Исследовательская работа "Правда жизни и правда вымысла в сказках Юрия Литвинова".
проект по литературе (6 класс) на тему
Данная работа основана на творчестве Ю. Литвинова. Цель работы - изучение восприятия единства правды жизни и правды вымысла героями произведений Ю. Литвинова как единственного способа познания жизни и достижения своей мечты.
Задачи работы: 1) определить особенность изображения реального мира и вымышленного в сказках Ю. Литвинова; 2) узнать, каким образом деление героев на положительных и отрицательных связано с восприятием ими двух правд; 3) изучить, насколько правда жизни и правда вымысла образуют образное единство и дополняют друг друга; 4) определить, реальность какой правды провозглашает автор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа по сказкам Ю. Литвинова | 63 КБ |
issledovatelskaya_rabota_po_skazkam_yu._litvinova.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Правда жизни и правда вымысла в сказках Юрия Литвинова
Содержание
Введение…………………………………………………………... 1
Основная часть…………………………………………………….. 1-6
Заключение………………………………………………………… 6-7
Список литературы …………………………………………………7
Введение
В своем исследовании мы обратились к творчеству Юрия Михайловича Литвинова, писателя-сказочника и поэта Белгородчины. Предметом нашего исследования стали сказки данного автора, основанные на переплетении реальности и вымысла.
Сказка – это один из интереснейших жанров литературы, пришедший к нам из фольклора. Литературная сказка переняла у народной не только основные законы построения сказочного сюжета. Она переняла те духовные ценности, которыми всегда дорожил наш народ и по которым сверял свою жизнь: доброту, трудолюбие, милосердие, искренность. И, как раньше, так и сейчас в сказках воплощается мечта нашего народа о счастье. Проходят годы, десятилетия, века, меняется наша жизнь, но мечта о счастье остаётся у человека всегда. Вопрос только, в чем видит для себя это счастье человек, что ценит, чем дорожит. Ответить на этот вопрос нам помогает в своих сказках Ю. Литвинов. В его произведениях шаткая граница между реальностью и вымыслом. Литвинов как бы хочет стереть её в своих сказках совсем. Мы же должны для себя ответить на вопрос: в чем же для автора заключается смысл созданных произведений? Как может жить человек, находясь между реальностью и вымыслом. И в чем правдивость этих двух пространств?
Поэтому мы решили провести исследовательскую работу, основанную на творчестве данного автора. Целью данной работы стало изучение восприятия единства правды жизни и правды вымысла героями произведений Ю. Литвинова как единственного способа познания жизни и достижения своей мечты.
Задачи работы: 1) определить особенность изображения реального мира и вымышленного в сказках Ю. Литвинова; 2) узнать, каким образом деление героев на положительных и отрицательных связано с восприятием ими двух правд; 3) изучить, насколько правда жизни и правда вымысла образуют образное единство и дополняют друг друга; 4) определить, реальность какой правды провозглашает автор.
Основная часть
I Особенность изображения реальности и вымысла. Состояние героев, находящихся между двумя мирами.
1. Изображение скучной, серой действительности в завязках сказок Ю. Литвинова
Проанализировав такие сказки Ю. Литвинова, как «Камень и цветок», «Пленительная роль, или капитуляция действительности», «Песок и замок», мы отметили, что для завязок данных произведений характерно довольно будничное начало.
Так, порой кажется, что это вовсе не сказка, а самый обычный рассказ о скучной и однообразной жизни. Нет ни сказочного зачина, ни привычных всем сказочных образов. Вот перед нами огромный самосвал, который возит по улице никому ненужный песок. Вот некрасиво наряженная щупленькая елочка в небольшом зале беднеющей фабрики деревянных игрушек, а вокруг неё кучка непразднично одетых ребятишек. А вот огромный камень, о котором никто не знает и которому уже много-много лет.
Автор как бы говорит нам о том, что здесь нет места правде вымысла.
И нас невольно охватывает чувство тоски и грусти. Слишком уж строга со всеми эта правда жизни.
2. Погружение читателей в мир вымысла через олицетворение образов. Категория времени.
Постепенно читатель начинает понимать, что все не так, как кажется на первый взгляд. Границы между правдой жизни и правдой вымысла незаметно стираются. И эти две правды идут рядом, каким-то образом уживаясь друг с другом. Как же это происходит? А начинается это с того, что, оказывается, песок и камень живут своей жизнью, о чем-то думают и даже мечтают, а Дед Мороз и Снегурочка незаметно тоже могут стать самыми настоящими.
Течение времени и его ощущение в этих двух мирах разное. Так, улиточка, поселившаяся на камне, вылупилась мгновенно (для камня), а для человека – очень скоро. Камень, обреченный на вечную жизнь, считает время не минутами и часами, как это делает человек, а чем-то гораздо большим. Отношение ко времени у него более расточительное.
3. Герои сказок находятся на грани потери веры в правду вымысла, то есть в мечту.
Все, что окружает героев, отнимает у них веру в правду вымысла. Они видят только правду жизни, поэтому их жизнь ограничена.
Так, например, актриса из сказки «Капитуляция действительности» затерялась среди своих ролей. Она не в силах сыграть роль Деда Мороза, так как считает это чужой ролью, открытой ложью перед детьми. Она не может поверить в правдивость новой роли (в правдивость вымысла).
А камень из сказки «Цветок и камень» знал и видел мало. Например, знал два вида растений: подвижные и неподвижные. Ему уже полторы эры, а он ещё никому не был нужен. Больше всего в жизни он мечтает о внимании к себе, но его окружает одиночество. И все вокруг как бы охраняет это одиночество. Даже тень от камня не прохладна и почва вокруг него плотная. А время стало его врагом, так как он даже не может его бояться.
Реальный мир песка тоже тесен. Он свален у забора и лежит про запас. Разве может быть смысл жизни у того, кто существует только потому, что взят на всякий случай? Песку от этого скучно и обидно. Поэтому ему так и хочется растечься по улице в поисках приключений.
Итак, у героев возникает желание расширить свой мир благодаря правде вымысла. Сделать это помогает героям человек с его полетом фантазии и воображения.
II Принцип деления героев на положительных и отрицательных.
В начале сказок Ю. Литвинов делит героев на тех, кто верит в правду вымысла, и тех, кто верит в правду жизни. Одни - чуткие и внимательные, другие - безразличные и равнодушные. Одни помогают осуществлению мечты, другие - мешают. Такие герои есть в обоих мирах.
Так, на камень не обращают внимание ни ветер с его непонятным свистом, ни туча саранчи, ищущая харчи, ни ящерица, не нашедшая возле него прохладной тени. А наградила вниманием героя усталая перелетная птица. Камень дал ей приют, и она за это была ему благодарна. И, сделав однажды доброе дело, камень видит, как потянулась цепочка добра: это перышко с икринкой улитки, приютившейся на камне, а затем сама улиточка и, наконец, цветок.
Также и песчинки из сказки «Песок и замок» не нужны своему хозяину. Он видит только правду жизни. Дети, обнаружившие песок, тоже сначала посмотрели на него по-разному. Так, мальчики видят перед собой простую кучу песка, которым «замечательно будет бросаться друг в друга». И это правда жизни. А девочка видит в нем большой замок феи Песочного печенья, просто фее надо помочь его достроить. И посмотрите, как быстро мальчики начинают верить в правду вымысла! Ведь так интереснее жить, так мир становится краше.
Героине сказки «Пленительная роль» противостоят во всем сложившиеся обстоятельства, которые она должна пересилить. Она видит некрасивый костюм Деда Мороза, слякоть за окном, бедненькую ёлочку в зале. Подчиняясь правде жизни, она выходит играть свою роль через силу. Как фальшив весь её облик и все слова! Она в данный момент напугана правдой жизни, которая кажется сильней. Помогает актрисе чувство жалости к детям, сомневающимся в чуде, помогают взрослые (администратор и шофер), поверившие в него.
Так происходит столкновение реальности и вымысла.
III. Образное единство правды жизни и правды вымысла. Подвиг героев как результат веры двум правдам.
1. Две правды интересны друг другу.
Мы видим волшебный мир, в котором живут герои сказок, и мир реальный, знакомый всем нам. То, что мы принимаем как самое привычное и обыкновенное в реальной жизни, героям сказок кажется чем-то удивительным и причудливым. Так, камень наслаждается причудливыми запахами, невиданными предметами, удивительными птахами и насекомыми, которых приносит ветер. Наш мир кажется ему фантастическим и, наверное, волшебным.
Простой цветок камень воспринимает как чудо. Все изменения, происходящие с цветком, поражают камень. Недаром с такой любовью описано это растение автором.
Все поменялось местами и не поймешь, где правда жизни, а где – вымысла.
Волшебный замок сделан руками простых мальчиков и девочки, которые живут в реальной жизни. И замок выполняет данное ему волшебное назначение.
2. Подвиг героя как результат веры в правду жизни и правду вымысла.
Чтобы достичь своей мечты, герои должны совершить действие, поступок, скорее даже подвиг. Поверить в вымысел, который станет правдой.
Так, в жизни камня всегда были горе и печаль, но не было действия. Было ожидание. Но когда после случайной встречи с птицей и улиткой он опять становится одинок, то не выдерживает этого. От горя трескается, протестуя против такой жизни. Это его первое небольшое действие, но оно дало толчок к следующему, позволяющему исполнить его высокое предназначение. Оно в том, чтобы спасти жизнь этому слабому, нежному растению ценой собственной жизни. И когда камень «ухнул» под землю, мы понимаем, что это и есть подвиг.
Цветок и камень стали просто необходимы друг другу. Один могучий и непобедимый, другой ранимый и нежный. Они спасают друг другу жизнь. Камень тем, что приютил цветок и добыл ему воду, а цветок тем, что благодаря ему камень наконец-то стал кому-то нужен. И он остается жив. Это цветок спасает его!
А где взял силы песок противостоять дождю? Эти силы дала ему правда вымысла. Песок в сказке «Песок и замок» наконец-то обретает смысл своего существования. Теперь он замок, замок феи Песочного печенья, сладкое лакомство детей всего мира. И мужественно выдерживает испытание во время ливня: «Каждая песчинка ощутила себя незаменимой частичкой замка» и держалась.
Песок и замок также спасают друг друга. Если бы песок не воображал себя замком, он расползся бы в разные стороны и просто пропал. Но, выдерживая удары стихии, замок геройски стоит. Получается, что правда вымысла позволяет героям проявить свои лучшие качества. Она приходит на помощь правде жизни.
Поверить в существование двух правд непросто. И актриса из сказки «Пленительная роль» доверится этим правдам. Тогда происходят чудеса: дед Мороз становится настоящим, елка красивой и пышной, слякоть за окном исчезает, и валит снег, а из бездонных карманов Деда Мороза вынимаются гостинцы. Чудо происходит и с баянистом, который играет невероятную мелодию и сам становится волшебником. А администратор и шофер смогли слепить снегурочку, которая ожила в их глазах. Автор как бы хочет нам сказать: правда жизни и правда вымысла, когда им доверяешь, способны творить чудеса.
3. Величие совершенных дел.
Камень дал жизнь не просто цветку акации, он дал жизнь всей долине, где вырастут тысячи таких деревьев. Теперь это не то место, что было раньше. Произошло волшебное перевоплощение. Теперь там долина Белых акаций с живописным озером. Это правда и жизни, и вымысла.
Дело песка в другой сказке Б. Литвинова также велико. Он спас замок! Не себя, а именно замок. Замок феи Песочного печенья, в существование которого верили дети. Он спас их мечту. А актриса, проживающая роль Деда Мороза, также сделала великое дело, навсегда вселив в детей веру в чудо.
4. Правда вымысла и случайность.
Жизнь камня состоит из случайных событий: случайно упала птица, случайно осталось перышко, случайно прилетел «мертвый ураганище».
Также происходит и у песка. Его случайно обнаружили дети. Случайно не хватает на празднике Дедов Морозов. И эту роль должна сыграть актриса.
Но благодаря этому начинают происходить волшебные события. Значит случайность на стороне вымысла!
В одной из сказок есть слова: «Невероятное соединение маловероятных событий». Говоря так, автор лукавит с нами, ведь для тех, кто идет к своей мечте, кто не отказался от нее, - это вероятные события. Каждый герой получил свою награду, как и положено в сказках.
IV Взгляд на предметы и явления с точки зрения двух правд.
1. В чью правду верит автор.
Это можно увидеть в объяснении происходящих событий разными героями сказок. В сказке «Цветок и камень» мы видим, как по-разному объясняют случившееся люди и олицетворенная природа. Человек считает, что остров естественного происхождения, что это семечко акации раскололо камень. Люди дают объяснение с научной точки зрения. И это их правда, правда жизни.
Автор с этим не согласен, он, в отличие от людей, знает другую правду. Её же знают камень и цветок. О ней знают все деревья в этой долине. И это правда вымысла.
А в сказке «Песок и замок» человек, который воспринимает правду жизни, не слышит веселой песни солнца в честь смелого песка. Правда вымысла человеку не доступна до конца. Человек лишь может почувствовать её тепло и согреться им.
И нам с вами решать, кому верить.
2. Как уживаются две правды.
Чтобы понять мир, нужно посмотреть на него с точки зрения правды вымысла, считает автор. Ключ к пониманию мира именно у неё. Но без правды жизни это также невозможно.
Именно цветок, прилетевший из реального мира, чужеземец для камня, первый увидел и объявил, что камень великий. Камень увидел, что только лишь цветок проник в его душу, в суть его жизни и восхитился им.
И маленькая девочка в сказке «Песок и замок» прекрасно уживается с правдой жизни и правдой вымысла, потому что одну правду она видит через другую. И эти две правды ей за это благодарны. Для неё это и огромная большая куча, и настоящий замок, просто еще недоделанный.
А актриса из сказки «Капитуляция действительности» по роду своей профессии может переходить из одной правды в другую. Она, знает, что эти правды реальны. Они ей одинаково дороги! Трудно только одновременно им довериться. Значит, она верит в них! А это самое главное.
3. Смысл названия сказок.
В названии сказок не просто представлены основные образы произведений. Они и противопоставлены друг другу, и имеют тесную связь и зависимость. А еще это взгляд на один и тот же предмет с двух сторон. Что перед нами? Песок или замок? Правда жизни ответит серо и буднично: «Это песок». А правда вымысла задумчиво скажет: «Нет, это замок!». То же самое можно обнаружить и в названии другой сказки «Камень и цветок». Не трудно догадаться, чья правда нам нравится больше!
Песку обрести себя помог маленький наивный и добрый ребенок, когда назвал его замком. А камню помог маленький цветочек, когда сказал ему свои простые и добрые слова. Получается, что своими сказками Ю. Литвинов как бы говорит нам: «Умейте видеть чудеса и делать их. Это так прекрасно!» Он заставляет читателей по-новому взглянуть на жизнь, заглянуть в мир, который открывается только людям с чистым, искренним сердцем, светлой и наивной душой. Эти две правды, считает Литвинов, всегда должны идти вместе. Они дополняют друг друга. Нельзя жить только в мире вымысла и фантазии, тогда правда жизни на тебя обидится и накажет своей суровостью. Так же как и нельзя видеть вокруг только лишь правду жизни, иначе мир вокруг станет серым, скучным и однообразным. Стоит только потерять одну из них, и человек не увидит красоты жизни.
Заключение.
1. Для завязок сказок Ю. Литвинова характерно изображение скучной, серой действительности. Автор изображает ограниченность реального мира и безграничность вымышленного. Герои находятся на грани потери веры в правду вымысла, то есть в мечту.
2. Деление героев на положительных и отрицательных зависит от восприятия ими двух правд: правды жизни и правды вымысла. Одни - чуткие и внимательные, другие - безразличные и равнодушные.
3. Две правды образуют единство противоположностей, дополняют друг друга. Правда вымысла в сказках Литвинова превращается в правду жизни, если герой верит в существование обеих правд. Это дает ему силы совершить подвиг.
4. Автор показывает нам взгляд на предметы и явления с точки зрения двух правд. Провозглашает реальность каждой правды, но при этом считает, что правда вымысла человеку доступна не до конца. Автор предоставляет своему читателю право самому решать, в чью правду верить.
Для всех героев сказок Ю. Литвинова характерно ожидание счастья. Окруженные непреодолимыми препятствиями, герои сказок Ю. Литвинова держатся и справляются со всеми бедами, так как у каждого из них есть своя мечта. И пока она существует, до тех пор герои сказок будут бороться за неё. И если эта мечта сбудется, это и будет счастьем.
Литература
1. http://kidskazka.ru/authors/category/Litvinov_YUrij/show.html
Предварительный просмотр:
Правда жизни и правда вымысла в сказках Юрия Литвинова
Содержание
Введение…………………………………………………………... 1
Основная часть…………………………………………………….. 1-6
Заключение………………………………………………………… 6-7
Список литературы …………………………………………………7
Введение
В своем исследовании мы обратились к творчеству Юрия Михайловича Литвинова, писателя-сказочника и поэта Белгородчины. Предметом нашего исследования стали сказки данного автора, основанные на переплетении реальности и вымысла.
Сказка – это один из интереснейших жанров литературы, пришедший к нам из фольклора. Литературная сказка переняла у народной не только основные законы построения сказочного сюжета. Она переняла те духовные ценности, которыми всегда дорожил наш народ и по которым сверял свою жизнь: доброту, трудолюбие, милосердие, искренность. И, как раньше, так и сейчас в сказках воплощается мечта нашего народа о счастье. Проходят годы, десятилетия, века, меняется наша жизнь, но мечта о счастье остаётся у человека всегда. Вопрос только, в чем видит для себя это счастье человек, что ценит, чем дорожит. Ответить на этот вопрос нам помогает в своих сказках Ю. Литвинов. В его произведениях шаткая граница между реальностью и вымыслом. Литвинов как бы хочет стереть её в своих сказках совсем. Мы же должны для себя ответить на вопрос: в чем же для автора заключается смысл созданных произведений? Как может жить человек, находясь между реальностью и вымыслом. И в чем правдивость этих двух пространств?
Поэтому мы решили провести исследовательскую работу, основанную на творчестве данного автора. Целью данной работы стало изучение восприятия единства правды жизни и правды вымысла героями произведений Ю. Литвинова как единственного способа познания жизни и достижения своей мечты.
Задачи работы: 1) определить особенность изображения реального мира и вымышленного в сказках Ю. Литвинова; 2) узнать, каким образом деление героев на положительных и отрицательных связано с восприятием ими двух правд; 3) изучить, насколько правда жизни и правда вымысла образуют образное единство и дополняют друг друга; 4) определить, реальность какой правды провозглашает автор.
Основная часть
I Особенность изображения реальности и вымысла. Состояние героев, находящихся между двумя мирами.
1. Изображение скучной, серой действительности в завязках сказок Ю. Литвинова
Проанализировав такие сказки Ю. Литвинова, как «Камень и цветок», «Пленительная роль, или капитуляция действительности», «Песок и замок», мы отметили, что для завязок данных произведений характерно довольно будничное начало.
Так, порой кажется, что это вовсе не сказка, а самый обычный рассказ о скучной и однообразной жизни. Нет ни сказочного зачина, ни привычных всем сказочных образов. Вот перед нами огромный самосвал, который возит по улице никому ненужный песок. Вот некрасиво наряженная щупленькая елочка в небольшом зале беднеющей фабрики деревянных игрушек, а вокруг неё кучка непразднично одетых ребятишек. А вот огромный камень, о котором никто не знает и которому уже много-много лет.
Автор как бы говорит нам о том, что здесь нет места правде вымысла.
И нас невольно охватывает чувство тоски и грусти. Слишком уж строга со всеми эта правда жизни.
2. Погружение читателей в мир вымысла через олицетворение образов. Категория времени.
Постепенно читатель начинает понимать, что все не так, как кажется на первый взгляд. Границы между правдой жизни и правдой вымысла незаметно стираются. И эти две правды идут рядом, каким-то образом уживаясь друг с другом. Как же это происходит? А начинается это с того, что, оказывается, песок и камень живут своей жизнью, о чем-то думают и даже мечтают, а Дед Мороз и Снегурочка незаметно тоже могут стать самыми настоящими.
Течение времени и его ощущение в этих двух мирах разное. Так, улиточка, поселившаяся на камне, вылупилась мгновенно (для камня), а для человека – очень скоро. Камень, обреченный на вечную жизнь, считает время не минутами и часами, как это делает человек, а чем-то гораздо большим. Отношение ко времени у него более расточительное.
3. Герои сказок находятся на грани потери веры в правду вымысла, то есть в мечту.
Все, что окружает героев, отнимает у них веру в правду вымысла. Они видят только правду жизни, поэтому их жизнь ограничена.
Так, например, актриса из сказки «Капитуляция действительности» затерялась среди своих ролей. Она не в силах сыграть роль Деда Мороза, так как считает это чужой ролью, открытой ложью перед детьми. Она не может поверить в правдивость новой роли (в правдивость вымысла).
А камень из сказки «Цветок и камень» знал и видел мало. Например, знал два вида растений: подвижные и неподвижные. Ему уже полторы эры, а он ещё никому не был нужен. Больше всего в жизни он мечтает о внимании к себе, но его окружает одиночество. И все вокруг как бы охраняет это одиночество. Даже тень от камня не прохладна и почва вокруг него плотная. А время стало его врагом, так как он даже не может его бояться.
Реальный мир песка тоже тесен. Он свален у забора и лежит про запас. Разве может быть смысл жизни у того, кто существует только потому, что взят на всякий случай? Песку от этого скучно и обидно. Поэтому ему так и хочется растечься по улице в поисках приключений.
Итак, у героев возникает желание расширить свой мир благодаря правде вымысла. Сделать это помогает героям человек с его полетом фантазии и воображения.
II Принцип деления героев на положительных и отрицательных.
В начале сказок Ю. Литвинов делит героев на тех, кто верит в правду вымысла, и тех, кто верит в правду жизни. Одни - чуткие и внимательные, другие - безразличные и равнодушные. Одни помогают осуществлению мечты, другие - мешают. Такие герои есть в обоих мирах.
Так, на камень не обращают внимание ни ветер с его непонятным свистом, ни туча саранчи, ищущая харчи, ни ящерица, не нашедшая возле него прохладной тени. А наградила вниманием героя усталая перелетная птица. Камень дал ей приют, и она за это была ему благодарна. И, сделав однажды доброе дело, камень видит, как потянулась цепочка добра: это перышко с икринкой улитки, приютившейся на камне, а затем сама улиточка и, наконец, цветок.
Также и песчинки из сказки «Песок и замок» не нужны своему хозяину. Он видит только правду жизни. Дети, обнаружившие песок, тоже сначала посмотрели на него по-разному. Так, мальчики видят перед собой простую кучу песка, которым «замечательно будет бросаться друг в друга». И это правда жизни. А девочка видит в нем большой замок феи Песочного печенья, просто фее надо помочь его достроить. И посмотрите, как быстро мальчики начинают верить в правду вымысла! Ведь так интереснее жить, так мир становится краше.
Героине сказки «Пленительная роль» противостоят во всем сложившиеся обстоятельства, которые она должна пересилить. Она видит некрасивый костюм Деда Мороза, слякоть за окном, бедненькую ёлочку в зале. Подчиняясь правде жизни, она выходит играть свою роль через силу. Как фальшив весь её облик и все слова! Она в данный момент напугана правдой жизни, которая кажется сильней. Помогает актрисе чувство жалости к детям, сомневающимся в чуде, помогают взрослые (администратор и шофер), поверившие в него.
Так происходит столкновение реальности и вымысла.
III. Образное единство правды жизни и правды вымысла. Подвиг героев как результат веры двум правдам.
1. Две правды интересны друг другу.
Мы видим волшебный мир, в котором живут герои сказок, и мир реальный, знакомый всем нам. То, что мы принимаем как самое привычное и обыкновенное в реальной жизни, героям сказок кажется чем-то удивительным и причудливым. Так, камень наслаждается причудливыми запахами, невиданными предметами, удивительными птахами и насекомыми, которых приносит ветер. Наш мир кажется ему фантастическим и, наверное, волшебным.
Простой цветок камень воспринимает как чудо. Все изменения, происходящие с цветком, поражают камень. Недаром с такой любовью описано это растение автором.
Все поменялось местами и не поймешь, где правда жизни, а где – вымысла.
Волшебный замок сделан руками простых мальчиков и девочки, которые живут в реальной жизни. И замок выполняет данное ему волшебное назначение.
2. Подвиг героя как результат веры в правду жизни и правду вымысла.
Чтобы достичь своей мечты, герои должны совершить действие, поступок, скорее даже подвиг. Поверить в вымысел, который станет правдой.
Так, в жизни камня всегда были горе и печаль, но не было действия. Было ожидание. Но когда после случайной встречи с птицей и улиткой он опять становится одинок, то не выдерживает этого. От горя трескается, протестуя против такой жизни. Это его первое небольшое действие, но оно дало толчок к следующему, позволяющему исполнить его высокое предназначение. Оно в том, чтобы спасти жизнь этому слабому, нежному растению ценой собственной жизни. И когда камень «ухнул» под землю, мы понимаем, что это и есть подвиг.
Цветок и камень стали просто необходимы друг другу. Один могучий и непобедимый, другой ранимый и нежный. Они спасают друг другу жизнь. Камень тем, что приютил цветок и добыл ему воду, а цветок тем, что благодаря ему камень наконец-то стал кому-то нужен. И он остается жив. Это цветок спасает его!
А где взял силы песок противостоять дождю? Эти силы дала ему правда вымысла. Песок в сказке «Песок и замок» наконец-то обретает смысл своего существования. Теперь он замок, замок феи Песочного печенья, сладкое лакомство детей всего мира. И мужественно выдерживает испытание во время ливня: «Каждая песчинка ощутила себя незаменимой частичкой замка» и держалась.
Песок и замок также спасают друг друга. Если бы песок не воображал себя замком, он расползся бы в разные стороны и просто пропал. Но, выдерживая удары стихии, замок геройски стоит. Получается, что правда вымысла позволяет героям проявить свои лучшие качества. Она приходит на помощь правде жизни.
Поверить в существование двух правд непросто. И актриса из сказки «Пленительная роль» доверится этим правдам. Тогда происходят чудеса: дед Мороз становится настоящим, елка красивой и пышной, слякоть за окном исчезает, и валит снег, а из бездонных карманов Деда Мороза вынимаются гостинцы. Чудо происходит и с баянистом, который играет невероятную мелодию и сам становится волшебником. А администратор и шофер смогли слепить снегурочку, которая ожила в их глазах. Автор как бы хочет нам сказать: правда жизни и правда вымысла, когда им доверяешь, способны творить чудеса.
3. Величие совершенных дел.
Камень дал жизнь не просто цветку акации, он дал жизнь всей долине, где вырастут тысячи таких деревьев. Теперь это не то место, что было раньше. Произошло волшебное перевоплощение. Теперь там долина Белых акаций с живописным озером. Это правда и жизни, и вымысла.
Дело песка в другой сказке Б. Литвинова также велико. Он спас замок! Не себя, а именно замок. Замок феи Песочного печенья, в существование которого верили дети. Он спас их мечту. А актриса, проживающая роль Деда Мороза, также сделала великое дело, навсегда вселив в детей веру в чудо.
4. Правда вымысла и случайность.
Жизнь камня состоит из случайных событий: случайно упала птица, случайно осталось перышко, случайно прилетел «мертвый ураганище».
Также происходит и у песка. Его случайно обнаружили дети. Случайно не хватает на празднике Дедов Морозов. И эту роль должна сыграть актриса.
Но благодаря этому начинают происходить волшебные события. Значит случайность на стороне вымысла!
В одной из сказок есть слова: «Невероятное соединение маловероятных событий». Говоря так, автор лукавит с нами, ведь для тех, кто идет к своей мечте, кто не отказался от нее, - это вероятные события. Каждый герой получил свою награду, как и положено в сказках.
IV Взгляд на предметы и явления с точки зрения двух правд.
1. В чью правду верит автор.
Это можно увидеть в объяснении происходящих событий разными героями сказок. В сказке «Цветок и камень» мы видим, как по-разному объясняют случившееся люди и олицетворенная природа. Человек считает, что остров естественного происхождения, что это семечко акации раскололо камень. Люди дают объяснение с научной точки зрения. И это их правда, правда жизни.
Автор с этим не согласен, он, в отличие от людей, знает другую правду. Её же знают камень и цветок. О ней знают все деревья в этой долине. И это правда вымысла.
А в сказке «Песок и замок» человек, который воспринимает правду жизни, не слышит веселой песни солнца в честь смелого песка. Правда вымысла человеку не доступна до конца. Человек лишь может почувствовать её тепло и согреться им.
И нам с вами решать, кому верить.
2. Как уживаются две правды.
Чтобы понять мир, нужно посмотреть на него с точки зрения правды вымысла, считает автор. Ключ к пониманию мира именно у неё. Но без правды жизни это также невозможно.
Именно цветок, прилетевший из реального мира, чужеземец для камня, первый увидел и объявил, что камень великий. Камень увидел, что только лишь цветок проник в его душу, в суть его жизни и восхитился им.
И маленькая девочка в сказке «Песок и замок» прекрасно уживается с правдой жизни и правдой вымысла, потому что одну правду она видит через другую. И эти две правды ей за это благодарны. Для неё это и огромная большая куча, и настоящий замок, просто еще недоделанный.
А актриса из сказки «Капитуляция действительности» по роду своей профессии может переходить из одной правды в другую. Она, знает, что эти правды реальны. Они ей одинаково дороги! Трудно только одновременно им довериться. Значит, она верит в них! А это самое главное.
3. Смысл названия сказок.
В названии сказок не просто представлены основные образы произведений. Они и противопоставлены друг другу, и имеют тесную связь и зависимость. А еще это взгляд на один и тот же предмет с двух сторон. Что перед нами? Песок или замок? Правда жизни ответит серо и буднично: «Это песок». А правда вымысла задумчиво скажет: «Нет, это замок!». То же самое можно обнаружить и в названии другой сказки «Камень и цветок». Не трудно догадаться, чья правда нам нравится больше!
Песку обрести себя помог маленький наивный и добрый ребенок, когда назвал его замком. А камню помог маленький цветочек, когда сказал ему свои простые и добрые слова. Получается, что своими сказками Ю. Литвинов как бы говорит нам: «Умейте видеть чудеса и делать их. Это так прекрасно!» Он заставляет читателей по-новому взглянуть на жизнь, заглянуть в мир, который открывается только людям с чистым, искренним сердцем, светлой и наивной душой. Эти две правды, считает Литвинов, всегда должны идти вместе. Они дополняют друг друга. Нельзя жить только в мире вымысла и фантазии, тогда правда жизни на тебя обидится и накажет своей суровостью. Так же как и нельзя видеть вокруг только лишь правду жизни, иначе мир вокруг станет серым, скучным и однообразным. Стоит только потерять одну из них, и человек не увидит красоты жизни.
Заключение.
1. Для завязок сказок Ю. Литвинова характерно изображение скучной, серой действительности. Автор изображает ограниченность реального мира и безграничность вымышленного. Герои находятся на грани потери веры в правду вымысла, то есть в мечту.
2. Деление героев на положительных и отрицательных зависит от восприятия ими двух правд: правды жизни и правды вымысла. Одни - чуткие и внимательные, другие - безразличные и равнодушные.
3. Две правды образуют единство противоположностей, дополняют друг друга. Правда вымысла в сказках Литвинова превращается в правду жизни, если герой верит в существование обеих правд. Это дает ему силы совершить подвиг.
4. Автор показывает нам взгляд на предметы и явления с точки зрения двух правд. Провозглашает реальность каждой правды, но при этом считает, что правда вымысла человеку доступна не до конца. Автор предоставляет своему читателю право самому решать, в чью правду верить.
Для всех героев сказок Ю. Литвинова характерно ожидание счастья. Окруженные непреодолимыми препятствиями, герои сказок Ю. Литвинова держатся и справляются со всеми бедами, так как у каждого из них есть своя мечта. И пока она существует, до тех пор герои сказок будут бороться за неё. И если эта мечта сбудется, это и будет счастьем.
Литература
1. http://kidskazka.ru/authors/category/Litvinov_YUrij/show.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
исследовательский проект Жизнь и деятельность настоятеля Свияжского Успенского монастыря епископа Амвросия (Гудко)
Жизнь и деятельность настоятеля Свияжского Успенского монастыря епископа Амвросия (Гудко) ...
Исследовательская работа «Жизнь и деятельность Нила Фёдоровича и Владимира Петровича Филатовых» (Выполнила ученица 9 класса Кемаева Диана)
Исследовательская работа, представленная в 2011 году на муниципальном этапе Олимпиады по школьному краеведению....
Исследовательская работа "Жизнь без оглядки"
Работа посвящена жизни и деятельности Н.И.Сидорова - почетного гражданина Благодарного, труженика тыла, краеведа и фотографа, летописца истории города и района.....
Проектно исследовательская работа «Жизнь и душа народа в песнях донских казаков»
Опираясь на опыт жизни прошлых поколений, человечество определяет свое место в мире, строит настоящее и намечает пути совершенствования и развития общества в будущем. Без прошлого нет и будущего. Имен...
Исследовательская работа "Жизнь и судьба земляка-ветерана Великой Отечественной войны Креминского П.Г"
Наша страна стоит в преддверии великой даты - 72-летие Победы. Этот день занимает особое место среди отмечаемых праздников в России. На уроках истории, литературы и геогр...
Сценарий "Моя жизнь, моя правда", посвященный творчеству А.Балакаева
Сценарий "Моя жизнь, моя правда", посвященный творчеству А.Балакаева...
Исследовательская работа "Жизнь английских пословиц и поговорок в современном мире"
Цель данной исследовательской работы заключается в том, чтобы найти связь между английскими и русскими поговорками и пословицами, указать на трудности,...