Внеурочная деятельность Направление «Духовно-нравственное воспитание» «Грамматика нравственности (уроки нравственности русской и зарубежной литературы)»
рабочая программа (6 класс) на тему
Рабочая программа "Грамматика нравственности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Направление «Духовно-нравственное воспитание» | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – 6 КЛАСС
Направление «Духовно-нравственное воспитание»
«Грамматика нравственности (уроки нравственности русской и зарубежной литературы)»:
2017– 2018 учебный год
( 2 часа в неделю)
Составил:
Учитель литературы высшей квалификационной категории
Козлова Евгения Геннадьевна
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно- правовых документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2.Федеральный компонент государственного стандарта (основного общего образования, среднего (полного) общего образования), утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089
3.Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник/И. Бурж, К. Сусухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова. – М.: Наука/Интерпериодика
Данная программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами дополнительных занятий в соответствии с целями изучения литературы на основных занятиях в рамках программы по литературе, которые определены обязательным минимумом основного общего образования.
Программный материал курса для 6 класса подобран таким образом, что все литературные произведения, представленные для изучения, обсуждения и анализа, представляют собой произведения, в которых решается проблемы, связанные с потребностью соблюдения правил в общении между разными индивидуальностями и ситуациях силового соперничества и о последствиях поступков людей в различных ситуациях. Также важно заметить и то, что художественные произведения по данной программе позволяют уч-ся размышлять о том, какие правильные решения нужно принять в конфликтной ситуации. Какова связь между поведением человека в самой обычной повседневной жизни и тем, как он ведет себя в экстремальной ситуации, в том числе и в ситуации вооруженного конфликта.
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся.
Общая характеристика курса.
Курс относится к числу интегрированных курсов. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Этот курс основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Особенностью данного курса является то, что предложенные произведения позволяют уч-ся по-новому взглянуть на окружающий их мир: друзей, родных, на самого себя, - а также осознать, что миру нужны и их внимание, и сострадание, и защита. Особое внимание в программе для 6 класса уделяется анализу нравственности поступков людей, развитию взаимоотношений детей друг с другом, правилам, по которым каждый строит свою жизнь. Также данный курс служит связующим звеном между реальной жизнью и художественной литературой и служит материалом для изучения норм международного гуманитарного права.
Цель данного курса:
Изучать художественные произведения данного курса с позиций этических и нравственных норм Международного гуманитарного права и взаимоотношений между людьми
Задачи данного курса:
- обучать уч-ся умению размышлять над прочитанным, услышанным, увиденным
- дать возможность уч-ся при литературном анализе отстаивать и иметь собственное мнение и точку зрения, участвовать в дискуссиях
- обучать уч-ся работать на литературном материале посредством выполнения разнообразных заданий: творческих работ, тестовых заданий, созданием иллюстраций к изучаемым произведениями т.д.
- развивать умения уч-ся творческому чтению и анализу художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умения выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, грамотно пользоваться русским языком.
- Способствовать овладению уч-ся культурологической и языковой компетенцией
- Расширять круг чтения шестиклассников, повышать качество чтения, уровень восприятия и глубину проникновения в художественный текст
Программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю).
Данный курс дополняет учебники основного курса литературы; согласован с основными программами по литературе; в его основе – проблемно-тематический принцип структурирования; решает задачи литературного образования в гармоничном сочетании с вопросами воспитания. Это выражается в постановке общих целей образовательного и воспитательного характера (ориентированность на понимание необходимости ограничивать насилие в конфликтных ситуациях, в том числе и в ситуациях вооруженного конфликта) и частных целей, способствующих литературному образованию учащихся (формированию читательского вкуса, умению анализировать и оценивать художественное произведение, развитию творческого потенциала учащихся, их речи).
Художественные и публицистические произведения. Предпочтение отдается текстам позитивным по звучанию, завершенным (отобранные фрагменты либо взяты из программных произведений, либо представляют собой достаточно завершенные части целого произведения), принадлежащим перу отечественных авторов (переводная литература составляет лишь одну треть от общего числа текстов).
Для программы характерны:
- Системность, преемственность и взаимосвязь всех трех компонентов – литературоведческого, этического, правового;
- Развивающий характер методики (активно-деятельная модель, опора на жизненный опыт учащихся, проблемность, диалоговость, коммуникативность и др.)
Программа включает в себя 7 разделов. Ученики имеют возможность «настроиться» на восприятие предлагаемых для чтения литературных текстов, получают некоторую дополнительную информацию, знакомятся с произведениями или их фрагментами, выясняют значение незнакомых слов, знакомятся с вопросами и заданиями, которые могут быть выполнены на уроке. Между текстами есть логические связки-переходы, в конце разделов подводятся некоторые итоги.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
В результате изучения данного курса ученик должен
Знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному прочтению;
- наизусть фрагменты прозаических и поэтических текстов, подлежащих изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия;
Уметь:
- работать с книгой;
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать
- чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
- владеть навыками и умениями проводить и участвовать в дискуссии;
- работать со словарными статьями;
- расширять запас лексики;
- Основные планируемые результаты по курсу
Результаты | Базовый уровень | |
Личностные | • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов. | |
Регулятивные УУД | • умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; • умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | |
Познавательные УУД | • понимание ключевых проблем изученных произведений народов России и зарубежной литературы; • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения. | |
Коммуникативные УУД | • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; | |
Предметные результаты | Базовый уровень | |
Базовые знания | Базовые умения | |
- Текст художественного произведения; главных героев, последовательность и связь событий в изученных произведениях; - Основные признаки понятий: литературный герой, сравнение, олицетворение, эпитет; | - Находить в тексте изучаемого произведения сравнения, эпитет, олицетворения и объяснять их роль в контексте; - Пересказывать устно и письменно, кратко, подробно и выборочно эпизод или несколько эпизодов из эпического произведения; - Составлять план небольшого эпического произведения; - Составлять устный рассказ о литературном герое; - Пользоваться справочной литературой. |
Содержание тем учебного курса.
Введение.
О роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому.
«Будьте щедрей на ласку!»
Рассказ К.Д. Воробьева «У кого поселяются аисты» Что есть добро и зло,
каким должен быть человек.
Рассказ Е.Носова «Тёпа» Чувство сострадания к главному герою.
Рассказ В.И. Белова «Мальчики». Дети военной поры. Всякое ли детство -
золотая пора?
Извечный спор: Кто лучше? Кто сильнее?
Правила, ограничивающие проявление насилия, жестокости в силовых формах соперничества, складывались постепенно на протяжении веков и были продиктованы естественным для человека стремлением к выживанию.
- В. Скотт. Глава 11 из романа «Айвенго».
Роль эпизода в раскрытии поступков главного героя. Историческая основа романа. Обучение работы в парах и группах по заданиям. Словарная работа с иноязычной лексикой.
- А.Дюма. Роман «Три мушкетера». Гл.5. Королевские мушкетеры и гвардейцы г-на кардинала.
Историческая эпоха первой половины 19 века во Франции. Силовое соперничество как способ решения конфликтной ситуации. Лексическая работа с терминами «дуэль», «турнир».
Право безоружного.
Те, кто перестал участвовать в боевых действиях, - больные, раненые, пленные, -
нуждаются в защите.
- Дж.Ф.Купер. «Последний из могикан». (фрагмент из романа).
Пленник и толпа. Работа над портретной зарисовкой колдуньи. Пленный и личность. Пленный и достоинство.
- К.Воробьев. Рассказ «Немец в валенках»
Образы пленных. Сближение двух главных героев рассказа. Нравственный выбор героев. Лексическая работа с понятиями нравственного характера.
- Фрагмент повести Закруткина В. «Матерь человеческая» Утверждение законов добра. У поверженного врага есть право на гуманное обращение даже в том случае, если его противники охвачены желанием отмстить.обсудить феномен мести как одного из сложнейших явлений в жизни человека; подвести учащихся к пониманию того, что месть не может способствовать разрешению конфликта.
Жестокие игры.
Взрослеющий человек может оказаться в ситуации силового соперничества.
- Л.Толстой «Детство»
Сложность взаимоотношений в группе.
- В.Железников. «Чучело» (фрагменты из повести).
Главная героиня Лена Бессольцева. Жестокое отношение одноклассников к главной героине. Нравственный выбор Лены. Достоинство личности.
- Сказка Вильгельма Гауфа «Холодное сердце» Тема «холодного» и «горячего» сердца.
- Фантастическая повесть Джеймса Крюса «Тим Талер, или Проданный смех» Ценности и антиценности жизни людей на примере хороших и плохих поступков героев произведения.
- Рассказ В.Солоухина «Мститель» Возможность человека оценивать последствия мести и сознательно отказываться от нее.
- Рассказ Л. Улицкой «Бумажная победа» Необходимость толерантного отношения друг к другу.
Твой выбор.
Выбирая ту или иную модель поведения без оружия в конфликтной ситуации, во
взаимоотношениях с людьми, следует помнить о возможных последствиях.
- А.Грин. Рассказ «Победитель».
Смысловые части рассказа. Главный герой рассказа, его характер, его надежды на победу в конкурсе. Душевное состояние героя после разрушения им своей работы.
- Е.Носов. Рассказ «Тридцать зерен».
Взаимоотношения человека и природы. Человек и природа. Лексическая работа со словами «гуманный», «гуманистический», «гуманитарный».
«Дом, который построю я…»
- Рассказы Л. Петрушевской «Страна» и И.Полянской «Мама»
Постижение идеи дома, в основе которой лежат проблемы духовно-нравственного выбора, счастья и любви, морального и социального здоровья нации, взаимоотношения «отцов и детей», проблема «маленького человека», проблема ответственности за свои поступки.
Заключение. Уроки нравственности русской и зарубежной литературы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по внеурочной деятельности- 6 класс
(70 часа)
2017-2018 учебный год
- КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Уроки | Дата | Тема | Деятельность обучающихся, обсуждаемые вопросы | Форма организации учебного занятия |
1-2 | Введение. | Размышление о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. | Беседа | |
3-5 | «Будьте щедрей на ласку!» Рассказ К.Д. Воробьева «У кого поселяются аисты» | Размышление о том, что есть добро и зло, каким должен быть человек. | Беседа | |
6-7 | Рассказ Е.Носова «Тёпа» | Чувство сострадания к главному герою. | Анализ текста | |
8-9 | Рассказ В.И. Белова «Мальчики». | Дети военной поры. Всякое ли детство - золотая пора? | Анализ текста | |
10-12 | Извечный спор: Кто лучше? Кто сильнее? В. Скотт. Глава 11 из романа «Айвенго». | Роль эпизода в раскрытии поступков главного героя. Историческая основа романа. Обучение работы в парах и группах по заданиям. Словарная работа с иноязычной лексикой. | Анализ текста | |
13-16 | А.Дюма. Роман «Три мушкетера». Гл.5. Королевские мушкетеры и гвардейцы г-на кардинала. | Историческая эпоха первой половины 19 века во Франции. Силовое соперничество как способ решения конфликтной ситуации. Лексическая работа с терминами «дуэль», «турнир». | Анализ текста | |
17-19 | Право безоружного Дж.Ф.Купер. «Последний из могикан». (фрагмент из романа). | Пленник и толпа. Работа над портретной зарисовкой колдуньи. Пленный и личность. Пленный и достоинство. | Анализ текста | |
20-22 | К.Воробьев. Рассказ «Немец в валенках» | Образы пленных. Сближение двух главных героев рассказа. Нравственный выбор героев. Лексическая работа с понятиями нравственного характера. | Анализ текста | |
23-25 | Фрагмент повести В. Закруткина «Матерь человеческая» | Утверждение законов добра. У поверженного врага есть право на гуманное обращение даже в том случае, если его противники охвачены желанием отмстить.обсудить феномен мести как одного из сложнейших явлений в жизни человека; подвести учащихся к пониманию того, что месть не может способствовать разрешению конфликта. | Анализ текста | |
26-29 | Жестокие игры Л.Толстой «Детство» | Взрослеющий человек может оказаться в ситуации силового соперничества.с | Анализ текста | |
30-35 | В.Железников. «Чучело» | Главная героиня Лена Бессольцева. Жестокое отношение одноклассников к главной героине. Нравственный выбор Лены. Достоинство личности. | Анализ текста | |
36-38 | Сказка Вильгельма Гауфа «Холодное сердце | Тема «холодного» и «горячего» сердца. | Анализ текста | |
39-42 | Фантастическая повесть Джеймса Крюса «Тим Талер, или Проданный смех» | Ценности и антиценности жизни людей на примере хороших и плохих поступков героев произведения. | Анализ текста | |
43-47 | Рассказ В.Солоухина «Мститель» | Возможность человека оценивать последствия мести и сознательно отказываться от нее. | Анализ текста | |
48-53 | Рассказ Л. Улицкой «Бумажная победа» | Необходимость толерантного отношения друг к другу. | Анализ текста | |
54-59 | Твой выбор А.Грин. Рассказ «Победитель». | Смысловые части рассказа. Главный герой рассказа, его характер, его надежды на победу в конкурсе. Душевное состояние героя после разрушения им своей работы. | Анализ текста | |
60-64 | Е.Носов. Рассказ «Тридцать зерен». | Взаимоотношения человека и природы. Человек и природа. Лексическая работа со словами «гуманный», «гуманистический», «гуманитарный». | Анализ текста | |
65-68 | «Дом, который построю я…» Рассказы Л. Петрушевской «Страна» и И.Полянской «Мама» | Постижение идеи дома, в основе которой лежат проблемы духовно-нравственного выбора, счастья и любви, морального и социального здоровья нации, взаимоотношения «отцов и детей», проблема «маленького человека», проблема ответственности за свои поступки. | Анализ текста | |
69-70 | Заключение. | Уроки нравственности русской и зарубежной литературы. | Написание эссе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки" духовно - нравственное направление
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается преимущественно как ...
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Краеведы"
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Краеведы"...
Программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Тропинка к своему «Я»» 1 класс.
Занятия разработаны на основе авторской программы О. В. Хухлаевой «Тропинка к своему «Я». Начальная школа 1 – 4 и программы «Жизненные навыки» под ред. С.В. Кривцовой.Цель курса психо...
Программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Тропинка к своему «Я»» 2 класс.
Занятия разработаны на основе авторской программы О. В. Хухлаевой «Тропинка к своему «Я». Начальная школа 1 – 4 и программы «Жизненные навыки» под ред. С.В. Кривцовой. Цель курс...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...
Рабочая программа внеурочной деятельности. Направление: Духовно-нравственное «Разговоры о важном» Класс: 5 г – 9 в Учебный год: 2022-2023
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Направление: Духовно-нравственное «Разговоры о важном»...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Уроки нравственности"
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному воспитанию. 1-4 классы. Апробирована. Программа направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, ко...