Жаждущие правды
план-конспект на тему

Нечитайлова Раиса Павловна

Урок по внеурочной деятельности в рамках  курса Основы православной культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_zapoved_blazhenstva.docx25.08 КБ
Файл primer_podvizhnicheskoy_zhizni.pptx1.06 МБ

Предварительный просмотр:

4-я Заповедь: Блажены алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся

Урок по основам православия в рамках внеурочной деятельности.

Тема урока: Четвертая заповедь блаженства «Блажены алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся».

Цели урока:  1) образовательные и воспитательные: объяснить смысл данной заповеди,  привести учащихся к пониманию необходимости жить по правде, уметь отличать её от неправды или полуправды. Познакомить с примером подвижнической жизни Святого И.Брянчанинова, учить различать ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью.

2) Коммуникативные: выражение своих мыслей,  личностного переживания

Оснащение урока:

- карточки с заданием «Заполни пропуски»

- распечатки с текстом "Что легче?" В.А. Осеева

- презентация о Св Игнатии Брянчанинове

Ход урока:

  1. 1) (задание): На доске написаны два слова, их начальные буквы одинаковые. Можете ли вы догадаться, какие слова зашифрованы?

_ _ _ _ да

_ _ _ _ ославие

Верно, это правда и православие. Как вы думаете, есть ли связь между этими словами?

2) (задание):  Заполните пропуски в пословицах, используя слова: ложь, слаб, уничтожить, вранье, глаза, горькая,  правда, сладкая, золотом.

…….не введёт в добро.

Всё пройдёт, одна ………останется.

Засыпь правду………., а она всплывёт.

Лучше  …….правда, чем…….. ложь.

Правда ………. колет.

Маленькая …….за собою большую ведёт.

Прослыть боится слабым тот, кто ……...

Правду не ………

 (Верные ответы: Враньё не введёт в добро.

Всё пройдёт, одна правда останется.

Засыпь правду золотом, а она всплывёт.

Лучше горькая  правда, чем сладкая ложь.

Правда глаза колет.

Маленькая ложь за собою большую ведёт.

Прослыть боится слабым тот, кто слаб.

Правду не уничтожить.)

3) Объясните смысл этих пословиц.

4) Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

  1. Все мы знаем о том, что всегда нужно говорить правду. Но всегда ли мы так поступаем? Скажите, бывали ли случаи, когда вы говорили неправду? Чем это могло быть вызвано? (…) Часто люди не решаются говорить правду, потому что боятся, считают, что соврать легче. Понять, так ли это на самом деле нам поможет небольшой рассказ.

(Чтение рассказа по ролям)

"Что легче?" В.А. Осеева

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл.

Идут домой - боятся:

- Попадёт нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

- Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.

- Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

- А я правду скажу, - говорит третий.- Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка- глядь, лесной сторож идёт.

- Нет, - говорит, - в этих местах волка.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое.

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут - в гости идёт.

Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь - вдвое.

А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него мама да и простила.

(Обсуждение рассказа: Подведение к мысли, что не нужно бояться говорить правду. Пример, когда человек сказал неправду и у него камень на сердце, а когда он сознается в своем поступке, то испытывает облегчение).

  1. 1) Четвертая заповедь блаженства гласит «Блажены алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся».

Жаждать и искать правды можно по-разному. Есть определенные люди, которых можно назвать правдоискателями: они постоянно возмущаются существующими порядками, везде ищут справедливости и пишут жалобы, со многими вступают в конфликт. О них ли говорится в этой заповеди? Верно, имеется в виду совсем другая правда.

О какой правде здесь сказано? О высшей, Божественной Правде. А высшая Правда, Истина — это Христос. «Я есмь путь и истина и жизнь (Ин 14, 6), — говорит Он о Себе». Следовательно, христианин должен искать истинный смысл жизни в Боге. В Нем одном истинный источник воды живой и Божественного Хлеба, который есть Тело Его.

Господь оставил нам слово Божие, в котором изложено Божественное учение, правда Божия. Он создал Церковь и вложил в нее все нужное для спасения. Церковь также является носительницей правды и правильного знания о Боге, мире и человеке. Вот этой правды должен жаждать каждый христианин, читая Священное Писание и назидаясь творениями отцов Церкви.

2) Вопросы:

- Кого мы называем алчущими и жаждущими правды? (тех, кто живет по Правде Божией).

- В чём заключается Божия Правда? (В исполнении Заповедей Божиих)

 - Что обещает Господь алчущим и жаждущим правды? (Что они насытятся.)

- Как вы думаете, что понимается под насыщением?

     (Под насыщением, понимается  духовное насыщение, которое означает внутреннее успокоение через прощение грехов, приобретение силы для делания добра и спасение через Господа).

  1. 1) Святой Игнатий Брянчанинов, один из выдающихся деятелей церкви, – пример человека, которому было невыносимо жить без правды.

(Текст к презентации)

Св Игнатия Брянчанинов Родился 5 февраля 1807 года в селе Покровском Грязовецкого уезда Вологодской губернии в дворянской семье. С ранних лет будущий епископ очень любил природу особенной вдумчивой любовью и в общении с нею находил удовольствие и отраду.

В детские годы обнаружилась и его исключительная религиозность.

Дмитрий получил прекрасное домашнее воспитание и образование. В 15 лет он уже знал три европейских языка, а также древнегреческий и латинский.

В 1822 году (когда ему исполнилось 15 лет) он, по настоянию отца, поступил в Петербургское военное инженерное училище, хотя уже в то время запросы души его были совсем другие.

Сын высказал отцу свое желание "поступить в монахи", но это его пожелание было воспринято как шутка. В училище Дмитрий проявил незаурядные способности. 13 декабря 1824 года ему было присвоено звание инженера-прапорщика.

В 1826 году он окончил училище первым учеником.

Происхождение, воспитание, блестящие способности и родственные связи молодого инженера открывали пред ним блестящую светскую карьеру.

Но никакие блага мира не могли удовлетворить его души. Стремление к монашеству не ослабело в нем с годами.

Сразу после окончания училища Дмитрий Александрович подал прошение об увольнении от службы.

Это прошение не было принято императором.

Кроме того, Дмитрию Александровичу было приказано в течение 24 часов выехать из Петербурга к месту назначения в крепость Динабург.

Целый год он трудился в крепости.

За это время у него очень сильно пошатнулось здоровье, и по вторичном прошении (в 1827 году) он был уволен от военной службы.

В этом же году Дмитрий уехал к своему духовнику отцу Леониду в Александро-Свирский монастырь, где был принят послушником. Первым послушанием  его было служение на кухне. Сложно было вообразить человека дворянского происхождения в этом положении. А он испытывал неимоверное счастье. В 1831 году он принял монашеский постриг и получил имя Игнатий.  Началась новая страница в жизни будущего епископа.

Биография Св Игнатия Брянчанинова показывает нам, насколько сильно он желал и искал правды Божьей, что отказался от всего того, к чему многие стремятся и были бы счастливы обладать: прекрасное образование, материальный достаток, благосклонность самого императора, связи, перспектива замечательной карьеры. Он же говорил: «Величайшее, единственное благо для человека – познание Бога. Прочия блага в сравнении с этим благом недостойны называться благами».

2) Приносить в жертву своё время, здоровье, силы и даже жизнь могут только сильные духом. Домашнее задание: Найти и привести примеры подвижнической жизни людей, которые жертвовали всем ради других людей и во имя Господа Бога.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Святой Игнатий Брянчанинов (5 февраля 1807 – 30 апреля 1967)

Слайд 6

В 1822 году (когда ему исполнилось 15 лет) он, по настоянию отца, поступил в Петербургское военное инженерное училище

Слайд 7

13 декабря 1824 года ему было присвоено звание инженера-прапорщика.

Слайд 8

Сразу после окончания училища Дмитрий Александрович подал прошение об увольнении от службы. Это прошение не было принято императором.

Слайд 9

крепость Динабург

Слайд 10

Александро-Свирский монастырь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 8 классе по творчеству Н.В. Гоголя « О правде жизни написал он»

 Тема: «О правде жизни написал он»(Урок, посвященный Н.В.Гоголю в 8 классе) Цель: Прививать учащимся любовь к творчеству Н.В.ГоголяЗадачи:1.Познакоми...

Правда о СПИДе Внеклассное мероприятие для 10-11 классов

Сформировать представление о болезни века - СПИДе, выработать поведенческие мотивациик сохранению своего здоровья. Час общения с использованием презентации....

Статья в "Московской правде" о выпускном 2010 года

Прощай, школа! Открыты огромному миру. Весь двор увешан разноцветными воздушными шариками, вокруг маленькими группками собираются нарядные молодые люди. Девушки в шикарных вечерних пла...

«Русская Правда - древнейший письменный свод законов Руси» 6 класс

Урок - лабораторно-практическое занятие на основе групповой работы, знакомит  учащихся с Русской Правдой как с древнейшим письменным законом на Руси, а также как с ценнейшим историческим ис...

Исследовательская работа "Правда жизни и правда вымысла в сказках Юрия Литвинова".

Данная работа основана на  творчестве Ю. Литвинова. Цель работы -  изучение восприятия единства правды жизни и правды вымысла героями произведений Ю. Литвинова как единственного способ...

Учебный проект "Какова она, "третья правда?" Что значит жить по правде?" по повести Л. Бородина "Третья правда".

Учащиеся осмысляют, какой должна быть правда и что значит жить по правде. Одна группа пытается понять "правду" Селиванова, другая группа -  "правду" Рябинина, третья - официал...

Кадетское образование.Эссе «ЧТО ТАКОЕ ИСТИНА…» (странички из дневника человека, жаждущего истины).

Работа представлена на конкурс литературного творчества обучающихся довузовских образовательных организаций Минобороны России "Проба пера",посвящённого 205 -летию со дня рождения М.Ю.Л...