Презентация на тему: Диагностика и коррекция моторного развития детей раннего возраста
презентация к уроку
При оценке развития ребенка от 1 года до 3 лет выявляется, где находился ребенок в этот период (с матерью, с другими родственниками, няней, в дошкольном учреждении, доме ребенка и т.п.). Если ребенок проходил этап социализации в ясельной группе детского сада, отмечаются характер и протекание периода адаптации к детскому учреждению и детскому коллективу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация на тему: Диагностика и коррекция моторного развития детей раннего возраста | 1.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основной целью психолого-педагогического изучения детей раннего возраста является получение данных, характеризующих: Познавательные процессы; эмоционально-волевую сферу; предречевое и речевое развитие; двигательное развитие.
Прежде чем приступить к диагностике психического развития ребенка, обязательно следует убедиться, что у него нет грубых дефектов слуха и зрения.
При диагностике особенностей познавательной сферы детей раннего возраста в центре внимания находится анализ выполнения отдельных заданий как отражение психической деятельности ребенка. Важен не столько результат, сколько возможность организации деятельности по выполнению задания.
Основные параметры оценки познавательной деятельности в раннем возрасте: принятие задания (согласие ребенка выполнять предложенное задание независимо от качества самого выполнения); - способы выполнения задания (самостоятельное выполнение, при помощи взрослого, самостоятельное выполнение после обучения);
обучаемость в процессе обследования (только в пределах тех заданий, которые рекомендуются для детей раннего возраста); в процессе выполнения допустимы виды помощи: выполнение заданий по подражанию по подражанию с использованием указательных жестов, по подражанию с речевой инструкцией; количество показов – не более 3-х;
Отношение к результату своей деятельности (заинтересованность деятельностью и конечным результатом).
При подборе методик необходимо исходить из закономерностей возрастного развития. Задания предлагаются с учетом возрастания уровня трудности – от простых к сложным. Основными методиками при изучении познавательной сферы детей раннего возраста являются: «Доска Сегена» (2-3 формы), складывание пирамидки (из шариков, колечек), разборка и складывание матрешки (2-3-х составной), парные картинки (2-4), разрезные картинки (из 2-3 частей).
Задания, направленные на диагностику познавательной сферы, могут быть использованы для диагностики эмоционально-волевых проявлений ребенка. Наблюдая за деятельностью ребенка в эксперименте, обращают внимание на следующие показатели:
Общий фон настроения (адекватный, депрессивный, тревожный, эйфоричный и т.д.), активность, наличие познавательных интересов, проявления возбудимости, расторможенности; контактность (желание сотрудничать с взрослым). Поверхностность, легкость и связанная с этим неполноценность контакта чаше всего могут быть связаны с интеллектуальным дефектом, характерным для детей с умственной отсталостью.
Эмоциональное реагирование на поощрение и одобрение. Поощрение и одобрение вызывают радостную, окрашенную положительными эмоциями реакцию детей уже с самого раннего возраст.
Эмоциональное реагирование на замечания и требования. При этом фиксируются: реакция ребенка на замечания, исправление им своего поведения в соответствии с замечанием, необходимость более строгих мер для коррекции поведения;
Реагирование на трудности и неуспех деятельности. К концу раннего возраста (с 2,5 – 3 лет) дети способны самостоятельно обнаружить ошибочность собственных действий, при этом определенные аспекты наглядно-действенной ситуации фиксируются в элементарных речевых высказываниях типа: «так, не так», «а как же?», «правильно», «неправильно», «ой» и пр.
Предречевое и речевое развитие диагностируется в рамках логопедического обследования по традиционной схеме с учетом этапов развития детской речи. Диагностика развития двигательной сферы детей раннего возраста предполагает изучение как общей, так и мелкой моторики.
При оценке развития ребенка от 1 года до 3 лет выявляется, где находился ребенок в этот период (с матерью, с другими родственниками, няней, в дошкольном учреждении, доме ребенка и т.п.). Если ребенок проходил этап социализации в ясельной группе детского сада, отмечаются характер и протекание периода адаптации к детскому учреждению и детскому коллективу;
Анализируются темпы, сроки и особенности речевого развития, возраст, с которого ребенок использует местоимение «Я», сроки появления простой, развернутой фразы, качество звукопроизношения, элементы словотворчества, знание стихов и т.п
Далее выясняются особенности эмоционального развития и развития коммуникативных навыков: характер привязанности и отношений с близкими, особенности игровой деятельности (активизация в присутствии взрослого, предпочтение неигровых предметов и т.п.).
Психодиагностическое исследование психического развития ребенка данного возрастного периода завершается составлением заключения, в котором содержатся обобщенные данные, отражающие развитие его эмоциональной, познавательной, речевой и моторной сфер, характеристики психологической структуры отдельных действий и систем действий по выполнению заданий, а также наблюдаемые характерологические особенности ребенка
В случаях выявления нарушения психического развития в заключении даются характеристика его психической структуры и рекомендации по коррекции или компенсации с целью оптимизации путей дальнейшего психического развития.
Коррекционно-развивающая работа с ребенком раннего возраста. Многолетние исследования и опытно-экспериментальная работа ученых и практиков показали, что степень эффективности коррекций вторичных отклонений в развитии и формирования компенсаторных механизмов зависит от следующих факторов:
Раннего выявления и раннего целенаправленной коррекционно-педагогической работы; Содержания и методов обучения и воспитания; Своевременного включения родителей в коррекционно-педагогический процесс; Реализация единства требований к воспитанию, обучению ребенка в семье; Правильных форм взаимодействия разных специалистов, участвующих в комплексной реабилитации ребенка с нарушением в развитии.
Задачи коррекционно-педагогической работы с каждым ребенком реализуются последовательно в зависимости от уровня сформированности социального, физического и познавательного развития.
Основными направлениями коррекционно-развивающей педагогической работы в младенческом возрасте (доречевой период) являются следующие : Развития эмоционального общения со взрослыми (стимуляция «комплекса оживления», стремления продлить эмоциональный контакт со взрослым, включения общения в практическое сотрудничество ребенка со взрослым);
Коррекционно-развивающая работа проводится в процессе целенаправленного общего развития ребенка, а так же коррекции нарушений развития.
Развитие сенсорных процессов (зрительного сосредоточения и плавного прослеживания, слухового сосредоточения локализации звука в пространстве, восприятия различно интонируемого голоса взрослого, двигательно-кинестетических ощущений и пальцевого осязания); Стимуляция голосовых реакций, звуковой и речевой активности (недифференцированной голосовой активности, гуления, лепета и лепетных слов);
Формирование движений руки и действий с предметами (нормализация положения кисти и пальцев рук, необходимых для формирования зрительно-моторной координации; развитие хватания и манипулятивной функции-неспецифических и специфических манипуляций; дифференцированных движений пальцев рук); Формирование подготовительных этапов понимания речи;
Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата (уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата- спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, тонических нарушений, управления типа ригидности). Развитие подвижности органов артикуляции; Коррекция кормления (сосания, глотания, жевания). Стимуляция рефлексов орального автоматизма (в первые 3 месяца жизни), подавление оральных автоматизмов (после 3-х месяцев);
Формирование правильного речевого дыхания.
Развитие дыхания и голоса (вокализация выдоха, увеличение объема длительности и силы выдоха, выработка ритмичности дыхания и движений ребенка);
Необходимо проводить специальные игры с ребенком, приближая свое лицо к ребенку и удаляя его, ласково разговаривая с ним. Так же используются яркие озвученные игрушки. При этом ребенок находится в различных направлениях. На более поздних этапах доречевого развития необходима выработка зрительных дифференцировок. Для занятий подбирают игрушки, различные по цвету, величине, форме, звучанию. Проводят различные игры («прятки», «ку-ку», когда взрослые накладывают на голову платок или прячутся за шкаф, спинку стула).
Рекомендованные игры на сенсорное развитие.
Сенсорное развитие
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Закревская О.В. Развивайся, малыш. Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста
В пособии предлагается система педагогической помощи детям раннего возраста с отставанием и отклонениями в развитии. Она предусматривает пошаговое обучение ребенка, уровень развития которого соответст...
СТАТЬЯ В ЭЛЕКТРОННЫЙ СБОРНИК СИПКРО г. САМАРА "ОРГАНИЗАЦИЯ КЛУБА РАННЕГО РАЗВИТИЯ "В БОЛЬШОЙ МИР ВМЕСТЕ С МАМОЙ" КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО, ВСЕСТОРОННЕГО И ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"
В статье рассматриваются основные аспекты работы Клуба раннего развития...
"Ранняя диагностика и коррекция в развитии детей"
Раннее психолого-педагогическое сопровождение детей с отклонениями в развитии:цели, принципы, содержание, ценность....
Диагностика умственного развития детей раннего возраста Стребелевой Е.А.
Диагностический инструментарий....
Презентация на тему "Доречевое и речевое развитие детей раннего возраста, рекомендации и консультации родителей по данному вопросу"
Презентация на тему "Доречевое и речевое развитие детей раннего возраста, рекомендации и консультации родителей по данному вопросу"...
Диагностика и развитие детей раннего возраста по тесту В. Штрасмайера
Для того чтобы определить уровень развития ребенка и его способности к дальнейшему продвижению, актуально использовать развивающий тест В.Штрасмайера. С его помощью можно узнать, каковы в настоящее вр...
Методическая разработка учителя-логопеда Ивановой Т.А. на тему: «Методика обследования познавательного и речевого развития детей раннего возраста.»
Возраст с рождения до трех лет является наиболее важным периодом в развитии ребенка. Пластичность мозга ребенка раннего возраста, сенситивный период формирования многих функций на этом возрастном этап...