Особенности моторного развития школьников-подростков
консультация (7 класс) на тему
Движение является одним из основных условий жизнедеятельности растущего организма. Вместе с тем к периоду полового созревания потребность в двигательной активности резко снижается. Поэтому стоит очень важная задача — поддерживать и активизировать эту потребность с помощью средств физического воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya.docx | 17.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности моторного развития школьников-подростков
Движение является одним из основных условий жизнедеятельности растущего организма. Вместе с тем к периоду полового созревания потребность в двигательной активности резко снижается. Поэтому стоит очень важная задача — поддерживать и активизировать эту потребность с помощью средств физического воспитания. Для того чтобы целенаправленно и методически верно осуществлять этот процесс, следует иметь достаточно полное представление о возрастных особенностях движений и о закономерности формирования двигательных функций в разные возрастные периоды.
Развитие моторики детей и подростков обусловлено как биологическими, так и средовыми факторами, включающими и педагогическое воздействие. Биологическое развитие двигательных функций определяется морфофункциональным созреванием центральных и периферических звеньев двигательного аппарата: двигательных отделов коры головного мозга, подкорковых образований, спинного мозга и нервно-мышечного прибора. К началу обучения в школе все эти морфологические образования, а также рецепторы, заложенные в мышцах, связках и суставах, достигают значительной зрелости. Однако завершение развития ряда центральных и периферических элементов двигательной системы происходит лишь в подростковом и юношеском возрасте. Именно этим и определяются разные сроки достижения зрелого уровня развития многих двигательных функций и физических качеств.
Развитие двигательных качеств
Развитие мышечной силы имеет первостепенное значение для всестороннего совершенствования моторики детей и подростков. В период от 6—8 до 11 — 12 лет сила мышц возрастает на 30—60%. Причем темп прироста с возрастом силы отдельных крупных мышечных групп неравномерный. Особенно интенсивно с 10—11 лет развивается сила разгибателей туловища, затем разгибателей бедра и стопы, далее сгибателей плеча, туловища и предплечья и, наконец, сгибателей и разгибателей предплечья и голени. В младшем школьном возрасте различия в силе между мальчиками и девочками хотя и имеются, но не очень значительные. Более выраженный прирост силы у мальчиков происходит с 11 —12 лет. К этому же периоду у детей более выражено проявляется преимущество в силе мышц ведущей, чаще правой руки.
Рост абсолютных показателей мышечной силы зависит прежде всего от увеличения мышечной массы: чем больше поперечник мышцы, тем выше ее сила. В подростковом возрасте мышечная масса и поперечник мышцы интенсивно увеличиваются. Сила мышц спины особенно активно повышается до 18 лет, а сила мышц-сгибателей и разгибателей ног — до 15—16 лет. Еще более заметно проявляются различия в силе мышц у мальчиков и девочек подростков. Сила большинства мышц достигает наивысших показателей к 20—30 годам.
Для характеристики динамических свойств мышечной системы школьников представляют интерес данные о возрастных особенностях точности дифференцирования и дозирования усилий разной степени. Показано, что от 6—8 до 10—11 лет умение различать мышечные усилия развивается слабо. Величина ошибок достигает как у мальчиков, так и у девочек 25— 30%. Указанная способность интенсивно развивается от 11 до 16 лет, захватывая весь подростковый период. При этом точность дифференцирования улучшается примерно в два раза. Различий в этой способности между мальчиками и девочками не обнаружено.
Помимо силовых способностей выделяют еще скоростно-силовые качества, оцениваемые по величине усилий в небольшие отрезки времени. Наиболее типичный пример скоростно-силового упражнения — прыжки в высоту и многоскоки. Установлено, что максимальные показатели прыгучести достигаются у девочек к 13—15 годам, а у мальчиков — на два года позже.
Мышечная выносливость определяется возможностями человека совершать определенную физическую работу максимально длительное время. Различают выносливость при динамической работе, при которой мышцы попеременно сокращаются и расслабляются, и выносливость к статическим усилиям. Наблюдения показывают, что к 11 — 12 годам мальчики и девочки становятся заметно более выносливыми. К этому возрасту более выносливыми к статическим нагрузкам становятся мышцы-сгибатели и разгибатели предплечья, затем сгибатели кисти рук и икроножные мышцы ног. Меньшей выносливостью при статической работе обладают мышцы-разгибатели туловища. Это обстоятельство требует особенного внимания, ибо большие нагрузки статического характера, которые испытывают мышцы туловища при сидении в процессе учебных занятий в школе и подготовке домашних заданий, могут способствовать вначале функциональным, а затем и органическим нарушениям в позвоночнике. Поэтому профилактическая роль физических упражнений и занятий спортом имеет для здоровья детей и предохранения нарушений осанки очень большое значение.
Следует отметить, что, несмотря на сравнительно невысокие абсолютные показатели выносливости в младшем школьном возрасте, темп прироста этого качества от 6—8 к 11 годам довольно высокий. Например, выносливость к статическим нагрузкам мышц кисти рук, сгибателей предплечья и икроножных мышц возрастает на 70—80%, разгибателей предплечья — на 50%. В последующие годы нарастание выносливости имеет более плавный характер. Выносливость подростков 13—14 лет составляет около 50—70% выносливости взрослого человека. На этом возрастном этапе темп естественного развития выносливости у девочек может снижаться. У мальчиков школьного возраста это качество более развито по сравнению с девочками. Однако наивысшего уровня мышечная выносливость достигает у мужчин лишь к 30 годам.
Установлена зависимость динамики развития выносливости от степени биологической зрелости. Так, у девочек с более ранними стадиями полового созревания по сравнению с девочками-подростками, менее биологически зрелыми, наблюдается и более высокий тренировочный эффект при развитии выносливости.
По сравнению с выносливостью, отражающей продолжительность работы до отказа, работоспособность более полно характеризуют объем и мощность работы при выполнении нагрузок разной направленности. Изучение возрастной динамики этих показателей у школьников позволило выявить, что от 6—8 до 15—16 лет объем выполненной работы в наибольшей степени возрастает при выполнении нагрузок большой (70% от максимальной) и особенно умеренной (50% от максимальной) мощности. Причем объем и мощность работы мальчиков оказываются выше, чем у девочек, особенно с 13 — 14 лет. Интересно и то, что у мальчиков прирост физической работоспособности при выполнении всех нагрузок продолжается вплоть до юношеского возраста, а у девочек это наблюдается лишь при работе аэробной направленности. Работоспособность девочек при нагрузках анаэробной и анаэробно-аэробной направленности с 13—14 лет не повышается, у многих даже снижается.
Координация движений, обеспечиваемая согласованием работы различных мышечных групп, является основным условием успешного выполнения любых произвольных и непроизвольных моторных актов. Для верхних и нижних конечностей характерны определенные сочетания движений. Мышцы нижних конечностей управляются нервной систем. Это особенно выражено у маленьких детей.
Координация движений рук при выполнении сравнительно простых моторных актов продолжает улучшаться к 14—15 годам, а синхронность и точность более сложных движений — и даже к юношескому возрасту.
В период полового созревания у многих подростков наблюдается ухудшение координации движений. Причем это более выражено происходит у подростков на III и IV стадиях полового созревания и проявляется в снижении синхронности и точности совместных и обособленных движений рук и ног.
Возрастные особенности быстроты движений характеризуют разные показатели: скорость движений, их максимальная частота, темп, скрытый период двигательных реакций. Последний отражает многие процессы: время возбуждения нервных рецепторов, воспринимающих сигнал, проведение возбуждения в центральную нервную систему, переработка информации и подготовка команды-сигнала, посылка его к мышцам, возбуждение нервно-мышечного прибора и сам сократительный акт. Скрытый период двигательных реакций особенно интенсивно уменьшается в 9—11 лет. К 14—15 годам этот процесс замедляется, хотя и продолжается и в юношеском возрасте, что особенно проявляется при выполнении сложных двигательных реакций. Интересно, что временные показатели двигательных реакций разных мышечных групп меняются с возрастом разновременно. Более быстро уменьшается скрытый период двигательных реакций мышц, перемещающих периферические звенья тела (пальцы, кисть руки), медленнее — мышц плеча, бедра. По имеющимся наблюдениям, от 6—7 лет до подросткового возраста скорость движений различных звеньев тела повышается с 40 до 80 и более градусов в секунду. Наиболее интенсивно увеличивается скорость дистальных звеньев рук и ног. Причем прирост скорости движений продолжается до 20—30 лет и более выражен у лиц мужского пола.
Максимальная частота движений также выше в дистальных звеньях конечностей. Самая высокая частота движений присуща кисти в лучезапястном суставе и самая низкая при движениях в голеностопном суставе. У правшей максимальная частота движений выше справа, что особенно четко проявляется в движениях рук. Максимальная частота движений рук более интенсивно возрастает к 11 —12 годам, а ног — к 13—14 годам.
При отсутствии систематических занятий физическими, спортивными упражнениями и играми у многих школьников, особенно девочек, с 13—14 лет скоростные качества не только не улучшаются, но и регрессируют. Физиологические факторы, обеспечивающие рост быстроты движений с возрастом на фоне увеличения размеров тела: повышение подвижности, переключаемое нервных процессов, совершенствование физиологических механизмов, обеспечивающих готовность к выполнению двигательного действия, передачу нервных импульсов через нервно-мышечный прибор и само ускорение с возрастом сократительного акта мышц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическое планирование по сенсо-моторному развитию для детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии
Зрительно-слуховая стимуляция №ТемаКоличество часов Первое полугодие1 четверть - 27часов Обследование зрительного восприятия3 Обследование слухового восприя...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ВИДЕО НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА
АВТОРСКИЙ ВАРИАНТ ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА «ФРАНЦУЗСКИЙ И МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ»...
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В данной статье представлены вопросы обэкологическом образовании и воспитании школьников-подростков в процессе краеведческой деятельности....
Тренинг как форма работы со школьниками- подростками в ОДОД
Описание психофизиологических стадий развития человека, выделение подросткового возраста как кризисного периода и тренинг, как форма работы с подростками в школе....
«Отношение современных школьников-подростков к чтению»
Компьютер для подростков не только и не столько игры, но и жизнь в режиме «online». Многие обмениваются сообщениями и мнениями в социальных сетях и контакте, ...
Презентация на тему: Диагностика и коррекция моторного развития детей раннего возраста
При оценке развития ребенка от 1 года до 3 лет выявляется, где находился ребенок в этот период (с матерью, с другими родственниками, няней, в дошкольном учреждении, доме ребенка и т.п.). ...
"Особенности психологического развития детей с НОДА, образовательные потребности, методические особенности организации педагогической деятельности"
В своем учреждении я имею опыт работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата, и в своем докладе затрону такие аспекты как: особенности психологического развития детей с НОДА, образователь...
- Мне нравится (1)