Пути интеграции учебной и внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании учащихся (в условиях реализации ФГОС нового поколения).
статья по теме
Сегодня я хотела бы вспомнить о том, что «новое – это хорошо забытое старое», а именно о тимуровской работе, или, как сейчас принято говорить, о волонтёрской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puti_integratsii_uchebnoy.docx | 20.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Пути интеграции учебной и внеурочной деятельности
в духовно-нравственном воспитании учащихся (в условиях реализации ФГОС нового поколения).
О.В. Прохватилова
МБОУ СОШ № 10 г. Михайловка
Волгоградской области
Сегодня я хотела бы вспомнить о том, что «новое – это хорошо забытое старое», а именно о тимуровской работе, или, как сейчас принято говорить, о волонтёрской деятельности.
Главное в добровольце – это его заинтересованность, вызванная пониманием того что, помогая окружающим, он может принести пользу и себе, окружающим, родному городу и стране.
Виды добровольческой (волонтерской) деятельности самые разнообразные: экологические акции - благоустройство территорий; военно - патриотические акции - уход за воинскими захоронениями, помощь в решении бытовых вопросов участникам ВОВ, вдовам; духовно - нравственная деятельность- благоустройство зданий и территорий учреждений социальной направленности, а так же шефская помощь инвалидам, старикам, детям.
В целях формирования мотивации молодых людей в решении проблем людей, нуждающихся в помощи и поддержке, а также развития и поддержки молодежных инициатив, направленных на организацию добровольческого труда молодежи мною было принято решение организовать волонтёрскую группу из учащихся девушек 8-х классов для посещения старшей группы д/сада «Улыбка». А благополучателями, т.е. лица, получающие помощь добровольцев, в данном случае, стали воспитанники д/сада «Улыбка».
Так называемый проект представляет собой объединение двух равноправных и взаимосвязанных между собой блока: программа взаимодействия педагогов - учителя технологии МБОУ СОШ № 10 и воспитателей старшей группы д/сада «Улыбка» и взаимодействие детей.
Подготовка детей к школе – одна из актуальных проблем российского образования. Учитывая то, что одних детей готовят в детском саду, других – в учреждениях дополнительного образования, а третьих – в семье, в школу они приходят с разным уровнем знаний. Перед учителем начальных классов встает задача "выровнять" их знания. Между тем, это не основная проблема, на которую жалуются учителя. Существует проблема социального развития (социализации) подрастающего поколения. Родители и педагоги как никогда озабочены тем, как сделать так, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, умным, добрым, счастливым. Взрослые познают в основном внешнюю, объективную форму существования мира детства, которая выделяет детей в особую демографическую группу и предлагает наличие определенных атрибутов ее существования, правил общения, обычаев, традиций, направленных на передачу детям социального опыта.
В детской субкультуре наиболее полно раскрываются особенности внутреннего мира детства. Изучив его особенности, структуру и потенциал, я пришла к выводу о возможности и необходимости рассматривания детской субкультуры как одного из механизмов социализации личности ребенка при сохранении и развитии того ценного, что таит в себе детство. Ребенок так устроен, что порой легче, чем взрослый вступает в контакт со сверстниками, находит общие точки соприкосновения. Каждый ребенок представляет собой ценность как личность. Вместе с тем, объединяясь с детьми другого коллектива в детское сообщество, образуют не просто особую культуру, а особое социальное и педагогическое пространство, где происходит формирование современной социальной личности. Грамотная организация общения является важнейшим условием решения педагогических задач взаимодействия детских коллективов.
Только участвуя в совместной деятельности, дети объединяются и вступают между собою во взаимоотношения. Дошкольники стремятся к активному общению в совместной деятельности с учащимися школы.
Результатами волонтёрской деятельностью являются: обязательные совместные праздники: «День знаний», карнавал «Новогоднее чудо», спортивный праздник «Сильные, ловкие, смелые», экскурсии по школе, д/саду и городу, презентации, проект «Страна детства», подготовка портфолио достижений воспитанников и учащихся в рамках одного возрастного периода жизни, конкурсы и выставки, экологические десанты, а так же участие в городских выставках, посвящённым Дню Победы, Дню Города, что способствует воспитанию любви к малой родине, городу, стране, сохранению семейных традиций.
Таким образом, включая ребенка в субкультуру, расширяя границы общения, формируется толерантное поведение, создаются условия для осознанного выбора им способов саморазвития, духовно – нравственного воспитания, комфортного самоощущения в различных жизненных ситуациях.
Данная молодёжная инициатива способствует в первую очередь, формированию школьной мотивации дошкольников, более эффективной подготовке к школе; опыт работы ДОУ и школы может быть апробирован и использован другими ОУ города; учитель технологии и воспитатели д/сада могут оказывать консультативную помощь в организации психолого-педагогического сопровождения образовательного и воспитательного процесса; также специалисты, воспитатели – новаторы могут оказывать влияние на организацию инновационных процессов в средней школе – детском саду, осознанному получению профессии.
Я пришла к выводу, что молодёжная инициатива в лице добровольцев поднимает имидж нашего учебного заведения, с приходом добровольцев увеличивается круг общения, привлекаются новые интеллектуальные ресурсы, привлекается внимание общественности к решаемым проблемам, растет число людей, вовлеченных в добровольческую деятельность, школьной мотивации и приобретению профессии педагога и, что немаловажно, добровольческая деятельность может отвлечь человека от негативных поступков.
Если вы хотите испытать себя в чем-то новом, реализовать собственную идею или мечту, стремитесь к приобретению нового опыта и знаний, тогда делайте добрые дела и участвуйте в волонтерских проектах. Это возможность сделать мир лучше, светлее. Только своим примером можно заместить асоциальное поведение социальным, стимулировать гуманистическое и патриотическое воспитание. ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!
Список использованной литературы:
1.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 г. № 1054-р «По содействию развития благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации».
2.Письмо Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 5.03.2010 г. № 322/05 «Об организации работы по вовлечению молодежи в волонтерскую деятельность».
3. Областная целевая программа «Молодежь Волгоградской области на 2011 – 2013 годы».
4. Государственная программа Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 -2010 годы: [Электронный ресурс]
Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации
от 11 июля 2005 г. №4222.
5.Вырщиков А.Н. и др. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. М.: «Глобус», 2007. — с. 8-9.
6.Касимова Т.А., Яковлев-Д. Е. Патриотическое воспитание школьников. М.: Айрис — пресс, 2005. — с. 5.
7.Вяземский Е.Е., Следзевский И.В., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования и воспитания в общеобразовательных учреждениях //Преподавание истории и обществознания в школе.- 2002. № 4.
8.Иванов В. Г. Нравственность, мораль, нравы / В. Г. Иванов // Что такое мораль. отв. ред. Р. В. Петропавловский. – М., 1988.
9.О. Крокинская // Материалы международной научно-практической конференции «Преемственность поколений: диалог культур». – СПб, 1996. – Вып. 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая работа на тему: «Как я планирую свою педагогическую деятельность в условиях реализации ФГОС нового поколения?»
Моя творческая работа на тему "Как я планирую педагогическую деятельносить в условиях реализации ФГОС нового поколения"...
Доклад "Внеурочная деятельность в школе как важное условие реализации ФГОС нового поколения"
Доклад о внеурочное деятельности в школе....
«Особенности современного учебного занятия в условиях реализации ФГОС нового поколения»
«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». Конфуций (551—479 до н.э.)...
Технология творческой мастерской как способ активизации мыслительной деятельности школьников в условиях реализации ФГОС нового поколения
Труд учителя сложен и многогранен. Современная действительность предъявляет ряд требований не только к методам и формам организации учебного процесса, но к са...
В помощь педагогу дополнительного образования. Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения. Внеучебная деятельность.
В помощь педагогу дополнительного образования. Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения. Внеучебная деятельность....
Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС второго поколения
Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы. ...