«Формула будущей профессии» Программа психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки учащихся 9 классов
рабочая программа по психологии (9 класс) на тему

Рябова Анна Валерьевна

Цель программы: психолого-педагогическое сопровождение учащихся 9 классов спецшколы в выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и возможностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ СПЕЦАЛЬНОЕ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ ЗАКРЫТОГО ТИПА

« МАРКСОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

«Формула будущей профессии»

программа психолого-педагогического сопровождения

предпрофилъной подготовки учащихся 9 классов

                                                           Выполнила: Рябова А.В.

                                  педагог-психолог, стаж -12 лет,

       1 кв. категория.

        Маркс 2015 г.

Пояснительная записка

Программа «Формула будущей профессии» направлена на повышение социально - психологической компетентности учащихся 9 классов общеобразовательной школы и может способствовать планированию и реализации ими собственной профессиональной карьеры.

Концептуальную основу программы составляет современный теоретический подход к кооперативному обучению (формирование личностной и социально - психологической компетентности учащихся или тренинг жизненных навыков), поскольку индивидуальный маршрут обучения эффективно выбрать можно только при наличии осознанного поиска будущей профессии и представления о характере будущей работы.

Особенностью предлагаемой программы является использование методологии обучения в группе, а также использование интерактивных методов обучения. Преимущества тренинговой формы проведения занятия заключаются в создании непринужденной атмосферы, стимуляции креативности и осознании личной ответственности за свой выбор.

Цель программы: психолого-педагогическое солровождение учащихся 9 классов спецшколы в выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и возможностей.

Задачи программы:

- психологическое просвещение учащихся (сведения о мире профессий, их рынке, представление о содержании профессии, о требованиях предъявляемых к человеку, желающему приобрести данную специальность, пути и условия профессиональной подготовки, возможности трудоустройства);

- психологическая диагностика и самодиагностика по определению склонностей, способностей и особенностей участников программы;

- моделирование индивидуального пути предпрофильной подготовки каждым участником программы.

Основные принципы программы:

- направленной социализации: содействие самоопределению подростков и молодежи в социальной среде, приобретение социального опыта путем принятия на себя различных социальных ролей.

     - индивидуализации: учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся с выбором специальных форм и методов работы; психологическая диагностика, позволяющая обучающимся при поддержке психолога находить выход из сложных жизненных и профессиональных ситуаций.

      -  интеграции: единство общекультурного развития, заложенного в учебном плане общеобразовательной школы, с предпрофессиональным ориентированием учащихся через программу.

Планируемые результаты. Участники программы получат знания по следующим основным понятиям: мир профессий, их рынок, представление о содержании профессий, требования, предъявляемые к человеку, желающему приобрести данную специальность, путь и условия профессиональной подготовки с учетом реальных возможностей трудоустройства. В результате курса обучения учащиеся общеобразовательной школы получат навыки самодиагностики по определению своих склонностей, способностей и особенностей моделирования индивидуального пути предпрофильной подготовки.

Структура программы.

Программа рассчитана по своей продолжительности на 12 академических часов по 2 часа в неделю, всего 6 занятий. Занятия проходят в тренинговой форме. Первое занятие вводное, направлено на знакомство учащихся с предлагаемой темой, личное и групповое целеполагание. Далее -блок из 3 занятий, посвященный психологическому просвещению учащихся о мире профессий, о требованиях предъявляемых к человеку, желающему приобрести данную специальность, путях и условиях профессиональной подготовки, рынке труда. Заключительный блок из 2 занятий посвящен моделированию индивидуального пути предпрофильной подготовки каждым участником программы.

Оценка достижений учащихся происходит по итогам групповой рефлексии, результатам психологического тестирования и анализу образовательного продукта. В конце курса каждый участник программы моделирует индивидуальный путь предпрофессиональной и профессиональной подготовки. В оценке результатов достижений принимают участие как ведущие курса, так и сами участники: каждый персонально и вся группа в целом.

Тема занятия

Время

акад.

час

Виды и формы

деятельности

Формы оценки

результатов

Знакомство

2

Тренинг

Рефлексия,

эксперимент:

результаты

работы  в режиме

мозгового штурма

Блок психологического просвещения

Свойства

личности и

профессиональная

деятельность

2

Интерактивная

лекция,

тестирование

Рефлексия,

результаты

психологического

тестирования,

конспект лекции

Классификация и

рынок профессий

2

Семинар-тренинг,

тестирование

Рефлексия,

результаты

психологического

тестирования,

конспект лекции

Мотивы

выбора профессии

2

Тренинг

Рефлексия,

эксперимент:

результаты

работы в режиме

мозгового

штурма,

сочинение

(темы  см. в

Приложении 3)

Учебно - тематический план

Блок     моделирования индивидуального пути     предпрофильной

подготовки

Учет требований

профессии.

Способности,

склонности и рынок

труда

Тренинг

Рефлексия,

результаты

самодиагностики,

конспект

Куда пойти учиться

Деловая игра

Модель

индивидуального

пути предпрофильной

подготовки

Содержательная часть

Каждое из 6 занятий имеет тренинговую структуру:

Этап

Время

Содержание

Начало

работы

15 мин

Приветствие. Краткий обзор плана работы,

целеполагание.   Принятие   правил   работы

группы.        Упражнения        на        создание комфортной    эмоциональной    обстановки, психологическая разминка.

Основная

часть тренинга

45 мин

Упражнения  и тесты  на личностный  рост для   формирования   мотивации   на   работу, диагностику            и            психологическое просвещение. Интерактивная форма подачи конкретной    информации    по    заявленной

теме. 1

Обсуждение

15 мин

Обсуждение      упражнений       в      группе. Информация от ведущего по теме занятия.

f

Завершение работы

15 мин

Упражнение   на   групповую   поддержку   и завершение   работы.   Подведение   краткого итога дня. Групповая рефлексия.

Занятие 1. Тренинг «Знакомство». Цель занятия: знакомство учащихся

с      ведущим,      знакомство      с      индивидуальными      профессиональными предпочтениями членов группы, индивидуальное и групповое целеполагание.

          Занятие 2. Интерактивная лекция «Свойства личности и профессиональная деятельность». Цель занятия: определение учащимся собственного темперамента, формирование у членов группы представления о влиянии на успешную профессиональную деятельность темперамента, характера, способностей и др. особенностей личности.

Занятие 3. Семинар - тренинг «Группы и рынок профессий».

 Цель занятия: определение или уточнение интересов учащихся к различным группам профессий, ознакомление с классификацией профессий по Климову, ознакомление учащихся с видами профессий и требованиями, которые предъявляют к личности различные группы профессий.

Занятие 4. Тренинг «Мотивы выбора профессии».

Цель занятия: ознакомление участников с понятиями «мотивы выбора» и «личные смыслы и цели», акцентирование внимания на ответственности участников за свой профессиональный выбор.

Занятие 5. Тренинг « Учет требований профессии. Способности, склонности и рынок труда». 

Цель занятия: познакомить учащихся с требованиями профессии, предъявляемыми к качествам личности, а также возможностями, предоставляемыми обществом в трудоустройстве.

Занятие   6.  Деловая   игра   «Куда   пойти  учиться?».  

Цель   занятия: знакомство участников программы с возможными путями получения профессионального образования и рынком труда.

С п и с о к        л и т е р а т у р ы

  1. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 т. М., 2002.
  1.  Вилюнас   В.   В.К.   Психологические   механизмы   мотивации   человека.
  2. Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование. Л., 2002.
  3. Кулагин Б.В. Основы профессиональной диагностики. Л., 2004.
  4. Методика индивидуальной профориентации. М., 2002.
  5. Новые        ценности        образования:        культуросообразная        школа.
    Научно-методический сборник. Вып. 11. М., 2002.
  6. Профконсультационная     работа     со     старшеклассниками     /Под     ред.
    Б.А. Федоришина. Киев, 2000,
  7. Поташник М.М. Как оптимизировать процесс воспитания. М., 2004.
  8. Практикум   по   общей,   экспериментальной   и   прикладной   психологии.
    Изд. 2. М.-СПб., 2003.

10.Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного

самоопределения. М,- Воронеж, 2002.

11.Психология развивающейся личности./Под ред. В.В.Петровского., 2000.

12.Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. М, 2005.

1З. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и уп]эажнения. М., 2004.

Приложение 1.

Технологии программы «Формула будущей профессии» Занятие 1. Тренинг «Знакомство».

Цель занятия: знакомство учащихся     с      ведущим,      знакомство      с      индивидуальными      профессиональными предпочтениями членов группы, индивидуальное и групповое целеполагание.

Упражнение «Имя - легенда»: Ведущий предлагает на время курса каждому из участников придумать себе псевдоним — профессию, которой он хотел бы овладеть (педиатр, психолог, менеджер). Члены группы представляются, говорят о тех профессиях, которые для себя обдумывают, кратко объясняя, чем они их привлекают, выбирают себе будущую профессию, затем записывают ее на бейдж рядом с именем,

Ведущий предлагает группе выработать правила, по которым она будет работать, объясняя: «Эти правила нужны для нашей с вами уверенности и безопасности». Предлагаются следующие примерные правила: без оценок, активность, искренность, конфиденциальность, «здесь и сейчас», говорить по очереди. С правилами должны быть согласны все участники, они могут предлагать так же свои правила: «Не конфликтовать... и. т.п.».

Упражнение «Мой папа президент». Один или несколько человек предлагают группе вопросы типа: "У кого папа тоже военный?", "Кто хочет быть врачом?" или "У кого физика тоже нелюбимый предмет?", и подобные вопросы, дающие представление о жизни, вкусах и убеждениях человека. Участники, в ответ на вопрос, группируются и прикасаются друг к другу, подтверждая свою общность.

Мозговой штурм «Самые — самые». Упражнение используется для исследования процесса принятия решения группой, учит эффективному поведению для достижения согласия при решении групповой задачи, является эффективным способом подачи информации в интерактивной форме, а также позволяет выявить уровень информированности, стереотипы и мифы, существующие в обществе по отношению к профессиональной деятельности.

Группе дается задание: «Сейчас вам предстоит составить список известных Вам профессий, разбив их на четыре категории: самые престижные, самые оплачиваемые, самые гуманные и самые не престижные. В каждой категории должно быть не менее 10 профессий». При выработке вариантов ответа Вы должны придерживаться следующих правил:

- Группа дает только один общий вариант ответа.

- Избегайте защищать свои индивидуальные мнения. Подходите к задаче логически.

- Избегайте изменять свое мнение только ради достижения согласия.

          - Избегайте морального давления и «голосования» при выборе ответа. После того, как группа предъявит ведущему выработанный ею вариант ответа, каждая из категорий обсуждается, и ведущий дает экспертное мнение относительно верности выбранных ответов.

Упражнение для завершения работы «Ты молодец, потому, что…». Каждый из участников группы по очереди поворачивается к своему соседу слева и продолжает фразу: «Ты молодец, потому, что...».

Занятие 2. Интерактивная лекция «Свойства личности и профессиональная деятельность». Цель занятия: определение учащимся собственного темперамента, формирование у членов группы представления о влиянии на успешную профессиональную деятельность темперамента, характера, способностей и др. особенностей личности.

Интерактивная лекция строится в режиме «вопрос - ответ». В ходе нее ведущий обсуждает с учащимися следующие вопросы:

                  - Может ли человек выполнять любую работу?

                  - Если нет, то с чем это может быть связано?

                  - Что такое способности человека и с чем они связаны?

                 - Какие   профессии   предъявляют   особенно   жесткие   требования   к возможностям личности?

               - Способности появляются у человека от рождения или их можно развивать?

                   - В чем могут заключаться отличия одного человека от другого?

                   - Что такое характер и темперамент?

                   - Связаны ли они друг с другом?

        В ходе интерактивной лекции ведущий предоставляет учащимся экспертное мнение о видах темперамента, их различиях, определяет понятие характер, его отличие от темперамента, рассматривает связь способностей с темпераментом, характером, физиологическими особенностями личности.

Тестирование по Г. Айзенгу. Ведущий раздает учащимся текст опросника и объясняет принцип тестирования. После того, как члены группы ответят на вопросы опросника, ведущий раздает листы анализа результатов и объясняет правила обработки теста. После тестирования группа обсуждает полученные результаты, ведущий подчеркивает различия между темпераментами (по силе и слабости скорости нервно - психических процессов, устойчивости, экстра - и интраверсии). Группа в режиме дискуссии определяет сильные и слабые стороны каждого из видов темперамента.

Групповая рефлексия по итогам занятия.

Занятие 3. Семинар - тренинг «Группы и рынок профессий». Цель занятия: определение или уточнение интересов учащихся к различным группам профессий, ознакомление с классификацией профессий по Климову, ознакомление учащихся с видами профессий и требованиями, которые предъявляют к личности различные группы профессий.

Психологическая разминка «Мне в этой жизни повезло». Каждый участник по кругу продолжает фразу «Мне в этой жизни повезло ...».

Тестирование с помощью ДДО (дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова). Ведущий раздает текст опросника и объясняет принцип тестирования. После того, как учащиеся ответили на предложенные вопросы, им предлагается самостоятельно заполнить лист ответов.

Ведущий рассказывает о классификации профессий по Климову, перечисляя группы профессий, объединенные общим типом предмета труда, отвечает на вопросы учащихся, касающиеся результатов тестирования.

Упражнение «Калейдоскоп профессий». Группа делится на 5 команд. Ведущий раздает карточки, в которых указана одна из пяти групп профессий по Климову, и предлагает каждой группе самостоятельно составить список из 10 профессий, принадлежащих каждой группе, и 10 качеств, которыми должны обладать представители указанных профессий для успешной работы. По окончании самостоятельной работы представители каждой из пяти групп говорят о результатах своей работы, обосновывая свое мнение, затем вся группа вносит дополнения и уточнения. Обсуждая результаты самостоятельной работы, ведущий делает акцент на том, что существуют профессии на стыке различных групп.

Упражнение для завершения работы «Я хочу тебе пожелать...». Каждый из участников группы по очереди поворачивается к своему соседу слева и продолжает фразу: «Я хочу тебе пожелать...».

Занятие 4. Тренинг «Мотивы выбора профессии». Цель занятия: ознакомление участников с понятиями «мотивы выбора» и «личные смыслы и цели», акцентирование внимания на ответственности участников за свой профессиональный выбор.

Мозговой штурм «Мотивы выбора профессии». Группе дается задание: «Сейчас, в течение 30 минут группе предстоит составить список мотивов, которыми обычно руководствуются люди, выбирая ВУЗ, профессию или место работы. Предложенных мотивов должно быть не менее 10 - 12.

При выработке вариантов ответа Вы должны придерживаться следующих правил:

                 - Группа дает только один общий вариант ответа.

                 - Избегайте защищать свои индивидуальные мнения. Подходите к задаче логически.

- Избегайте изменять свое мнение только ради достижения согласия. - Избегайте морального давления и «голосования» при выборе ответа.

После того, как группа предъявит ведущему выработанный ею вариант ответа, ведущий дает экспертное мнение и знакомит с экспертным списком стандартных мотивов выбора профессии:

  • интерес к работе, удовлетворение от работы;
  • наличие способностей к данной деятельности;
  • творческий характер работы, разнообразие;
  • присутствие четких инструкций, порядка в работе;

- возможность без труда найти работу по специальности;

  • возможность без труда получить необходимое образование;
  • безопасность работы для здоровья;
  • работа не будет утомлять меня;
  • высокая оплата труда;
  • выбор будет одобрен родителями;
  • выбор вызовет уважение моих друзей;
  • возможность сделать карьеру;
  • профессия считается престижной;
  • профессия соответствует моему полу (мужественная или женственная);
  • возможность работать в коллективе, общаться с коллегами;
    - быть одной профессии со значимым для меня человеком.

Определение личных мотивов выбора профессии и оценка вариантов.

Ведущий предлагает учащимся индивидуально заполнить таблицу по прилагаемому образцу.

Выбранные

мотивы /

Профессия

Общая сумма баллов

В верхней строке записываются пять актуальных для каждого участника мотива выбора профессии из предлагаемого списка, если мотив в списке не указан, то ведущий предлагает записать мотив собственного сочинения. В первом столбце записываются две или три профессии, из которых ученик будет выбирает профессию в будущем.

Дальнейшая работа заключается в том, чтобы оценить каждую из профессий по каждому из критериев в верхней части таблицы. Оценка производится по 5-бальной системе,  где 5 баллов - полностью соответствует, 1 балл - вообще не соответствует.

Подсчитав сумму баллов по каждой профессии, учащийся может сделать для себя определенные выводы.

По окончании самостоятельной работы проводится обсуждение полученных результатов. Обсуждение проводится в режиме дискуссии, при этом ведущий делает акцент на соответствии личных мотивов личностным целям и смыслам и ответственности за собственный выбор (включая выбор мотивов «выбор будет одобрен родителями, выбор вызовет уважение моих друзей»)

Упражнение для завершения работы «Я хочу тебе подарить...». Каждый из участников группы пол-очереди поворачивается к своему соседу слева и продолжает фразу: «Я хочу тебе подарить...», перечисляя качества характера, личные достижения.

В конце занятия учащимся предлагается домашнее задание - сочинение на тему «Как моя работа вписывается в мои планы на жизнь»

Занятие 5. Тренинг «Учет требований профессии. Способности, склонности и рынок труда». Цель занятия: познакомить учащихся с требованиями профессии, предъявляемыми к качествам личности, а также возможностями, предоставляемыми обществом в трудоустройстве.

Психологическая разминка «Хорошо  плохо». Первый участник

говорит фразу: «Быть врачом (любая другая профессия) — это хорошо, потому что носишь белый халат (любые другие причины)». Следующий участник говорит: «Носить белый халат — это плохо, потому что ...» И т.д.

Качества профессии

Оценка желательности

Оценка способностей

хочу

не хочу

способен

разовью

невозможно

В первом столбце записывается список требований, который профессия (ведущий предлагает рассмотреть профессию, которая набрала наибольшее

Упражнение «Учет требований профессии». Ведущий предлагает членам группы самостоятельно заполнить следующую таблицу:

количество баллов, в упражнении «Мотивы выбора профессии») предъявляет к личности, количество качеств должно быть не менее десяти. В качестве иллюстративного материала ведущий предлагает участникам программы стандартные профессиограммы. Каждое из качеств оценивается с точки зрения желательности (знак + ставится в графе «хочу» или «не хочу») и способностей (знак + ставится в графе «способен» и т.п.).

Данная процедура позволяет убедиться, что учащийся четко представляет, каких именно качеств и умений потребует от него будущая профессия, и согласен развивать их в себе.

После выполнения упражнения проводится групповое обсуждение результатов.

Упражнение «Могу, Хочу, Надо». Участники программы делятся на две группы (группа «Хочу» и группа «Надо»). Один участник из группы «Хочу» делает шаг вперед и говорит: «Я хочу быть бухгалтером (любая другая профессия)». Участники группы «Надо» отвечают: «Тогда тебе надо хорошо знать математику (любое другое необходимое для профессии условие)». Если выдвинутое условие соответствует способностям и возможностям участника группы «Хочу», он переходит в группу «Могу». Каждому участнику группы «Хочу», группа «Надо» говорит не более трех фраз. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в группе «Хочу».

Упражнение для завершения работы «Ладошка». Каждый участник на листе бумаги обводит контур своей ладошки, подписывает имя в середине ладони и пускает ее по кругу. Каждый из участников программы пишет на ладошке по одному качеству характера, навыку или умению хозяина листа.

Групповая рефлексия по результатам занятия.

Занятие 6. Деловая игра «Куда пойти учиться?». Цель занятия: знакомство участников программы с возможными путями получения профессионального образования и рынком труда.

Группа делится на команды в соответствии с группами профессий по Климову. Каждой команде предлагается разработать 2 маршрута обучения и дальнейшего трудоустройства: рабочие профессии и профессии, требующие высшего образования. В качестве иллюстративного материала учащимся предлагаются справочники ВУЗов, ССУЗов и других учебных заведений города и страны, подшивки газет с объявлениями о трудоустройстве, списки кадровых агентств. Предлагаемые учащимися маршруты обучения и трудоустройства обсуждаются в группе.

По итогам обучения участники программы моделируют индивидуальный путь допрофессиональной и профессиональной подготовки. При его описании они учитывают весь пройденный материал, ссылаясь на него в своей работе.

Приложение 2

Профоросвещение - сообщение сведений о различных профессиях, их социально-экономических и психологических характеристиках, описание требований со стороны этих профессий к человеку.

Профессиография — разностороннее изучение профессиональной деятельности, описание профессий с выделением их социально-экономического значения, перспектив роста, материального обеспечения и других условий труда, психических и физических нагрузок, возможности обучения, совершенствования, продвижения по службе, медицинских и других ограничений, требований к профессионально значимым качествам работника.

Психодиагностика - мероприятия, направленные на психологическое изучение индивидуальных особенностей, профессионально значимых качеств, профессиональной пригодности, изучение личности человека в целях профориентации, профотбора, повышения эффективности обучения и воспитания.

Профпригодность — вероятностная характеристика возможности человека в овладении какой-либо деятельностью, профессией.

Рынок профессий - это существующие система многообразия профессий на современном рынке труда.

Класс профессий — это степень сложности и требуемой квалификации человека, то есть характер труда. Характер труда может быть исполнительским или творческим.

Условия выбора профессии;

«Хочу» - профессиональные способности и интересы (работа интересна и привлекательна для личности).

«Могу» - состояние здоровья, профессиональная квалификация, профессиональные способности (работа соответствует способностям личности).

«Надо» - спрос на рынке труда и возможность трудоустройства (работа пользуется спросом на рынке труда).

Профессиональный выбор будет удачным, если совместить «Хочу», «Могу» и «Надо».

Приложение 3

Темы сочинений

  1. Что для меня важно в будущей работе
  2. Профессии, которые мне подходят
  3. Обязательно ли высшее образование
  4. Если бы мне не нужно было зарабатывать, чем бы я занимался
  5. Мои потребности и будущая работа
  6. Как моя работа вписывается в мои планы на жизнь



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9-классов “Элементы теории графов “.

Настоящая работа представляет собой программу элективного курса “ Элементы теории графов “ для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов....

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов «Задачи с параметрами»

Данный элективный курс является межпредметным, предполагает изучение темы «Задачи с параметрами»  на прикладном уровне.Этот курс призван дополнить курс алгебры задачами с параметрами из гео...

Программа краткосрочного элективного курса предпрофильной подготовки учащихся (9 класс) "Окислительно-восстановительные реакции"

Рабочая программа для занятий по химии на уроках предпрофильной подготовки в 9 классе....

Программа краткосрочного элективного курса предпрофильной подготовки учащихся (9 класс) "Вода - как много тайн хранит она"

Рабочая программа для занятий на уроках предпрофильной подготовки по химии в 9 классе....

Программа краткосрочного элективного курса предпрофильной подготовки учащихся (9 класс) "Химические элементы - путешественники"

Рабочая программа элективного курса для занятий на уроках предпрофильной подготовки в 9 классе....

Рабочая программа элективного курса по предпрофильной подготовке учащихся 9 классов "Статистика знает все"

Предлагаемый элективный курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Элементы статистики...

Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки учащихся

          Постоянно ускоряющийся темп жизни,  увеличение объемов учебных программ требует от детей особой подготовленности.  Старые приемы, ориентированные на...