участников: 14 - 15 лет, учащиеся 7 - 9 классов.

Тема: "Возниконовение христианства. Православие и его роль в истории России".

Цели:

  • рассмотрение религии с точки зрения истории, культуры, политики;
  • расширение кругозора учащихся в религиозных вопросах;
  • знакомство с многоликой отечественной культурой, уходящей в глубь веков;
  • оказание помощи учащимся в осуществлении свободного и сознательного самоопределения в собственной мировоззренческой позиции в духовных интересах и ценностях;
  • формирование у учащихся умения грамотно вести мировоззренческий диалог, помощь учащимся в овладении искусством понимания других людей.

Задачи:

  • познакомить учащихся  с особенностями духовного и церковного искусства, а также с памятниками религиозной культуры родного края;
  • постараться привить уважение к этим памятникам, научить основным приёмам их изучения и сохранения;
  • познакомить учащихся с ролью религии в истории нашего Отечества;
  • в деликатной форме познакомить школьников с характерными особенностями психологии последователей православия;
  • научить элементарным приёмам этикета, принятого в общении с верующими и священнослужителями;
  • защитить молодёжь от разрушительного влияния опасных организаций, действующих под религиозными лозунгами.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I этап. Организационный

Вступительное слово педагога.

Педагог:

Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые взрослые! Мы продолжаем изучать историю родного края. Наше занятие посвящено храмам России и называется «Моя светлая Русь» (слайд № 1)

Разве можно представить нашу Родину без монастырей, храмов, их золотых куполов и колокольного звона.

Это наша история, наша культура, наши традиции, наша вера…

Россия, родина моя, Россия православная.

Веками русская земля несла хоругви славные.

Россия, родина отцов, Русь, предками воспетая,

Твоё прекрасное лицо хранят иконы светлые.

И зеркалом души твоей с времён далёкой древности

Сияли купола церквей, как символ духа крепости.

II этап. Создание эмоционального настроя участников мероприятия.

Звучит песня  в исполнении детей «Золотые купола»  (слайды № 2 – 9)

III этап. Основной.

1) Педагог:

Православная церковь на многие годы стала носительницей и кормилицей русской культуры. Славянская азбука, созданная на основе греческой двумя монахами, Кириллом и Мефодием, (слайд № 10) за 100 лет до Крещения Руси, дала славянам письменность (слайд № 11), без которой невозможна никакая культура. Монастыри были, своего рода, университетами, в которых учёные монахи занимались науками, развитием сельского хозяйства. Иконопись положила начало русской живописи. В монастырях устраивались библиотеки и почти все писатели Древней Руси вышли из монастырей.

Православие также положило начало русскому зодчеству – архитектуре. Принятие христианства привело к строительству громадных каменных сооружений в главных центрах Руси, сначала по византийским образцам, а потом – в своём русском стиле. Это строительство повлекло  за собой развитие других искусств и художественных ремёсел: ювелирного дела, производства эмали и др.

Наши знания и далёком прошлом нашей Родины, в основном черпаются из летописей, в которых монахи записывали исторические факты, на основании своих наблюдений, по рассказам очевидцев, а также со слов воинов, принимавших участие в боях и походах русских князей. Об этом свидетельствует древняя летопись «Повесть временных лет» (слайд № 12), полное название которой «Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее кня                                                                                                                                                                      жити и откуду Русская земля стала есть» (слайд № 13). «Повесть временных лет» была создана в начале XII века монахом Киево-Печерского монастыря Нестором(слайд № 15). Нестор использовал труд своих предшественников, но существенно переработал его и дополнил описанием событий последних двух десятилетий. Монах Нестор по праву достоин именоваться «отцом российской истории» (слайд № 15).

Педагог:

Со времён княжеских, от Древней Руси, самые судьбоносные события в истории нашего Отечества и нашей Церкви отмечены именно колокольным звоном (слайд № 16). Звон колоколов сопровождает каждого человека всю жизнь.

Ученик 1:

Церковные колокола и церковный звон является великой духовной святыней, колокольные традиции бережно хранятся. Колокольный звон служит не только указанием времени Богослужения, но и выражением радости, грусти и торжества (слайд № 17).

Отсюда и появились различные виды звона, и каждый из них имеет совё название и значение.

Колокольный звон разделяется на два основных вида: благовест и собственно звон.

Благовестом звон называется потому, что им возвещается благая, добрая весть о начале Богослужения. Это мерные удары в один большой колокол.

Собственно звоном – называется звон, когда звонят сразу во все колокола или в несколько колоколов.  Он выражает христианскую радость, торжество.

Следует также упомянуть о всполошном или набатном звоне. Это частые непрерывные удары в большой колокол. В набат или всполох звонили во время тревоги по случаю пожара, наводнения, мятежа, нашествия врагов или другого какого-нибудь общественного бедствия.

Педагог:

Говоря о набате, всполошном колокольном звоне, невольно вспоминается песня «Бухенвальдский набат».

Люди мира, на минуту встаньте!

Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон –

Это раздаётся в Бухенвальде

Колокольный звон, колокольный звон.

Звон плывёт, плывёт над всей землёю.

Это набат по погибшим, замученным в концлагерях, и напоминание живым, что война - это горе, страдания, разрушения.

Прослушивание колокольного звона, набата, благовеста (слайды № 18 – 20)

3) Педагог:

Ребята, вы жители культурного центра России – Санкт-Петербурга. Это многонациональный город, а значит, здесь живут люди разных вероисповеданий. Ещё с петровских времён, времён основания Петербурга одновременно со строительством дворцов, жилых зданий, строились храмы. Всегда люди понимали, что нужно знать и уважать традиции и обычаи других народов. Только тогда не будет конфликтных ситуаций, все будут жить в мире и согласии, а город будет процветать.

В Санкт – Петербурге 268 конфессий и религиозных объединений. Среди них объединения Русской православной, Римско-Католической, Лютеранской, Мусульманской церкви, буддийских, иудейских объединений.

Среди них памятники архитектуры федерального значения: Исаакиевский собор, Казанский собор, Сампсониевский собор, Смольный собор, Петропавловский собор, Троицкий собор Александро-Невской лавры и т.д.

Демонстрация презентации «Храмы Санкт-Петербурга» (слайд № 21 – 44)

4) Педагог:

На Сиверской земле находится много православных храмов, многие из которых являются настоящими памятниками архитектуры, русского деревянного зодчества, имеют богатую интересную историю.

Ученик 2:

Добрый день, уважаемые гости. Меня зовут … . Я приглашаю вас на экскурсию  «Храмы Сиверской земли» (слайд № 45).  А помогут мне в проведении этой экскурсии … .

Сначала мы хотим пригласить вас в Храм святых апостолов Петра и Павла. (слайд № 46 – 47)

Ученик 3:

До времени построения храма святых апостолов Петра и Павла в  Сиверской не было своей приходской церкви. Немногочисленные местные жители деревень Старая и Новая Сиверская, а также приезжавшие сюда на отдых петербуржцы, проделывали немалый путь, добираясь до ближайших храмов в селах Рождествено, Орлино и Суйда. И хотя идея построения своей церкви существовала еще со времени прохождения в 1857 году через эти места Варшавской железной дороги, воплотить задуманное не удавалось из-за недостатка денег и отсутствия подходящего земельного участка.

В 1890 г. поэт А.Н. Майков, и ранее не жалевший средств на просветительскую деятельность в Сиверской, совместно с доктором Никитиным и другими прихожанами решил организовать при церкви народную школу.

В 1887 году местный дачевладелец, статский советник и известный в округе врач Василий Тимофеевич Никитин пожертвовал для строительства Сиверского храма часть своих земельных владений и некоторую сумму денег. Его поддержали владелец имения Сиверская барон В.Б. Фредерикс, поэт А.Н. Майков и другие частные благотворители. Когда деньги были собраны, в ответ на прошение попечителей последовало Высочайшее разрешение на строительство храма. Было организовано строительство, и возводимый по проекту архитектора Михаила Семеновича Самсонова прекрасный деревянный, на гранитном фундаменте, храм воздвигли в самое короткое время.

Освящение храма состоялось 25 июня 1889 г. главным священником армии и флота протоиереем Александром Желобовским. Состоявшийся обряд утвердил посвящение храма святым апостолам Петру и Павлу.

Мы часто приходим сюда во время дальних прогулок, со своими родителями.

Ученик 2:

Теперь мы расскажем вам о Церкви во имя Тихвинской иконы Божией Матери. (слайд № 48 – 50)

Ученик 4:

В 1885 году общество вспоможения бедным при Покровской церкви Санкт-Петербурга у сиверских крестьян купило большой участок земли, поросший елями и соснами для устройства здесь детского приюта, а при нем домовой церкви во имя Тихвинской иконы Божьей матери. Приют работал с ранней весны до поздней осени, а его школу посещали местные ребята с дачного района. 9 июля 1897 года при детском приюте была торжественно освящена домовая церковь. Это был второй храм, построенный в Сиверской, после летней церкви апостолов Петра и Павла. Прекрасный, светлый домашний храм, построенный по проекту архитектора Кондратьева, был одной из жемчужин старой Сиверской. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери продолжала существовать и после закрытия детского приюта в 1918 году. Это один из немногих храмов,  действующих со дня своего основания и единственный в Сиверской, незакрывавшийся даже на короткий срок. Тихвинская церковь работала и в годы фашистской оккупации. После закрытия Троицкой церкви в Дружноселье, Сиверский храм принял поруганные иконы, открыв у себя Троицкий предел. В 1960 году по указанию сиверских властей с церкви был снят большой колокол, а средние и малые пропилены, чтобы их благовестные звоны не были далеко слышны. Сегодня этот храм - подлинный духовный и культурный центр Сиверской.

Нам посчастливилось взять интервью у настоятеля этого храма отца Алексея. Предлагаем вашему вниманию это интервью.

Просмотр интервью. (слайды № 51 – 54)

Ученик 2:

А теперь перенесёмся в Белогорку, в Храм святителя Николая Чудотворца. (слайды № 55 – 57)

Ученик 5:

Храм св. Николая был возведен в 1904-1906 годах по проекту петербургского архитектора С. И Овсянникова. Никольский храм находился на территории усадьбы "Белогорка" и являлся домовым храмом помещицы Е.А. Фоминой. Большой вклад в строительство храма внес известный петербургский купец и меценат А.Г. Елисеев.

Никольский храм находился на территории усадьбы "Белогорка" и являлся  домовым храмом помещицы Е.А. Фоминой. Большой вклад в строительство  храма внес известный петербургский купец и меценат А.Г. Елисеев.

С 1910 года храм был передан православному приходу Белогорской усадьбы и деревень Ново-Сиверская, Извара, и Кезево.

В храме велись Богослужения до 1936 года. Затем храм был закрыт и использован под сельскохозяйственный склад. В том же году настоятель храма священник Иоанн Сажин был арестован и выслан в один из северных лагерей. О дальнейшей судьбе его ничего не известно.

Перед Великой Отечественной войной с храма были сброшены все колокола, и уничтожено убранство храма.

Диакон храма Владимир Дубовицкий, в годы Великой Отечественной войны находился в блокадном Ленинграде и в 1943 году был награжден медалью "За оборону Ленинграда".

В послевоенное время, в 1966 году, храм был реконструирован под Белогорский дом культуры.

В 1993 году храм был передан православному приходу посёлка Белогорка. С 1993 года по настоящий день, храм восстанавливается силами прихода.

Ученик 2:

Одновременно с дачной Сиверской строился и развивался посёлок Вырица. И мы хотели бы вас познакомить с двумя храмами Вырицы.

Ученик 6:

Храм святых апостолов Петра и Павла. (слайды № 58 – 59)

Строительство в 1901-1911 гг. линии железной дороги от Царского Села на юг способствовало возникновению вдоль нее новых дачных поселков. Из них самым обширным, известным и популярным у петербуржцев суждено было стать Вырице. Необычайно живописные виды излучины реки Оредеж, сосновый бор, целебный воздух, благотворно влияющий на здоровье, стали привлекать сюда горожан. Одновременно с ростом дачной местности, в Вырице началось строительство храмов. Самым первым храмом Вырицы стал храм святых апостолов Петра и Павла. Он строился по проекту выпускника Института гражданских инженеров, техника С.-Петербургского градоначальства, архитектора Николая Ивановича Котовича, в основном, на пожертвования местного населения). Закладка храма была совершена 10 сентября 1906 года, освящение последовало менее чем через два года, 22 июня 1908 года. Новый храм был выстроен в "старомосковском стиле" и представлял собой деревянное крестообразное в плане здание на высоком фундаменте из валунов, с просторным двусветным церковным залом, шатровым куполом и высокой колокольней.

С 1938 года церковь не действовала так, как ее последний настоятель 25 февраля 1938 г. был арестован, и через две недели расстрелян. Юридически храм был закрыт в 1939 г. Власти решили устроить в его здании клуб, однако его мало кто посещал, и в бывшем храме разместили военкомат.

Во время войны, в декабре 1941 г., Петропавловский храм был возвращен церкви. В январе 1944 г. Вырица была освобождена советскими войсками. Во время боевых действий пострадали колокольня и купол Петропавловской церкви (разрушенные в войну, они утрачены по сей день), повреждена взрывом стена алтаря. Церковь была восстановлена в 1944-1945 гг. 23 ноября 1952 г. храм был заново освящен.

Ученик 7:

Храм Казанской иконы Божией Матери (слайды № 60 – 62)

В 1910 году в районе станции Вырица начал создаваться дачный посёлок, получивший название «Княжеская долина». Дачное место  стало быстро застраиваться и заселяться. Посёлку нужен был храм. Был объявлен конкурс на проект храма, на который было представлено пять проектов. Был выбран проект архитекторов В.Р.Апышкова и М.В.Красовского.

14 июля 1913 года в Вырице состоялась торжественная закладка церкви Казанской иконы Божией Матери. А через год 6 июля (19 июля – по новому стилю) храм был освящён. Храм имеет три равновеликих входа, что позволяет в летнее время проводить богослужения при большом стечении молящихся, так как церковь сначала проектировалась как летняя.

При строительстве храма архитектор руководствовался принципами, которые господствуют в церквях олонецких и вологодских, совмещая их с требованиями нынешней техники. Высота шатровой части до основания креста 41,5 метра.

В 1938 году, накануне войны с Финляндией, церковь в Вырице закрыли. Иконы, убранство и старинный дубовый иконостас, выполненный 1898 году фирмой братьев Брусницыных, удалось сохранить. В годы  Великой Отечественной войны в посёлке располагался полк румынских солдат, которые были православного вероисповедания. Местные жители воспользовались этим и выхлопотали разрешение у немецкого командования на открытие в Вырице церкви Казанской иконы Божией Матери. После 1959 года снова появилась угроза закрытия церкви. На защиту храма стали его прихожане и жители посёлка. Они составили ходатайство о том, чтобы церковь не закрывали, и с ним отправились в Москву в Президиум Верховного Совета, и добились отмены этого распоряжения.

В церкви бережно сохраняется всё, что касается её истории.

5) Выступление педагога Людмилы Балабековны о Серафиме Вырицком. (слайд № 63 – 72)

В 1917 году известный петербургский купец Василий Николаевич Муравьёв (так звали в миру преподобного Серафима Вырицкого) (слайд № 63), занимавшийся  торговлей пушниной, совершает неизъяснимый поступок – он закрывает своё дело, наделяет щедрыми пособиями всех своих служащих, а основные капиталы жертвует на нужды Александро-Невской Лавры, Воскресенского Новодевичьего женского монастыря в Петербурге, Выксунского женского монастыря в Нижегородской губернии.        

Василий Николаевич обладал высокоприбыльным предприятием. Русская пушнина пользовалась большим спросом на западном рынке. Его контора торговала в Австрии, Германии, Дании, Англии, Франции и даже в Нью-Йорке. Его знали в европейских столицах – Вене, Берлине, Варшаве, - которые он посещал по роду своей деятельности.

Казалось,  ничего не мешало Василию Николаевичу вложить свои капиталы в прибыльное дело за рубежом, и покинуть пределы России. Но для него такого выбора не существовало – он всегда был готов разделить любые испытания с Отчизной и своим народом. В 1920 году Василий Николаевич принял решение посвятить себя служению Богу. Он принял монашество в Александро-Невской Лавре. (слайд № 64)

В 1929 году после закрытия Александро-Невской Лавры отец Серафим переехал в Вырицу, где прожил до конца своих дней.

Отец Серафим любил людей, обладал духовной мудростью, словом истинного врачевания. Он всегда помогал всем обращающимся к нему людям. (слайд № 65)

Существуют подлинные свидетельства очевидцев о способности провидения отца Серафима.

Примеры.

... Румынской частью, расквартированной в Вырице, командовали немецкие офицеры. Им донесли о пророчествах о. Серафима, и вскоре в дом на Пильном проспекте пожаловали незваные гости. И вновь, как когда-то чекистов, батюшка укротил пришельцев через благодатную помощь свыше. Старец сразу поразил их тем, что заговорил с ними на хорошем немецком языке - ведь в бытность свою купцом он часто посещал Вену и Берлин, сотрудничая с австрийскими и немецкими фирмами. Капитан, который был начальником вырицкой команды, спросил у о. Серафима, скоро ли немецкие части пройдут победным маршем по Дворцовой площади? Старец смиренно ответил, что этого никогда не будет. Немцам придется поспешно уходить, а самому вопрошающему не суждено будет вернуться домой, при отступлении он сложит свою голову под Варшавой.

По рассказам плененных немцами местных жителей, которых оккупанты пытались угнать в Германию, этот немецкий офицер действительно погиб в районе польской столицы, а невольники были возвращены на Родину. Пророческие слова о. Серафима подтвердил и румынский офицер, также служивший во время войны в вырицкой команде. В 1980 г. он приезжал поклониться могиле старца и, разыскав вспомнивших его местных жителей, поведал о подробностях того отступления.

Между тем, о. Серафим еще в начале войны предсказал ряду жителей Вырицы будущее пленение и последующее благополучное возвращение из неволи. В частности, один из бывших старожилов Вырицы, Леонид Викторович Макаров вспоминал, что старец предсказал это и его семье, отметив, что в дальнейшем они будут жить в большом городе. Время показало истинность слов о. Серафима.

Серафим Вырицкий - автор многих стихов. (слайд № 66) Одно из них, написанное  в 1939 году, накануне Великой Отечественной войны, звучит как пророчество:

Пройдёт гроза над Русскою землёю,

Народу русскому Господь грехи простит

И крест святой Божественной красою

На храмах Божиих вновь ярко заблестит.

И звон колоколов всю нашу Русь Святую

От сна греховного к спасенью пробудит,

Открыты будут вновь обители святые,

И вера в Бога всех соединит.

В течение долгих трудных военных лет  Серафим Вырицкий молился ежедневно о спасении Отечества. Невзирая на холод и зной, ветер и дождь, и свою тяжёлую болезнь (слайд № 67), отец Серафим  настойчиво требовал помочь ему добраться до камня, на котором совершал свои молитвы (слайд № 68).

Старец Серафим ушёл из жизни 3 апреля 1949 года. В 2000 году он был причислен к лику святых Православной церкви.

3 апреля 2009 года (60 лет памяти Серафима Вырицкого) и 3 апреля 2014 года (65 лет памяти Серафима Вырицкого) приезжал в Вырицу Святейший Патриарх России Кирилл. (слайд № 69 – 72)

Старец Серафим говорил:

«Я побывал во всех странах. Лучше нашей страны я не нашёл и лучше нашей веры я не видел». (слайд № 73)

«Всё зло необходимо покрывать добром и любовью… Отвечая злом на зло, мы приходим только к его умножению во вселенной» (слайд № 74)

IV этап. Рефлексия.

1) Заключительное слово педагога о необходимости знать свою историю и чтить свои традиции.

2) Звучит песня «Моя светлая Русь» в исполнении детей. (слайд № 75 – 76)

3) Отзывы детей о занятии.

Литература:

1) http://serafim.com.ru/

2) http://samoderzhavnaya.ru/

3) http://www.truechristianity.info/

4) Преподобный Серафим и Вырица. Книга для детей и родителей. Санкт-Петербург. 2002г.

5) Материалы курса "История религий в России: методическое сопровождение", М: Педагогический университет "Первое сентября". 2010г. А.Е. Кулаков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия «За светлый майский день…»

Нет на свете Родины милее,Где других лазурней небеса.Солнце ярче, звезды всех светлее,Где отрадны рощи и леса....

Методическая разработка "Музыкально-поэтическая композиция "Светлый мир" по произведениям Константина Бальмонта"

Данная работа представляет собой методическую разработку процесса освоения участниками творческого объединения "Ангажемент" окружающего мира и отражение его на сцене средствами поэтического театра. Ли...

Методическая разработка занятия по методу проектов на тему «Постройка корпуса судна»

Образовательная технология: «ПРОЕКТНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ»....

Методическая разработка занятий/ уроков, мероприятий духовно-нравственной направленности в образовательном учреждении «Светлый праздник величаем...»

Методическая разработка занятий/ уроков,  мероприятий духовно-нравственной направленности  в образовательном учреждении   «Светлый праздник величаем...»...

Методическая разработка занятия - практикума по теме «Глобальные экологические проблемы человечества», реализация проекта «Интеллектуально-образовательный технопарк» («Лаборатория «Естествознание») в рамках муниципального педагогического марафона «Формир

Глобальные проблемы человечества, которые оказались в центре внимания ученых, политических деятелей и общества, изучаются многими науками: географией, биологией, экологией, историей. Глобальные пробле...

Методическая разработка занятия «ДРЕВНЯЯ РУСЬ» для кружка ИЗО

Тема занятия: «Древняя Русь».Вид занятия: сообщение нового материала, выработка практических умений и навыков.Цель занятия: - закрепить знания о художественной культуре Древней Руси;- форм...

Методическая разработка урока. Учитель Гришина Светлана Ринатовна О.С. Габриелян. Химия. 8 класс. Соли . 1 урок

Представленная для анализа разработка является методической разработкой. Ее основной целью является познакомить учащихся с составом и названиями солей, продолжить формирование умений различать иобозна...