Программа по внеурочной деятельности "Школа лидера"
рабочая программа (5 класс) на тему

Уразбахтина Лилия Аскаровна

Программа по внеурочной деятельности "Школа лидера"

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ГУРЬЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«Утверждаю»                                                                                                         «Принято»

Директор школы                                                                                         педагогическим советом

_______А.А. Сидоренко                                                               Пр.№ __ от  «___»   ______2017г.

 «___»  ______2017 г.                                                                      

Рабочая программа

по внеурочной деятельности «Школа лидера»

для 5-6-х классов,

учителя: Шариповой Лилии Аскаровны

2017-2018  учебный год

2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Современная реформа образования в России вызвала ряд серьёзных изменений в привычной для нас практике обучения и воспитания детей.

В Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» подчёркивается гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности и любви к Родине.

Почти мистическое преклонение перед лидером характерно сегодня для самых разных сфер человеческих взаимоотношений. И это естественно: необходимы сильные, предприимчивые, умные люди, чуждые ненужной сентиментальности и способные вывести общество из того коллапса, в котором оно оказалось под воздействием сразу нескольких психологических императивов.

Человек, который сильнее, смелее, решительнее, предприимчивее, - конечно, успешнее тех, кто ему во всех этих качествах уступает. И важно не заклеймить их позором, а найти в каждом оптимальное и помочь развить недостающее.

Возникает вопрос: «Лидером становятся или лидером рождаются?». Cтановятся, думают многие. Отчасти это правильно. Но ведь во многих людях уже почти с рождения бывает заложена определённая харизма. От степени её проявления тоже зависит становление личности. Так, может быть, правильнее было бы сказать не « как стать лидером », а « как остаться лидером »?

Как мы видим, «лидер » - понятие сложное и многогранное. Они являются обладателями самых разнообразных качеств, свойств, привычек, знаний, умений. Что из этого определят статус лидера, ответить сложно. Но точно можно сказать, что это – целый набор специфических и уникальных качеств, призванных выявить человека – лидера в любой сфере деятельности. Надо только найти эту сферу.

Программа «Школа лидера» рассчитана на учащихся 5-6 классов. Она направлена на воспитание всесторонне развитой творческой личности, на развитие ее активной социальной позиции и организаторских способностей.

«Школа лидера» включает в себя 6 направлений: « Ведущий за собой » (организаторские навыки), « Коллектив - основа организаторской деятельности », « Как правильно организовать работу», « Игровые технологии», «Организация самоуправления», «Мастер слова».

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Цель: способствовать формированию лидерских качеств личности.

Задачи:

- создание благоприятных условий для полезного досуга детей;

- удовлетворение потребностей в творческом самовыражении, свободном общении учащихся;

- организация реальных дел, доступных для детей и дающих конкретный результат;

- внесение в жизнь подростка фантазии, элементов игры, оптимистической перспективы и приподнятости.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

-Закон «Об образовании в Российской Федерации»;

-Федеральный государственный образовательный стандарт;

-Конвенция о правах ребенка;

-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);

-Устав школы.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Сольются мысли и слова

И да воздвигнутся Дела….»

Отечественную систему образования и воспитания, как и состояние современной российской педагогики (по мнению В. И. Андреева), часто характеризуют как кризисную. Это состояние неотделимо от кризиса общества, когда из сферы политики и экономики кризис перешел в область культуры, образования и воспитания человека. Состояние современного общества, характеризующегося существенными переменами социальных и культурных условий жизни, требует творческой, активной и ответственной позиции человека. Пространство детского и молодёжного движения включает в себя стиль жизни, формирующий навыки коллективной творческой деятельности, лидерских качеств молодого человека, его самореализации и самоопределения.

Ученическая самодеятельность, ученическое самоуправление – это школа гражданственности. Именно поэтому сегодня важно развивать самоуправление учащихся как управление своей деятельностью и коллегиальные формы управления образовательным учреждением с равноправным участием обучающихся, педагогов, родителей; воспитывать обучающихся в духе свободы, личного достоинства и демократии.

Истоки самоуправления в образовании восходят к XII веку, к опыту первых университетов, которые не хотели подчиняться королям, императорам и римским папам. Поиски его смысла и места в детско-взрослом сообществе продолжаются.

Программа обучения актива детских объединений «Лидер» нацелена на освоение учащимися основ управления коллективом, этапов проектирования работы объединения, формирование умений и навыков организаторской деятельности, отработку моделей эффективного общения и поведения в различных жизненных ситуациях.

Вся деятельность в программе основывается на принципе: «Я-Ищущий и Дарящий, Я –Учитель и ученик, Воспитатель и Воспитанник»-способствующий развитию творческого начала в ребенке, его лидерской и познавательной активности и строится с учетом существующих проблем: реальная опасность регрессивного пути развития личности подростка (ассоциальное поведение, агрессивность, моральная деградация, наркомания, алкоголизм, бездуховность и т. д.); вступление в деструктивные религиозные секты, вступление в бандитские группировки; подросткового суицида.

На основании понимания того, что высокоразвитое чувство гражданского долга, ответственности за свои дела и поступки, активное усвоение социальных ролей и отношений, инициатива и творчество при выполнении общественно-значимых поручений и конкретных дел создают атмосферу сопричастности детей и подростков ко всему, что является предметом их увлеченности и интересов. Стремление к объединению детей и подростков - естественная потребность в этом возрасте, так как объединяясь в группы, подростки стремятся самоутвердиться, самореализоваться, испытывают свою защищенность. В программе особое значение уделяется формам социализации, самореализации, саморазвития.

Практика доказывает, что деятельность детей, подростков и молодежи развивается успешно тогда, когда она активно поддерживается взрослыми.

Формы организации учебных занятий:

- теоретическая подготовка (беседы, семинары, лекции);

- практическая деятельность (акции, социологические опросы, консультации, тренинги, деловые и ролевые игры)

Наиболее эффективными и популярными формами работы являются традиционные: сборы актива детских общественных объединений и органов ученического самоуправления образовательных учреждений; совместные коллективно-творческие дела; Слёт детских общественных организаций и Советов ученического самоуправления; акции; консультации с лидерами школ по созданию и работе органов ученического самоуправления.

Формы организации учебного процесса:

- групповая (работа с группой детей);

- индивидуальная (консультации каждого воспитанника).

Формы организации воспитательного процесса:

- познавательно-творческая деятельность (конкурсы, турниры, дискуссии);

- культурно-досуговая деятельность (творческие гостиные, праздники, экскурсии, тренинги);

- спортивно-оздоровительная деятельность (игры на местности, пропаганда ЗОЖ, валеологические и психологические упражнения);

- работа органов ученического самоуправления (выборы детского актива, лидерские сборы и Слеты, акции);

- индивидуальная работа (консультации, составление индивидуальной карты развития воспитанника, коррекция поведения);

- взаимодействие (внутренние и внешние связи коллектива).

Методы обучения:

- словесные методы (рассказ, объяснение, беседа);

- эвристический метод («нахожу», «открываю»);

- исследовательский метод (предполагает самостоятельный поиск и пути решения поставленных задач);

- наглядные методы (демонстрация схем, таблиц, образцовых работ и т. д.);

- игровые методы (ролевые, деловые, интеллектуальные и творческие игры);

- практические методы (задания, упражнения, тренинги и т. д.).

В программе «Лидер» используются элементы образовательных технологий:

·  игровые технологии включают в себя достаточно обширную группу методов и приемов организации образовательного процесса в форме различных педагогических игр.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей и подростков к учебной деятельности

·  технология «диалог культур» основывается на создании ситуации диалога, которая предполагает следующие элементы:

-  диагностика готовности учащихся к диалогу (базовые знания, коммуникативный опыт, восприятие точек зрения);

-  поиск опорных мотивов (волнующих вопросов и проблем);

-  переработка учебного материала в систему проблемно-конфликтных вопросов и задач;

-  продумывание различных вариантов развития сюжетных линий диалога;

-  проектирование способов взаимодействия участников дискуссий, диспутов и их ролей;

-  выявление зон импровизации, то есть таких ситуаций, которые трудно предусмотреть.

Диалог, как двусторонняя смысловая связь, является важнейшей составляющей процесса обучения и выделяет внутриличностный диалог (противоречия сознания и эмоций), диалог как речевое общение людей (коммуникативность), диалог культурных смыслов.

·  технология «педагогика сотрудничества» включает в себя переход от педагогики требований к педагогике отношений (Ш. А. Амонашвили, Е. Н. Ильин). Гуманно-личностный подход к ребенку, единство обучения и воспитания, выстраивание интегральных нравственных отношений, проявляющихся в следующем:

1.  гуманизм - в реальной помощи другому человеку;

2.  коллективизм - в общественной работе на благо коллектива;

3.  отношение к труду – добросовестное выполнение обязанностей;

4.  патриотизм – в общественно – полезной деятельности;

5.  достоинство – в культивировании положительных качеств своего «Я».

·  технология развивающейся кооперации (автор которой Т. Ф. Акбашев), которая предполагает специально построенную процедуру поисков ответов на вопросы системного анализа: Что это? Откуда возникло и почему? Как оно устроено и как это можно доказать? Для чего это может быть использовано? Отвечая на эти вопросы, учащиеся получают представление о содержании и объёме имеющихся у них знаний по данному вопросу или данному предмету; обнаруживают ориентиры для поиска недостаточных знаний, открывают свои неисчерпаемые возможности; обретают способность к единению и согласию; становятся действительными творцами, открывая в явлениях и предметах новое, неведомое никому: ни им самим, ни педагогу. Таким образом, они идут по пути саморазвития.

·  Технология коллективно-творческих дел (И. П. Иванов, А. С. Макаренко)- это поиск путей, способов, средств решения общей жизненно важной практической задачи-дело. В процессе КТД осуществляются в тесном единстве и слиянии следующие воспитательные задачи: политического, нравственного, трудового, умственного, физического, эстетического. В процессе КТД развиваются три стороны личности: познавательно-мировоззренческая (знания, взгляды, убеждения, идеалы); эмоционально-волевая (чувства, стремления, интересы, потребности), деятельностная (умения, навыки, привычки, способности, черты характера)

·         Технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) (Г. С. Альтшуллер)- это формирование творческого мышления учащихся и воспитание творческой личности, обладающей развитым воображением, подготовленной к стабильному (сильному) решению нестандартных задач в различных областях деятельности. ТРИЗ включает в себя разделы, где изучаются законы развития технических систем, предлагаются пути и способы развития творческого воображения, обосновывается жизненная стратегия творческой личности. Курс РТВ является особым разделом ТРИЗа, где на нетехнических задачах отрабатывается умение применять элементы ТРИЗа, расшатываются привычные представления об объектах, ломаются жесткие стереотипы.

Программа рассчитана на 35 часов, из расчета 1 час в неделю.

Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане

Программа внеурочной деятельности «Школа лидера» направлена на реализацию социально-педагогического направления, рассчитана для обучаемых 5-6 классов на 1 год обучения. 35 часов в год ( 1 час в неделю)

Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности

Программа основывается на реализации следующих педагогических принципов:

- принцип демократизации, определяющийся в свободе выбора, партнерским характером взаимодействия субъектов педагогического процесса;

- принцип гуманизации и гуманитаризации, реализующийся через содержание занятий, превращающих ценности культуры и нравственности из предмета изучения в созидательную основу образования, взаимодействия и деятельности;

- принцип активности субъектов образовательного процесса, реализующий их личностное взаимодействие и проявляющийся во внедрении активных методов и оперативном учете индивидуальных особенностей личности, обеспечении творческого характера деятельности;

принцип здоровьетворящего образования, реализующийся через формирование культуры отношения к своему здоровью как к системе, единому целому (триединство тела-души-разума) и основополагающей идеи «Не навреди!»;

принцип воспитывающего обучения, обеспечивающий формирование у детей навыков культурного поведения, дисциплинированности, самоорганизации,

принцип самоуправления, предусматривающий целеполагание и целеустремлённость, планирование, учёт, самоконтроль и корреляцию.

Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения данного курса

Личностными результатами обучения курса  в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты:

  1. воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  3. формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  4. освоение социальных норм, правил поведения, основ этикета, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  5. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  6. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Важнейшие метапредметные результаты обучения:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной  деятельности,  развивать мотивы  и  интересы  своей познавательной деятельности;
  2. умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  3.  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  4.  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  6. умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  7. владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  8.   смысловое чтение;
  9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  10. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
  11. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетенции).

Предметные результаты:

   Воспитанники имеют устойчивый интерес к познавательной деятельности. Инициативны в      проведении общественно-полезных дел. Обладают навыками саморегуляции и психонастроя, взаимодействия с социумом.

       

Формы организации образовательного процесса:

                Программа предусматривает проведение традиционных уроков, практических занятий, , обобщающих уроков, игровых и  др.форм в рамках системно-деятельностного подхода.

Виды и формы контроля:

Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает  ряд тестовых вопросов (заданий) по основным проблемам изучаемой темы.  Данный курс, помимо теоретической части, включает в себя практическую часть – практические работы.

                Содержание программы достаточно универсально, что представляет широкие возможности для использования различных форм контроля: устный и письменный, фронтальный и индивидуальный.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование  разделов (тем)

Количество часов

всего

формы контроля

беседа

Практическая работа

тренинг

тест

экскурсии

1

Тема №1 «Кто такой лидер?»

4

1

1

1

1

1

2

Тема № 2 «Мастер слова»

4

1

2

1

1

3

Тема №3 «Основы этикета»

3

1

1

1

4

Тема №4 «Развитие лидерских качеств» (психология лидера)

5

1

3

1

5

Тема  №2 «Коллектив - основа организаторской деятельности».

5

1

2

1

1

6

Тема №3 «Как правильно организовать работу»

4

1

3

7

Тема №4 «Организация самоуправления»

3

1

2

8

Тема №5 «Игра – дело серьёзное» Актерское мастерство.

7

1

5

1

Итого:

35

7

18

5

3

2

Содержание курса

Тема 1: « Кто такой лидер? »

Методы работы:

- игры на знакомство;

- знакомство с целью детского творческого объединения «Ведущий за собой»;

- Беседа на тему «Кто такой лидер? »;

- тесты «Имеете ли вы организаторские способности», «Умеете ли вы выполнять указания? »;

- Организаторская этика – что это такое?

Тема 2: «Мастер слова»

Введение в риторику. Публичное выступление. Правила успешного публичного выступления. Монолог и диалог.

Тема 3: «Основы этикета»

Введение в этикет. Воспитанность как часть имиджа. Практические упражнения.

Тема 4: «Психология лидера» Черты характера лидера. Как развить в себе стрессоустойчивость, силу воли и решительность? Практические упражнения

Тема 5: « Коллектив - основа организаторской деятельности ».

Методы работы:

- Что такое коллектив? Портрет коллектива;

- Стадии развития коллектива (по А. Н. Лутошкину и А. С. Макаренко);

- Позиция актива в коллективе ребят;

- Система поручений в детском коллективе.

Тема 6: «Как правильно организовать работу»

Методы работы:

- Беседа: «10 этапов от старта до финиша »;

- Советы начинающему организатору;

- ролевые и деловые игры, имитирующие реальные жизненные ситуации.

Тема 7: «Организация самоуправления»

Методы работы:

- Беседа: «Что такое самоуправление? Структура самоуправления. Модель школьного ученического самоуправления »;

- Практическое задание: создать модель ученического самоуправления для младших школьников;

- Варианты создания информационного стенда школьного самоуправления;

Тема 8: «Игра – дело серьёзное »

Методы работы:

- Беседа на тему « Играйте серьёзно »,

- практическое занятие «Виды игр», «Актерское мастерство».

Выезды  в театр и посещения музея.

Культмассовые мероприятия способствуют сплочению коллектива, эстетическому воспитанию, приобщению к культурным ценностям.

Вечер добрых друзей.

Общение, развлекательная программа, подведение итогов, планы на будущее.

Экскурси

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

В практике нашей деятельности мы опираемся на методологическую базу следующих ученых: учение о развитии личности в общефилософском плане (Г. Гегель, Р. Декарт, Л. Фейрбах и др.); теория развития личности в общенаучном и психолого-педагогическом плане (Ш. А. Амонашвили, Б. Г. Ананьев, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. И. Леонтьев, Лурия А. Р., С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.).

Проблема формирования и развития творчества личности, основные творческие стратегии мышления, которые являются стержневыми в структуре интеллекта личности, находит отражение в работах российских и зарубежных авторов (В. И. Андреева, Г. С. Альтшуллера, Г. Я. Буш, Л. А.Венгера, В. В.Давыдова, О. М. Дьяченко, А. В.Запорожца, А. Н. Лук др.); ориентировочно-исследовательской деятельности детей посвящены работы (Н. Н. Поддъякова, Л. Н. Менщикова, Л. Н. Прохорова, Н. Р. Климова, Н. Рыжова и др.).

Вопросами воспитания детей в коллективе, а также теорией и практикой школьного самоуправления занимались такие ученые-педагоги как (С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, Ф. Ф. Брюховецкий, Т. Е. Конникова, Э. Г. Костяшкина, В. Н. Сорока-Росинский, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.)

Широкую известность получила «коммунарская методика» И. П. Иванова в процессе самоуправления и опыт проведения «ключевых дел» под руководством В. А. Караковского.

На развитие школьного самоуправления оказывает свое влияние теория социального управления, социологи (Г. В. Атаманчук, В. Г. Афанасьев, В. Г. Белов, П. Н. Лебедев, В. В. Решетов, Е. В. Петрова и др.).

Опираясь на теорию социального управления, проблему ученического самоуправления рассматривали ведущие педагоги (В. М. Коротов, Ю. А. Конаржевский, Р. Х. Шакуров, Л. И. Новикова, Л. К. Балясная, М. Д. Виноградова, Н. С. Дежникова, Л. Ю. Гордин, В. М. Опалихина, Н. К. Твердохлебов, Н. И. Приходько, П. Т. Фролов, П. И. Третьяков, М. М. Поташник, А. Е. Капто, и т. д.)

Вопросы воспитания детей в коллективе, теории и практики самоуправления, духовно-нравственного развития в процессе взаимодействия общего и дополнительного образования исследовались в работах (И. В. Бужиной, А. Я. Журкиной, И. П. Иванова, Т. Г. Исаковой, В. А. Караковского, Т. И. Петраковой, С. В. Сальцевой, Н. Е. Щурковой и др.)

Дополнительная литература:

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология. – М.,2000.
  2. Безопасные игры / Сборник социально-психологических игр. Под общей редакцией: Молокановой Т.В. – заведующей социально-психологической службой ВДЦ «Орленок», 2006 г.;
  3. Битянова М.Р. Школьная психологическая служба. – М., 1999.
  4. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов.- СПб.: Речь, 2002.
  5. Вачков И.В., Дербко С.Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъективного подхода к групповой работе: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004.
  6. Воспитание школьников. Теоретический и научно-методический журнал.
  7. Дилтс Р. НЛП: навыки эффективного лидерства. СПб., 2003.
  8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Эффективная команда: шаги к созданию. Руководство для тех, кто хочет создать свою команду.- СПб.: Речь, 2003.
  9. Касьянов С. А. Энциклопедия психологических тестов – М., 2000
  10. Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. СПб., 2002.
  11. Лидерские игры / Сборник социально-психологических игр. Под общей редакцией: Молокановой Т.В. – заведующей социально-психологической службой ВДЦ «Орленок», 2006 г.;
  12. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб.: ООО Издательство «Речь», 2000.
  13. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Пособие для студ. психол. факультетов университетов. - М., 2003.
  14. Психогимнастика в тренинге  / под ред. Н. Ю. Хрящевой – СПб., 2002
  15. Психологический словарь / под ред. А.В. Петровского. - М., 1996.
  16. Рогаткин Д.В. Школьное ученическое самоуправление. Учебник. – Петрозаводск, Юниорский союз «Дорога», 2002.
  17. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании ТТ.1,2. - М.,1999.            
  18. Рогов Е.И. Психология группы – М.; Владос, 2005.
  19. Симонов Д. А. Социальная психология в вопросах и ответах – М., 2004
  20. Смолий Е.С. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении. – М., 2003.
  21. Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий/ авт.-сост. Голубева Ю. А. и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
  22. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Практическое пособие для педагогов и школьных психологов. – М.: Генезис, 2003г.
  23. Что может самоуправление? Право на участие в управлении школой / авт.-сост.  – Д.В. Рогаткин .- Петрозаводск, Юниорский союз «Дорога», 2004.
  24. Шелби Б. Тесты для детей. – М., 1999.


Календарно-тематическое планирование учебного материала

по внеурочной деятельности «Школа лидера»  для 5 – 6  классов на 2013-2014 учебный год.

Учитель Шамшина Т.В.

№ урока

Дата урока

Тема урока

Виды внеурочной деятельности учащихся

Примечание

план

факт

Тема 1 «Кто такой лидер?»

1

03.09

Характеристика лидера, его качества.

беседа

2

10.09

Игра на выявление лидера

игра

3

17.09

Установление контакта и сплочение.

тренинг

4

24.09

Экскурсия в парк.

экскурсия

Тема 2: « Коллектив - основа организаторской деятельности ».

5

01.10

Имеете ли вы организаторские способности?

Практическое занятие (тест)

6

18.10

Организаторская этика – что это такое?

беседа

7

15.10

Коллектив-основа организаторской деятельности

Круглый стол

8

22.10

Что такое коллектив? Портрет коллектива

беседа

9

29.11

Стадии развития коллектива

презентация

10

12.11

Позиция актива в коллективе ребят

Проблемный диалог

11

19.11

Система поручений в детском коллективе.

Практическое занятие

Тема 3: « Как правильно организовать работу »

12

26.11

10 этапов от старта до финиша

беседа

13

03.12

Советы начинающему организатору

14

10.12

Ролевые и деловые игры, имитирующие реальные жизненные ситуации

15

17.12

Организация подготовки к новогодним праздникам

16

24.12

Проведение игр, конкурсов на новогодних утренниках

практика

Тема 4: « Организация самоуправления »

17

Что такое самоуправление

беседа

18

Структура самоуправления

19

Модель школьного ученического самоуправления »;

20

Создаем  модель ученического самоуправления для младших школьников

Практическое занятие

21

Информационный стенд в школьном (классном) самоуправлении

Тема 5: « Игра – дело серьёзное »

22

Игровые технологии. Подготовка к  Зарнице.

Практическое занятие

23

Виды игр. Подготовка к 8 марта

Практическое занятие

24

Подвижные игры на переменах.

25

Организация и проведение физкульминуток на переменах в начальных классах.

тренинг

26

Интеллектуальные игры.

27

Игры на свежем воздухе.

Практическое занятие

28

Игры на доверие.

29

Организация коллективных трудовых дел.

Тема 6 «Мастер слова»

30

Публичное выступление.

31

Правила успешного публичного выступления.

тренинг

32

Монолог и диалог.

Практическое занятие

33

Экскурсия

Экскурсия

34

Подготовка к Последнему звонку.

Практическое занятие

35

Итоговое занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оюразовательная программа дополнительного образования детей "Лидер"

Программа социализации и развития личности школьников, имеет социально-педагогическую направленность.Срок реализации - 1 год....

Образовательная программа дополнительного образования детей "Лидер"

Программа социализации и развития личности школьников, имеет социально-педагогическую направленность.Срок реализации - 1 год....

Образовательная программа дополнительного образования детей "Лидер"

Программа социализации и развития личности школьников, имеет социально-педагогическую направленность.Срок реализации - 1 год....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Лидер".

Данная образовательная программа позволит воспитанникам приобрести опытсоциально-значимой деятельности,активной коммуникации....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Лидер"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Лидер" для учащихся 6-7 классов.Программа «Лидер» рассчитана на обучение школьного актива и учащихся, проявляющих лидерские качества. Занятия проводятся 1 ра...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Лидер 21 века"

рабочая программа расчитана на 2 года на 10-11 класс, по 1 внеурочному занятию в неделю...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Школа лидера»

Рабочая программа "Школа лидеров" расчитана на 17 часов для учащихся 9 класса.В результате работы по программе внеурочной деятельности «Школа Лидера» воспитанник научится:·...