Учебный проект "Какова она, "третья правда?" Что значит жить по правде?" по повести Л. Бородина "Третья правда".
проект по литературе (11 класс)
Учащиеся осмысляют, какой должна быть правда и что значит жить по правде. Одна группа пытается понять "правду" Селиванова, другая группа - "правду" Рябинина, третья - официальную правду. В итоге старшеклассники приходят к выводу, что правда должна быть общечеловеческой, жить по правде - значит жить по совести, человек обязан в любых условиях оставаться человеком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.docx | 18.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебный проект по литературе. «Какова она, «третья правда?» Что значит жить по правде?» по повести Л. Бородина «Третья правда».
Основополагающий вопрос:
Какова она, «третья правда?»
Цель: осмыслить, какой должна быть правда и что значит «жить по правде»
Задачи:
1.Осознать, что у каждого из главных героев своя «третья правда».
2.Понять, что «третья правда» проходит испытание на излом в реальной жизни.
3.Уяснить позицию автора.
Гипотеза.
Правда должна быть общечеловеческой. Понятие «жить по правде» включает в себя линию жизни, нравственную основу, совесть, поиск истины, справедливости.
План работы группы № 1.
В чём заключается «третья правда» Селиванова?
Анализ эпизодов:
1.Наказ отца, защита Чехардак от «звездочей с револьверами».
2.Встреча с белым офицером, его дочерью, убийство Длинного.
3.Арест друга Рябинина.
4.Встреча с Рябининым через 25 лет.
5.Потеря друга.
6.Ранение Селиванова.
Поразмышлять над вопросами, анализируя эпизоды:
1.В чём видит свою правду Селиванов?
2.На чём она основана?
3.Удаётся ли ему отстоять свою правду?
4.Чего стоит его «третья правда»?
5.Обрёл ли герой настоящую правду?
6.О чём говорит финал повести?
План работы группы № 2.
В чём заключается «третья правда» Рябинина?
Анализ эпизодов:
1.Работа Рябинина в качестве егеря.
2.Причины ареста.
3.Тяжёлые годы тюремного заключения, страдания.
4.Принятие христианства.
5.Жизнь после заключения.
6. Смерть Рябинина.
Поразмышлять над вопросами, анализируя эпизоды:
1.По законам какой правды жил Рябинин до ареста?
2.Какая правда открылась ему в лагере?
3.На чём основана его правда?
4.К какой правде пришел?
5.Можно ли утверждать, что его правда полна?
6.О чём говорит финал повести?
План работы группы № 3.
Какова официальная правда?
Анализ эпизодов:
1.Страдания людей в лагерях.
2.Судьбы детей заключённых. Вырождение рода (история сына Рябинина).
3.Разорение кедрового участка. Монстры бульдозеристы.
4.Парни из ресторана.
Поразмышлять над вопросами, анализируя эпизоды:
1.На чём основана официальная правда?
2.Что она несёт?
3.Что она порождает?
4.Какова позиция автора?
5.В чём выход?
Выводы учащихся по самостоятельному анализу проблем в работе с текстом. Каждая группа составляет презентацию и защищает её.
Правда Селиванова | Правда Рябинина | Официальная правда |
«Третья правда» Селиванова – это неприятие правды «белой» или «красной», так как страдает мужик, для него она основана на насилии. Отстранённость от власти, потому что она посягает на его самостоятельность, для него важна правда «нутра». Единственный интерес тайга и собаки. Правда заключается сохранении своей самобытности, независимости от власти. В конце произведения герой ощущает ущербность правды. | В начале жизненного пути Рябинин жил по нормам общечеловеческой морали, признавал власть, служил ей. В заключении - это вера в Бога, основанная на человеколюбии, нравственных заповедях, научился прощать врагов, появилась духовная сила. Правда не полна, так как герой шёл к ней через страдания, потери (лишился семьи, детей, вычеркнуто из жизни 25 лет). В нечеловеческих условиях трудно найти правильный, праведный путь. | Официальная правда (сокрытие истины, ложь) порождает деградацию личности, вырождение рода (И. Оболенский); бесхозяйственность, безалаберность (ребята-бульдозеристы); вседозволенность, бездуховность (парни из ресторана). В атмосфере насилия, цинизма, которые царят в обществе, трудно отстоять своё достоинство, защитить правду. Показаны промахи, просчёты в формировании души человеческой. |
Слово учителю после высказываний представителей групп и защиты презентаций.
Итак, Л. Бородин изображает судьбы русских мужиков, внутренне разных, непохожих, но оба правдолюбцы, которым присуща тяга к справедливости. Судьбы сложные, правда не далась ни тому, ни другому. Иван Рябинин всегда был духовной опорой для Андриана Селиванова. После смерти друга Селиванов остался в одиночестве, растерянности, разочаровании, никакой успокоенности в душе не было. Автор озабочен поисками общей правды для всех, судьбой народа, считая, что правда должна быть общечеловеческой, обязанность человека в любых условиях оставаться человеком, человек должен жить по совести.
Рефлексия: Что получилось в работе групп по осмыслению основополагающего вопроса, что нет? В чём причины?
Д. работа. Написать сочинение-рассуждение.
Чья правда вам ближе: Селиванова или Рябинина?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что значит жить по законам чести. А. Дюма "Три мушкетера"
Что значит жить по законам чести. А. Дюма "Три мушкетера" Урок литературы в 5 классе по программе Школа - 2100...
Быть здоровым - значит жить в радости
Быть здоровым - значит жить в радости...
Методическая разработка урока обществознания в 7классе с использованием здоровьесберегающих технологиий на тему "Что значит жить по правилам"
Методическая разработка урока обществознания в 7классе с использованием здоровьесберегающих технологиий на тему "Что значит жить по правилам" .ЦЕЛЬ УРОКА: ...
Что значит жить по правилам
Презентация к уроку обществознания (учебник Боголюбова Л.Н.) в 7 классе...
Что значит жить по правилам
Технологическая карта урока обществознания в 7 классе...
Урок обществознания в 7 классе "Что значит жить по правилам". Презентация.
Презентация к учебнику "Обществознания" автора Боголюбова....
С.А.Диденко. Программа «Помнить - значит жить, а жить - значит помнить».
Трудно представить себе лучший метод воспитания,чем тот, который открыт и проверен опытом веков;он может быть выражен в двух положениях:гимнастика для тела и музыка для души...ПлатонПриоритетной целью...