Рабочая программа кружка "Химия вокруг нас" 8 класс
рабочая программа по химии (8 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_himiya_vokrug_nas.docx | 31.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность «Химия вокруг нас» предназначен для обучающихся 9 класса, выбравших предмет химии для сдачи экзамена в форме ОГЭ и планирующих в дальнейшем изучение химии на профильном уровне.
Программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Конституции Российской Федерации;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012. №273 – ФЗ (статьи 11, 12, 13, 30);
- ФГОС основного общего образования (приказ от 17.12.2010г.№1897 Министерства образования и науки РФ;
- СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.06. 2017г №506 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего, основного среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г №1089;
- СанПиН 2.4.2. 3286 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г. №26;
- Приказ Министерства образования Республики Тыва от 13.06. 2019г № 793-д «О формировании календарного учебного графика образовательных организаций Республики Тыва, реализующих основные образовательные программы на 2018-2019 учебный год;
- Учебный план МБОУ Теве-Хаинской СОШ на 2019 - 2020 учебный год.
Результатом совместной деятельности обучающихся 9 класса и учителя будут являться результаты пробного тестирования, а в конечном итоге – итоговая аттестация обучающихся по предмету химия.
Новизной данной программы является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Занятия проводятся индивидуальные и групповые.
Цель программы:
- подготовка и поддержка выпускников 9 класса школы, помощь в преодолении когнитивных, личностных и процессуальных трудностей в период подготовки к экзамену.
Задачи программы внеурочной деятельности по химии:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, проводить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры; применение полученных знаний и умений для использования в нестандартной ситуации.
Планируемые результаты
На занятиях внеурочной деятельности «Химия вокруг нас» обучающиеся дополнят свои знания по химии, повысят свой уровень теоретической и экспериментальной подготовки. Занятия призваны пробудить у учащихся интерес к химической науки, стимулировать дальнейшее изучение химии. Химические знания, сформированные на внеурочных занятиях, помогут обучающимся в подготовке к экзамену по химии и в дальнейшем осознанно выбрать направление профильного обучения.
Предметными результатами освоения программы являются:
- в познавательной сфере: описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого русский язык и язык химии; наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;
- в ценностно-ориентационной сфере: строить свое поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе;
- в трудовой сфере: планировать и осуществлять самостоятельную работу по повторению и освоению теоретической части, планировать и проводить химический эксперимент; использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами;
- в сфере безопасности жизнедеятельности: оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Личностными результатами являются:
- в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую науку, отношение к труду, целеустремленность, самоконтроль и самооценка;
- в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
- в познавательной сфере: мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельности.
Метапредметными результатами являются:
- владение универсальными естественно-научными способами деятельности: наблюдение, измерение, эксперимент, учебное исследование;
- умение генерировать идеи, определять средства, необходимые для их реализации;
- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
- использовать различные источники для получения химической информации.
Программа внеурочной деятельности по химии «Химия вокруг нас» рассчитана на учащихся 9 классов (34 часа).
Содержание программы внеурочной деятельности по химии «Химия вокруг нас»
Программа занятий состоит из четырёх разделов:
1. Особенности ОГЭ по химии.
2. Повторение и углубление теоретического материала, методика решения заданий разного уровня сложности.
3. Тестовый практикум.
4. Выполнение проектно-исследовательских работ.
Основное содержание
Раздел 1. Особенности ОГЭ по химии в 2019г. – 3ч
– кодификатор элементов содержания
– спецификация Кимов ОГЭ по химии
– информационные ресурсы ОГЭ
Раздел 2. «Мир химии» – теоретический материал по неорганической химии и первоначальным представлениям по органической химии, методика решения заданий разного уровня сложности – 24ч.
Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов ПСХЭ
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
Строение молекул. Химическая связь: ковалентная (неполярная, полярная), ионная, металлическая.
Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов.
Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических соединений. Номенклатура неорганических соединений.
Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Закон сохранения массы веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам: количеству и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии.
Вычисление массовой доли химического элемента в веществе.
Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей, солей (средних)
Реакции ионного обмена и условия их осуществления.
Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных.
Химические свойства оснований и кислот.
Химические свойства амфотерных гидроксидов.
Химические свойства солей (средних)
Химические свойства простых веществ неметаллов: галогенов, кислорода, серы.
Химические свойства простых веществ неметаллов: азота, фосфора, углерода, кремния
Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Человек в мире веществ.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.
Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе. Вычисления по химическому уравнению. (№21)
Расчётные задачи: вычисление массовой доли химического элемента в веществе, вычисления по химическому уравнению с использованием массовой доли растворённого вещества в растворе. (№15, 21)
Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Реакции ионного обмена.
Химические свойства простых веществ металлов: щелочных, щелочноземельных, магния и их соединений, железа и его соединений, алюминия, его соединений.
Определение характера среды растворов кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на анионы в растворе (Cl-, Br-, I-, S2-, SO32-, SO42-, NO3 -, PO4 3-, CO3 2-,
SiO3 2-)
Качественные реакции на катионы в растворе (NH4 +, Na+, K+, Ca2+, Mg2+, Fe2+, Fe3+, Al3+, Cu2+, Zn2+)
Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак)
Первоначальные сведения об органических веществах: предельных и непредельных углеводородах (метане, этане, этилене, ацетилене)
Первоначальные сведения об органических веществах: спиртах (метаноле, этаноле, глицерине), карбоновых кислотах (муравьиной, уксусной, стеариновой).
Биологически важные вещества: белки, жиры, углеводы.
Раздел включает работу по тренировочным заданиям для определения готовности школьников к экзамену по тому или иному разделу с последующим анализом и методическими рекомендациями.
Раздел 3. Тестовый практикум. – 4 ч
Включает непосредственно тестирование и работу с бланками ответов.
Раздел 4. Выполнение проектно-исследовательских работ. – 3ч
Раздел включает работу обучающихся по выбранным темам проекта по химии, консультации учителя.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Всего часов | Планируемые результаты (УУД) |
0 | Входной срез КИМ 2018г | 2 | Определить маршруты, в том числе индивидуальные, повторения и закрепления тем. |
1 | Раздел 1. Изменения в ОГЭ по химии в 2019 г. | 1 | Знает изменения в ОГЭ 2019г, кодификатор элементов содержания, спецификация Кимов ОГЭ по химии, информационные ресурсы ОГЭ; научится использовать различные источники для получения химической информации |
2 | Раздел 2. «Мир химии» | 24 | Научится определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; различать вещества разных классов простых и сложных веществ, определять их химические свойства, в том числе и изученных органических веществ; различать по качественным реакциям предложенные катионы и анионы; описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного и лабораторного экспериментов. |
3 | Раздел 3. Тестовый практикум. | 4 | Правильность оценки своих возможностей при выполнении заданий теста; умение безошибочно заполнять бланки. |
4 | Раздел 4. Выполнение проектно-исследовательских работ. | 3 | Научится определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; использовать различные источники для получения химической информации; |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Дата | |
план | факт | ||
1-2 | Входной срез КИМ 2018г (2 часа) | 05.09. 12.09 | |
Раздел 1. Особенности ОГЭ по химии в 2019 г. (1 час) | |||
3 | Особенности ОГЭ по химии в 2019 г. Кодификатор элементов содержания, спецификация Кимов ОГЭ по химии, демонстрационный КИМ 2018г., информационные ресурсы ОГЭ. | 19.09. | |
Раздел 2. «Мир химии» (24 часа) | |||
4 | Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов ПСХЭ. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева | 26.09. | |
5 | Строение молекул. Химическая связь: ковалентная (неполярная, полярная), ионная, металлическая. Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов. | 03.10. | |
6 | Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических соединений. Номенклатура неорганических соединений. | 10.10. | |
7 | Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Закон сохранения массы веществ. Классификация химических реакций. | 17.10. | |
8 | Вычисление массовой доли химического элемента в веществе. | 24.10. | |
9 | Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей, солей (средних) Реакции ионного обмена и условия их осуществления. | 07.11. | |
10 | Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных. | 14.11. | |
11 | Химические свойства оснований и кислот. | 21.11. | |
12 | Химические свойства амфотерных гидроксидов. | 28.11. | |
13 | Химические свойства солей (средних). Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Реакции ионного обмена. | 05.12. | |
14-15 | Химические свойства простых веществ неметаллов: галогенов, кислорода, серы. | 12.12. 19.12 | |
16-17 | Химические свойства простых веществ неметаллов: азота, фосфора, углерода, кремния | 26.12. 16.01. | |
18 | Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Человек в мире веществ. | 23.01. | |
19 | Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. | 30.01. | |
20 | Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе. Вычисления по химическому уравнению. | 06.02. | |
21 | Расчётные задачи: вычисление массовой доли химического элемента в веществе, вычисления по химическому уравнению с использованием массовой доли растворённого вещества в растворе. | 13.02. | |
22 | Химические свойства простых веществ металлов: щелочных, щелочноземельных, магния и их соединений, железа и его соединений, алюминия, его соединений. | 20.02. | |
23 | Определение характера среды растворов кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на анионы в растворе (Cl-, Br-, I-, S2-, SO32-, SO42-, NO3 -, PO4 3-, CO3 2-, SiO3 2-) Качественные реакции на катионы в растворе (NH4 +, Na+, K+, Ca2+, Mg2+, Fe2+, Fe3+, Al3+, Cu2+, Zn2+). | 27.02. | |
24 | Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак) | 06.03. | |
25 | Первоначальные сведения об органических веществах: предельных и непредельных углеводородах (метане, этане, этилене, ацетилене) | 13.03. | |
26 | Первоначальные сведения об органических веществах: спиртах (метаноле, этаноле, глицерине), карбоновых кислотах (муравьиной, уксусной, стеариновой). | 20.03. | |
27 | Биологически важные вещества: белки, жиры, углеводы. | 03.04. | |
Раздел 3. Тестовый практикум. (4 часа) | |||
28-29 | Диагностическая работа | 10.04. 17.04. | |
30-31 | Диагностическая работа | 24.04. 08.05.. | |
Раздел 4. Выполнение проектно-исследовательских работ (3часа) | |||
32-34 | Работа обучающихся по выбранным темам проекта, консультации учителя. | 15.05 22.05. |
Литература
Соколова И.А.ОГЭ-2020. Химия. Сборник заданий: 550 заданий с ответами.
- Шапаренко Е.Ю. ОГЭ. Химия. Универсальный справочник.
- Антошин А.Э.ОГЭ-2018. Химия. Тематические тренировочные задания. 9 класс
- Крышилович. Е.В.. Мостовых В.А. Химия. Все темы школьного курса. Тренировочные задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
Рабочая программа "Мир вокруг нас"
Цель программы – формирование элементарных представлений о природе, о человеке и обществе, их взаимодействии.Программа носит интегрированный характер, объединяет несколько учебных дисциплин &nda...
Рабочая программа кружка "Вокруг света"
Кружок «Вокруг света», для обучающихся 9-х классов, направлен на реализацию регионального компонента во внеурочной деятельности . Программа строится на региональной характер...
Рабочая программа "Мир вокруг нас" для обучающихся 5-7 лет
Рабочая программа "Мир вокруг нас" для обучающихся 5-7 лет...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...