Социологическое исследование взаимодействия средней общеобразовательной школы в развитии творческих способностей школьников
статья на тему
Для исследования социального запроса на взаимодействие школы искусств и средних общеобразовательных учреждений и внешкольной работы в школах с. Красного Чикоя Забайкальского края, мы провели социологическое исследование, которое включало проведение опросов среди родителей школьников, посещавших школу искусств, и родителей школьников, не посещавших школу искусств, а также опрос самих школьников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Социологическое исследование взаимодействия Детской школы искусств и средней общеобразовательной школы в развитии творческих способностей школьников
Для исследования социального запроса на взаимодействие школы искусств и средних общеобразовательных учреждений и внешкольной работы в школах с. Красного Чикоя Забайкальского края, мы провели социологическое исследование, которое включало проведение опросов среди родителей школьников, посещавших школу искусств, и родителей школьников, не посещавших школу искусств, а также опрос самих школьников.
Цель исследования: Определение социального запроса на взаимодействие школы искусств и средних общеобразовательных учреждений среди школьников и их родителей, а также выявление интересов, как самих детей, так и отношения родителей к развитию творческих способностей детей.
База и время исследования:
В марте 2017 года проводилось исследование в МОУ «Красночикойская СОШ № 2» и Красночикойской Детской Школе Искусств.
Характеристика выборки:
В опросе участвовали 84 школьников 10-12 летнего возраста и 49 родителей. Для детей целью исследования являлась - выявление интересов во внеурочной деятельности, а для родителей школьников, цель исследования - их отношение к развитию творческих способностей своего ребёнка.
Характеристика выборки родителей
Рис. 1 Распределение родителей по образовательному уровню
Определяющими факторами, формирующими образовательные потребности детей, являются образовательные традиции, сложившиеся в семье. Уровень полученного родителями образования — выражение этой традиции, нашедшее отражение в уровне социализации родителей. Большинство родителей имеют высшее образование (38,80%); 53,06% получили среднее специальное образование; незаконченное высшее-2,04%, неполное среднее-6,12% (смотрите рисунок 1)
Рис. 2 Социально-профессиональный статус родителей
В ходе анкетирования мы определили пять социально-профессиональных статусов (руководитель, рабочий, служащий, безработный, пенсионер). Высокий показатель занимает статус-рабочий (51,02%); служащий-30,61%; безработный-10,20%; руководитель-6,12%. Среди родителей практически нет пенсионеров-2,04% (рис. 2).
На вопрос «Есть ли творческие способности у Вашего ребёнка» приоритетный ответ ДА 82, %, возможно есть, но пока не проявились 18 %
Рис.3 Ответ на вопрос «Есть ли творческие способности у Вашего ребёнка?»
Результат опроса показал, что подавляющее большинство родителей считают своего ребенка творческим - 82% респондентов и только 18%, показали, что, по их мнению, талант и творческие способности их ребенка еще не раскрыты.
Во многом успех работы кружков и секций в МОУ «Красночикойской СОШ № 2» и Красночикойской Детской Школе Искусств, в развитии творческих способностей ребенка, на наш взгляд, определяется осведомлённостью родителей о деятельности педагогов при взаимодействии с родителями.
При определении уровень осведомлённости родителей о деятельности школ, были получены следующие результаты (таб.1, рис. 4).
Таблица 1. Уровень осведомлённости родителей о деятельности школ
Учреждения /варианты ответов | полная | частичная | Вообще не имею информации |
СОШ (средняя общеобразовательная школа) | 36,73% | 51,02% | 12,24% |
КДШИ (красночикойская детская школа искусств) | 32,65% | 40,81% | 26,53% |
Рис.4 Уровень осведомленности родителей о деятельности школ
Из полученных результатов, можно сделать вывод, что в МОУ «Красночикойской СОШ № 2» и Красночикойской Детской Школе Искусств осведомлённость родителей (законных представителей) частичная.
Рис.5 Выбор родителей направлений деятельности для развития своего ребёнка
Родители (законные представители) для своего ребёнка выбрали:
- Художественно-эстетическое направление 40,81%
- Физкультурно-спортивное направление 34,69%
- Интеллектуальное направление 30,61%
- Музыкальное направление 22,44%
- Социально-личностное направление 22,44%
Ответы на вопрос «Достаточно ли, на Ваш взгляд, кружков и секций в СОШ и ДШИ для развития творческих способностей Вашего ребёнка?» приобрели следующий характер:
Варианты ответов | СОШ | КДШИ |
ДА | 75,51% | 48,97% |
НЕТ | 24,48% | 51,02% |
Из данных таблицы видно, что в СОШ № 2 достаточно кружков и секций. Однако есть и запрос на новые направления кружковой деятельности, так 24,48% респондентов, ответивших отрицательно, внесли свои предложения. Родители предлагают в СОШ № 2 организовать новые кружки и секции. Предложения распределились следующим образом (рис.5):
Рис. 6 Предложения родителей по введению новых кружков в СОШ
Ответы на вопрос: «На что должны обратить внимание средняя общеобразовательная школа и музыкальная школа при развитии творческих способностей Вашего ребёнка?»
Анкетирование показало, что родители и дети хотели бы видеть в селе Красный Чикой, кружки, в которых бы дети получили развитие творческих способностей: моделирование и конструирование одежды (6,12%), спортивные секции (8,16%), архитектурный кружок (2,04%), вязание (4,08%), вышивание(4,08%).
Родители высказали свое единое мнение, что их детям очень нравиться заниматься в кружке дополнительно и они готовы всячески этому содействовать, так как дома заниматься с детьми у них практически мало времени (рис.6)
Выявление направления деятельности школы по развитию творческих способностей учеников (по результатам опроса родителей)
СОШ | ДШИ | |
Желание самого ребёнка | 59,18% | 40,81% |
Желание родителей | 12,24% | 14,28% |
На способность | 55,10% | 42,85% |
Модные тенденции | 10,20% | 8, 16% |
Родители отметили наличие направлений деятельности школы по развитию творческих способностей учеников.
Результаты ответов на вопрос: «Какие творческие способности есть у вас?» представлены в диаграмме (рис. 7)
Рисунок 7. Творческие способности родителей и их реализация (по результатам опроса родителей)
Как показывают результаты ответов, родителей, которые признают, что они обладают творческими способностями большинство - 81%. По мимо этого, они реализуют их в различных хобби, при этом, наибольшее количество реализуется в музыкальной деятельности (пение, игра на инструментах) - 27% от числа респондентов и в изобразительной деятельности (рисование, фото) - 25%, а также в прикладной изобразительной деятельности - 19% (плетение, вязание, вышивание). Наименьшая реализация прослеживается в интеллектуальной и литературной деятельности -3% и 3% соответственно.
На следующем этапе нашего исследования мы провели опрос школьников. Опрос был проведён среди школьников 10-12 лет, поскольку на наш взгляд, это наиболее благоприятный возраст для того чтобы ребёнок мог самостоятельно определится с выбором того, что ему интересно и в какой области он хотел бы получить наибольшее творческое развитие.
Проведённое социологическое исследование у школьников позволило нам сформулировать выводы по выявлению интересов, во внеурочной деятельности у учащихся. Согласно нашим данным, посещают кружки и секции 79, 76%, не посещают 20, 23%.
По мнению родителей, складывается комфортная социально-психологическая обстановка, способствующая развитию творческих способностей. Степень соответствия образовательных услуг социальному запросу подтверждается средним уровнем удовлетворенности образовательного учреждения.
Рисунок 8. «Образовательные услуги»
Посещают секцию/кружок:
- футбол 19,04%;
- кружок хореографии 14,28%;
- шахматы 9,52%;
- фольклор 8,33%;
- «баскетбол» 5,95%;
- резьба по дереву, борьба, клуб юнеско, театральная студия в общей сумме 3,57%;
- кружок радиотехники, рисование, секция волейбол, хоккей, волонтёр, французский язык в общей сумме 2,38%.
О деятельности кружка (секции) школьники узнали от родителей 29,76%; здесь занимались, занимаются мои друзья 32,14%; из рекламы (газеты, радио и т.д.) 1,19; из объявления на стенде в школе 15,47; посоветовали учителя в школе 13,09%.
Степень информированность о деятельности кружков высокая. Нами выявлена разносторонняя информация. Свойственные данному возрасту увлечения и интересы свидетельствуют о наибольшей потребности в области укрепления здоровья, физической культуры.
Рисунок 9. «выбор кружков»
В выборе кружка (секции) приоритетное место занимает ответ школьников «хочу развить свои способности» – 45,23%»; нравится заниматься данным направлением (сорт, рисование, музыка и т.д.) – 32,14%; потому что хорошие педагоги – 10, 71%; предложил учитель – 9,52%; нечего делать дома – 9,52%; потому что заставляют родители – 8,33%; занимался в прошлом учебном году, решил продолжить занятия – 8,33%; пообщаться с друзьями – 5,95%. Школьники не посещают КДШИ 84,52%; посещают 15,47%.
Рисунок 10.
По данным анкеты не посещают КДШИ 84,52% школьников. Но этот процент школьников мы можем разделить и на желание развить свои способности.
На вопрос: «С какими интересами, мечтами, желаниями пришли в этот кружок (секцию)?» школьники ответили следующим образом: хочу заняться любимым делом – 26,19%; желание узнать что-то новое, интересное – 19,04%; хочу найти новых друзей – 14,28%; занятия помогут лучше понять самого себя – 19,04%; надежда на то, что занятия в коллективе помогут в будущем приобрести интересную профессию – 13,09%; желание провести свободное время с пользой – 26,19%.
Прослеживается низкий уровень удовлетворенности обучающихся.
Ответы на вопрос % «Устраивает ли выбор кружков (секций) школьников» были получены следующие ответы:
Учреждения/варианты ответов | ДА | НЕТ |
СОШ (средняя общеобразовательная школа) | 79,76% | 20, 23% |
КДШИ (красночикойская детская школа искусств) | 17, 85% | 82,14% |
Из таблицы видно, что выбор кружков и секций не устраивает в КДШИ.
На вопрос: «Как часто вы бы хотели заниматься в кружках/секциях» были получены следующие ответы: один раз в неделю – 14,28%; два раза в неделю – 21,42%; три раза в неделю – 23,80%; каждый день – 27,38%; 4 раза в неделю – 7,14%; 5 раз в неделю – 5,95
В ходе опроса также было выяснено, что школьники хотели бы заниматься и в других кружках и секциях, таких как: волейбол – 20,23%; футбол – 22,61%; лыжи – 26,19%; баскетбол – 4,76%; спортивная лапта –3,57%; шахматы – 13,09%; стрельба из пневматической винтовки – 48,80%; ушу – 22,61%; дзюдо – 20,23%; бокс – 13,09%; борьба – 11,90%; танцевальный – 15,47%; театральный – 8,33%; вокальный – 13,09%; вязание – 10,71%; вышивка – 9,52%; конструирование и моделирование одежды – 19,04%; мягкая игрушка – 9,52%; математика – 5,95%; физика – 3,57%; резьба по дереву – 13,09%; экологический – 4,76%; журналистский (школьная газета) – 9,52%; каратэ, литературный, кружок знакомств – 1,19%; плавание – 2,38%.
Важнейшими направлениями дополнительного образования школьники (10-12 лет) считают физкультурно-спортивное, военно-патриотическое, художественно-эстетическое направления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка системы упражнений для развития творческих способностей школьников, обучающихся французскому языку
Образовательная программа: «Современные подходы к преподаванию французского языка как второго иностранного»на основе учебника N.Sélivanova, A. Chachourina «L’oiseau bleu 7-8»Unité 7 «C’est un pe...
Научная работа "Национально-региональный компонент как средство развития творческих способностей школьников"
Научная работа "Национально-региональный компонент как средство развития творческих способностей школьников" заняла III место во II Всероссийском конкурсе научных работ "Перспектива" в Ишимском Госуда...
Авторская программа "Развитие творческих способностей школьников- билингвов средствами предмета русский язык
Авторская программа "Развитие творческих способностей школьников- билингвов средствами предмета русский язык" содержит методические материалы, отражает методы и приёмы работы по развитию навыков анали...
Приложение к авторской программе "Развитие творческих способностей школьников- билингвов средствами предмета русский язык"
Приложение к авторской программе "Развитие творческих способностей школьников- билингвов средствами предмета русский язык" содержит некоторые разработки кружковых занятий по развитию навыков анализа, ...
Взаимодействие урочной и внеурочной деятельности, развитие творческих способностей учащихся.
ФГОС второго поколения предполагают внеурочную деятельность учащихся. Вариант взаимодействия урочной и внеурочной деятельнсти представлен в данной статье....
Особенности развития творческих способностей школьников в совместной работе средней общеобразовательной школы и детской школы искусств
Школьный возраст мы рассматриваем потому, что он является наиболее удачным периодом для развития творческих способностей. В этом возрасте наблюдается любознательность, впечатлительно...
Пути взаимодействия с ресурсами семьи для развития творческих способностей детей
Проблемы воспитания одаренных детей в семье в настоящее время очень актуальны. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том ...