Методическая разработка занятия по методу проектов на тему «Постройка корпуса судна»
методическая разработка на тему
Образовательная технология: «ПРОЕКТНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya_postroyka_korpusa_sudna.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Образовательная технология: «ПРОЕКТНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ».
Тема занятия: «Постройка корпуса судна»
Автор: Турова Марина Геннадьевна (gaechka380@rambler.ru).
Место работы: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 380
Красносельского района Санкт-Петербурга
(ГБОУ СОШ № 380).
Объединение: «Судомоделирование».
Тема занятия: «Постройка корпуса судна»
Цели и задачи: научить воспитанников поиску путей решения возникших проблем, творческому решению самостоятельно поставленных перед ними задач.
Ход занятия.
- Организационный момент.
- Изложение программного материала.
- Сообщение темы и цели занятия.
Вводная беседа, раскрывающая 4 этапа проектной деятельности. Объяснение порядка выполнения проектов:
а). Подготовительный этап:
- выбор темы проекта, его обоснование и формирование мотивов выполнения;
- определение необходимого объема знаний, умений и навыков для осуществления проекта;
- составление плана работы по реализации проекта;
- определение необходимых материальных и финансовых затрат для изготовления проекта.
б). Конструкторский этап:
- рассмотрение нескольких возможных вариантов выполнения проекта, выбор из них оптимального;
- сбор и обработка требуемой информации;
- разработка конструкции, изучение технологии изготовления задуманного изделия;
- разработка соответствующей технологической документации;
- подготовка необходимых материалов, оборудования, инструментов;
- распределение обязанностей (для группового и коллективного проектов).
в). Технологический этап:
- выполнение проекта с учетом требований технологии и дизайна;
- соблюдение правил техники безопасности.
г). Заключительный этап:
- самооценка качества выполненной работы.
- Ознакомление с критериями оценки проекта:
- оригинальность темы и идеи проекта;
- конструктивные параметры: соответствие конструкции назначению изделия; прочность, надежность, оригинальность, удобство пользования;
- технологические критерии: соответствие документации, оригинальность применения и сочетания материалов, соблюдение правил техники безопасности;
- эстетические критерии: композиционная завершенность, дизайн изделия, использование традиций народной культуры;
- экономические критерии: потребность в изделии, экономическое обоснование, возможность массового производства.
- Знакомство со структурой творческого проекта: творческий проект – это комплексная работа, в структуру творческого проекта входят следующие составные части:
- пояснительная записка;
- творческая работа (изделие);
- защита творческого проекта.
К оформлению пояснительной записки предъявляются в первую очередь требования как к печатной работе. Текст должен быть выполнен на компьютере шрифтом Times New Roman № 14, межстрочный интервал – 1, оринтация страницы книжная, поля на странице – слева 2,5 см, сверху, справа, снизу 1,5 см. Текстовая часть пояснительной записки выполняется единым шрифтом и черном цвете. Страницы должны быть пронумерованы. Работа должна иметь содержание, в котором обязательно должны быть указаны страницы, на которых расположен тот или иной раздел. Разделы пояснительной записки выделяются жирным шрифтом. Цветные надписи допускаются только в таблицах, на схемах и чертежах. Пояснительная записка может быть иллюстрирована фотографиями и рисунками по теме проектной работы. В целом объем пояснительной записки творческого проекта не должен превышать 10-15 страниц печатного текста.
- Показ презентации «МЕТОД ПРОЕКТА» с объяснениями педагога. В ходе презентации педагог комментирует основные разделы пояснительной записки творческого проекта.
1). Титульный лист. На титульном листе пояснительной записки должны быть отражены название образовательного учреждения, предмет, тема проектной работы, автор и педагог, город и год выполнения проекта (слайд 2).
2). Фото материалы (слайд 3). Может содержать фотографию готового изделия, процесса работы над изделием и т.д.
3). Содержание (слайд 4). Содержание пояснительной записки может меняться в зависимости от темы проекта.
4) 1. Проблемная ситуация (слайд 5). В данном разделе дается обоснование выбранной темы проекта, находят отражение ответы на следующие вопросы: почему выбрана эта тема, чем она интересна, каково ее значение. Особое внимание в данном разделе необходимо уделить практической значимости выполняемой работы.
5). 2. Проблема (слайд 6). В этом разделе рассматриваются пути решения возникшей проблемной ситуации.
6). 3. Краткая формулировка задачи (слайд 7). В разделе рассматривается непосредственная задача по решению поставленной в предыдущем разделе проблемы.
7). 4. Выбор идеи (слайд 8). В приведенном разделе рассматривается изготовление аналогичных изделий из разного материала. В зависимости от назначения может быть рассмотрено от трех до семи возможных технологий изготовления данного изделия.
8). 5. Выбор формы изделия (слайд 9). Кроме материала, более пригодного для изготовления нашего изделия, учитывая как его доступность, так и приобретенные в процессе обучения навыки и умения по его обработке, мы должны рассмотреть возможные конструктивные особенности при изготовлении и сборке готового изделия, как практические, так и эстетические. Обычно рассматривается от трех до пяти конструкций изделий аналогического назначения.
9). 6. Выявление противоречий (слайд 10). В данном разделе мы принимаем решение о выборе того или иного предложенного варианта. Оформляется в виде таблицы (применяется маркетинговая технология «Сетка принятия решений»), в левой стороне которой приведены важнейшие критерии оценки изготавливаемого изделия, а в правой, оформленной как Идея №1, Идея №2 и т.д., но не менее трех, «+» и «-» отмечено соответствие рассматриваемых вариантов приведенным критериям. Подсчет максимального количества плюсов обычно дает возможность сделать вывод об оптимальном варианте изготовления изделия.
10). 7. Историческая справка (слайд 11). В разделе приводятся краткие исторические данные об изготавливаемом изделии.
11). 8. Назначение изделия (слайд 12). В разделе указывается назначение именно того изделия, которое мы изготавливаем: где оно будет установлено, и какие функции будет выполнять.
12). 9. Материалы (слайд 13). В данном разделе приводится как перечисление, так и описание материалов, используемых для изготовления в выбранной технике, а также обоснование выбора материалов для изготавливаемого в дальнейшем изделия. Информация может быть представлена как текстом, так и в виде таблицы или схемы. Данный раздел может содержать также конфекционную карту, которая представляет собой образцы возможных используемых материалов.
13). 10. Оборудование и инструменты (слайд 14). В данном разделе приводится описание оборудования и инструментов, применяемых для изготовления изделия в выбранной технике, а также обоснование выбранных инструментов для изготавливаемого в дальнейшем изделия. Информация может быть представлена как текстом, так и в виде таблицы или схемы.
14). 11. Охрана труда (слайд 15). Правила техники безопасности. Санитарно-гигиенические требования. Данный раздел содержит информацию о правилах безопасного выполнения тех или иных видов работ. Теоретический материал обучающимися излагается своими словами и может сопровождаться иллюстрациями.
15). 12. Что надо знать, иметь и уметь (слайд 16). В данном разделе перечисляются требования, предъявляемые к воспитаннику при выполнении данного проекта.
16). 13. Последовательность изготовления изделия (слайд 17). В разделе составляется карта технологического процесса. Данная карта содержит название производственной операции и перечень инструментов и оборудования, необходимых для ее выполнения.
17). 14. Дизайн-спецификация (слайд 18). Представляет собой таблицу, которая наглядно представляет собой основные аспекты изготовления изделия.
Название или тип изделия | |
Функциональное назначение (для чего предназначено) | |
Рынок (кто может его купить) | |
Единственное изделие, мелкая партия или малое производство | |
Требования к размерам | |
Требования к материалам | |
Методы изготовления | |
Требования к внешнему виду, отделке и т.д. | |
Требования с точки зрения здоровья человека | |
Требования со стороны окружающей среды |
18). 15. Экологическое обоснование (слайд 19). Представляет собой обоснование экологической безопасности выполняемого изделия, безотходность его производства, возможность вторичного использования или экологическую безопасность утилизации.
19). 16. Экономическое обоснование (слайд 20). Раздел посвящен экономическим расчетам себестоимости и цены изделия, а также размеров предполагаемой прибыли.
20). 17. Эстетическая оценка (слайд 21). В разделе дается оценка эстетичности изделия, его соответствия заданному интерьеру, цветовому и конструктивному решению, простоте и удобству эксплуатации.
21). 18. Реклама (слайд 22). В данном разделе дается реклама выполняемого проекта с указанием формы рекламного носителя (устная реклама, объявление в газете, журнале, рекламный щит, реклама на телевидении и т.д.).
22). 19. Самооценка (слайд 23). Нельзя недооценить важность данного раздела. На этом этапе у воспитанника формируется критическое мышление, развивается логика, умение анализировать и делать выводы.
23). 20. Социологическое исследование (слайд 24). Взять интервью у 12-15 человек: будет ли востребовано изготовленное вами изделие. Сделать вывод.
24). 21. Приложение (слайд 25). Содержит чертежи, карты технологического процесса, рисунки и т.д.
25). 22. Список использованной литературы (слайд 26). Перечислить литературные источники, использованные при работе над проектом. Важно рассказать воспитанникам об авторском праве и условиях использования различных источников информации.
26). 23. Интернет-ресурсы (слайд 27). Перечислить сайты, информация которых использовалась в работе над проектом.
Педагог по результатам выполненного проекта готовит рецензию на творческий проект, в которой отражает все сильные и слабые стороны проделанной работы, вносит предложения для воспитанника по совершенствованию выполненного изделия и устранению сделанных в ходе работы ошибок.
- Практическая работа.
Во время выполнения проекта учащиеся выбирают тему проекта из предложенных учителем на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг, производят поиск информации об изделии и материалах.
Обоснование выбора темы проекта.
Обоснование идеи изделия на основе маркетинговых опросов. Коллективный анализ возможностей изготовления изделий, предложенных учащимися. Выбор видов изделий. Разработка конструкции и определение деталей. Подготовка чертежа или технического рисунка. Составление учебной инструкционной карты.
Изготовление деталей и контроль их размеров. Сборка и отделка изделия. Оформление проектных материалов.
Обобщение результатов проектной деятельности. Выводы по итогам работы.
Защита проекта.
Список литературы:
- Метод проектов в технологическом образовании школьников. Под редакцией И.А. Сасовой. – М: Вентана-Граф, 2003.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – М: Народное образование, 1998.
- О.А.Нессонова, В.В.Пальчикова, Л.И.Нессоново, Д.П.Попов, А.Н.Занин, О.А.Лазовская. Технология 5-9 классы. Организация проектной деятельности. – Волгоград: Изд. «Учитель», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия по английскому языку по теме"В хирургрическом отделении"
Методическая разработка занятия по теме "В хирургическом отделении" по специальности 060101 Лечебное дело. В разработке представлены материалы для проведения занятия по данной теме(тексты, лекси...
Методическая разработка занятия по английскому языку по теме "Drug Therapy"
Данное занятие проводится в группах 4-го курса отделения "Лечебное дело" и в группах 3-го курса отделения "Сестринское дело". Тема "Drug Therapy" включает четыре занятия, данное занятие является...
Методическая разработка. Мастер-класс «Метод проекта: от замысла до воплощения».
Раскрываются пять этапов работы над проектом: пяь П - проблема, планирование, поиск информации, продукт, презентация проекта....
Методическая разработка урока математики (метод проектов)
Методическая разработка урока математики (метод проектов)...
Методическая разработка совместного российско- германского проекта по теме «Мода. История и современность»
Проект "Мода. История и современность" был реализован во время визита группы школьников гимназии Jürgen-Fuhlendorf-Schule из города Бад Брамштедта (Германия) в рамках программы школьного обм...
Методическая разработка занятия кружка по финансовой грамотности. Тема занятия: «Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций»
В повседневной жизни человеку ежедневно приходится принимать решения финансового характера по формированию своего бюджета по доходам и расходам, определяя сколько он может или должен потратить, а скол...
Методическая разработка занятия кружка по финансовой грамотности. Тема занятия: «Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций»
В повседневной жизни человеку ежедневно приходится принимать решения финансового характера по формированию своего бюджета по доходам и расходам, определяя сколько он может или должен потратить, а скол...