Разговор с учащимися «Моя будущая профессия…»
классный час (9, 10, 11 класс) на тему
Цель разговора с учащимися: Обсудить с учащимися формулу выбора профессии. Разобрать ошибки, которые совершают выпускники при построении своей профессиональной траектории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razgovor_s_uchashchimisya_moya_budushchaya_professiya.doc | 556.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №142 г. Челябинска»
Разговор с учащимися
«Моя будущая профессия…»
Выполнила:
Жиличкина О.А.,
классный руководитель 11-1 класса
Челябинск, 2017 г.
«Моя будущая профессия…»
Цель: Обсудить с учащимися формулу выбора профессии. Разобрать ошибки, которые совершают выпускники при построении своей профессиональной траектории.
(1 слайд) «Как хорошо когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями». Апшерони А.
Как вы понимаете данное высказывание?
(Ответы учащихся)
А вы все выбрали свою будущую профессию? Учебное заведение, где хотели бы обучаться?
Нет?
На самом деле выбор профессии – дело очень серьезное. И сейчас вы стоите на пути выбора своей профессиональной деятельности.
Скажите, пожалуйста, а может быть существует какое-то правило или формула выбора профессии?
(Ответы учащихся)
Существует формулу выбора профессии. Она складывается из трех составляющих: (2 слайд) «ХОЧУ-МОГУ-НАДО». На экране представлена данная формула.
Кто может сказать, при выборе профессии как вы понимаете слово «ХОЧУ»?
ХОЧУ – это пространство желаний, целей, интересов, стремлений.
Кто может сказать, при выборе профессии как вы понимаете слово «МОГУ»?
МОГУ – это пространство способностей, талантов, состояния здоровья.
Кто может сказать, при выборе профессии как вы понимаете слово «НАДО»?
НАДО - это пространство запросов от рынка труда, социально-экономические проблемы региона, тенденции в развитии мировой экономики.
Оптимальный выбор профессии лежит на пересечении трех кругов. Наш разговор будет продолжаться на протяжении всего учебного года. Мы будем работать с тремя модулями по отдельности.
Сегодня мы с вами поработаем с модулем «ХОЧУ».
Предлагаю выполнить упражнение «Мои профессиональные желания» (Приложение 1).
Цель данного упражнения:
- осознание своих профессиональных желаний;
- установление связи своих профессиональных желаний с предполагаемыми местами учебы или работы;
- овладение инструментом самосознания и самодиагностики.
Инструкция участникам
(3 слайд с вопросами) 1. На экране вы видите 21 незаконченное предложение. Вам нужно выбрать из этого списка любые 7 и закончить предложение прямо сейчас. На работу вам отводится 3 минуты.
2. Сейчас обратите внимание на три дополнительных вопроса. Чтобы ответить на эти вопросы, у вас должны быть предполагаемые места учебы или работы. Если таковые отсутствуют, то придумайте прямо сейчас хоть что-нибудь в учебных целях.
3. Объединитесь произвольно в малые группы (по своему желанию по 2-3 человека) и обсудите со своими товарищами ответы на три вопроса.
Идет обсуждение (учащиеся оглашают свои высказывания и ответы на вопросы).
Обсуждение во всем классе.
(5 слайд) «В том, что касается будущего, я повторяю одно: за что бы вы ни взялись, главное — будьте преданны своему делу до конца. Не обязательно достигать какого-то звездного успеха, но быть честным перед самим собой в выбранной профессии — обязательно» Р. Де Ниро.
Совершая выбор будущей профессиональной деятельности, нужно обязательно учитывать факторы формулы выбора профессии. Идеальным будет такой вид трудовой деятельности, выполнение которого и интересно исполнителю, и не вызывает у него особых затруднений, и полезно обществу, и хорошо оплачивается.
Никто не застрахован от ошибок и неправильного выбора, и это доказывает статистика: почти половина работающих людей сменило профессию почти сразу после окончания обучения и гораздо больше половины работает не по специальности, которая указана в дипломе. Поэтому, во избежание трудностей, необходимо учитывать еще и ошибки, которые допустили другие, чтобы избежать их самому.
Какие ошибки можно совершить при выборе будущей профессии?
1. Отношение к выбору профессии как к неизменному
В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.
Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор профессии сейчас, в 11 классе, фатальным образом определит всю Вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей...
2. Бытующие мнения о престижности профессии
В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например: мусорщик).
Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться - но после учета Ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть (если будете) "модной", но не приносящей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окажетесь непригодны к выполнению основных рабочих функций...
3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать).
Профессию мы выбираем по своему "вкусу" и "размеру" так же, как одежду и обувь.
Чувство группы, ориентация на сверстников - очень позитивные особенности ребят твоего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа "Я" и самооценки. Поэтому оглядывайся на других, СРАВНИВАЯ (себя с друзьями), а не слепо повторяя. Старайся увидеть, чем ты отличаешься от товарищей - и в чем вы сходны. Это поможет понять, что если Петя идет на пожарника (а он - рискованный человек), тебе эта профессия может не понравиться (ты ведь очень осторожный и рассудительный).
4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию
При выборе профессии надо учитывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.
Особенно опасно очарование преподавателем (если тебя восхищает душевность физика - это не значит, что тебе нравится физика сама по себе, вне "комплекта"). Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира - спортсмена, политика, журналиста, артиста. Спортсмены - они не все такие.
5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии
За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд.
А журналисты не всегда выступают в телепередачах - чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей - прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое, к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).
6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий
Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много - переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.
Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий. Стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием ("русский язык и литература", "иностранный язык" в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и серетарем-референтом. Тем более имей в виду, что профессий существует больше, чем школьных предметов. Можно стать юристом, маркетологом, аппаратчиком. Профессии обычно могут быть ассоциированы с несколькими школьными предметами (обычно соответствуют вступительным экзаменам в ВУЗ при поступлении на эту специальность). Скажем, будущему экономисту в школе может нравиться одновременно и математика, и география.
7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства
Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда.
А компьютер внедряется абсолютно все сферы деятельности - вплоть до животноводства.
8. Неумение/ нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях)
Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи.
Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако имей в виду, что среди них много непрофессиональных, так что относить критически как к результатам тестов, так и к тому, что пишут в психологических книжках. Задача популярных тестов - активизация деятельности по самопознанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача тебе готового ответа на вопрос о том, кем быть или наклеивание ярлыка о том, какой ты.
9. Незнание/ недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии
Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить твоё состояние здоровья.
Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Компьютерщики сильно напрягают глаза, а летчики - сердце...
10. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии
Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить также и при выборе профессии.
В настоящее время существует огромное множество различных профессий, необходимо их изучать и обязательно знакомиться с профессиограммой профессии, чтобы сделать правильные выводы по приобретению желаемой профессии.
«…профессии кажутся нам самыми возвышенными, если они пустили в нашем сердце глубокие корни, если идеям, господствующим в них, мы готовы принести в жертву нашу жизнь и все наши стремления. Они могут осчастливить того, кто имеет к ним призвание, но они обрекают на гибель того, кто принялся за них поспешно, необдуманно, поддавшись моменту». Маркс К.
Приложение 1
Мои профессиональные желания
- Я собираюсь…
- Я вижу свою профессиональную цель в том, чтобы…
- Я стремлюсь…
- Я могу достичь успеха в…
- У меня подходящий возраст для…
- Я абсолютно убежден, что я хочу…
- Мой успех связан …
- У меня есть то, что требуется для…
- Я знаю, что я буду…
- Я совершенно уверен…
- Мне хорошо иметь…
- Мне хорошо быть…
- В работе я удовлетворю свое желание…
- У меня есть естественное стремление…
- Моя учеба или работа позволяет мне…
- Для меня удобно и выгодно…
- У меня есть способности для…
- Я мечтаю…
- Мой профессиональный интерес направлен…
- У меня достаточно сил и желания…
- Мое сегодняшнее положение позволяет…
Вопросы:
- Связаны ли мои профессиональные желания с предполагаемыми местами учебы или работы?
- Существуют ли иные возможности профессиональной карьеры, иные места работы, учебы, которые более полно удовлетворяют мои желания?
- Достаточно ли хорошо я осведомлен о том, как будут удовлетворяться мои желания в тех местах работы или учебы, которые я себе предварительно наметил?
Приложение 2
Полезные ссылки
http://www.proforientator.ru/profession Центр тестирования и развития. Профориентация: кем стать
http://www.effecton.biz/109.html Профессиограммы основных современных профессий. Основные современные профессии.
http://chelzan.ru/%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80.html Центр занятости населения г. Челябинска.
http://cheldiplom.ru/ ВУЗы г. Челябинска.
http://edunews.ru/ ВУЗы Российской Федерации
Список литературы
- Бондарев В.П. , Кропивянская С.О. Успешный выбор профессии. 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2015. – 144 с.
- Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера»: Кн. Для учителя/И. П. Арефьев, Т. В. Васильева, А. Я. Журкина и др.; Под редакцией Чистяковой. – М.: Просвещение, 1998. – 112 с.
- http://www.proforientator.ru/profession Центр тестирования и развития. Профориентация: кем стать
- http://www.effecton.biz/109.html Профессиограммы основных современных профессий. Основные современные профессии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр
Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...
Классный час по профориентации «В поисках будущей профессии» для учащихся 9-го класса
Создание условий для профессионального самоопределения детей – одно из важных направлений в работе классного руководителя выпускного девятого класса. Этот классный час – продолжение разговора с девяти...
Положение о конкурсе творческих работ учащихся школ "Моя будущая профессия"
Цель проведения конкурса. Роль профориентационной работы в самоопределении выпускников школ. Основные направления и разделы конкурса.Результаты. Состав конкурсной комиссии....
«Формула будущей профессии» Программа психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки учащихся 9 классов
Цель программы: психолого-педагогическое сопровождение учащихся 9 классов спецшколы в выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и в...
Справка-отчет по выявлению общего уровня готовности учащихся к самоопределению и будущей профессии 2012-13 уч.год
Целью профориентационной работы является оказание профориентационной поддержки учащихся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности....
Разговор по - взрослому "Моя будущая профессия!"
Интересные материалы, которые помогут вам провести профориентационную работу с учениками 9–11 классов. В День знаний в большинстве школ будет проведен урок на тему «Моя будущая профес...
Формирование интереса учащихся к будущей профессии на уроках английского языка
В статье автор делится эффективными приемами опытом формирования интереса учащихся к будущей профессии на уроках английского языка...