РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА "ПРИРОДА ВОКРУГ НАС"
рабочая программа (5 класс) по теме

Абрамов Василий Иванович

 

    С каждым днем становится все яснее, что за многие блага, доставленные с цивилизацией, человек расплачивается слишком дорогой ценой - разрушением природной среды. Занятия эколого-биологического общества школьников по предложенной программе призваны способствовать формированию у школьников любви к родному краю и убежденности в необходимости предвидеть последствия влияния человека на природу.

Программа разработана для углубления знаний по биологии и экологии на межпредметной интегрированной основе с применением краеведческого содержания. Она рассчитана на два года для учащихся 5-8 классов (возраст от 10-14 лет).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhka_priroda_vok.nas_5-8kl.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Плотавская средняя общеобразовательная школа Баевского района Алтайского края

«Принято»                                                                                                                                            «Утверждаю»    

Руководитель МО                                                                                                                                                      Директор                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

___________Абрамов В.И.                                                                                                        __________Дробышева О.И.

Протокол № __от                                                                                                                       Приказ №___от

«___» ______2014                                                                                                                        «___»___________2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА "ПРИРОДА ВОКРУГ НАС"

5-8 КЛАССЫ

НА 2014 – 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

35часов (1 час в неделю)

                                                                        Учитель: Абрамов Василий Иванович

                                                                                Стаж: 26 лет, категория: высшая

                                                                                Год аттестации: 2014

с. Плотава, 2014

Разработчик программы:  Абрамов В.И.

Рецензенты:

   Рассмотрено на заседании методического объединения учителей естественно-научного цикла ОУ: «Плотавской муниципальной средней общеобразовательной школы Баевского района Алтайского края»

Рекомендовано к утверждению на педагогическом совете  к использованию в образовательном процессе

Протокол №      от                        _2014

Руководитель МО:_Абрамов В.И.

Утверждено на заседании педагогического совета:  протокол №             от                        2014г.

Заместитель директора поУВР:Абрамова Л.Л.

Пояснительная записка

    С каждым днем становится все яснее, что за многие блага, доставленные с цивилизацией, человек расплачивается слишком дорогой ценой - разрушением природной среды. Занятия эколого-биологического общества школьников по предложенной программе призваны способствовать формированию у школьников любви к родному краю и убежденности в необходимости предвидеть последствия влияния человека на природу.

Программа разработана для углубления знаний по биологии и экологии на межпредметной интегрированной основе с применением краеведческого содержания. Она рассчитана на два года для учащихся 5-8 классов (возраст от 10-14 лет).

Содержание и принципы построения, а также методическая система преподавания имеет цели:

  • Использовать силу воздействия научных знаний по биологии, географии, экологии и истории родного края в их комплексе для формирования экологической культуры личности школьника в особо ответственный период ее развития - период самоопределения собственных возможностей в процессе реализации их в будущих жизненных ситуациях.
  • Развитие у учащихся чувство красоты и целесообразности в отношениях человека и природы.
  • Сформировать эстетический вкус и этическое чувство единства с природой.

Для реализации целей программы сформулированы следующие задачи:

Образовательные

  • Углубить и закрепить знания по биологии географии, экологии и родного края;
  • Формировать навыки самостоятельной работы по изучению объектов природы и ее анализ.

Развивающие

  • Развить у школьника познавательный интерес к изучению краеведческих проблем биолого-экологического содержания;
  • На основе межпредметных связей развивать умственные способности школьников в использовании методов научного анализа природных явлений;
  • Максимально привлекать учащихся к выполнению индивидуальных знаний, развивая интеллектуальные способности, применяя принцип индивидуальности и дифференцирования.

Воспитательные

  • Создание дружеской творческой среды вокруг самоопределяющейся личности, воспитание любви к Родине;
  • Формирование уверенности в правильности принятых природоохранительных актов государства на основе уважения законов развития природы и общества;
  • Формирование активной жизненной позиции школьника

Тематический план работы биологического кружка на Сентябрь

Тема 1. Природа под микроскопом.

Дата

Темы занятий

Кол-во часов

Форма занятий

1

05.09

Введение. Методы исследования природы. Правила безопасности и меры первой помощи.

1

Вводная лекция с элементами беседы и практической деятельности.

2.

12.09

Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом. Приготовление микропрепаратов.

1

Рассказ учителя. Беседа.

Практическая раб.

3.

19.09

Простейшие организмы.

1

Рассказ, исследовательская работа с микроскопом

4.

26.09

Клетки растений и животных.

1

Рассказ, исследовательская работа с микроскопом

Тематический план работы биологического кружка на Октябрь

Тема 2. Осенние явления в природе.

Дата

Темы занятий

Кол-во часов

Форма занятий

1

03.10

Введение. Сезонность в природе. Фотопериодизм.

1

Вводная лекция с элементами беседы и практической деятельности.

2.

10.10

Осень в жизни растений и животных.

Осенние пейзажи.

1

Рассказ учителя. Беседа.

Экскурсия, фотосессия

3.

17.10

Грибное царство.

1

Беседа,

Проектная деятельность

4.

24.10

«Тихая охота». Правила сбора  и переработки грибов. Первая помощь при отравлении.

1

Беседа, экскурсия с фотоаппаратом

5.

31.10

О чем нам осень рассказала.

1

Выставка, презентация

Тематический план работы биологического кружка на Ноябрь

Тема 3. Зеленый мир.

Дата

Темы занятий

Кол-во часов

Форма занятий

1.

07.11

Мир растений. Особенности и многообразие растений.

Тайны жизни растений. Строение растений и жизнедеятельность. Органы растений и их функции.

1

Вводная лекция с элементами беседы , экскурсия.

Практическая работа с гербарием

2.

14.11

Роль растений в природе и жизни человека.

1

Беседа. Проектная деятельность

3.

21.11

Съедобные и ядовитые растения.

Лекарственные растения.

1

Рассказ. Проектная деятельность.

4.

28.11

Растения красной книги Ростовской края и меры по их охране.

1

Рассказ, проектная деятельность.

Дополнительно: организация и проведение внеклассного мероприятия для учеников начальной школы «Что ты знаешь о растениях?».

Тематический план работы биологического кружка на Декабрь

Тема 4. Мир животных.

Дата

Темы занятий

Кол-во часов

Форма занятий

1.

05.12

12.12

Мир животных. Особенности и многообразие животных.

2

Вводная лекция с элементами беседы .

2.

19.12

Животные в жизни человека.

1

Рассказ. Проектная деятельность.

3.

26.12

Животные красной книги Алтайского края и меры по их охране.

1

Рассказ, проектная деятельность.

Тематический план работы биологического кружка на Январь

Тема 5. Организм человека.

Дата

Темы занятий

Кол-во часов

Форма занятий

1

06.01

Человек -особенный.

1,5

Вводная лекция с элементами беседы .

2.

11.01

Как появился человек.

Выявление доказательств эволюции человека.

1,5

Рассказ учителя. Беседа.

Практическая раб.

3.

13.01

Особенности устройства и работы систем органов человека.

1,5

Исследовательская работа с рисунками и справочниками

4.

18.01

Функциональные пробы и исследования работы организма человека.

1,5

Практическая работа.

5.

20.01

Особенности ВНД человека.

1,5

Беседа. Проектная деятельность

6.

25.01

Факторы здоровья человека.

1,5

Рассказ. Проектная деятельность.

7

27.01

Влияние вредных привычек на здоровье.

1,5

Рассказ. Проектная деятельность.

Тематический план работы биологического кружка на Февраль

Тема 6. Эволюция природы.

Дата

Темы занятий

Кол-во часов

Форма занятий

1

01.02

Теория эволюции.

От Дарвина до Опарина.

1,5

Вводная лекция с элементами беседы .

2.

03.02

Доказательства эволюции.

1,5

Рассказ учителя. Беседа.

Поисково-исследов. работа

3.

08.02

Начало эволюции.

Рождение Земли.

1,5

Исследовательская работа с рисунками и справочниками

4.

10.02

Первые «живые» в океане.

Эволюционное дерево (аппликация).

1,5

Коллективная творческая деятельность

5.

15.02

Завоевание суши.

1,5

Беседа. Проектная деятельность

6.

17.02

История динозавров.

1,5

Рассказ. Проектная деятельность.

7

22.02

Необыкновенные предки современных теплокровных.

1,5

Рассказ. Проектная деятельность.

8

24.02

Эволюция сегодня и завтра

1,5

Рассказ. Викторина.

Тематический план работы биологического кружка на Март

Тема 7. Весна в природе.

Дата

Темы занятий

Кол-во часов

Форма занятий

1

01.03

Признаки весны.

1,5

Вводная лекция с элементами беседы . Стихи. Загадки.

2.

03.03

Весна в жизни растений.

1,5

Рассказ учителя. Беседа.

Проращивание семян (опыты)

3.

10.03

Первоцветы под охраной.

По страницам красной книги Ростовской области.

1,5

Рассказ учителя, проектная деятельность

4.

15.03

Вырастить растение своими руками.

Основы растениеводства. Выращивание рассады овощных и комнатных растений.

1,5

Рассказ. Практическая работа

5.

17.03

Способы вегетативного размножения растений.

1,5

Беседа. Практическая работа

6.

22.03

Весна в жизни животных.

1,5

Рассказ. Проектная деятельность.

7

24.03

Весенние пейзажи

1,5

Экскурсия в лес, фотосессия

8

29.03

Секреты перелетных птиц.

1,5

Рассказ. Проектная деятельность.

9

31.03

Международный День птиц.

1,5

Подготовка праздника.

Организация экскурсионной поездки в музей г. Камень -на- Оби  (весенние или летние каникулы)

Тематический план работы биологического кружка на Апрель

Тема 8. Природа под охраной.

Дата

Темы занятий

Кол-во часов

Форма занятий

1

05.04

Экологические проблемы.

1,5

Вводная лекция с элементами беседы . Выбор проекта.

2.

07.04

Экологические организации.

1,5

Рассказ учителя. Исследовательская  работа .

3.

12.04

Состояние природы в районе нашего села.

1,5

Обзорная экскурсия, фоторепортаж

4.

14.04

Исследования состояния природы. ПДК.

1,5

Практическая работа

5.

19.04

Методы охраны природы. Природоохранные территории.

1,5

Рассказ. Исследовательская  работа .

6.

21.04

Экологическая тропа.

1,5

Разработка проекта, экскурсия

7

26.04

Экологические проекты.

1,5

Практическая деятельность, презентации

8

28.04

Экологическая акция: « Чистый берег!»

1,5

Практическая деятельность

 Организация и проведение экологического месячника в школе. Выступление эко-бригады  для младших школьников.

Тематический план работы биологического кружка на Май

Тема 9. Здоровье человека и окружающая среда.

Дата

Темы занятий

Кол-во часов

Форма занятий

1

03.05

Здоровье и факторы риска болезни.

1,5

Вводная лекция с элементами беседы .

3.

10.05

Здоровье и среда жизнедеятельности человека.

1,5

Рассказ учителя, проектная деятельность

4.

12.05

Влияние загрязнений среды на здоровье человека.

1,5

Рассказ. Поисково-исследов. работа

5.

17.05

Анализ уровня загрязненности среды жизнедеятельности человека.

1,5

Беседа. Практическая работа

6.

19.05

Здоровый образ жизни.

1,5

Рассказ. Проектная деятельность.

7

24.05

Культура питания.

Анализ  состава пищевых продуктов.

1,5

Беседа. Практическая работа.

8

26.05

Акция: «Если хочешь быть здоров…»

1,5

Поход, спортивные соревнования

9

31.05

Итоговое отчетное занятие.

1,5

Конкурс проектов. Конференция.

Итоги проводятся на научно-практической конференции школы, района

                В результате учащиеся должны:

 Уметь/Знать:

Составляется таблица на начало и конец года обучения по разделам.

Умение связно передать наизусть текст 25-30 предложений (5 класс) и 40-50 предложений (7-8 класс).

Умение построить планы выступления.

Умение составить кроссворд на 10 понятий из темы.

Умение составить дидактическое задание, запрограммировав 6-8 ошибок.

Умение вести фенологические наблюдения.

Умение подбирать познавательный материал для загадок.

Умение делать гербарии.

Умение работать с микроскопом.

Умение находить на карте А.к. (Алтайского края)и ее границы.

Умение показать заповедники А.к. на карте.

Умение вести дискуссию.

Умение взять интервью.

Знание природных ресурсов А.к.

Знание основных экологических терминов.

Знание флоры А.к.Знание фауны А.к.

Знание заповедных м реликтовых растений.

Знание основных комнатных растений.

Знание об основных загрязнителях А.к.

Выпуск газеты, статьи, бюллетеня.

Участие в конкурсах и семинарах.

Участие в олимпиадах.

Участие в экологических движениях (эко-шоу).

Самостоятельные исследовательские работы.

Диагностика и мониторинг развития познавательных качеств личности школьника.

Обозначение дается в цветовой гамме - на начало и конец года.

Красный цвет - качество развито очень хорошо.

Синий цвет - качество развито хорошо.

Зеленый цвет - сформировано слабо из-за природной стеснительности.

Желтый цвет - развито слабо.

Коричневый - развито средне, лишь из-за неустойчивой любознательности.

Литература для учителя

Конвенция о правах ребенка

  1. Фрумэн Н. Д., Эльпонин Б. Д. "Образовательное пространство как пространство развития"/ж - л "Вопросы психологии" №1 - 93.
  2. "Дополнительное образование детей - фактор развития творческой личности (тезисы и материалы Всероссийской научно-практической конференции)". "Проблемы становления и развития образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей". Спб., 2004г.
  3. Беляев В. С., Василевская С. Д. "Изучаем природу родного края". М.: Просвещение, 2002г.
  4. Пелевин В. И. "Охрана природы". М.: Наука, 2001г.

Литература для ученика

  1. Панарков М. А. "Школьные походы в природу". М.: Просвещение, 2005г.
  2. Дроздов Н. Н. "Определитель птиц Фауны России". Просвещение, 2000г.
  3. Склеревский Л. Я., Губанов Н. А. "Лекарственные растения в быту". М.: Наука, 2002г.
  4. Гладков И. А., Рустамов А. К. "Животные культурных ландшафтов". М.: Мысль, 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа спецкурса по математике 6 класс "Математика вокруг нас"

Рабочая программа спецкурса позволят рассматривать задания повышенного уровня сложности, готовит учащихся к олимпиадам...

Рабочая программа курса по выбору в 9 классе по геометрии: "Геометрия вокруг нас"

Рабочая программа рассчитана на 17 часов. Цель курса: заинтересовать учащихся прикладными возможностями математики в изучении других дисциплин....

ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ. ДВИЖЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ И ВОКРУГ СОЛНЦА.

Урок усвоения нового материала по теме: ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ. ДВИЖЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ И ВОКРУГ СОЛНЦА. Данную тему урока вместе с презентацией можно использовать при подготовке к ЕГЭ"...

Рабочая программа Вокруг тебя мир

Программа предмета "Вокруг тебя мир" на 5,6 класс по ФГОС...

Конспект для детей с особыми образовательными потребностями в средней группе «Экологическая экскурсия вокруг детского сада «Мир вокруг нас».

представлен конспект экскурсии вокруг детского сада для детей средней группы с особыми образовательными потребностями...

"Математика вокруг нас" Презентация "Треугольники вокруг нас"

Данная презентация может быть использована на кружке по математике для 5и 6 классов.Содержание презентации поможет получить представление об использовании треугольников в быту, технике, строительстве....

Рабочая программа "Вокруг света"

Богатое содержание курса географии предоставляет большие возможности для организации разнообразной деятельности, как на уроке, так и внеурочное время. Внеклассная работа способствует улучшению учебной...


 

Комментарии

Кузнецова Татьяна Александровна

БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ПРОГРАММУ КРУЖКА "ПРИРОДА ВОКРУГ НАС". С уважением Кузнецова Т.А.