Пути интеграции учебной и внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании учащихся (в условиях реализации ФГОС нового поколения).
статья по теме

Прохватилова Ольга Валентиновна

 

Сегодня я хотела бы вспомнить  о том,  что «новое – это хорошо забытое старое», а именно о тимуровской работе, или, как сейчас принято  говорить,  о волонтёрской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puti_integratsii_uchebnoy.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

Пути интеграции учебной и внеурочной деятельности

 в духовно-нравственном воспитании учащихся (в условиях реализации ФГОС нового поколения).

                                   О.В. Прохватилова

 МБОУ СОШ № 10  г. Михайловка

                                Волгоградской области

Сегодня я хотела бы вспомнить  о том,  что «новое – это хорошо забытое старое», а именно о тимуровской работе, или, как сейчас принято  говорить,  о волонтёрской деятельности.

Главное в добровольце – это его заинтересованность, вызванная пониманием того что, помогая окружающим, он может принести пользу и себе, окружающим,  родному городу и стране.

 Виды добровольческой (волонтерской) деятельности самые разнообразные: экологические акции - благоустройство территорий;  военно - патриотические акции - уход за воинскими захоронениями,  помощь в решении бытовых вопросов участникам ВОВ, вдовам; духовно - нравственная деятельность- благоустройство зданий и территорий учреждений социальной направленности,  а так же шефская помощь инвалидам, старикам, детям.

В целях формирования мотивации молодых людей  в решении  проблем людей, нуждающихся в помощи и поддержке, а также развития и поддержки молодежных инициатив, направленных на  организацию добровольческого труда молодежи  мною было принято решение  организовать волонтёрскую группу из учащихся девушек  8-х  классов  для посещения  старшей группы д/сада «Улыбка».  А благополучателями, т.е. лица, получающие помощь добровольцев,  в данном случае,  стали воспитанники д/сада «Улыбка».

Так называемый проект представляет собой объединение  двух равноправных и взаимосвязанных между собой блока: программа взаимодействия педагогов - учителя технологии МБОУ СОШ № 10 и воспитателей старшей группы д/сада «Улыбка» и взаимодействие детей.

 Подготовка детей к школе – одна из актуальных проблем российского образования. Учитывая то, что одних детей готовят в детском саду, других – в учреждениях дополнительного образования, а третьих – в семье, в школу они приходят с разным уровнем знаний. Перед учителем начальных классов встает задача "выровнять" их знания. Между тем,  это не основная проблема, на которую жалуются учителя. Существует проблема социального развития (социализации) подрастающего поколения. Родители и педагоги как никогда озабочены тем, как сделать так, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, умным, добрым, счастливым.   Взрослые познают в основном внешнюю, объективную форму существования мира детства, которая выделяет детей в особую демографическую группу и предлагает наличие определенных атрибутов ее существования, правил общения, обычаев, традиций, направленных на передачу детям социального опыта.            

 В детской субкультуре наиболее полно раскрываются особенности внутреннего мира детства. Изучив его особенности, структуру и потенциал, я  пришла к выводу о возможности и необходимости рассматривания детской субкультуры как одного из механизмов социализации личности ребенка при сохранении и развитии того ценного, что таит в себе детство. Ребенок так устроен, что порой легче, чем взрослый вступает в контакт со сверстниками, находит общие точки соприкосновения. Каждый ребенок представляет собой ценность как личность. Вместе с тем, объединяясь с детьми другого коллектива в детское сообщество, образуют не просто особую культуру, а особое социальное и педагогическое пространство, где происходит формирование современной социальной личности. Грамотная организация общения является важнейшим условием решения педагогических задач взаимодействия детских коллективов.

Только участвуя в совместной деятельности, дети объединяются и вступают между собою во взаимоотношения. Дошкольники стремятся к активному общению в совместной деятельности с учащимися школы.                                              

Результатами волонтёрской деятельностью  являются: обязательные совместные праздники: «День знаний», карнавал «Новогоднее чудо», спортивный праздник «Сильные, ловкие, смелые», экскурсии по школе, д/саду и городу, презентации,  проект «Страна детства», подготовка  портфолио достижений воспитанников и учащихся в рамках одного возрастного периода жизни, конкурсы и выставки,  экологические десанты,  а так же участие в городских  выставках, посвящённым Дню Победы, Дню Города, что способствует воспитанию любви к малой родине, городу, стране, сохранению семейных традиций.

 Таким образом, включая ребенка в субкультуру, расширяя границы общения, формируется  толерантное поведение, создаются  условия для осознанного выбора им способов саморазвития, духовно – нравственного воспитания,  комфортного самоощущения в различных жизненных ситуациях.

Данная молодёжная инициатива способствует в первую очередь, формированию школьной мотивации дошкольников, более эффективной подготовке к школе; опыт работы ДОУ и школы может быть апробирован и  использован другими ОУ города; учитель технологии и воспитатели д/сада  могут оказывать консультативную помощь в организации психолого-педагогического сопровождения образовательного и воспитательного  процесса; также специалисты, воспитатели – новаторы могут оказывать влияние на организацию  инновационных процессов в средней школе – детском саду, осознанному  получению профессии.

Я  пришла к выводу, что молодёжная инициатива в лице добровольцев поднимает имидж нашего  учебного заведения, с приходом добровольцев увеличивается круг общения, привлекаются новые интеллектуальные ресурсы, привлекается внимание общественности к решаемым проблемам,                                растет число людей, вовлеченных в добровольческую деятельность, школьной мотивации и приобретению  профессии педагога и, что немаловажно, добровольческая деятельность может отвлечь человека от негативных поступков.

       Если вы хотите  испытать себя в чем-то новом, реализовать собственную идею или мечту, стремитесь  к приобретению нового опыта и знаний, тогда делайте добрые дела и участвуйте в волонтерских проектах. Это возможность сделать мир лучше, светлее. Только своим примером можно заместить асоциальное поведение социальным, стимулировать гуманистическое и патриотическое воспитание.   ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Список использованной литературы:

1.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 г. № 1054-р «По содействию развития благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации».

 2.Письмо Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 5.03.2010 г. № 322/05 «Об организации работы по вовлечению молодежи в волонтерскую деятельность».

 3. Областная целевая программа «Молодежь Волгоградской области на 2011 – 2013 годы».

4.  Государственная  программа Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 -2010 годы: [Электронный ресурс]

Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации

от 11 июля 2005 г. №4222.

5.Вырщиков А.Н. и др. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. М.: «Глобус», 2007. — с. 8-9.                                            

6.Касимова Т.А., Яковлев-Д. Е. Патриотическое воспитание школьников. М.: Айрис — пресс, 2005. — с. 5.

7.Вяземский Е.Е., Следзевский И.В., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования и воспитания в общеобразовательных учреждениях //Преподавание истории и обществознания в школе.- 2002. № 4.  

8.Иванов В. Г. Нравственность, мораль, нравы / В. Г. Иванов // Что такое мораль. отв. ред. Р. В. Петропавловский. – М., 1988.

9.О. Крокинская // Материалы международной научно-практической конференции «Преемственность поколений: диалог культур». – СПб, 1996. – Вып. 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа на тему: «Как я планирую свою педагогическую деятельность в условиях реализации ФГОС нового поколения?»

Моя творческая работа на тему "Как я планирую педагогическую деятельносить в условиях реализации ФГОС нового поколения"...

«Особенности современного учебного занятия в условиях реализации ФГОС нового поколения»

«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем».    Конфуций (551—479 до н.э.)...

Технология творческой мастерской как способ активизации мыслительной деятельности школьников в условиях реализации ФГОС нового поколения

          Труд учителя сложен и многогранен. Современная действительность предъявляет ряд требований не только к методам и формам организации учебного процесса, но к са...

В помощь педагогу дополнительного образования. Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения. Внеучебная деятельность.

В помощь педагогу дополнительного образования. Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения. Внеучебная деятельность....

Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС второго поколения

Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы. ...