Урок литературы в 8 классе по творчеству Н.В. Гоголя « О правде жизни написал он»
план-конспект урока литературы (8 класс) на тему
Тема: «О правде жизни написал он»(Урок, посвященный Н.В.Гоголю в 8 классе)
Цель: Прививать учащимся любовь к творчеству Н.В.Гоголя
Задачи:1.Познакомить учеников с творчеством и жизнью Н.В. Гоголя.
2.Расширить кругозор детей.
3.Прививать чувство гордости за родную литературу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Tema1.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 8 классе
по творчеству Н.В. Гоголя
« О правде жизни написал он»
Учитель русского языка и
литературы АСОШ №1
Гаптелбарова
Диляра Магсумовна
Тема: «О правде жизни написал он»(Урок, посвященный Н.В.Гоголю в 8 классе)
Цель: Прививать учащимся любовь к творчеству Н.В.Гоголя
Задачи:1.Познакомить учеников с творчеством и жизнью Н.В. Гоголя.
2.Расширить кругозор детей.
3.Прививать чувство гордости за родную литературу.
Оформление и оборудование: интерактивная доска, выставка книг по творчеству Н.В. Гоголя.
Эпиграф(на экране):
Сколько есть у нас добрых людей,
но сколько есть и плевел, от
которых житья нет добрым…
На сцену их! Пусть видит весь
народ! Пусть рассмеется им!
О, смех великое дело!
Н.В.Гоголь
Ход урока:
1.Орг.начала урока.
2.Вступление:
Диалог ведут два ученика:
- Привет!Ты прочитал «Ревизора», что нам задавали?
- Прочитал. И мне понравилось.
- А мне не очень. Может, я чего-то не понял.
- Мне же, наоборот, захотелось побольше узнать и о самом авторе- Николае Васильевиче Гоголе.
- Нет ничего проще. Я знаю двух ребят, которые увлекаются Гоголем.Они написали сочинение- интервью , где задавали вопросы Н.В. Гоголю и сами же находили на них ответы.
3. Инсценировка: выходят мальчик в роли Н.В. Гоголя и девочка в роли журналиста.
( на экране портрет Н.В. Гоголя)
Ж.. Уважаемый Николай Васильевич, почему у вас такая необычная фамилия?
Г. Наша фамилия принадлежит к относительно поздним выходцам из Польши, получившим российское дворянство в 1775 году. А происходит она от тюрко- булгарского прозвища «гогул», «когул»- «синяя птица».
Ж. А правду говорят, что именно А.С.Пушкин угадал в ваших первых сочинениях настоящий писательский талант?( на экране А.С. Пушкин)
Г. Пушкин однажды сказал мне: « Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего, как живого, с этой способностью не приняться за большое сочинение! Это просто грех!»
Ж. Почему вы обратились к драматургии?
Г. Я с детства очень любил театр и мечтал стать актером. Но судьба распорядилась так, что стал писателем. Именно на сцене можно показать всю пошлость, преступность, нищету духа.(на экране иллюстрации из произведений Н.В. Гоголя)
Ж. Кого из писателей вы считаете авторитетом для себя?
Г. Пушкина и только Пушкина.
Выходит учитель:
- Вы поняли,что речь на уроке пойдет о творчестве Н.В. Гоголя.
- Ребята, поясните, почему вы решили задать вопросы писателю?
Ответы учеников:
- Недавно мы познакомились с комедией Н.В.Гоголя « Ревизор». И перед нами предстал новый Гоголь – драматург и сатирик. Манера Гоголя – « собрать в одну кучу все дурное в России» и «разом надо всем посмеяться»- обнаруживается в этом гениальном произведении в полной мере. И во мне с новой силой пробудился интерес к этому замечательному писателю, захотелось перенести в ту далекую эпоху и поговорить с ним.
4. Слово учителя:
- Да, ребята, мы прошли с вами еще одно произведение Н.В. Гоголя «Ревизор».Известно, что единственный случай, когда Гоголь имел возможность наблюдать русский провинциальный город, был в Курске, где ему пришлось задержаться на неделю из-за поломки экипажа. Силою писательского таланта эти впечатления превратились в образы, типичные для всей России времен Николая 1(фотография Николая 1). Любопытно, что это подтвердил сам Николай. На пути из Пензы в Тамбов царь получил увечье и две недели лечился в Чембуре. Выздоровев, он пожелал увидеть местных чиновников. Рассказывают, что государь пристально осмотрел пришедших и сказал губернскому предводителю дворянства: «Я их знаю…» А затем прибавил по-французски, что видел их на представлении гоголевского «Ревизора».
Действительно, героями своей комедии Гоголь сделал чиновников уездного города.
5. Викторина по «Ревизору»(вопросы на экране): ребята по цепочке выходят к интерактивной доске и пишут ответы, остальные следят за правильностью ответов)
- Давайте немного поиграем в викторину.
А) Кто подарил Гоголю сюжет о ревизоре?( А.С.Пушкин)
Б) Когда была завершена первая редакция «Ревизора»?(4 декабря 1835 год)
В) Когда закончена шестая редакция? ( В 1842 году)
Г) Когда была внесена последняя поправка? (В 1851 году)
Д) На сцене какого театра была впервые поставлена пьеса «Ревизор»?( Петербургского Александринского театра).
Е) В каком году была первая постановка « Ревизора»?( 19 апреля 1836 года)
Ж) Когда впервые прошел «Ревизор» на сцене Московского Малого театра? (25 мая 1836 года).
З) Понравились ли постановки на сцене Гоголю?( Нет.Вызвали огорчение и разочарование)
И) Гоголь писал: «В «Ревизоре» я стремился собрать в одну кучу все дурное в России и за одним разом …» Закончите фразу.( Посмеяться над всем).
К) В какое время происходит действие пьесы? ( Первая половина 19 века)
- Молодцы!
6. Воспоминания Гоголя после представления «Ревизора» на сцене.1 ученик рассказывает:
- А я читал отрывок письма Гоголя после представления «Ревизора» на сцене. Это очень интересно. Вот послушайте.(на экране иллюстрации из «Ревизора»)
«… «Ревизор» сыгран – и у меня на душе так смутно, так странно…Я ожидал, я знал наперед, как пойдет дело, и при всем том чувство грустное и досадно- тягостное облекло меня. Мое же сознание показалось противно, дико и как будто вовсе не мое.Главная роль пропала, как я и думал. Дюр ни на волос не понял, что такое Хлестаков. Хлестаков сделался чем-то вроде Альнаскарова , чем- то вроде целой шеренги водевильных шалунов, которые пожаловали к нам повертеться их парижских театров…
С самого начала представления пьесы я уже сидел в театре скучный. О восторге и приеме публики я не заботился - и этот судья был я сам. Внутри себя я слышал упреки и рокот против моей же пьесы, которые заглушали все другие. А публика вообще была довольна. Половина ее приняла пьесу даже с участием; другая половина, как водится, ее бранила, по причинам, однако ж, не относящимся к искусству…»
7.Состязание по произведениям Н.В.Гоголя.
- Да, ребята, многому можно научиться у Николая Васильевича.И как много еще произведений можно прочитать у великого Гоголя!Сейчас проведем состязание:кто назовет больше произведений Николая Васильевича? (Выходят 4 ученика и по очереди называют произведения Гоголя,кто назовет последним – тот и победил.)
После состязания на экране произведения Н.В.Гоголя:
1. «Ревизор»
2. « Женитьба»
3. « Вечера на хуторе близ Диканьки»;
4. «Мертвые души»;
5. «Басаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала»;
6. «Старосветские помещики»;
7. «Тарас Бульба»;
8. «Вий»;
9. «Невский проспект»;
10. «Нос»;
11. «Шинель» и др.
- Молодцы, ребята, почти все эти произведения Н.В. Гоголя вы назвали.На нашей выставке есть книги Н.В.Гоголя, которые мы не проходили.Вы можете взять их о прочитать.
8.Заключительное слово учителя.
В ночь с 11 на 12 февраля 1852 года в доме на Никитском бульваре в состоянии глубокого душевного кризиса писатель сжигает новую редакцию второго тома «Мертвых душ». Через несколько дней утром 21 февраля он умирает.Но все произведения Гоголя остались в наших сердцах.Многие произведения актуальны и сегодня.Поэтому мы считаем его нашим современником.
-Ребята, давайте прочитаем эпиграф к уроку и сделаем вывод : «Что же хотел сказать Гоголь этими словами?»
9. Домашнее задание: Написать мини- сочинение-интервью на темы:
- «Н.В. Гоголь о времени и о себе»;
- « Н.В.Гоголь о жизни, о театре и о себе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 11 классе "Поэты и писатели русского зарубежья" ( Жизнь и творчество З.Гиппиус, М.Цветаевой,В.Набокова)
Конспект урока, на котором рассматривается жизнь и творчество писателей, эмигрировавших после революции 1917 года....
Урок литературы 6 класс Тема: «Трудный путь человека к правде жизни». (Урок – путешествие по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)
На данном уроке ребята вместе с учителем отправляются в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей. Анализируя текст, выясняют, какие трудности пришлось испытать героям...
Конспект урока литературы в 11 классе по теме "Он сердцем пел...": жизнь и творчество В.С.Высоцкого"
Урок проведён в 11 классе. На уроке использованы элементы проектной деятельности с применением ИКТ (презентации, посвящённой В.С.Высоцкому, аудио- и видеофайлов), дополнительных печатных материалов. И...
Урок литературы "Быть счастливым-делать добро, искать и находить правду жизни" (по сказке-были М. Пришвина "Кладовая солнца")
В данной разработке показана творческая мастерская писателя, обсуждаются особенности жанра, учащиеся знакомятся с характеристикой персонажей, пополняют знания по изобразительно-выразительным средствам...
Урок литературы в 10 классе. М.Е.Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества писателя.
Урок литературы в 10 классе.Учитель:Халфина Ребия Аджиметовна Тема: М.Е. Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества писателя.Цель:· Рассказать об обществе...
Урок литературы 9 класс II, VIII вида "Н.А.Некрасов «Жизнь и творчество»"
Урок литературы для коррекционной школы II, VIII вида...
Презентация к уроку литературы в 6 классе "Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество"
Жизнь и творчество Н.В.Гоголя...