Музейный урок по курсу внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры» «Сказочный музей» ( знакомство с историческими источниками микрорайона Кучур-Да. Региональный компонент )
методическая разработка (5 класс) на тему

Козачанская Алевтина Андреевна

Музейный урок по курсу внеурочной деятельности

«Основы духовно-нравственной культуры»

«Сказочный музей»

( знакомство с историческими источниками микрорайона Кучур-Да

региональный компонент ) 5 «А», «Б» классы.

Классный руководитель 5 «Б» класса Чернышева И.П.

  Классный руководитель 5 «А» класса Козачанская А.А.

 

Личностные УУД:

- умение формировать гражданскую позицию;
- умение определять значение, смысл получения новых знаний;

- использовать полученную информацию для личностного роста.

 

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- умение формулировать цель предстоящей деятельности;

- содействовать развитию у учащихся умения анализировать и делать выводы;

- активизировать словарный запас школьников.

 

Познавательные УУД:

- развивать поисковую деятельность, умение классифицировать музейные экспонаты;

- сравнивать свой образ жизни с образом жизни людей, живших в другом времени или в   

  другом географическом пространстве;

- работать с вещественными историческими источниками;

- наблюдать, описывать, строить тексты, отвечать на вопросы;

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

 

Коммуникативные УУД:

- развивать коммуникативные навыки, внимание, память;
- создать на занятии атмосферу радости от общения с прошлым  посредством знакомства с вещевыми экспонатами  из школьного музея.

 

Предметные:

- осознать целостность окружающего мира, расширить  знания о разных его сторонах и объектах;

- расширить  кругозор  и культурный  опыт  школьника, формировать  умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

 

Форма проведения: музейный урок

Технология обучения: системно-деятельностный подход

Оборудование: мультимедийное оборудование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynyy_urok_skazochnyy_muzey.docx33.66 КБ

Предварительный просмотр:

Музейный урок по курсу внеурочной деятельности

«Основы духовно-нравственной культуры»

«Сказочный музей»

( знакомство с историческими источниками микрорайона Кучур-Да

региональный компонент ) 5 «А», «Б» классы.

Классный руководитель 5 «Б» класса Чернышева И.П.

  Классный руководитель 5 «А» класса Козачанская А.А.

Личностные УУД:

- умение формировать гражданскую позицию;
- умение определять значение, смысл получения новых знаний;

- использовать полученную информацию для личностного роста.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- умение формулировать цель предстоящей деятельности;

- содействовать развитию у учащихся умения анализировать и делать выводы;

- активизировать словарный запас школьников.

Познавательные УУД:

- развивать поисковую деятельность, умение классифицировать музейные экспонаты;

- сравнивать свой образ жизни с образом жизни людей, живших в другом времени или в  

  другом географическом пространстве;

- работать с вещественными историческими источниками;

- наблюдать, описывать, строить тексты, отвечать на вопросы;

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Коммуникативные УУД:

- развивать коммуникативные навыки, внимание, память;
-
 создать на занятии атмосферу радости от общения с прошлым  посредством знакомства с вещевыми экспонатами  из школьного музея.

Предметные:

- осознать целостность окружающего мира, расширить  знания о разных его сторонах и объектах;

- расширить  кругозор  и культурный  опыт  школьника, формировать  умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Форма проведения: музейный урок

Технология обучения: системно-деятельностный подход

Оборудование: мультимедийное оборудование

Слайд 1-2 ( приятная тихая музыка )

Учитель 1

1.  Мотивационный этап занятия

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!  Сегодня  у  нас  необычный  урок – урок путешествие, а путешествовать мы будем  с вами в прошлое…  Мы  узнаем,  как жили наши предки в далеком прошлом, когда еще не было ни телевизоров, ни магнитофонов, ни пресловутых сотовых телефонов, ни компьютеров... Совершим  увлекательное  путешествие  в  мир  прекрасного.  А ведь  прекрасное  совсем  рядом, оно  окружает  нас  всегда. Только  нужно  увидеть его,  почувствовать  и  уметь  насладиться. Давайте  попробуем!

Слайд 3

Учитель 2

- Давайте, ребята, обратим внимание на слайд и прочитаем представленное вашему вниманию стихотворение.

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить…
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.

  1. Актуализация знаний и погружение  в  тему  занятия.

- Ответьте, пожалуйста, о чём данное стихотворение? Определите главную мысль и найдите ключевые слова?

(О сказках, о их влиянии на читателей, и о том, что покидать сказки не хочется «как уютный милый дом»)

А почему дом упомянули в стихотворении о сказках?

(во всех видах сказок используется образ дома, в нем происходят различные сказочные действия, в домах-избах живут и животные, и люди и даже волшебные существа).

А какими бывают эти дома? Из какого материала?

( лубяные, деревянные избушки на курьих ножках, теремки, ледяная избушка и т.д…)

-Ребята, а что же находится внутри этих домиков?

( русская печка, лавки, полати, ухват, глиняные горшки, рубель, стиральная доска, корыто, утюг, веретено, чугунок, пахталка, чесало, прялка, стиральная доска, сковорода, деревянные ложки, коромысло и т.д…)

Слайд 4,5,6,7,8 

Учитель 1

 (Демонстрация  слайдов с  репродукциями  картин различных  художников проходит  на фоне спокойной музыки).

-  Давайте теперь попробуем найти эти предметы в русских сказках и испытать  наслаждение  от  увиденного,  нам  помогают  художники, которые иллюстрирует наши сказки – это является зеркальным  отражением  нашего прошлого,  настоящего  и  будущего.  Люди много, много  сотен  лет  назад  начали  собирать  и  хранить чем – то  им  дорогие  и  памятные  предметы,  вещи,  картины  и  многое  другое,  что  теперь  стало  историей.

Учитель 2

Слайд 9

Учитель читает стихотворение о музее…

Музей нам дарит много впечатлений

И учит  нас прекрасное ценить,

Мы знаем -  память многих поколений

Музеи будут бережно хранить!

Слайд 10

- Давайте прочитаем со слайда научное определение слова «музей».

(ученики зачитывают определение с доски и комментируют прочитанное)

Музей – учреждение, занимающееся собиранием, хранением и выставкой для обозрения памятников истории, искусства, научных коллекций и т.п.

Музей – это «храм», где хранятся древние старинные вещи

  1. Новая тема

Учитель 1

- Вы так много сегодня вспомнили о русских народных сказках, о сказочных персонажах и различных старинных вещах, которыми пользовались герои сказок,  молодцы. Так давайте

вместе определим  тему нашего сегодняшнего занятия по курсу внеурочной деятельности, если оно было связано и с литературой, и со сказками…

( исторический музей, волшебный музей, сказочный музей…)

- Молодцы, вы действительно сумели правильно сформулировать тему сегодняшнего занятия «Сказочный музей».

Цель занятия:

Познакомить обучающихся с  историческими  источниками, рассказывающими  о прошлом и представленными в школьном музее

Задачи:

  • ознакомить детей с основами музееведения;
  • рассмотреть типы исторических источников (экспонатов)  с использованием виртуального музея;
  • научить обучающихся видеть в музейных экспонатах часть истории быта прилегающего к школе микрорайона;
  • создать на занятии атмосферу радости от общения с прошлым посредством русских сказок, в которых присутствуют вещевые экспонаты из школьного музея;
  • повторить и закрепить знания обучающихся по литературе

Слайд 11

-Итак, мы начинаем своё путешествие в сказочный музей

Слайд 12

Чтоб провести нам время интересно
И с пользой для себя и для друзей,
Нам долго выбирать не нужно место –
Мы дружно отправляемся в музей!

К нам в гости сегодня пришла Музейка, давайте её пригласим и послушаем. Слово  нашей  Музейке.

Выступление  Музейки

- Я хозяйка музея «Музейка».  Я работаю экскурсоводом. Помогаю экскурсантам изучать прошлое. Путешествовать в прошлое непросто. Менялись одежда, жилище, посуда. Менялись сами люди. Но язык, обряды-традиции, культура передается из поколения в поколение. Наша сегодняшняя экскурсия называется «Исторические источники микрорайона Кучур-Да.

  1. Изучение  нового  материала.

Учитель 1.

- Мы сейчас находимся с вами в музее?

(Нет)

- Мы, действительно, находимся в школьном кабинете литературы №28 и  имеем замечательную возможность посетить наш школьный музей виртуально. Мы с вами вспомнили,  какие предметы интерьера бывают в сказках…. А ведь раньше наши предки ими пользовались, и чтобы сохранить память о них, создавали музеи. Одним из таких и является наш школьный музей, который  хранит в себе множество исторических источников  микрорайона  Кучур-Да.

Слайд 13

- Наш музей был основан 26 января 2009 года и получил статус «Музея истории школы МОУ СОШ №4» о чём имеется свидетельство от Федерального центра детстко-юношеского туризма и краеведения Министерства образования и науки Российской Федерации.

Учитель 2

Слайд 14,15

Знакомит обучающихся с кластерами  музейной терминологии, комментирует материал, представленный на слайдах.

Исторические источники подразделяются на изобразительные, письменные, киноисточники, фотоисточники, фонические и вещественные источники.

(ученики комментируют каждый вид источников и называют их)

Вещественные источники,  в свою очередь,  делятся на орудия  труда, средства передвижения, орудие, предметы разнообразного назначения и бытовую утварь.

- Ребята, вы сегодня говорили о большом количестве старинных вещей, которые не только упоминались в русских сказках, но и в реальности использовались людьми, живущими много-много лет назад. Так теперь мы воочию увидим эти вещественные источники в нашем музее.

-Что такое экспонат, ребята?

ЭКСПОНАТ – выставленный на  показ (новое слово на доске)

    

Учитель 1 и 2 (поочерёдно)

Слайд 16,17,18,19,20,21,22  (слайды с экспонатами )

Словарная работа

Рубель – предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для выколачивания для глажения белья.

Пахталка – ручная маслобойка.

Ухват или рогач  – приспособление с длинной деревянной палкой с металлической рогаткой на конце, ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки.

Чугунок – крупный сосуд округлой формы для тушения и варки в печи.

Чесало – приспособление для расчёсывания чего-нибудь (шерсти, льна).

Веретено – приспособление для ручного прядения пряжи.

Прялка – предмет народного быта, на котором пряли нитки.

Коромысло – дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух ведёр и т.д.

Учитель 1

Слайд 23

      Итак, предмет  стал  музейным  экспонатом. Теперь  начинается его  музейная  жизнь. Его заносят  в  специальную  книгу  поступлений и  присваивают  очередной  номер.

      У  каждого  экспоната  своя  история. Бывает  так,  что экспонат меняет  много  адресов, может  побывать  во  многих  руках, подвергнуться  случайному  или намеренному  повреждению.

Физминутка ( 1 минута)

Слайд 24

  1. Поиграем…    Викторина (делимся на группы)  по 6 загадок каждой группе.

Под потолком свечу, свечу в избе,

Круги отбрасываю, тень.

Я послужу вам в темноте,

Чтоб вас не одолела лень (керосиновая лампа)

Ивовые прутики вдоль и поперёк,

Для грибов и ягод послужить готов.

На руках носите, хольте вы меня!

Нет вреда, есть польза от меня (плетёная корзина)

Что за зверь:  зимой ест,

А летом спит, тело теплое,

А крови нет,

Сесть на него сядешь,

А с места не свезет? (печь)

Черный конь

Прыгает в огонь. (кочерга)

Ни свет, ни заря —

Пошел согнувшись со двора. (Коромысло)

 

Две галочки

Сидят на одной палочке. (Ведра на коромысле)

 

Три братца

Пошли на реку купаться,

Два купаются,

Третий на берегу валяется. (Ведра, коромысло)

 

Утка в море —

Хвост на воле. (Ковш)

 

Четыре ноги,

Два уха,

Один нос

Да брюхо. (Самовар)

 

На голове пуговка,

В носу решето,

Одна рука,

Да и та на спине. (Чайник)

  

Новая посудина —

Вся в дырках. (Сито, решето)

 

Всех кормлю с охотою,

А сама безротая. (Ложка)

 

Идет пароход —

То взад, то вперед,

А за ним такая гладь —

Ни морщинки не видать. (Утюг)

Привяжешь — пойдут,

Отвяжешь — останутся. (Лапти)

 Зубов много,

А ничего не ест. (Гребень)

Чем больше я верчусь,

Тем больше я толстею. (Веретено)

То толстеет,

То худеет,

На весь дом голосит. (Гармонь)

 

Не человек,

А разговаривает. (Радио)

 

Заговорило говорило —

Слышно по всему миру. (Радио)

6. Творческая мастерская

1.Ученикам  предлагается   нарисовать    любой  экспонат  из  школьного  музея. Нарисованные экспонаты прикрепляем к доске магнитами и создаём свою галерею.

2. Ученикам  предлагается   сочинить загадки  или стихотворение  о  школьном музее или о любом  экспонате  из  школьного  музея.  

  1. Рефлексия

А теперь ответьте нам, ребята, интересно ли вам было сегодня на нашем необычном мероприятии и хотелось бы вам еще таких занятий? Мы предлагаем вам разноцветные

кружочки, напоминающие колобков, нарисуйте на них смайлики и покажите своё настроение, как вы себя чувствуете. Надеемся, что у вас остались только хорошие впечатления.

        Спасибо всем за внимание!!! До свидания!!!

Стихотворение Епишиной Вероники, созданное во время занятия,

5 «Б» класс

О школьном музее…

Музей рождает в себе что-то,

Чего в словах не передать.

Заложено в нём очень много,

О сальских душах, подвигах, словах.

О Кучур-Де мы знаем хорошо:

Район добра, труда, терпенья!

Музей же школы в нём хранит

Предметы, письма, наставленья.

Музеи часто посещаем мы,

Чтоб знать о наших предках.

И в памяти всегда храним

Частичку тёплого их сердца!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы духовно-нравственного воспитания"

Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предназначен для реализации внеурочной деятельности обучающихся 5-х классов в условиях реализации ФГОС ООО. Основная миссия курса - обогатить...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы духовно-нравственной культуры народов России" для 5 классов (ФГОС)

Данная рабочая программа по истории для обучающихся 5 «а», «б», «в», «г» классов разработана на основе авторской программы Н.И. Ворожейкиной и Д.В. Заяц...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы духовно-нравственной культуры народов России" для 6 классов (ФГОС)

Данная рабочая программа по истории для обучающихся 6 «а», «б», «в», «г» классов разработана на основе авторской программы Н.И. Ворожейкиной и Д.В. Заяц...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы духовно - нравственной деятельности народов России"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы духовно - нравственной деятельности народов России"...