Рабочая программа кружка «Мир вокруг нас» (духовно-нравственное направление)
рабочая программа (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Большеигнатовская средняя общеобразовательная школа»
Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия
Согласовано Заместитель директора по ВР ____________М.А.Пахомова. «____» ________________2017 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Большеигнатовская СОШ» _______А.И.Горбунова. Приказ №____ от __________2017 г. |
Рабочая программа
кружка «Мир вокруг нас» (духовно-нравственное направление)
для учащихся 7 «А» класса
на 2017--2018 учебный год
Составитель:
Самилкина Людмила Михайловна,
классный руководитель 7А класса
МБОУ «Большеигнатовская СОШ»
первая квалификационная категория
2017-2018 гг.
- Пояснительная записка
Нормативно-правовой базой кружка спортивно-оздоровительного направления «Азбука безопасности» являются:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 5 статья 12).
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года,
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03- 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях – СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года №189;
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Большеигнатовская средняя общеобразовательная школа».
- Устав МБОУ «Большеигнатовская средняя общеобразовательная школа»
- План внеурочной деятельности в 5-6 классах МБОУ «Большеигнатовская средняя общеобразовательная школа»
-Серия «Стандарты второго поколения» «Организация внеурочной деятельности школьников: методический конструктор» П.В.Степанов, Д.В. Григорьев. М.Издательство Просвещение, 2010 год.
Рабочая программа кружка дополнительного образования «Азбука безопасности» составлена на основе учебника авторов В.В.Поляков, М.И. Кузнецов, В.В.Марков, В.Н.Латчук «Основы безопасности жизнедеятельности», методической и учебной литературы и соответствует требованиям ФГОС. Актуальность программы в том, что вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, укрепления здоровья, безопасность от криминальных проявлений в обществе, умение грамотно вести себя в экстремальных ситуациях волнуют сегодня школу, педагогов, родителей и на сегодняшний день остаются одними из самых важных.
Программа составлена с учетом дидактических принципов: принципа индивидуального подхода, принципа наглядности и доступности, сознательной и творческой активности, принципа прочности знаний, умений и навыков. Наряду с групповыми программами предусматривается широкое использование методов индивидуальной работы с ребенком.
Программа имеет общеинтеллектуальную направленность и предназначена для учащихся второй ступени общего образования, где для обучающих созданы благоприятные условия для личностного и познавательного развития и направлена на формирование важнейших компетенций обучающихся. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, в том числе и за рамками учебного процесса.
Отличительной особенностью данной программы является широкое привлечение для рассмотрения на занятиях с детьми разнообразных жизненных ситуаций. Это позволяет учить детей правильно оценивать те или иные поступки, самостоятельно действовать, что в дальнейшем позволит им использовать полученный опыт для применения в аналогичных жизненных ситуациях.
Данный курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю)
Результаты освоения курса
Личностными результатами прохождения программы являются:
- развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
- формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами обучения являются:
- овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
- овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
- развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайныхситуаций.
Предметными результатами являются:
- В познавательной сфере:
- знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
В ценностно-ориентационной сфере:
- умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
- умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
- умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
- В коммуникативной сфере:
- умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
- В эстетической сфере:
- умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.
- В трудовой сфере:
- знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
- умения оказывать первую медицинскую помощь.
- В сфере физической культуры:
- формирование установки на здоровый образ жизни;
- развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.
Содержание курса
Учебно-тематический план 6 класс
Наименование раздела, темы | Количество часов |
I.Основы безопасности личности, общества и государства | 23 часа |
1.Экстремальные ситуации в природных условиях | 18 часов |
2.Безопасность в дальнем (внутреннем) и международном (выездном) туризме | 2 часа |
3.Безопасность в чрезвычайных ситуациях | 3 часа |
II.Оказание первой помощи и здоровый образ жизни | 13 часов |
3.Основы медицинских знаний и оказание первой помощи | 8 часов |
4.Основы здорового образа жизни | 3 часа |
Итого | 34 часа |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Календарно-тематическое планирование
занятий кружка дополнительного образования «Азбука безопасности» 2-й год обучения
№ п/п | Тема урока | Кол- во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства. Экстремальные ситуации в природных условиях | |||||
1 | Основные виды экстремальных ситуаций в природных условиях. | 1 | Понятия о стихийном бедствии и экстремальной ситуация. Основные виды экстремальных ситуаций в природе и их причины. Понятие о вынужденном автономном существовании. Причины вынужденного автономного существования. | Знать: правила безопасного поведения человека в природной среде; о действиях людей, которые могут привести к экстремальной ситуации в природе. Уметь: предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность | |
2 | Факторы и стрессоры выживания в природных условиях. | 1 | Понятие о факторах выживания в природных условиях и их характеристика. Стрессоры выживания в природных условиях и их влияние на организм человека. Элементы выживания в условиях вынужденного автономного существования. Способы преодоления стрессоров выживания. Преодоление страха и стрессового состояния. | Знать: факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией. Использовать: полученные знания для обеспечения личной безопасности в различных опасных ситуациях | |
3 | Психологические основы выживания в природных условиях. | 1 | Психическое состояние человека при выживании в природных условиях. Понятие о психических познавательных процессах (внимание, ощущения и восприятие, память и мышление, воображение), их характеристика. Управление психическими познавательными процессами в экстремальных ситуациях. Психологическая установка на выживание в условиях природной среды и ее элементы. | Знать: о психических познавательных процессах. Использовать: полученные знания для выживания в окружающем нас мире вообще и в экстремальных ситуациях в частности. | |
4 | Страх – главный психологический враг. | 1 | Понятие о страхе и паническом поведении, их характеристика. Основные причины страха. Развитие черт характера, позволяющих преодолевать страх и выживать в сложных условиях. Роль волевых качеств человека в преодолении страха. Рекомендации по формированию волевых качеств. | Знать: о психических познавательных процессах. Уметь: выживать в окружающем нас мире вообще и в экстремальных ситуациях в частности. | |
5 | Подготовка к походу и поведение в природных условиях. | 1 | Подготовка к походу – важный этап обеспечения безопасности. Формирование туристской группы. Выбор руководителя туристской группы и его обязанности. Определение целей и задач похода. Сбор сведений и изучение местности. Разработка маршрута. Приобретение продуктов питания. Подбор личного и группового туристского снаряжения, общие требования к нему. Правила безопасного поведения в природных условиях. | Знать: правила подготовки к выходу на природу. Уметь: предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления. | |
6 | Надежные одежда и обувь – важное условие безопасности. | 1 | Требования к одежде и обуви. Выбор и подготовка одежды и обуви. Правила ухода за одеждой и обувью в условиях природной среды. Способы проветривания и просушивания одежды и обуви, особенности пользования одеждой и обувью в зимнее время. | Владеть навыками: подбора одежды и обуви для похода и правильного ухода за ними в походных условиях. | |
7 | Поведение в экстремальной ситуации в природных условиях. | 1 | Правила поведения в экстремальной ситуации в условиях природной среды. Первоочередные действия потерпевших бедствие при аварии транспортных средств и попавших в экстремальные условия на природе. Варианты выбора решения. Правила оборудования аварийного лагеря и действия членов группы при ожидании помощи на месте происшествия. | Знать: о возможных опасностях в пути и мерах по их предупреждению. Уметь: предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность. | |
8 | Действия при потере ориентировки. | 1 | Потеря ориентировки как наиболее распространенная экстремальная ситуация в природе. Правила определения направления выхода. Определение примерного расстояния до источников звука и света. Определение направления выхода в ситуации, когда человек заблудился и не может найти свои следы. Правила поведения в случае отставания от группы. Особенности определения направления выхода в зимнее время. | Знать: как определить направление выхода из леса; правила поведения при движении по лесу. Использовать: полученные знания для обеспечения личной безопасности в различных опасных ситуациях. | |
9 | Способы ориентирования и определение направления движения. | 1 | Понятие об ориентировании. Определение направления на север: по собственной тени, по тени на шесте. Способы определения сторон света на местности. Правила ориентирования по компасу, по местным предметам. Азимут. Движение по азимуту. | Знать: способы ориентирования на местности. Владеть навыками: ориентирования на местности по компасу. | |
10 | Ориентирование по Солнцу. Луне, звездам. | 1 | Ориентирование на местности по Солнцу и часам, по Луне и звездам. Ориентирование по местным признакам: деревьям и растениям, муравейникам и снегу. | Знать: правила ориентирования на местности по небесным телам и местным признакам. Владеть навыками: ориентирования на местности по небесным телам и местным признакам. | |
11 | Техника движения в природных условиях. | 1 | Техника передвижения в лесной местности. Техника передвижения в горной местности. Правила и техника переправы через водоемы и преодоления болот. Особенности передвижения в лесу зимой без лыж. Правила безопасного передвижения по руслам замерзших рек. | Знать: как определить направление выхода из леса; правила поведения при движении по лесу. Использовать: полученные знания для обеспечения личной безопасности в различных опасных ситуациях. | |
12 | Сооружение временного жилища. | 1 | Основные требования, предъявляемые к месту сооружения временного жилища. Виды и способы сооружения временных жилищ в летнее время. Виды и способы сооружения временных жилищ зимой. | Знать: правила сооружения временных укрытий из подручных средств. Использовать: полученные знания для обеспечения личной безопасности в природных условиях | |
13 | Добывание и использование огня. | 1 | Выбор места и правила разведения костра. Особенности разведения костра в ненастную погоду и в зимнее время. Соблюдение мер пожарной безопасности. Виды костров, их назначение. Способы добывания огня в условиях вынужденного автономного существования. Способы сохранения огня. | Знать: способы добывания огня и разведения костра, правила пожарной безопасности при разведении костра. Использовать: полученные знания для обеспечения личной безопасности в природных условиях | |
14 | Обеспечение питанием и водой. | 1 | Правила обеспечения водой и питанием. Способы сохранения работоспособности при отсутствии пищи и воды в условиях вынужденного автономного существования. Обеспечение питанием из резервов природы при отсутствии продуктов питания. Съедобные растения, насекомые, животные. Правила поиска и сбора растительной пищи. Меры безопасности при употреблении растительной пищи. Обеспечение водой из водоемов, а также добытой из снега, льда. Способы добывания воды, ее очистка и обеззараживание в условиях вынужденного автономного существования. | Знать: способы добывания пищи в природных условиях, а также способы добывания, очистки и обеззараживания воды. Уметь: определять съедобные растения, грибы и ягоды. Использовать: полученные знания для обеспечения личной безопасности в природных условиях. | |
15 | Поиск и приготовление пищи. | 1 | Правила использования съедобных растений в пищу. Способы кипячения воды и приготовления растительной пищи при отсутствии посуды. Способы и средства для приготовления пищи в полевых условиях. Охота и рыбалка. Изготовление средств для рыбалки из подручных материалов. Основные правила рыбалки. Особенности приготовления на костре рыбы и мелких животных. | Знать: способы приготовления пищи в природных условиях. Использовать: полученные знания для обеспечения личной безопасности в природных условиях. | |
16 | Особенности лыжных, водных и велосипедных походов. | 1 | Опасные факторы природной среды, воздействующие на участника лыжного похода. Основные правила передвижения в лыжном походе. Средства передвижения, используемые в водных походах. Основные правила безопасности при организации и проведении водных походов. Подготовка к велосипедному походу. Выбор велосипеда для похода. Основные правила передвижения в велосипедном походе. | Знать: правила организации, проведения и безопасности лыжных, водных и велосипедных походов. Использовать: полученные знания для обеспечения личной безопасности в природных условиях | |
17 | Безопасность на водоемах. | 1 | Правила безопасного поведения и купания на водоемах в летнее время. Правила безопасного поведения на водоемах зимой. Правила безопасного поведения при передвижении по льду водоемов. Действия человека, провалившегося под лед. | Знать: правила безопасного поведения на воде. Уметь: оказывать помощь, терпящим бедствие на воде. | |
18 | Сигналы бедствия. | 1 | Сигналы бедствия в условиях вынужденного автономного существования. Способы подачи сигналов бедствия. Сигнальные костры. Специальные знаки международной кодовой таблицы сигналов. Использование подручных средств для подачи сигналов бедствия. Устройство и изготовление простейших сигнальных средств. | Знать: способы подачи сигналов бедствия. Владеть навыками: подачи сигналов бедствия | |
Безопасность в дальнем (внутреннем) и международном (выездном) туризме | |||||
19 | Факторы, влияющие на безопасность во внутреннем и выездном туризме. | 1 | Понятие о дальнем (внутреннем) и международном (выездном) туризме. Понятие о безопасности в туризме. Факторы, влияющие на безопасность внутреннего и выездного туризма. Правила поведения туриста в зарубежных поездках. Уважение к религии, обычаям и традициям местного населения. | Знать: о факторах, влияющих на безопасность туриста. Использовать: полученные знания в зарубежных и внутренних поездках. | |
20 | Акклиматизация в различных природно-климатических условиях. | 1 | Смена климатогеографических условий. Факторы, влияющие на здоровье человека при смене климатогеографических условий. Основные принципы адаптации при смене климатогеографических условий. Акклиматизация, общие понятия и определения. Смена часовых поясов. Смена климата. Рекомендации по адаптированию при смене часовых поясов и климата. Акклиматизация к условиям жаркого климата, условиям горной местности, условиям Севера. Требования к здоровью человека, которые необходимо учитывать при планировании смены климатогеографических условий. | Знать: общие правила успешной акклиматизации. Использовать: полученные знания для обеспечения личной безопасности в различных климатических условиях. | |
Безопасность в чрезвычайных ситуациях | |||||
21 | Коллективные и индивидуальные средства защиты. | 1 | Понятие об убежище. Отдельно стоящие и встроенные убежища. Устройство убежища, порядок его заполнения и правила поведения в нем. Правила пользования поврежденным противогазом в непригодной для дыхания среде. | Знать: назначение убежищ и правила использования СИЗ органов дыхания в непригодной для дыхания среде. Владеть навыками: выполнения мероприятий по правилам заполнения и поведения в убежищах. | |
22 | Захват террористами воздушных и морских судов, других транспортных средств. | 1 | Общие сведения об имевших место террористических акциях на транспортных средствах. Правила безопасного поведения пассажиров в момент захвата преступниками транспортного средства. Правила безопасного поведения человека, оказавшегося заложником в захваченном транспортном средстве. Правила безопасного поведения заложников во время операции по освобождению. | Знать: правила безопасного поведения при захвате в заложники. Использовать: полученные знания для обеспечения личной безопасности в различных ситуациях. | |
23 | Взрывы в местах массового скопления людей. | 1 | Понятия о местах массового скопления людей, Признаки, указывающие на возможную установку взрывных устройств. Правила поведения при обнаружении признаков взрывного устройства. Правила безопасного поведения: при непосредственной угрозе взрыва, после взрыва. | Знать: признаки установки взрывного устройства. Владеть навыками: выполнения мероприятий при обнаружении взрывного устройства. | |
Модуль 2. Оказание первой помощи и здоровый образ жизни Основы медицинских знаний и оказание первой помощи | |||||
24 | Средства оказания первой помощи | 1 | Комплектование походной аптечки лекарственными средствами и другими средствами оказания помощи. Использование лекарственных растений для оказания первой помощи в условиях вынужденного автономного существования. | Знать: о перевязочных и лекарственных средствах индивидуальной медицинской аптечки; о природных лекарственных средствах. Использовать: полученные знания для оказания помощи пострадавшим в различных опасных ситуациях | |
25 | Опасные животные, первая помощь при укусах насекомых и змей. | 1 | Признаки укуса насекомых. Оказание первой помощи при укусах насекомых. Клещевой энцефалит. Признаки укуса клещом. Оказание первой помощи при укусе клещами. Как уберечься от энцефалита. Признаки укуса змеи. Оказание первой помощи пострадавшему, укушенному змеей. | Знать: правила оказания первой помощи при укусах насекомых и животных. Владеть навыками: оказания первой помощи при укусах. | |
26 | Первая помощь при ожогах. | 1 | Понятие о термических ожогах, их причины. Степени термических ожогов и их признаки. Оказание первой помощи при ожогах. Солнечный ожог. Воздействие солнечных лучей на организм человека. Рекомендации по предотвращению солнечных ожогов. Признаки солнечного ожога. Оказание первой помощи при солнечном ожоге. | Знать: правила оказания первой помощи при ожогах кожи. Владеть навыками: оказания первой помощи при ожогах. | |
27 | Тепловой и солнечный удар. | 1 | Понятие о тепловом и солнечном ударе. Признаки теплового и солнечного удара. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе. Профилактика теплового и солнечного удара. | Знать: правила оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударе. Владеть навыками: оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударе. | |
28 | Обморожение и общее охлаждение организма | 1 | Общие сведения об обморожении и общем охлаждении организма. Причины обморожения и общего охлаждения организма. Степени обморожения и их признаки. Оказание первой помощи при общем охлаждении и обморожении. | Знать: причины и признаки обморожения и общего охлаждения организма. Владеть навыками: оказания первой помощи при обморожениях и охлаждениях. | |
29 | Беда на воде. | 1 | Основные причины бедствий на водоемах. Первоочередные действия человека, заметившего утопающего. Признаки утопления. Последовательность оказания первой помощи в таких случаях. | Знать: правила поведения на воде и оказания помощи утопающему. Владеть: навыками оказания помощи утопающему; основными приемами реанимации. Использовать: полученные знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности на воде. | |
30 | Закрытые травмы. | 1 | Виды закрытых травм. Признаки закрытых травм и повреждений (ушибов, растяжений, разрывов связок и мышц, вывихов). Оказание первой помощи при закрытых травмах. Понятие о переломах. Понятие о сдавлении. Оказание первой помощи при сдавлении. | Знать: способы оказания первой помощи при травмах и переломах. Владеть навыками: оказания первой помощи при ушибах, переломах | |
31 | Способы переноски пострадавших. | 1 | Приемы и правила переноски пострадавших при отсутствии штатных (медицинских) средств транспортировки. Приемы и правила транспортировки пострадавших: на шесте, на носилках из шестов, на носилках-волокушах из длинных жердей, в рюкзаке. | Знать: способы переноса пострадавшего без носилок. Использовать: полученные знания для оказания помощи пострадавшим в различных опасных ситуациях. | |
Основы здорового образа жизни | |||||
32 | Правильное питание – основа здорового образа жизни. Значение белков, жиров и углеводов в питании человека | 1 | Обмен веществ и энергии как основная функция организма человека. Регулирование потребления и расхода энергии. Рациональное, сбалансированное и калорийное питание. Суточный рацион питания. Функции белка и их источники для организма человека. Функции жиров. Жиры растительного и животного происхождения. Источники жиров для организма человека. Функции углеводов и его источники для организма человека. Основные источники витаминов. Роль минеральных веществ в организме человека. Основные источники минеральных веществ. Роль воды в организме человека. | Знать: о правильном питании, как о важном составляющем здорового образа жизни. Использовать: полученные знания для обеспечения личной безопасности. Знать: о значении белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ и воды в питании человека. Использовать: полученные знания для обеспечения личной безопасности | |
33 | Гигиена и культура питания. | 1 | Основные гигиенические требования к питанию. Режим питания. Распределение калорийности по приемам питания и продолжительность приемов пищи. Понятие о культуре и этикете питания. Правила питания и соблюдения культуры питания. | Знать: о гигиенических требованиях к питанию. Использовать: полученные знания для обеспечения личной безопасности. | |
34 | Особенности подросткового возраста. | 1 | Особенности развития организма в подростковом возрасте. Изменение поведения в подростковом возрасте. Отношения с родителями. | Знать: об изменениях, происходящих в организме и в поведении подростков. Использовать: полученные знания при общении с окружающими людьми. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки" духовно - нравственное направление
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается преимущественно как ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА "ПРИРОДА ВОКРУГ НАС"
С каждым днем становится все яснее, что за многие блага, доставленные с цивилизацией, человек расплачивается слишком дорогой ценой - разрушением природной среды. Занятия эколо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению на тему: "Познай себя"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению на тему: «Познай себя», количество часов 34 для 8 класса...
Рабочая программа кружка "ПУТЕШЕСТВИЕ ВОКРУГ СВЕТА"
рабочая прогамма составлена для учащихся 8-9 классов....
Рабочая программа кружка "Химия вокруг нас" 8 класс
Внеурочная деятельность «Химия вокруг нас» предназначен для обучающихся 9 класса, выбравших предмет химии для сдачи экзамена в форме ОГЭ и планирующих в дальнейшем изучение химии на профильном уровне....
рабочая программа кружка "Мир вокруг меня для младших школьников"
Рабочая программа "Мир вокруг меня" разработана для младших школьников ), 1-4 классы...