Формирование интереса учащихся к будущей профессии на уроках английского языка
опыты и эксперименты по английскому языку (5, 6, 7 класс)
В статье автор делится эффективными приемами опытом формирования интереса учащихся к будущей профессии на уроках английского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование интереса учащихся к будущей профессии на уроках иностранного языка
Сорокина Ольга Леонидовна
учитель английского языка
МБОУ «СОШ№22» г Абакан
В наши дни мировоззрение молодежи формируется в первую очередь идеями и примерами из интернета, где успешные блогеры пропагандируют легкие заработки и беззаботную жизнь. Выпускники и их родители находится в сложной ситуации выбора, смутно представляя себе реальную ситуацию на рынке труда, особенно когда живут в небольшом провинциальном городке, и круг интересов не выходит за его рамки.
В свою очередь, возросли требования к профессиональной подготовке выпускников, владение иностранными языками, информационными технологиями и многими другими компетенциями стало неотъемлемой частью большинства профессий. В этой связи, принцип профессиональной направленности учебного процесса приобретает особую значимость в средней школе.
В сложившейся ситуации школа призвана помочь выявить уровень развития общих и специальных способностей учащихся, особенностей интеллекта, темперамента и осознанно выбрать дальнейший профессиональный путь.
Изучение иностранного языка — это труд, требующий системности, усидчивости, высокого уровня развития познавательных процессов. Владение иностранным языком является одним из требований современного общества к молодым специалистам и выступает обязательным компонентом их профессиональной подготовки. Поэтому одной из целей обучения профессионально-ориентированному английскому языку является формирование у учащихся коммуникативных компетенций по использованию полученных знаний применительно к своей будущей профессии.
Профориентационная работа на уроках иностранного языка начинается в начальной школе и ведется по следующим этапам:
1. На начальном этапе обучения необходимо выяснить тип мышления каждого учащегося (лингвистический, визуальный, музыкальный, кинестетический, исследовательский), выделить интересы, сильные стороны и предпочтительные виды деятельности. Учитель анализирует полученные показатели в учебном процессе и продолжает работу по развитию всех видов мышления. В дальнейшем доминирующий тип мышления и будет являться основным ориентиром в выборе карьеры.
2. Рефлексия – современная неотъемлемая составляющая каждого учебного занятия, которое предполагает обсуждение и обратную связь, когда ученикам приходится анализировать и оценивать свою деятельность, работу группы и отдельных учащихся.
3. Основной принцип современной методики преподавания – создание ситуации успеха. Здесь представляется возможность использовать современную технологию форсайт (англ. foresight — предвидение, взгляд в будущее) - технология, с помощью которой проектируется образ будущего, и определяются конкретные действия. [1, c. 66]
Основные принципы форсайта:
- Будущее зависит от твоих собственных усилий: его можно сделать.
- Будущее зависит от твоих решений и решений заинтересованных сторон.
- Будущее нельзя предсказать достоверно, но можно строить прогнозы. Можно подготовиться к будущему, какое мы хотим видеть.
Иностранный язык, призванный научить иноязычному общению, помогает ориентировать школьников в огромном мире современных профессий, а также способствует формированию профессиональных качеств личности.
Такие возможности данного учебного предмета определяются следующими причинами:
Во-первых, обучение иностранным языкам это в первую очередь обучения коммуникативной деятельности, умению общаться. Следовательно, овладение основами иноязычного общения служит своеобразной базой для профессионального становления личности учащегося.
Во-вторых, иностранный язык, как и любой другой общеобразовательный предмет, может и должен служить средством профориентационной работы с учащимися, в процессе которой решаются задачи, влияющие на профессиональное становление личности школьника.
В-третьих, профессионально ориентированное преподавание иностранного языка обусловлено характером межпредметных связей данного учебного предмета с предметами естественнонаучного, физико-математического и гуманитарного циклов.
Таким образом, учитель английского языка на своих уроках может и должен решать конкретные задачи, направленные на профессиональное становление личности:
- Развивать индивидуальные способности учащихся, их склонности и интересы (в том числе и профессиональные), что осуществляется через работу по совершенствованию памяти, внимания, мышления обучающихся;
- Воспитывать у детей трудолюбие, настойчивость, активность, сознательность, самостоятельность мысли и действий через активное включение их в деятельность иноязычного общения;
- Совершенствовать учебные умения школьников работать с книгой, со словами, со справочной литературой, пользоваться инструкциями по эксплуатации оборудования;
- Формировать у учащихся специфические коммуникативные умения: вступать в беседу и вести ее, принимать решения, необходимые в любой профессиональной деятельности;
- Познакомить учащихся с разными видами трудовой профессиональной деятельности;
- Расширить круг образовательных и учебных ситуаций с ориентацией на будущую профессию;
- Помочь решить задачу профессионального самоопределения учащихся. [2]
Уроки английского языка позволяют развивать не только лингвистические и коммуникативные способности детей, но и строить с ними знание об устройстве общества. Обсуждать вопросы, актуальные для школьников, активизировать их познавательную активность, самостоятельность, включить их в деятельность исследования и проектирования
В основном содержании программы по иностранным языкам «Предметное содержание речи» существует раздел «Учебно-трудовая сфера». В этом разделе изучаются следующие темы:
Таблица 1
Профориентационное предметное содержание речи на уроках английского языка
Класс | Сфера общения | Предметно-тематическое содержание | Коммуникативные задачи К концу года учащийся должен уметь: |
3 класс | Учебно-трудовая | Школьные принадлежности | • Назвать основные виды деятельности на уроке |
4 класс | Социально-бытовая | Семья и друзья | • Рассказать и расспросить о профессиях, интересах и любимых занятиях членов семьи / друга |
4 класс | Учебно-трудовая | Расписание уроков | • Рассказать о своих уроках в школе |
6 класс | Учебно-трудовая | Школа | • Сравнить школу в России и стране изучаемого языка |
7 класс | Учебно-трудовая | Урок иностранного языка | • Рассказать об уроке иностранного языка • Выразить свое отношение к иностранному языку • Обосновать важность изучения иностранного языка |
8 класс | Учебно-трудовая | Школьные традиции | • Сравнить традиции своей школы и школы зарубежного сверстника |
9 класс | Учебно-трудовая | Учеба | • Дать советы/рекомендации для повышения эффективности учебы• Обсудить планы на будущее • Объяснить, как лучше подготовиться к экзамену • Проанализировать свой стиль учебной деятельности |
10 класс | Учебно-трудовая | Образование | • Сравнить и обсудить системы образования в родной стране и стране изучаемого языка • Обсудить экзамены в системе образования своей страны и страны изучаемого языка |
11 класс | Учебно-трудовая | Выбор профессии | • Рассказать и расспросить о будущей профессии • Обосновать свой выбор профессии • Обсудить достоинства и недостатки различных профессий • Рассказать и расспросить о роли иностранного языка в профессиональной деятельности человека |
Список литературы:
- Афанаскин Ю.А. Это модное слово «Форсайт»//Эксперт – Сибирь/
Специальный проект/ Иркутская область №34 (130), 2006
- Армстроег С «Now we’ re Precticing Al», 2012 The Singularity Summit 2012, видео – конференция URL:http://library.fora.tv/2012/10/14/Stuart_Armstrong
- Рабочая программа для начального общего образования для 2–4 классов образовательных организаций
- Рабочая программа основного общего образования по английскому языку для 5 – 9 классов и 10 – 11 классов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интереса у школьников младших классов на уроках английского языка
В материале описаны формы работы в начальной школе на основе УМК "Enjoy English" Биболетова М.З. Эффективные упражнения на отработку лексики, которая дается в большом объеме, очень нравятся детям....
"Экологическое страноведение" как стимул пробуждения интереса учащихся к изучению экологических проблем на английском языке
Статья представляет краткие выводы из опыта трехлетней работы учителей кафедры иностранного языка по теме "Экологическое страноведение"....
Статья "Экологическое страноведение" как стимул пробуждения интереса учащихся к изучению экологических проблем на английском языке.
Статья представляет краткие выводы из опыта трехлетней работы учителей кафедры иностранных языков по теме "Экологическое страноведение"...
"Экологическое страноведение" как стимул пробуждения интереса учащихся к изучению экологических проблем на английском языке.
Статья представляет краткие выводы из опыта трехлетней работы учителей кафедры иностранных языков по теме "Экологическое страноведение"....
Формирование интереса учащихся к изобразительной деятельности на уроках ИЗО и во внеурочное время .
Уроки ИЗО имеют важное значение в системе обучения и воспитания учащихся специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. В комплексе с другими учебными предметами они оказывают коррекцион...
Пути формирования здорового образа жизни у учащихся средних общеобразовательных школ на уроках английского языка
Одним из приоритетных направлений развития инновационной деятельности является работа, осуществляемая в области здоровьесохранения учащихся. Использование педагогом здоровьесберегающих тех...
Методическая разработка по английскому языку "Формирование и оценка «навыков 21 века» на уроках английского языка"
Одной из главных целей современного школьного образования является формирование умения учиться, умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия, оценивать свои возможности достижения ц...